КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структурные компоненты речи
Звук з (звонкий) образуется в том случае, если воздушная струя, попадая в гортань, встречает сомкнутые голосовые связки, которые по ее прохождении вибрируют, поднятую нёбную занавеску (ротовой) и преграду в виде щели (щелевой), между выгнутым и образующим продольный желобок языком и передним отделом твердого нёба (передне-язычный), губы раскрыты и образуют оскал. Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словари и грамматический строй. Различают устную и письменную форму речи. В каждом речевом акте можно выделить импрессивную (восприятие речи) и экспрессивную (воспроизведение речи) стороны. Изучением звукового состава речи занимается фонетика; словаря—лексикология, а грамматического строя—грамматика. Лексика, грамматика и фонетика входят в единую систему языка. Акад. В. В. Виноградов отмечал, что в структуре языка, образующего единое целое, все составные части, или элементы ее, находятся в закономерных отношениях, что они закономерно связаны друг с другом. Так, например, взаимосвязаны и взаимообусловлены звуковой строй, грамматика, словарный состав. Следует помнить, как указывал В. В. Виноградов, что словарный состав обладает наибольшей обобщающей силой и, соответственно, наибольшей степенью охвата других элементов. Для русского языка характерны слова, состоящие из нескольких слогов. Центром слова является ударный слог, он характеризуется наибольшей силой, четкостью и длительностью произнесения его гласной. К ударному слогу примыкают безударные, обладающие меньшей силой; первый предударный слог наиболее сильный из безударных слогов. Место ударения, количество слогов, их состав (Различают слоги открытый, закрытый, со стечением согласных в начале, в конце слога.) и последовательность в слове составляют ритмическую слоговую структуру слова. Основной единицей языка является слово во всей совокупности его грамматических форм. 12.Строеиие и функционирование рсчедвигатсльного анализатора. Развитие речи подчинено общим закономерностям системогенеза. На примере этой важной функции, принадлежащей только человеку, можно попытаться показать роль «включения» отдельных функциональных систем в последовательном становлении ее этапов. Несмотря на то что ребенок родится с органами артикуляции, готовыми к функционированию, однако необходим длительный подготовительный период, прежде чем ребенок овладеет способностью к произнесению членораздельных звуков речи. Развитие речи начинается с процесса формирования интонации вначале в системе речеслухового, затем речедвигательного анализаторов. Ребенок первых месяцев жизни избирательно чувствителен к звукам человеческого голоса, что имеет большое значение в плане приспособляемости, обеспечивая выживание ребенка только в специфически человеческом социальном окружении. С помощью взрослого ребенок не только удовлетворяет биологические потребности, необходимые для жизни, но и получает многообразные зрительные, слуховые, тактильные, двигательно-кинетические и другие ощущения, являющиеся основой для развития его речи и интеллекта Речедвигательный анализатор начинает свое формирование в доречевой период в тесном взаимодействии со слуховым и зрительным анализаторами. Но в то же время доказано, что весь процесс сенсорного восприятия, в том числе и восприятие речи, осуществляется обязательно с участием двигательных импульсов. Поэтому развитие движений у ребенка — важный фактор в формировании его лепета и речи. Например, смена коротких звуков более протяжными звуками гуления, требующими более. длительного мышечного сокращения, которое происходит в возрасте 2,5—3 мес, совпадает по времени с новой стадией в развитии движений ребенка. В этот период здоровый ребенок уже хорошо держит голову, поворачивается со спины на бок, начинает тянуться к предмету, ощупывает и осматривает свои руки, может на продолжительное время зафиксировать взгляд и проследить за предметом во всех направлениях. Кроме того, звуки гуления произносятся на выдохе, поэтому они могут быть осуществлены только тогда, когда уже есть двигательная основа для своеобразной тренировки речевого дыхания. Весь дальнейший период становления речи тесно связан с усложнением двигательной функции Речеслуховой анализатор начинает активно функционировать примерно с 7—8 мес, а речедвигательный — к 1 году. Поэтому понимание речи обгоняет развитие произношения. Так, начиная со второго полугодия жизни ребенок, не владея еще ни одним самостоятельным словом, до некоторой степени способен понимать речь взрослых. Существенную роль в этом процессе играют общение со взрослым, развитие ориентировочной деятельности, а также двигательнокинестетический анализатор.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |