Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение эстетической и художественной деятельности




Многообразие форм эстетической деятельности

I. Эстетическая деятельность. Общечеловеческие аспекты освоения мира

Эстетическое отношение к действительности

1. Многообразие форм эстетической деятельности. Влюбой деятельности человека помимо ее прямого утилитарного значения есть хотя бы элементы общечеловеческого, благодаря чему эта деятельность обретает по крайней мере косвенное значение для человечества как рода. С этим общечеловеческим значением связаны эстетическая окрашен­ность и эстетическое содержание человеческой деятельности. Эстетиче­ская деятельность универсальна — это деятельность человека в ее обще­человеческой значимости. Эстетическая деятельность совершается или по законам красоты (портной шьет костюм, столяр делает стол, дизайнер проектирует автомобиль), или по законам комического (карнавал как дей­ствие), трагического (похоронная процессия), возвышенного (чествова­ние победителя, создание оды), безобразного (китч), или ужасного (филь­мы ужасов Хичкока, черные триллеры).

Эстетическая деятельность включает в себя: художественно-практи­ческую (карнавал, свадебный или погребальный обряд, этикетное поведе­ние); художественно-творческую (создание произведений искусства); ху­дожественно-техническую (дизайн); художественно-рецептивную (восп­риятие произведения) и рецепционно-эстетическую (восприятие красоты реального пейзажа), духовно-культурную (выработка личного вкуса и идеалов, вынесение вкусовых суждений и оценок), теоретическую (выра­ботка эстетических концепций и взглядов).

Венец эстетической деятельности — искусство. Здесь деятельность человека возвышается до художественного творчества, создающего в луч­ших своих проявлениях шедевры на все времена.

А). Некоторые ошибочно отождествляют эстетическое и художест­венное

А). Некоторые ошибочно отождествляют эстетическое и художест­венное. Однако, создавая автомобиль, человек не создает художественно

информативную, концептуально нагруженную, образную систему, и по­тому его деятельность не художественная, а эстетическая. Эти термины — не синонимы.

Б). Немецкий философ М. Дессуар считает, что эстетическое и худо­жественное существуют параллельно, как рядоположенные понятия: эс­тетика — теория деятельности по законам красоты вне искусства, а общее искусствознание — теория художественной деятельности в искусстве. Такое разделение неправомерно: и исторически, и в повседневной прак­тике эстетическая деятельность перерастает в художественную. Эти типы деятельности имеют много общего и их следует изучать в единой науке. Ошибочно противопоставлять эстетическую деятельность искусству.

В). эстетическая де­ятельность шире художественной - М. Каган

В). Петербургский ученый М. Каган утверждает, что эстетическая де­ятельность, с одной стороны, шире художественной (последняя — част­ный случай первой), с другой стороны, художественная деятельность ши­ре эстетической (художник творит не только по законам красоты). (См.: Каган 1971. С.216,218). Это утверждение вносит в науку странную логи­ку, по которой один твеновский персонаж оказался сам себе дедушкой и не учитывает, что и эстетическая деятельность протекает не только по за­конам красоты. Если художественное в чем-то шире эстетического, зна­чит, в художественном что-то есть неэстетическое. Однако неэстетиче­ских ценностей в искусстве нет. Философское, политическое, моральное, утилитарное в искусстве эстетически одухотворены и предстают как эсте­тические ценности.

Г). Художественное творчество — высшая форма эстетической де­ятельности

Г). Художественное творчествовысшая форма эстетической де­ятельности Эстетическая деятельность ведется не только по законам красоты и создает не только прекрасное. И трагическое, и комическое, и возвышенное, и безобразное, и низменное могут определять характер, со­держание и результат эстетической деятельности. Так подвиг — возвы­шенное, а подлость — низменное. Эстетическая деятельность шире ху­дожественной и охватывает и труд, и быт, и культуру. Так, парковая куль­тура, не являясь собственно искусством, развивается под его влиянием: стили парков следуют за стилями художественных направлений — суще­ствуют парки Ренессанса, барокко, классицизма, романтизма. (См.: Лиха­чев 1982).

Существует эстетическая деятельность, созидающая комизм, однако протекающая вне рамок искусства: шутки, анекдоты, каламбуры — эсте­тическая деятельность, протекающая по законам комического. Конечно, в такой деятельности присутствует и прекрасное — в виде идеала, и в виде отточенности формы острот. Категория прекрасного универсальна по от­ношению к эстетической деятельности. Однако эстетические формы мно­гообразны, и базируются не только на законах красоты. Роль комического в эстетической деятельности раскрывает Бахтин, говоря о смеховой на-

родной культуре Средневековья (См.: Бахтин. 1965). Карнавал — это не­художественная массовая эстетическая деятельность, осуществляемая и по законам красоты, и по законам комического.

Эстетическое освоение мира опирается на все многообразие эстети­ческих свойств действительности (возвышенное, трагическое, комиче­ское). Так трагическое есть и в искусстве, и в эстетической деятельности человека вне искусства. Знаком трагедии отмечены пирамида Хеопса, гробница Медичи работы Микеланджело и скорбный крест на сельском кладбище. Погребальный обряд, торжественно-траурная процессия, процедура воздаяния последнего долга умершему — все это формы эс­тетической деятельности, в которых прекрасное и трагическое взаимо­действуют.

Художественная деятельность оказывает обратное влияние на эстети­ческую, поднимая ее за собой: «Великие художественные достижения... нисходят в потребительский мир и участвуют в эстетизации среды. И не только нисходят, но и распространяются, расхватываются, обеспечивая таким образом известное стилевое единство преобразуемого человеком мира... конструктивный подход, обнаруживаемый нами сегодня в живо­писи и архитектуре, глубоко проник и во все те технические приспособле­ния, с которыми мы ежедневно имеем дело на кухне, дома, в обществен­ном транспорте и общественной жизни» (Гадамер. 1991. С. 274.)

3. Дизайн. Международный семинар дизайнеров (Бельгия, 1964) дал следующее определение: «Дизайн — это творческая деятельность, цель которой определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделий, но главным образом струк­турные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделия в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изгото­вителя». Дизайн — художественное проектирование и процесс промыш­ленного производства полезной и красивой вещи; главная и наиболее раз­витая сфера эстетической деятельности человека вне искусства (в индуст­риальной и технической сфере); изготовление промышленностью про­дуктов с учетом их пользы, удобства и красоты; предметный мир, создава­емый человеком средствами индустрии по законам красоты и функцио­нальности; это промышленный вид эстетической деятельности, гумани­зирующий орудия, продукты производства и окружающую среду и по­рожденный потребностями массового производства и потребления, раз­витием автоматизации и стандартизации. Дизайн — результат безгранич­ного расширения сферы прикладного искусства и его развития на про­мышленной основе, результат проникновения эстетики в технику. Дизайн делает форму продукта не только целесообразной и конструктивно логич­ной, но и эмоционально выразительной, эстетически осмысленной. Ма­шинное производство тиражирует образец, обладающий эстетическими

качествами. Продукт дизайна должен соответствовать своему назначе­нию, культурной традиции функционирования, технологии массового производства, современному стилю, задачам «очеловечения» мира (гума­низации «второй природы»).

Дизайн создает особый зрительный язык формы, «визуальный язык» (В. Гропиус). Знаки этого языка: пропорции, оптическая иллюзия, отно­шения света и тени, пустоты и объемов, цвета и масштаба. Дизайновская форма — знак материала, технологии и качества вещи, выражающий ее назначение и характер бытия в системе культуры.

Ремесленник сам начинал и заканчивал процесс изготовления вещи. Ныне она — продукт промышленного производства, результат труда ра­бочих, технологов, инженеров. Узкая специализация каждого из них гро­зит разрушением универсальности личности и утратой эстетической цельности изготовляемого предмета. Эту угрозу осознал еще Г. Земпер, обобщая опыт Лондонской промышленной выставки (1851): при всем техническом прогрессе современные изделия уступают изделиям наших предков по форме и даже по их практической пригодности и целесообраз­ности. Индустрия ускорила и сделала массовым процесс изготовления ве­щей. Но на смену уникальному изделию мастера пришло производство штампованных товаров. Перестав быть предметом роскоши, продукт про­изводства одновременно перестал быть роскошным предметом и более не нес на себе печать личности его создателя. И тогда на помощь конструкто­ру, проектирующему функциональный предмет, пришел художник, про­ектирующий предмет эстетически выразительный. В идеале художник и конструктор объединяются в лице представителя новой профессии — ди­зайнера (инженера с эстетической подготовкой).

Эстетическое начало вторгается в производство и охватывает все его сферы (от изготовления автомашин или телевизоров до создания инстру­ментов и станков). Сегодня ни одна отрасль промышленности не обходит­ся без художественного конструирования, объединяющего утилитарное и эстетическое начала. Мир современной техники меняет представления человека о том, что красиво.

Изготовление всякой вещи предполагает ее изобретение, конструиро­вание, компоновку и технологию производства. В этой цепи творческих поисков место дизайна — компоновка, проектирование новых связей между деталями вещи. При этом учитывается конструктивная целесооб­разность и технологическая рентабельность.

Дизайн, как и бионика, использует в технике формы живой природы, но в отличие от бионики, прямо заимствующей эти формы придает им культурно обработанный вид. Истинный арсенал форм дизайна — культу­ра, в которой перерабатываются в свете опыта человечества все впечатле­ния бытия. Цвет, ритм, пропорции, масштаб, форма и назначение предме-

та неделимы. Они — ведущие начала, организующие конструктивное пространство, важнейшие факторы дизайна. Цвет используется с учетом опыта искусства, достижений физиологии и психологии. Цвет улучшает или ухудшает эстетические и функциональные качества предмета.

Эстетическая выразительность цеха зависит от освещенности и цветового оформления стен, потолков, станков, от ритма расстановки оборудования. При этом учитываются связь цвета с функцией предмета, технологией производства. Цвет воздействует на человека эсте­тически, психологически и даже физиологически. Некий английский фабрикант окрасил свои цеха в «немаркий» черный цвет — это вызвало среди работников эпидемию нервных расстройств. Салоны самолетов нежелательно окрашивать в солнечные желтые цвета: они ухудшают работу вестибулярного аппарата. Для горячих цехов целесообразны не «теплые» цвета (красный, оранжевый), а холодные (голубой, зеленый): они улучшают физическое со­стояние и повышают работоспособность человека. Колористическое решение интерьера увязывается со звуком, освещением, формой. Важна система: человек — цвет — функция — пространство.

Полный дизайн предполагает: 1) выдвижение проектировочной идеи; 2) разработку но­вой функциональной структуры; 3) стилистическое оформление предмета. При сочетании лишь двух последних моментов — перед нами модернизация. Один третий момент — это стайлинг, стилизация (эстетическая обработка готовой продукции).

Художник-конструктор создает продукты и орудия труда, способные «по-человечески относиться к человеку», то есть обладающие эстетической ценностью. Дизайн очеловечива­ет взаимоотношения между вещью и личностью, а также между людьми. Пользуясь художе­ственно сконструированными вещами, человек эстетически наслаждается, созерцая себя в созданном им мире.

Дизайн проникает во все сферы жизни и деятельности людей. По мас­совости и силе эстетического воздействия он превосходит даже телевиде­ние. Ведь чтобы стать телезрителем, необходимо обладать телевизором и иметь досуг. А чтобы испытывать воздействие дизайна, достаточно быть нашим современником. Избежать воздействия дизайна невозможно, ибо никому не дано отрешиться от культурного обихода эпохи и обойтись без мебели, посуды, средств транспорта, создаваемых дизайном. Форма лож­ки, стола, молотка, автомобиля служит целям и удобства, и эстетического воздействия, связанного с образом жизни общества, типом его мышления и деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.