Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рецептивная эстетика




Теоретико-информативная эстетика

3. Теоретико-информативная эстетика. В особую сферу знаний ин­формативную проблематику выделил автор непозитивистской «Эстети­ки» Макс Бензе. Он исследовал теоретико-информативную проблематику искусства эстетики, тем самым создав третье проблемное поле эстетики и наметив возможность будущего отпочкования от эстетики еще одной са­мостоятельной дисциплины.

Важнейшие проблемы теоретико-информативной эстетики: особен­ности эстетической информации — ее гедонистический потенциал; ее от­ношение к помехам (к «шумам», т.е. к факторам, мешающим восприни­мать художественный текст или искажающим его); ее код, ее оригиналь­ность; ее отношение к знакам, ее смысл и значение; ее избыточность, бо­гатство, характер интерпретации; условия существования произведения как носителя эстетической информации (= социальное бытие художест­венной реальности).

Разновидность теоретико-коммуникативной эстетики — социокомму­никативная эстетика сосредоточивает внимание на процессах создания, передачи и восприятия эстетической информации, с помощью TV, радио, компакт-дисков, интернета и других масс-медиа.

Важнейшие проблемы социокоммуникативной эстетики: распростра­нение эстетической информации и роль средств массовой коммуникации

в цикличности их творческого обращения; вычленение единой универ­сальной структуры человеческой культуры (= структуры человеческой мысли); зависимость культуры от средств ее передачи. Особое значение имеет разработка концепции «мозаичности культуры» в эпоху массовой коммуникации. Согласно этой концепции зрителю, слушателю достаются не знания, а хаос случайных осколков знаний и оценок, с помощью кото­рых владельцы и ведущие масс-медиа манипулируют сознанием реципи­ентов.

Теоретико-информативные и социокоммуникативные эстетические концепции нацелены на осознание художественно-информативной при­роды искусства и роли средств массовой коммуникации в жизни художе­ственной культуры.

4. Рецептивная эстетика. Классическая эстетика всегда была эстети­кой действительности и искусства. Она осмысляла процесс художествен­ного творчества и искусство в его эстетических отношениях к действи­тельности. В 70-х годах ХХ в. эстетика попыталась подойти к искусству не со стороны его создания, а обратным путем — со стороны художест­венного восприятия. Благодаря усилиям теоретиков Констанцкой школы (ФРГ) возникло новое направление эстетики, сосредоточившееся не на процессе творческого созидания произведения, а на процессе его творче­ского восприятия и социального функционирования. Оказалось, что при таком взгляде открываются многие ранее сокрытые особенности искусст­ва. Этот новый подход позволил выкристаллизоваться целому новому разделу изучаемой нами дисциплины. Этот раздел был назван рецептив­ная эстетика (эстетика восприятия, или функциональная).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.