КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гос. регулирование внешней торговли
Классич. теории международной торговли Современные тенденции в развитии МТ в условиях НТР Устойчивый рост МТ связан со следующими факторами:1) стабилизация межгос-ных отношений в условиях мира;2) развитие МРТ и интернаци-я пр-ва и капитала;3) НТР;4) активная деятельность межд-ных корпораций;5) возникновение общемирового рынка;6) регулирование МТ посредством межд-х торговых соглашений;7) либерализация МТ, снижение таможенных барьеров;8) развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров;формирование «общих рынков», зон свободной торговли. Современные тенденции в области МТ:1) значительное увеличение мирового товарооборота;2) снижение доли развитых стран в МТ;3) резко увеличилась доля готовых изделий;4) резко сокращается удельный вес МТ топливом, сырьем5) резкое снижение удельного веса с/х продуктов, продовольствия и сельхоз сырья;6) увеличение объемов продажи услуг;7) увеличение доли свободных экономических зон в МТ;8) развитие нетарифных барьеров Класс. теории заложили основы анализа мирохозяйственных связей. Эти теории возникли как отрицание меркантилистического взгляда на теорию межд.торговли. -Теория абсолютных преимуществ А. Смита. Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) существенное внимание уделил разделению труда на основе специализации эк. деятельности. При этом выводы о разделении труда А. Смит распространил и на мирохозяйственную сферу. суть взглядов А. Смита -основой развития международной торговли служит различие в абсолютных издержках. Торговля будет приносить эк. эффект, если товары будут ввозиться из страны, где издержки абсолютно меньше, а вывозиться те товары, издержки которых в данной стране ниже, чем за рубежом. - Теория соотношения факторов производства Хекшера— Олина.В 20-х гг. ХХ в. шведскими эк-ми Эли Хекшером и Бертилем Олиномсозданп теория соотношения факторов пр-ва, которая наиболее полно была изложена в книге «Межрегиональная и международная торговля» (1933 г.). Она исходит из наличия не одного, а двух факторов пр-тва: труда и капитала. каждая страна в разной степени наделена этими факторами пр-ва, что и порождает различия в соотношении цен на них в странах, участвующих в международной торговле. Ценой капитала является % ставка, а ценой труда-з/п.Уровень относительных цен, т.е. соотношение цен на капитал и труд в странах, более насыщенных капиталом, будет меньше, чем в странах, где имеется дефицит капитала и относительно большие трудовые ресурсы. И, наоборот.Каждая страна стремится специализироваться на пр-ве товаров, требующих больше факторов, которыми она относительно лучше наделена. -Теорема выравнивания цен на факторы производства Самуэльсона. Под воздействием межд. торговли относ. цены на товары имеют тенденцию к выравниванию. Это приводит и к выравниванию соотношения цен на факторы пр-ва. Характер этого взаимодействия был раскрыт амер. Эк-ом П. Самуэльсоном, В соответствии с теоремой: при отсутствии внешней торговли цены на факторы пр-ва (з/п и %ставка) будут различаться в обеих странах: цена на избыточный фактор будет относительно ниже, а цена на дефицитный фактор — относительно выше.Участие в международной торговле и специализация страны на пр-ве капиталоемких товаров приводят к переливу капитала в экспортные отрасли. -Парадокс Леонтьева.Теория соотношения факторов пр-ва многократно подвергалась эмпирическим проверкам путем анализа конкретных статист.данных. Наиболее известное исследование такого рода было осуществлено в 1953 г. В. Леонтьевым. Он проанализировал структуру внешней торговли США.Эк-ка США после 2мировой войны хар-сь высокой насыщенностью капиталом и относительно более высокой по сравнению с другими странами оплатой труда. В соответствии с теорией соотношения факторов пр-ва США д.б. экспортировать преимущественно капиталоемкие, а импортировать преимущественно трудоемкие товары.Вопреки ожиданиям, результаты исс-ния показали, что амер. импорт оказался на 30% более капиталоемким, чем экспорт. Этот результат стал известен как «парадокс Леонтьева».Объяснения парадокса: США раньше других стран достигли значит. преимуществ в создании новых наукоемких товаров. Поэтому в америк.экспорте значит. место занимали товары, в которых относительно велики были затраты на квалиф. раб. силу, а в импорте преобладали товары, требовавшие относительно больших затрат капитала, включая и различные виды сырьевых товаров.Парадокс Леонтьева предостерегает от излишне упрощенного использования выводов теории Хекшера— Олина. 