Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речевой онтогенез как предмет междисциплинарного изучения




Опишите свою любимую куклу (или другую игрушку)

 

15. Как Ваша мама относилась к Вашим играм с куклой?

o Играла вместе o Только покупала игрушки o Осуждала

o Помогала, показывала o Не обращала внимания o Запрещала

o Поощряла o Советовала другие игры o Наказывала

 

16. Опишите ситуацию, когда Вы впервые увидели младенца?

17. Сколько Вам было лет? _____________________________

18. Возраст младенца? _________________________________

19. Что Вы с ним делали?

o Просто смотрела o Катала в коляске o Одевала o Держала на руках

o Кормила o Играла o Постоянно ухаживала и воспитывала

 

20. Какими по длительности были контакты с младенцем?

o Кратковременные контакты o Периодические кратковременные контакты

o Длительные периодические контакты o Постоянные контакты

 

21. Оцените Ваши впечатления от контактов с младенцем по степени выраженности:

0 (такого впечатления не было); 1 (я это немного ощущала); 2 (это было яркое впечатление)

Удивление   Желание иметь своего ребенка   Страх  
Непонимание   Интерес   Неприязнь  
Приятные впечатления   Ощущение хрупкости ребенка   Брезгливость  
Умиление   Боязнь навредить ребенку   Отвращение  

22. Какова была реакция взрослых на Ваши действия:

o Никакой реакции o Осуждение Ваших действий

o Поддержка, сопереживание o Испуг взрослого

o Помощь во взаимодействии с ребенком o Запрещение прикасаться к ребенку

o Другое (напишите, что именно)

 

23. Как Вы относитесь к возможной беременности в ранней юности?

24. Как Ваша мама относится к факту ранней беременности?

25. Как бы Ваша мама отнеслась (или отнеслась, если такой случай был) к факту Вашей беременности в ранней юности?

26. Как бы Вы хотели, чтобы Ваша мама отнеслась к факту вашей беременности в ранней юности?

 

 

27. Как Вы относитесь к абортам, в каком случае, по-вашему, следует сделать аборт?

28. Сразу ли Вы в этот раз сказали маме о том, что вы беременны, если нет, то почему?

29. Как Ваша мама отнеслась к Вашей теперешней беременности?

30. Как бы Вам хотелось, чтобы она отнеслась к Вашей теперешней беременности?

 

 

___________________________________________________________________________________________________________

©Ланцбург М.Е., Филиппова Г.Г. Перинатальная психология. Психология родительства 44

 

 

Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения. На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов. Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Речь как средство общения, как его операция возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка. Между периодом невербального общения выделяется своеобразная переходная фаза, когда ребенок уже мог бы заговорить, но еще не прибегает к слову. Ребенок многие недели не прибегает по своей инициативе к речи, а остается на уровне доречевой коммуникации. Почему это происходит, что мешает ребенку, понимающему речь и артикулирующему нужные слова, заговорить? Критическим моментом является активность взрослого человека, который преобразует всю ситуацию для ребенка, побуждая его к речи Взрослый предлагает ребенку сотрудничество особого рода: деловое общение с ребенком и практическое взаимодействие по поводу предмета. К общению относятся лишь те виды деятельности, объектом которых является другой человек, партнер по общению. Если объектом деятельности служит, например, игрушка, то это будет уже предметная деятельность. Возникновение активной речи у ребенка зависит от того, поднимается ли он на уровень предложенного взрослым специфического сотрудничества. Если да, то в конце первого года жизни маленький ребенок произносит свое первое слово, обращенное к взрослому, а потом на протяжении следующих нескольких лет овладевает способностью использовать вербальные средства для взаимодействия с окружающими людьми, сначала только с взрослыми, а после двух лет и с другими детьми. Существуют три основные формы речевых реакций у детей: Речевые реакции в отсутствии партнера - это наиболее элементарная форма. Диалог - в разговоре активны двое: один обращается к другому с вопросами, второй отвечает и наоборот. Монолог - один из детей говорит в присутствии других Наиболее высокая форма речевого общения - диалог. Он имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает к игре, занятию другого ребенка, устанавливает контакт с ним. К сожалению, часто приходится видеть, что даже хорошо говорящие дети трудно поддерживают диалог с другими детьми. На это нужно обратить самое серьезное внимание, так как если способность к разговору не будет развита в детстве, она и далее останется недостаточной. Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы. Например, А.Н. Гвоздев, прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов. А.Н. Леонтьев, устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: первый - подготовительный - до одного года; второй - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до трех лет; третий - дошкольный - до семи лет четвертый - школьный. Знание закономерности речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. «Не следует направлять трехлетнего ребенка к логопеду для устранения недостатков звукопроизношения, потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата». И, наконец, знание законов развития речи детей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.