КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Речевой онтогенез как предмет междисциплинарного изучения
Опишите свою любимую куклу (или другую игрушку)
15. Как Ваша мама относилась к Вашим играм с куклой? o Играла вместе o Только покупала игрушки o Осуждала o Помогала, показывала o Не обращала внимания o Запрещала o Поощряла o Советовала другие игры o Наказывала
16. Опишите ситуацию, когда Вы впервые увидели младенца? 17. Сколько Вам было лет? _____________________________ 18. Возраст младенца? _________________________________ 19. Что Вы с ним делали? o Просто смотрела o Катала в коляске o Одевала o Держала на руках o Кормила o Играла o Постоянно ухаживала и воспитывала
20. Какими по длительности были контакты с младенцем? o Кратковременные контакты o Периодические кратковременные контакты o Длительные периодические контакты o Постоянные контакты
21. Оцените Ваши впечатления от контактов с младенцем по степени выраженности: 0 (такого впечатления не было); 1 (я это немного ощущала); 2 (это было яркое впечатление)
22. Какова была реакция взрослых на Ваши действия: o Никакой реакции o Осуждение Ваших действий o Поддержка, сопереживание o Испуг взрослого o Помощь во взаимодействии с ребенком o Запрещение прикасаться к ребенку o Другое (напишите, что именно)
23. Как Вы относитесь к возможной беременности в ранней юности? 24. Как Ваша мама относится к факту ранней беременности? 25. Как бы Ваша мама отнеслась (или отнеслась, если такой случай был) к факту Вашей беременности в ранней юности? 26. Как бы Вы хотели, чтобы Ваша мама отнеслась к факту вашей беременности в ранней юности?
27. Как Вы относитесь к абортам, в каком случае, по-вашему, следует сделать аборт? 28. Сразу ли Вы в этот раз сказали маме о том, что вы беременны, если нет, то почему? 29. Как Ваша мама отнеслась к Вашей теперешней беременности? 30. Как бы Вам хотелось, чтобы она отнеслась к Вашей теперешней беременности?
___________________________________________________________________________________________________________ ©Ланцбург М.Е., Филиппова Г.Г. Перинатальная психология. Психология родительства 44
Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения. На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов. Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Речь как средство общения, как его операция возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка. Между периодом невербального общения выделяется своеобразная переходная фаза, когда ребенок уже мог бы заговорить, но еще не прибегает к слову. Ребенок многие недели не прибегает по своей инициативе к речи, а остается на уровне доречевой коммуникации. Почему это происходит, что мешает ребенку, понимающему речь и артикулирующему нужные слова, заговорить? Критическим моментом является активность взрослого человека, который преобразует всю ситуацию для ребенка, побуждая его к речи Взрослый предлагает ребенку сотрудничество особого рода: деловое общение с ребенком и практическое взаимодействие по поводу предмета. К общению относятся лишь те виды деятельности, объектом которых является другой человек, партнер по общению. Если объектом деятельности служит, например, игрушка, то это будет уже предметная деятельность. Возникновение активной речи у ребенка зависит от того, поднимается ли он на уровень предложенного взрослым специфического сотрудничества. Если да, то в конце первого года жизни маленький ребенок произносит свое первое слово, обращенное к взрослому, а потом на протяжении следующих нескольких лет овладевает способностью использовать вербальные средства для взаимодействия с окружающими людьми, сначала только с взрослыми, а после двух лет и с другими детьми. Существуют три основные формы речевых реакций у детей: Речевые реакции в отсутствии партнера - это наиболее элементарная форма. Диалог - в разговоре активны двое: один обращается к другому с вопросами, второй отвечает и наоборот. Монолог - один из детей говорит в присутствии других Наиболее высокая форма речевого общения - диалог. Он имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает к игре, занятию другого ребенка, устанавливает контакт с ним. К сожалению, часто приходится видеть, что даже хорошо говорящие дети трудно поддерживают диалог с другими детьми. На это нужно обратить самое серьезное внимание, так как если способность к разговору не будет развита в детстве, она и далее останется недостаточной. Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы. Например, А.Н. Гвоздев, прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов. А.Н. Леонтьев, устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: первый - подготовительный - до одного года; второй - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до трех лет; третий - дошкольный - до семи лет четвертый - школьный. Знание закономерности речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. «Не следует направлять трехлетнего ребенка к логопеду для устранения недостатков звукопроизношения, потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата». И, наконец, знание законов развития речи детей.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |