Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы лекции. Тема 5. Предложение в условиях совершенной конкуренции




Тема 5. Предложение в условиях совершенной конкуренции. Монополия.

Цель лекции: ознакомление с основными понятиями и методами анализа.

1. Совершенно конкурентная фирма и особенности спроса на ее продукт.

2. Производственный выбор и кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

3. Предложение совершенно в долгосрочном периоде.

4. Экономическая природа и виды монополий.

5. Предложение на монопольных рынках.

6. Экономические последствия монополизации рынка.

 

Регулирование деятельности монополий.

Понятие структуры рынка дает возможность сформировать теорию предложения и максимизации прибыли.

Термином «рыночная структура» обозначают условия, в которых протекает рыночная конкуренция.

Конкурентность является важной характеристикой рынка, под которой понимается способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара, прежде всего, изменять цену производимого товар. Чем ниже эта способность, тем более конкурентным считается рынок. Однако следует различать конкурентность рынка и конкурентную борьбу, под которой понимается степень соревновательности фирм отрасли друг с другом.

Объектом нашего изучения является конкурентная фирма, целью которой является получение максимальной прибыли в результате производства товаров и продажа их на рынке.

Цель анализа заключается в том, чтобы:

· показать, как конкурентный производитель принимает решение относительно объема производства в краткосрочном периоде, и какие факторы влияют на его предложение;

· исследовать природу долговременных изменений в производстве для отдельной фирмы и отрасли в целом;

· оценить эффективность конкурентного рынка, рассмотрев некоторые примеры государственного регулирования и методы измерения последствий проводимой экономической политики.

Основные черты совершенно конкурентного рынка

· Рынок состоит из многих конкурирующих продавцов, каждый из которых продает стандартизированную или однородную продукцию.

· Каждая фирма имеет очень небольшую долю общего выпуска, продаваемого на рынке, менее одного процента продаж за любой период времени.

· Фирмы не интересуются производственными решениями своих конкурентов, то есть, ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доле продаж.

· Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободнодоступна.

· Вход на рынок и выход из него для продавцов свободный.

Так как конкурентная фирма не может воздействовать на рыночную цену, то она принимает ее как заданную. Это означает, что фирма продает любое производимое количество продукции по одной и той же цене. Кривая спроса для индивидуального производителя является горизонтальной линией.

Фирма производит продукт, издержки которого изменяются в зависимости от объема производства, и продукт продается по текущей рыночной цене. Следовательно, необходимо выбрать поставляемый объем продукции таким образом, чтобы достичь максимальной прибыли.

Прибыль- разница между валовым доходом (TR) и совокупными издержками. П = TR – TC.

Валовой доход – произведение цены проданного товара на объем продаж. TR = P · Q.

Но цена вне влияния конкурентной фирмы, то есть последняя может влиять на свой доход, только изменяя объем продаж. Но с изменением выпуска изменяются издержки.

Предельный доход от реализации продукции – изменение в доходе, обусловленное продажей дополнительной единицы товара.

MR = ∆TR / ∆Q;

∆TR = ∆ (P · Q), а так как для совершенно конкурентной фирмы цена не зависит от объема,

то ∆ TR = P · ∆Q, следовательно

MR = P ∆Q / ∆Q = P

Таким образом, P = MR.

Выбирая максимизирующий прибыль объем выпуска, фирма должна сравнивать предельные издержки и предельный доход для каждой дополнительно проданной единицы товара. Когда предельный доход превышает предельные издержки, продажа дополнительной единицы товара увеличивает прибыль, и, наоборот. Разница между предельным доходом и предельными издержками есть предельная прибыль. Фирма продолжает производить до точки, в которой предельная прибыль равна нулю. В этой точке предельный доход равен предельным издержкам.

Предельная прибыль = MR – MC; если предельная прибыль равна нулю MR = MC. Так как для конкурентной фирмы P = MR, оптимальный выпуск устанавливается в точке, где P = MC.

Предельным условием для совершенно конкурентной фирмы, максимизирующей прибыль является:

P = MC

Перед конкурентным производителем стоят следующие задачи:

1. Производить или не производить.

2. Если производить, то какой объем продукции.

3. Какая при этом будет получена прибыль (или убыток).

Ответ на первый вопрос очевиден, если производство продукции приносит прибыль. Если производство убыточно, то необходимо оценить величину убытков от закрытия фирмы, а также о продолжения уу деятельности в краткосрочном периоде. При закрытии производства убытки (Y) равны постоянным издержкам (TFC):

Y = TFC

Если же фирма при некотором уровне выпуска будет иметь убытки меньшие, чем TFC, то ей следует производить в краткосрочном периоде. Таким образом, ответ на первый вопрос положителен, если конкурентный производитель будет получать либо экономическую прибыль, либо убыток, меньший, чем TFC.

Ответ на второй вопрос вытекает из цели производителя: фирма будет осуществлять такой выпуск, при котором ее прибыль максимальна или убытки минимальны. Для ответа на третий вопрос достаточно воспользоваться формулой для определения прибыли.

Рассмотрит три случая, в каждом из которых выбирается та или иная стратегия производства, зависящая от рыночной цены продукта.

Рассмотрим первый случай – максимизация прибыли.

Пусть цена превышает минимальные средние общие издержки.

P > AC min

При этом фирма получает экономическую прибыль. Для того чтобы ее максимизировать, фирма должна наращивать выпуск до тех пор, пока не будет выполняться равенство:

P = MC

Графический анализ задачи максимизации прибыли приведен на рисунке.

Расстояние BC соответствует прибыли на единицу выпуска, она равна разности (P – AC). Расстояние DC - это количество произведенного товара.

Таким образом, общая величина прибыли равна площади прямоугольника ABCD.

Второй случай – минимизация прибыли.

Пусть цена на продукт ниже минимально возможных средних общих издержек, но выше минимально возможных средних переменных издержек.

AVC min < p<AC min

В этом случае фирма терпит убытки и находится перед выбором: прекратить производство или продолжать действовать в краткосрочном периоде. Все зависит от величины убытков. Прекращая производство, фирма несет потери, равные постоянным издержкам, то есть Y = TFC. Продолжая функционировать, фирма может получать валовой доход, покрывающий полностью общие переменные издержки и частично постоянные. Таким образом, от продолжения производства, фирмы терпит убытки меньше, чем в результате закрытия. Объем выпуска, при котором потери минимальны, определяется из равенства P = MC.

Графически анализ задачи минимизации убытков приведен на рисунке.

На рисунке линия цены проходит между графиками AVC и AC. При объеме выпуска Q* убытки минимальны и равны площади прямоугольника ABCD. Убытки на единицу выпуска равны величине отрезка CB. Легко показать, что от закрытия производства фирма потеряет больше. Действительно постоянные издержки могут быть представлены площадью прямоугольника DCEF, в котором высота CE равна разности (AC – AVC), т.е. AFC. Таким образом, площадь DCEF:

S DCEF = AFC · Q* = TFC

Очевидно, что S ABCD < S DCEF.

Третий случай – прекращения деятельности фирмы в краткосрочном периоде.

Пусть цена упала ниже минимально возможных средних переменных издержек, т.е. P < AVC min

В этом случае не существует объема производства, при котором фирма может покрыть хотя бы переменные издержки. Продолжая производить, она несет убыток больший, чем стоимость постоянных издержек, а именно: потери будут равны всем затратам TC, то есть фирме выгоднее закрыться. Наименьшие убытки составят величину TFC. Этот случай изображен на рисунке: линия цены находится ниже графика AVC (См. приложение, рис.37)

При цене P > AVC min (P > PO) необходимо провести горизонтальную линию до кривой MC, например, при цене P1 – линию P = P1, а при цене P2 – линию P = P2. Из точки пересечения (B или С) опустить перпендикуляр на ось выпусков и определить оптимальные Q, которые фирма будет производить, и предлагать по данным ценам – Q1 и Q2.

При цене P>Po фирма ничего не будет производить. Таким образом, кривая предложения фирмы – это часть кривой предельных издержек, расположенная выше AVC минимальных.

Рыночное предложение есть суммарный объем продукции, поставляемый на рынок всеми фирмами отрасли при любой возможной цене.

Кривая рыночного предложения – это сумма по горизонтали индивидуальных кривых предложения всех фирм, работающих на рынке. Если отрасль состоит из 1000 типичных фирм, каждая из которых имеет идентичные MC, то при цене PO, общий выпуск составит

QO = 1000 · Q*,

Где Q* - количество продукции, произведенной типичной фирмой при цене PO.

При заданном рыночном предложении и известной кривой рыночного спроса на продукцию отрасли определяется рыночная цена Po на продукт, которая является фиксированной величиной для отдельной фирмы при формировании стратегии.

Один из важных факторов, влияющих на краткосрочное рыночное предложение – цены переменных ресурсов, используемых фирмами в отрасли. Изменения в этих факторах приведут к смещению кривой предельных издержек фирмы. Так, увеличение цен на переменные ресурсы сдвинет кривую MC вверх, так как предельные издержки фирмы возрастут. В результате рыночное предложение уменьшится. Применение же новой технологии в отрасли сокращает предельные издержки производства. Следовательно, кривые MC каждой фирмы сдвинутся вниз. Это приведет к росту предложения товаров.

В долгосрочном периоде фирма может изменять все используемые факторы производства, в том числе и размер предприятия. Она может расширить производство или выйти из отрасли. Стимулом к расширению производства служит получение экономической прибыли. На рисунке представлена графическая интерпретация задачи максимизации прибыли в долгосрочном периоде.

При цене Po прибыль фирмы в краткосрочном периоде равна площади ABCD. Если в долгосрочном периоде цена будет оставаться на том же уровне, фирма может увеличить прибыль до величины площади AEFG, расширяя объем выпуска с Q1 до Q2, т.е. до тех пор пока цена не станет равной долгосрочным предельным издержкам (LRMC): Po = LRMC.

Однако фирмы могут получать такую прибыль только определенное время. Новые фирмы, привлеченные возможностью получения прибыли в данной отрасли больше нормальной станут переходить в нее из других отраслей. Рыночное предложение увеличится и в результате этого цена упадет до минимально возможных долгосрочных средних издержек (LRAC), т.е. до уровня P1 = LRC min. В результате объем производства фирмы упадет до Q3, а экономическая прибыль станет равной нулю. То есть фирма будет получать лишь нормальную прибыль на инвестированный капитал.

И наоборот, если цены P < LRAC min, то фирмы будут покидать отрасль до тех пор, пока цены не поднимутся и экономическая прибыль не станет равной нулю.

Таким образом, долгосрочное конкурентное равновесие означает, что, во-первых, у действующих фирм нет стимулов для расширения или свертывания производства, а у новых – для вступления в отрасль, так как все фирмы получают нулевую экономическую прибыль вследствие того, что P = LRACmin. Во вторых, каждая фирма максимизирует прибыль в долгосрочном периоде, производя выпуск, при котором цена P = LRMC. В третьих, совокупное предложение отрасли равно совокупному потребительскому спросу.

Покажем, что равновесная цена и равновесное количество товара на совершенно конкурентном рынке максимизируют экономическое благосостояние производителей и потребителей. Для этого рассмотрим излишки потребителей и производителей. Потребительский излишек (CS) представляет собой совокупную чистую выгоду, которую получают потребители от каждой единицы товара, равную разнице между ценой, которую они готовы заплатить за данную единицу товара и рыночной ценой.

На рисунке это площадь CS. Производители тоже получают выгоду – излишек производителя (PS) от продажи данного товара. Для каждой единицы выпуска - это разница между рыночной ценой и предельными издержками. Для рынка в целом – это прибыль плюс любая рента, накапливающаяся на факторы производства. (См. приложение, рис.41)

Сумма излишков потребителей и производителей (CS + PS) характеризует уровень благосостояния общества. Чем больше суммарная величина, тем выше благостояние общества. Покажем эффективность конкурентного рынка, используя PS и CS на двух примерах государственного вмешательства. Рассмотрим политику государственного контроля над ценами. На рисунке представлен графический анализ последствий данной политики.

В результате установления государством цены P max < Po, объем продаж некоторого товара сокращается с Qo до Q1. Общее изменение потребительского излишка: ∆CS = A - B. Если площадь А больше площади В, то ∆ CS > O. Производители же явно терпят убытки ∆ PS = – A – C. Таким образом, общие убытки: ∆CS + ∆ PS = – B – C демонстрируют неэффективность мероприятий по контролю над ценами, так как благосостояние общества снижается.

Налог (T) увеличивает рыночную цену с Po до P1. Чистая цена, полученная продавцами после уплаты налога, равна (P1 – T). Потери потребителей ∆CS = – A – C. Потери производителей ∆PS = – B – D. Распределение налогового бремени между потребителями и производителями зависят от эластичности спроса и предложения. Суммарные потери (∆PS + ∆CS) превышают выручку государства от налога (А +B) на величину (C + D). Это чистые потери в благосостоянии общества. Таким образом, рассмотренные примеры государственного вмешательства свидетельствуют об эффективности конкурентного рынка.

Наряду с совершенно конкурентным рынком существуют рыночные структуры, которые не удовлетворяют условиям совершенной конкуренции: их называют несовершенно конкурентными. К таковым относят монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Рассмотрим рыночную ситуацию, когда отдельная фирма является единственным производителем товара, который не имеет близких заменителей. Такой рынок называется монополией, а фирма – монополистом. Поскольку монополист – единственный производитель товара, то его кривая спроса является одновременно кривой рыночного спроса и определяет цену на предлагаемое количество товара. Существенное различие между монополистическим и конкурентным рынком заключается в способности на монополизированном рынке определенной фирмы влиять на цену, выручаемую за ее товар. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар путем изменения объема выпуска, а не принимает ее как данное.

Если на рынке установится монопольная власть отдельного производителя, то общество в целом будет нести определенные издержки, так как покупатели за товар будут платить более высокие цены, одновременно сокращая объемы их потребления. Поэтому во многих странах мира разработаны и действуют антимонопольные законы, ограничивающие монополизацию рынка. Несмотря на эти законы, производители - монополисты есть во всех странах мира. Существуют ограничители, которые предотвращают появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Их называют барьерами для входа в отрасль. Они необходимы для долгосрочного поддержания монопольной власти. Они следующие:

• исключительные права, полученные от правительства на

производство отдельных товаров;

• патенты и авторские права;

• собственность на все предложение какого- либо производственного

ресурса.

• преимущества низких издержек крупного производства,

обусловленного монополизацией фирмы;

В зависимости от причин, лежащих в основе монополизации рынка, различают следующие виды монополий.

1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции юридическими ограничениями.

2. Естественная монополия. Отрасль, в которой производство любого объема продукций одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. В основе естественной монополий лежит экономия от масштаба производства

3. Открытая монополия. Случай, когда фирма становится единственным поставщиком товара,не обладая никакой специальной защитой от конкуренции.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Предложение в условиях совершенной конкуренции.

2 Максимизация прибыли.

3 Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

4 Излишек производителя и кривая совокупного предложения отросли.

5 Потери от государственного регулирования конкурентного рынка.

6 Монополия. Источники и результаты монопольной власти.

7 Долгосрочное и краткосрочное равновесие фирмы – монополиста.

8 Роль государственной политики в регулировании монополией.

 

Рекомендуемая литература

  1. Кулекеев. Ж.А., Султанбекова Г.К. Микроэкономика. Алматы. Казстатинформ, 2001г.
  2. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Перевод с англ. М.: Дело, 2001г.
  3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник. М., 2003г.
  4. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика. Учебник. Под ред.И.Е. Рудаковой М., Инфра – М, 2008г.
  5. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л., Микроэкономика. Промежуточный уровень. Учебник. М., Инфра – М, 2008г.

 

 

Тема 6. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополистическая конкуренция: признаки и условия существования.

 

Цель лекции: ознакомление с основными понятиями и методами анализа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.