9. Современные теории международной торговли. Совр. теории межд. торговли либо развивают принципы класс. теорий, либо изучают отдельные стороны международной торговли. -теория технологического разрыва М. Познера (1961 г.); В результате НТП нововведения в одной из отраслей первоначально возникают в одной или нескольких ведущих странах. Эти страны в течение определенного времени занимают монопольное положение в мире в производстве продукта-новинки. Таким образом, преимущество, получаемое страной-новатором — результат возникшего технолог. разрыва в уровнях развития отдельных стран. Это может внести изменения во внешнеторговую специализацию страны, поощряя ее к частичному отказу от выпуска традиционной продукции. теория эффекта масштаба Кэмпа (1964 г.) долговременные средние издержки сокращ. по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т. е. возникает экономия, обусловленная массовым пр-ом. Многие страны обеспечены основн. факторами пр-ва в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характ-ся наличием эффекта массового пр-ва. В этом случае спец-ия позволяет расширить объемы пр-ва и производить продукт с меньш. затратами и по более низкой цене. -теория жизненного цикла продукта Р.Вернона (1966 г.); развитие мировой торговли зависит от этапов их жизни товаров. Цикл жизни продукта охватывает 4стадии — внедрение, рост, зрелость и упадок. Теория ЖЦП достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли, т.к.существует много товаров которые не вписываются в теорию жизненного цикла. - теория внутриотраслевой торговли Б. Баласа (1967 г.); внимание не только на эффект масштаба, но и на различия во вкусах потребителей разных стран, географ. близость их пограничных регионов, несовпадение с/х сезонов. -Теорема Рыбчинского. если величина одного из двух факторов пр-ва растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить пр-во той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить пр-во остальной продукции. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства теория конкурентного преимущества нации М.Портера (1986 г.). на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, в связи с чем важно понять, как фирма создает и удерживает конкур. преимущества, и уяснить роль страны в этом процессе. Конк-сть страны опр-ся воздействием и взаимосвязью 4 составляющих, называемых «конкурен.ромбом»:факторные условия (конкр. факторы пр-ва);условия спроса на товары и услуги;стратегия фирм данной страны,; характер родст-х и поддержмвающих отраслей, имеющихся в стране. - Т. пересекающегося спроса.Шведским экономистом С. Линдером в 1961г. было установлено: одной из основных причин внутриотрасл. торговли м/у странами является пересек-ся спрос. Необход. условие экспорта товаров -насыщенный внутренний спрос.Но оптимальный результат от экспорта м.б.достигнут в торговле со страной, имеющ. одинаковую структуру спроса.Реальный спрос подкреплен высоким уровнем дохода. Т. о., наибольшее пересечение структур спроса в странах-партнерах является залогом более интенсивной взаимной торговли. 10. Международная торговля в системе МР МТ - это совокупность экспортных и импортных операций стран мира Реэкспорт-вывоз ранее ввезенной продукции.Реимпорт-ввоз ранее вывезенной продукции. Причины реимпорта:-невозможность продать данный товар на ранее выбранном для экспорта рынке;-возврат дефектных товаров);-возврат непроданных товаров и образцов по причине банкротства. Виды реэкспорта:-вынужденный реэкспорт;-спекулятивный реэкспорт;-технологический реэкспорт;-учетный реэкспорт. Основные методы МТ:-прямой экспорт /импорт (сделки непосредственно между экспортером и импортером); -косвенный экспорт/импорт(сделки через посредников);-встречная торговля (сделки на безвалютной основе или с частичным покрытием валюты);-институционально-конкурская торговля (биржевая, аукционная, торги-тендеры);-электронная торговля (через интернет);-интракорпоративная торговля (между подразделениями одной транскомпании). МТ характеризуется следующ. показателями:1-внешнеторговый оборот = экспорт + импорт 2- товарная структура МТ(перечень товаров и услуг, которые ввозятся и вывозятся на территории страны) 3 - географическая структура МТ(выделение стран и регионов-партнеров) 4-объем международной торговли- сумма экспорта всех стран 5-экспортная квота-экспорт/ВВП 6- импортная квота- импорт/ВВП 7-внешнеторговая квота- экспорт+импорт/ВВП. Стр-ра р. товаров:-р. высокотех-х наукоемких товаров; -рынок среднетехнологичных товаров; -рынок низкотех-х товаров; -рынок базовых товаров..Спец-ка торговли услугами:неосязаемость;неразрывность пр-ва и потребления;неоднородность или изменчивость качества;неспособность к хранению. Способы МТ услугами:-трансграничная торговля;-потребление за границей;-торговое присутствие в стране предоставления услуги;-присутствие физ. лиц, предоставляющих услугу. Структура рынка услуг.Класс-ия МВФ:торгуемые услуги и не торгуемые услуги. Класс-я Генер. соглашения по торговле услугами (ГАТС): коммерческие и некоммерческие. Структура рынка услуг:- услуги, связанные с инвестициями;- услуги, связанные с торговлей;- услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей. Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие на рег-ие и развитие МТ товарами и услугами Реализуется на национальном и международном уровнях Главная цель: обеспечение благоприятных усл. для эфф. нац. деятельности в сфере МТ товарами и услугами.Реализуется через определение стратегии гос.внешнеторговой политики: формы стратегии:политика протекционизма внеш. торговли;политика либерализации внеш. торговли.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |