Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекционный комплекс




По дисциплине: «Микро-макроэкономический анализ»

Специальность: Экономика – 6М050600

 

Алматы, 2014 г.

 

 

Тема 1. Современная микро – макроэкономика и её методология.

Цель лекции: ознакомление с основными понятиями и методами анализа.

Вопросы лекции:

1.Три фундаментальные задачи экономики.

2. Позитивный и нормативный анализ.

3.Макроэкономические модели.

4. Общие условия макроэкономического равновесия.

Принято считать, что люди удовлетворяют свои желания, потребляя товары и услуги. Товары, как правило, представляют собой материальные объекты. Услуги же всегда нематериальны. Процесс изготовления товаров и оказания услуг называется производством, а процесс использования товаров и услуг для удовлетворения потребностей - потребление.

Желание людей потреблять товары и услуги можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, люди имеют биологические потребности. Вторая причина – желание людей улучшить свои жизненные позиции.

Таким образом, жизнь человеческого общества связана с непрерывным потреблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким образом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потребности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей. Ресурсы всегда ограничены, т.е. они редки.

Редкость – это ситуация, когда ресурсов недостаточно чтобы удовлетворить желание всех и каждого.

Процесс производства любого товара или оказания услуги можно образно с огромным конвейером: по мере движения этого конвейера на него поступают какие-то исходные начальные элементы - сырье, энергия, станки, оборудование, труд специалистов которые, взаимодействия друг с другом, обеспечивают выпуск готовых товаров и услуг. Все вводимые начальные элементы, используемые в производстве товаров и оказания услуг, называются ресурсами. Экономические ресурсы также называются факторами производства. Экономисты делят ресурсы на три большие группы: земля, капитал и труд.

Термин земля используется в широком смысле; в это понятие включается не только сельхозугодия и городские земли, но и другие естественные блага, получаемые от природы - нефть, газ, угол, древесину, руду, воду рек, с помощью которой производится электроэнергия и т.п.

В экономической науке термин капитал употребляется для определения двух понятий - реального капитала и финансового капитала. Под реальным капиталом понимают здания, оборудование, машины, инструменты, транспортные средства, используемые в производстве товаров и услуг и доставка их конечному потребителю. Финансовый капитал включает в себя акции, облигации, банковские депозиты и т.п.

Термин труд включает в себя физические и умственные способности людей, используемые в процессе производства товаров и услуг.

К категории ресурсов относятся предпринимательские способности, которые означают умение:

1)организовать производство, соединив вместе экономические ресурсы - труд, земля и капитал, и выпускать товары и услуги;

2)принимать управляющие решения, определяя, что и как производить;

3)рисковать, поскольку не каждое управляющее решение может обернуться успехом;

4)внедрять новшества - применять новые технологии и методы организации производств

Поскольку редкость – ситуация постоянная, постольку изучению редкости и деятельности людей в условиях редкости и посвящает свои усилия наука под названием экономика.

Экономика (ойкос, номос) – это наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя редкие ресурсы для удовлетворения своих потребностей, следовательно, предметом экономики являются не деньки, не материальные блага, а люди, их действия, их выборы.

Изучая экономику, наблюдаем (различаем) в ней две ветви: микроэкономику и макроэкономику.

Макроэкономика – это раздел экономики, изучающий крупномасштабные экономические явления, в основе которых лежат микроэкономические процессы, происходящие на уровне хозяйствующих субъектов.

Микроэкономика – это раздел экономики, изучающий выборы, совершаемые малыми экономическими единицами (фирмами, предпринимателями, отдельными госструктурами) в условиях редкости Вопрос 2. Предметом микроэкономики, следовательно, являются выборы,

совершаемые малыми экономическими единицами. Система выборов сводится к четырём выборам:

- что

- как

- кто

- для кого

«Что» - означает выбор, какие товары и услуги возможно и необходимо

производить. При решении выбора «что» всегда существует альтернатива типа «либо… либо…». Классическая альтернатива – «либо масло, либо пушки». Кривая производственных возможностей при выборе «что».

Выбор «как» производить характеризуется тем, что в любом производстве всегда есть n-ое число вариантов его организации. Выбор «как» всегда связан с проблемой эффективности производства.

Экономическая эффективность – это ситуация, в которой при наличных производственных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некое количество другого товара.

Производительные ресурсы плюс знания образуют производственный потенциал (фирмы, региона, Украины и т.д.).

В выборе «как» с производственной деятельностью связаны инвестиции и предпринимательство.

Инвестиции – это увеличение объёма капитала и его технологическое

совершенствование, осуществляемое людьми с целью повышения эффективности производства.

Предпринимательство – это процесс поиска новых возможностей

использования новых технологий и новых сфер вложения капитала в целях повышения эффективности производства.

Выбор «кто» и какую работу должен выполнять, связан с организацией производства, построенного на разделении, кооперации и комбинировании труда.

Высшее достижение в разделении, кооперации и комбинировании труда достигается в результате научной организации труда.

«Для кого» - есть два аспекта: для кого производятся товары и услуги,

распределение произведённого продукта по стоимости, т.е. выбор «для кого» связан с распределением произведённой вновь созданной стоимости. Проблемой «для кого» и эффективности производства посвящает свои усилия научная школа праксиологии. Лозунг: больше производить, чтобы лучше распределять, и лучше распределять, чтобы больше производить.

Все микроэкономические выборы осуществляются в двух основных способах координации действий миллионов людей в рамках двух моделей.

Первая модель – иерархическая модель выбора, характеризуется тем, что

индивидуальные действия людей, а следовательно и их выборы подчинены указаниям, инструкциям и распоряжениям центральной власти.

Вторая модель – модель стихийного порядка. В этой модели индивидуумы приспосабливают свои действия и выборы реальным условиям, основываясь на информации и стимулах своего непосредственного окружения.

Таким образом, ограниченность ресурсов порождает фундаментальную проблему выбора: какие товары и услуги должно производить общество, располагая ограниченным количеством земли, труда и капитала? Все, что общество могло бы получить, но из-за ограниченности ресурсов не получило и упустило такую возможность, составляет издержки, точнее издержки упущенной возможности - то издержки использования ресурсов для какой-то определенной цели, измеренные с точки зрения выгоды, упущенной вследствие не использования этого набора ресурсов иным, альтернативным путем.

Наглядное представление проблемы ограниченности ресурсов и необходимости выбора дает кривая производственных возможностей.

Предположим, что ограниченный набор ресурсов используется обществом для производства только двух товаров X и Y. Можно так распорядиться ресурсами, что все они будут направлены на выпуск товара X; в этом случае будет изготовлено Ax единиц товара X и ни одной единицы товара Y. В другом крайнем варианте все производственные факторы направлены на выпуск товара Y и в результате изготавливаются By единиц товара Y и ни одной товара - X. Во всех остальных случаях, чтобы произвести одновременно и товары X, и товары Y необходимо сделать выбор: сколько единиц товара X изготовить за счет отказа от выпуска какого-то количества товара Y. Каждая точка кривой AxBy показывает возможные соотношения выпуска товаров X и Y при полном использовании всех имеющихся ресурсов. В этой связи линия AxBy называется кривой производственных возможностей (РРС).

Кривая производственных возможностей иллюстрирует четыре фундаментальные положения:

1) ограниченность ресурсов - об этом свидетельствует область недостижимых комбинаций товаров X и Y за линией РРС (как например в точке К);

2) необходимость выбора - надо решить, на какой набор товаров X и Y, соответствующий линии РРС, удовлетворяет запросы общества;

3) существования издержек упущенной возможности - на это показывает падающий характер кривой РРС, т.к. для производства дополнительной единицы товара Y надо отказываться от производства какого-то количества товара X, т.е. нести издержки упущенной возможности;

4) увеличение издержек упущенной возможности - выпуск первых единиц товара Y можно осуществить, использовав производительные ресурсы. Это по началу не вызовет резкого уменьшения производства X. Однако по мере дальнейшего расширения объемов выпуска товара Y необходимо привлекать менее качественные ресурсы; в этой связи каждая дополнительная единица Y потребует отказа от производства все увеличивающегося количества товара X. Следовательно, с ростом выпуска товара Y издержки упущенной возможности постоянно увеличиваются. По этой причине кривая РРС выпукла (или вогнута по отношению к началу координат). Рост издержек упущенной возможности при расширении производства любого товара носит фундаментальный характер, вследствие чего это явление трактуется как закон увеличивающихся издержек.

Основной метод всех экономических дисциплин: метод материалистической диалектики. Это означает, что все экономические процессы рассматриваются как реально существующие, т.е. материалистические и они рассматриваются в диалектике, в зарождении, в развитии и умирании.

Специфические методы микроэкономики:

- метод моделирования (связь фактов и ожидаемых результатов)

- метод построения графиков (графическая интерпретация, кривая

производственных возможностей)

- эконометрический метод (т.е. метод анализа статистических данных)

- метод построения прогнозов (т.е. на базе реалий строить какие-то

модели, прогнозировать будущее развитие)

- метод разработки экономической тактики (ценовая политика фирмы)

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Гипотеза о рациональном поведении людей.
  2. Оптимизационные и равновесные модели.
  3. Статистическая информация.
  4. Макроэкономическая политика.

Рекомендуемая литература

  1. Кулекеев. Ж.А., Султанбекова Г.К. Микроэкономика. Алматы. Казстатинформ, 2001г.
  2. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Перевод с англ. М.: Дело, 2001г.
  3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник. М., 2003г.
  4. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика. Учебник. Под ред.И.Е. Рудаковой М., Инфра – М, 2008г.

5. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л., Микроэкономика. Промежуточный уровень. Учебник. М., Инфра – М, 2008г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.