КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рост и развитие мозжечка
Морфологическое развитие мозжечка. Мозжечок развивается из 4-го мозгового пузыря. В эмбриональном периоде развития сначала формируется червь, как наиболее древняя часть мозжечка, а затем — его полушария. У новорожденного червь мозжечка оказывается более развитым, чем полушария. На 4—5-м месяце внутриутробного развития разрастаются поверхностные отделы мозжечка, образуются борозды и извилины. Масса мозжечка у новорожденного составляет 20,5—23 г, в 3 месяца она удваивается, а у 6-месячного ребенка равна 62—65 г. Наиболее интенсивно мозжечок растет в первый год жизни, особенно с 5-го по 11-й месяц, когда ребенок учится сидеть и ходить. У годовалого ребенка масса мозжечка увеличивается в 4 раза и в среднем составляет 84—95 г. После этого наступает период медленного роста мозжечка, к 3 годам размеры мозжечка приближаются к его размерам у взрослого. К 6 годам его масса достигает нижней границы массы мозжечка у взрослого. У 15-летнего ребенка масса мозжечка—149 г. Интенсивное развитие мозжечка происходит и в период полового созревания. Серое и белое вещество мозжечка развивается неодинаково. У ребенка рост серого вещества осуществляется относительно медленнее, чем белого. Так, от периода новорожденности до 7 лет количество серого вещества увеличивается приблизительно в 2 раза, а белого — почти в 5 раз. Миелинизация волокон мозжечка осуществляется приблизительно к 6 месяцам жизни, последними миелинизируются волокна коры мозжечка. Из ядер мозжечка раньше других формируется зубчатое ядро. Начиная от периода внутриутробного развития и до первых лет жизни детей ядерные образования выражены лучше, чем нервные волокна. У детей школьного возраста, так же как и у взрослых, белое вещество преобладает над ядерными образованиями. Клеточное строение коры мозжечка у новорожденного значительно отличается от взрослого. Ее клетки во всех слоях отличаются по форме, размерам и количеству отростков. У новорожденного еще не полностью сформированы • клетки Пуркинье, в них не развито нисслевское вещество, ядро почти полностью занимает клетку, ядрышко имеет неправильную форму, дендриты клеток слаборазвиты. Формирование этих клеток идет бурно после рождения и заканчивается к 3—5 неделям жизни. Клетки внутреннего зернистого слоя развиваются раньше клеток Пуркинье. Клеточные слои коры мозжечка у новорожденного значительно тоньше, чем у взрослого. К концу 2-го года жизни их размеры достигают нижней границы величины у взрослого. Полное формирование клеточных структур мозжечка осуществляется к 7—8 годам. В период новорожденности и первых дней жизни разрушение клеток мозжечка существенно не отражается на регулируемых им функциях. Завершение развития ножек мозжечка, установление их связей с другими отделами центральной нервной системы осуществляется в период от 1 до 7 лет жизни ребенка. Становление рефлекторной функции мозжечка связано с формированием продолговатого, среднего и промежуточного мозга.
РОст И РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО МОЗГА
Морфологическое развитие среднего мозга. Рост и функциональное развитие среднего мозга связаны с развитием других отделов мозгового ствола и формированием его путей к мозжечку и коре больших полушарий головного мозга. У новорожденного масса среднего мозга составляет 2,5 г. Его форма и строение почти не отличаются от среднего мозга взрослого. Ядро глазодвигательного нерва хорошо развито, его волокна миелинизированы. Хорошо развито красное ядро, его связи с другими отделами мозга формируются раньше, чем пирамидная система. Крупноклеточная часть красного ядра, обеспечивающая передачу импульсов из мозжечка к мотонейронам спинного мозга, развивается раньше, чем мелкоклеточная, через которую передается возбуждение от мозжечка к подкорковым образованиям мозга и к коре больших полушарий. Об этом говорит тот факт, что у новорожденного пирамидные волокна миелинизированы, а пути, идущие к коре, еще нет. Они начинают миелинизироваться с 4-го месяца жизни. Пигментация красного ядра начинается с 2-летнего возраста и заканчивается к 4 годам. У новорожденного черная субстанция представляет собой хорошо выраженное образование, клетки которого дифференцированы и их отростки миелинизированы. Миелинизированы и волокна, связывающие черную субстанцию с красным ядром. Но значительная часть клеток черной субстанции не имеет характерного пигмента (меланина), который появляется с 6 месяцев жизни и максимального развития достигает к 16 годам. Развитие пигментации находится в прямой связи с совершенствованием функций черной субстанции. Функциональное развитие среднего мозга. Ряд рефлексов, осуществляющихся с участием среднего мозга, формируется в период внутриутробного развития. Уже на ранних этапах эмбрионального развития отмечены тонические и лабиринтные рефлексы, оборонительные и другие двигательные реакции в ответ на различные раздражения. За 2—3 месяца до рождения у плода наблюдаются двигательные реакции в ответ на звуковые, температурные, вибрационные и другие раздражения. На резкие звуковые раздражения плод отвечает возникновением двигательной активности. Но повторение одного и того же звука приводит к уменьшению и прекращению ответной двигательной реакции. В первые дни жизни ребенка появляется рефлекс Моро, который выражается в том, что в ответ на громкий внезапный звук у ребенка разгибаются руки в стороны под прямым углом к туловищу, разгибаются пальцы и туловище. Этот рефлекс исчезает к 4-му месяцу жизни ребенка. Он сохраняется умственно отсталых детей, и его считают связанным с незрелостью мозга. Рефлекс Моро сменяется противоположной реакцией. Она характеризуется тем, что при таком же резком раздражении у ребенка возникает общая двигательная реакция с преобладанием сгибательных движений. Она нередко сопровождается движением головы и глаз, изменением дыхания или задержкой сосательного рефлекса. Эта реакция названа реакцией испуга или вздрагивания и рассматривается как первое проявление ориентировочного рефлекса. При повторных раздражениях этот рефлекс исчезает. С возрастом ответ на раздражение становится менее обобщенным, со 2-й недели жизни появляется сосредоточение на звуке, а на 3-м месяце возникает типичная ориентировочная реакция, выражающаяся в повороте головы в сторону раздражителя. Начальные стадии этой реакции связаны с ранним формированием рецепторов внутреннего уха, проводящих путей и четверохолмий, ее совершенствование — с развитием коленчатых тел и коркового отдела слухового анализатора. Ко времени рождения у плода хорошо развиты структуры, лежащие в основе рефлексов, возникающих в ответ на зрительные раздражения. Первоначальной формой ответных реакций являются защитные рефлексы. У новорожденных детей прикосновение к ресницам, векам, конъюнктиве, роговице или дуновение вызывает тотчас же смыкание век. Зона этого рефлекса у новорожденного шире — у него закрываются глаза и при прикосновении к кончику носа и лбу. При освещении спящего ребенка веки его смыкаются сильнее. Рефлекторное мигание (ответ на быстрое приближение предмета к глазам) появляется к 1,5—2 месяцам жизни. У новорожденного хорошо развит зрачковый рефлекс. Зрачковые рефлексы имеются даже у недоношенных младенцев. Расширение зрачков на звуковые и кожные раздражители появляется позже — с 10-й недели жизни ребенка. В 7—9-месячном возрасте эта реакция на кожные раздражители наблюдается у 64% обследованных детей. Зрачковый рефлекс на кожные раздражители отмечен у 20% 2-месячных младенцев, а у 6-месячных — в 87% случаев. Некоторые исследователи при сильном раздражении кожи наблюдали эту реакцию у всех обследованных новорожденных. В течение первого полугодия жизни у большинства детей проявляется тонический рефлекс с глаз на мышцы шеи. Он выражается в том, что в вертикальном положении тела ребенка (не поддерживая голову) при освещении глаз голова быстрым движением откидывается назад, тело при этом впадает в опистотонус (состояние, при котором тело выгибается назад вследствие повышения тонуса мышц-разгибателей). Реакция сохраняется до тех пор, пока глаза освещены. Этот рефлекс особенно хорошо выражен у новорожденных детей. Лабиринтный, или установочный рефлекс, вследствие которого правильное положение в пространстве занимает сначала голова, а затем все тело, у новорожденных отсутствует.; Этот рефлекс связан с формированием вестибулярного аппарата и красных ядер. У новорожденных он выявляется в единичных случаях при наклонном положении тела вниз головой. Этот рефлекс хорошо выражен с 2—3 месяцев жизни ребенка. V Лабиринтные рефлексы, возникающие при вращении (отклонении головы и глазных яблок в сторону, противоположную вращению), по данным большинства исследователей, имеют место сразу после рождения, они хорошо выражены с 7-го дня жизни ребенка. С первых дней жизни наблюдается и лифтная реакция, которая у ребенка выражается в поднимании рук вверх при быстром опускании тела (движение «падения»). Рефлексы положения тела в пространстве, зависящие от правильного распределения тонуса мышц и суставов, статические, установочные и выпрямительные рефлексы формируются после рождения, хотя рецепторы, при раздражении которых они возникают, в основном сформированы (зрительные, кожные, про- приорецепторы мышц и суставов,' рецепторы внутреннего уха и др.). Их формирование связано с дальнейшим развитием головного мозга и коры больших Полушарий. При этом происходит смена простейших рефлекторных актов на более сложные. Так, врожденные предварительные локомоторные акты исчезают в 4—5 месяцев жизни ребенка. Первым исчезает рефлекс с глаз на шею (в 3 месяца), затем вестибулярная^реакция на конечности (в 4— 5 месяцев). Сокращение приводящих мышц противоположной ноги, сопровождающее коленный рефлекс, угасает к 7 месяцам, перекрестный сгибательный рефлекс ног — в 7—12 месяцев, а ручной и ножной хватательный рефлекс переходит в произвольное хватание к концу первого года жизни. К этому времени почти полностью исчезает рефлекс Бабинского. В течение первого года жизни ребенок учится переворачиваться на живот, ползать на животе и на четвереньках, сидеть, вставать и к концу года ходить. На протяжении первого года жизни большие полушария оказывают все большее влияние на деятельность других отделов центральной нервной системы. В связи с этим с 4—5 месяцев проявляются произвольные движения, управляемые корковыми центрами и осуществляющиеся через пирамидные пути. Движения в это время мало заторможены и проявляются сильнее, чем в последующий период. Появляющееся торможение связывают с развитием полосатых тел и коры больших полушарий. РОСТ И РАЗВИТИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОГО МОЗГА И БАЗАЛЬНЫХ ЯДЕР Морфологическое развитие промежуточного мозга. Отдельные формации промежуточного мозга имеют свои темпы развития. Закладка зрительного бугра осуществляется к 2 месяцам внутриутробного развития. На 3-м месяце разграничивается тала- мус и гипоталамус. На 4—5-м месяце между ядрами таламуса проявляются светлые прослойки развивающихся нервных волокон. В это время клетки еще слабо дифференцированы. В 6 месяцев становятся хорошо видными клетки ретикулярной формации зрительного бугра (таламус). Другие ядра зрительного бугра начинают формироваться с 6 месяцев внутриутробной жизни, к 9 месяцам они хорошо выражены. С возрастом происходит их дальнейшая дифференциация. Усиленный рост зрительного бугра осуществляется в 4-летнем возрасте, а размеров взрослого он достигает к 13 годам жизни. В эмбриональном периоде развития закладывается подбугор- ная область, но в первые месяцы внутриутробного развития ядра гипоталамуса не дифференцированы. Только на 4—5-м месяце происходит накопление клеточных элементов будущих ядер, на 8-м месяце они хорошо выражены. , Ядра гипоталамуса созревают в разное время, в основном к 2—3 годам. К моменту рождения структуры серого бугра еще полностью не дифференцированы, что приводит к несовершенству теплорегуляции у новорожденных и детей первого года жизни. Дифференциация клеточных элементов серого бугра заканчивается позднее всего — к 13—17 годам. В процессе роста и развития промежуточного мозга уменьшается количество клеток на единицу площади и увеличивается размер отдельных клеток и число проводящих путей. Отмечают более быстрые темпы формирования гипоталамуса по сравнению с корой больших полушарий. Сроки и темпы развития гипоталамуса близки к срокам и темпам развития ретикулярной формации. Функциональное развитие промежуточного мозга. О готовности ядер промежуточного мозга к деятельности говорит наличие рефлекторных реакций у новорожденного на тактильные, вкусовые, обонятельные, температурные и болевые раздражения. Восприятие обонятельных раздражений связано с созреванием обонятельного и тройничного нервов и соответствующих ядер нодбугорной области. Рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражения в первые часы после рождения имеют место даже у недоношенных детей. Новорожденные различают приятные и неприятные запахи, довольно тонко определяют вкусовые раздражения (подробно эти вопросы даны в главе «Анализаторы»), Действие сладких вкусовых веществ на рецепторы полости рта вызывает у новорожденных лизательные и сосательные движения, а действие горьких, кислых и соленых веществ — сильное слюнотечение, сморщивание лица, рвотные движения. Эти реакции являются врожденными рефлексами, так как имеют место до первого кормления новорожденного. Причем кислое воспринимается с меньшим неудовольствием, чем соленое, а горькое — как самое неприятное. Различение вкусовых веществ осуществляется лучше при частичном насыщении, чем натощак или при полном насыщении. Регуляция температуры тела у новорожденных и детей первого года жизни несовершенна вследствие недостаточного развития структур промежуточного мозга (гипоталамуса). Развитие базальных ядер. Базальные ядра развиваются интенсивнее, чем зрительные бугры. Бледное ядро (паллидум) мие- линизируется раньше полосатого тела (стриатум) и коры больших полушарий. Установлено, что миелинизация в бледном ядре почти полностью заканчивается к 8 месяцам развития плода. В структурах полосатого тела миелинизация начинается у плода, а заканчивается только к 11 месяцам жизни. Хвостатое тело в течение первых 2 лет жизни увеличивается в 2 раза, что связывают с развитием у ребенка автоматических двигательных актов. Двигательная активность новорожденного в значительной мере связана с бледным ядром, импульсы от которого вызывают некоординированные движения головы, туловища и конечностей. У новорожденного наллидум уже имеет множественные связи со зрительным бугром, подбугровой областью и черной субстанцией. Связь паллидума со стриатумом развивается позже, часть стриапаллидарных волокон оказывается миелинизированной на первом месяце жизни, а другая часть — лишь к 5 месяцам и позже. Считают, что такие акты, как плач, в моторном отношении осуществляются за счет одного паллидума. С развитием йолоса- того тела связано появление мимических движений, а затем умение сидеть и стоять. Так как стриатум оказывает тормозящее влияние на паллидум, то создается постепенное разделение движений. Для того чтобы сидеть, ребенок должен уметь вертикально держать голову и спину. Это появляется у него к 2 месяцам, а поднимать голову лежа на спине ребенок начинает к 2—3 месяцам. Сидеть начинает к 6—8 месяцам. В первые месяцы жизни у ребенка имеется отрицательная реакция опоры: при попытке поставить его на ножки он поднимает их и подтягивает к животу. Затем эта реакция становится положительной: при прикосновении к опоре ножки разгибаются. В 9 месяцев ребенок может стоять с помощью поддержки, в 10 месяцев он стоит свободно. С 4—5-месячного возраста довольно быстро развиваются различные произвольные движения, но они еще длительное время сопровождаются многообразными дополнительными движениями. Появление произвольных (таких, как схватывание) и выразительных движений (улыбка, смех) связывают с развитием стри- арной системы и двигательных центров коры больших полушарий. Громко смеяться ребенок начинает с 8 месяцев. По мере роста и развития всех отделов головного мозга и коры больших полушарий движения ребенка становятся менее обобщенными и более координированными. Только к концу дошкольного периода устанавливается определенное равновесие коркового и подкоркового двигательных механизмов. РАЗВИТИЕ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА Морфологическое развитие коры больших полушарий. До 4-го месяца развития плода поверхность больших полушарий гладкая и на ней отмечается лишь вдавливание будущей боковой борозды, которая окончательно формируется только ко времени рождения. Наружный корковый слой растет быстрее внутреннего, что приводит к образованию складок и борозд. К 5 месяцам внутриутробного развития образуются основные борозды: сначала появляется боковая борозда, после нее формируется центральная, а затем мозолистая, теменно-затылочная и шпорная. По данным некоторых исследований, затылочная и шпорная борозды различаются уже у 3-месячного плода. Вторичные борозды появляются после 6 месяцев. К моменту рождения первичные и вторичные борозды, хорошо выражены и кора больших полушарий имеет такой же тип строения, как и у взрослого. Но развитие формы и величины борозд и извилин, формирование мелких новых (третичных) борозд и извилин продолжается и после рождения. К 5-недельному возрасту рисунок коры можно считать завершенным, но полного развития борозды достигают к 6 месяцам.] У детей с возрастом меняется соотношение между поверхностью мозга и его массой (масса мозга растет быстрее, чем поверхность), между скрытой (находящейся внутри борозд и извилин) и свободной (находящейся сверху) поверхностью коры больших полушарий. Поверхность ее у взрослого человека составляет 2200—2600 см2, из них '/3 свободной и 2/3 скрытой. У новорожденного свободная поверхность лобной доли относительно невелика, она увеличивается с возрастом. Наоборот, поверхность височной и затылочной долей сравнительно велика, с возрастом она относительно уменьшается (развитие идет за счет увеличения скрытой поверхности). К моменту рождения кора больших полушарий имеет такое же количество нервных клеток (14—16 млрд.), как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы по строению, имеют простую веретенообразную форму и очень небольшое количество отростков. Серое вещество коры больших полушарий плохо дифференцировано от белого. Кора больших полушарий относительно значительно тоньше, чем у взрослого; корковые слои слабо дифференцированы, а корковые центры недостаточно сформированы. После рождения кора больших полушарий развивается быстро. Соотношение серого и белого вещества к 4 месяцам приближается к соотношению у взрослого. После рождения идет дальнейшая миелинизация нервных волокон в разных отделах головного мозга, но в лобных и височных долях этот процесс находится в начальной стадии. К 9 месяцам миелинизация в большинстве волокон коры больших полушарий достигает хорошего развития, за исключением коротких ассоциативных волокон в лобной доле. Становятся более отчетливыми первые три слоя коры. V К году общая структура мозга приближается к зрелому состояний. Миелинизация волокон, расположение слоев коры, дифференцирование нервных клеток в основном завершается к 3 годам. В младшем школьном возрасте и в период полового созревания продолжающееся развитие головного мозга характеризуется увеличением количества ассоциативных волокон и образованием новых нервных связей. В этот период масса мозга увеличивается незначительно. В развитии коры больших полушарий сохраняется общий принцип: сначала формируются филогенетически более старые структуры, а затем более молодые. На 5-м лунном месяце, раньше других появляются ядра, регулирующие двигательную активность (4-е и 6-е поле прецентральной области), но в дальнейшем 4-е поле развивается несколько раньше, чем 6-е. На 6-м лунном месяце появляется ядро кожного анализатора — 1, 2 и 3-е поле постцентральной области. Зрительный анализатор (17, 18 и 19-е поле затылочной области) выделяется в 6 лунных месяцев, причем 17-е поле созревает раньше 18-го и 19-го. Позже других развиваются филогенетически новые области: лобная (на 7-м лунном месяце), нижнетеменная (в это же время), затем височно- теменная и теменно-затылочная. Филогенетически более молодые отделы коры больших полушарий у новорожденных развиты слабее и с возрастом относительно увеличиваются, а более старые, наоборот, с возрастом относительно уменьшаются. Функциональные особенности развития коры больших полушарий. У новорожденного большие полушария головного мозга не обладают регулирующим влиянием на нижележащие отделы центральной нервной системы. Кора больших полушарий и пирамидные пути не регулируют движений, поэтому у новорожденных они носят обобщенный характер и не имеют целенаправленности, за исключением движений, связанных с приемом пищи. Повышение мышечного тонуса в первые дни после рождения связывают с недостаточной зрелостью коры больших полушарий. Считают, что на ранних этапах периода новорожденное™ функции ребенка регулируются в основном промежуточным мозгом. Рефлекторные дуги безусловных рефлексов проходят через зрительные бугры и паллидум. У новорожденных животных раздражение моторной зоны коры в возрасте до 10 дней не вызывает ответной двигательной реакции, а экстирпация (удаление) отдельных участков двигательной зоны не приводит в дальнейшем к нарушению движений, тогда как у взрослого такая операция приводит к параличу. Поведение новорожденного в окружающей среде регулируется кожными, вкусовыми, статическими и статокинетическими безусловными рефлексами. У новорожденных детей отмечается повышенная возбудимость и легкая утомляемость коры больших полушарий головного мозга. При действии безусловных раздражителей наблюдается широкая генерализация нервных процессов. Ко 2-му месяцу жизни возбудимость становится такой же, как и у взрослого. К 20-му дню жизни ребенка возрастают сила и концентрация нервных процессов при осуществлении безусловных пищевых рефлексов. Это связано с сужением рефлексогенных зон, уменьшением латентного периода рефлексов и развитием торможения. При развитии безусловных оборонительных реакций генерализация уменьшается. Электрическая активность мозга регистрируется уже у 5-ме- сячного плода, но она отличается отсутствием регулярного ритма. Эта особенность имеет место и у 6-месячного плода. В его ЭЭГ преобладают колебания с частотой 5 в секунду, которые сочетаются с более медленными — 1—3 в секунду. Эта активность носит прерывистый характер, интервалы имеют различную, часто большую длительность. У 6-месячного плода не отмечается отличий в электрической активности разных отделов коры больших полушарий— она носит однотипный характер. Электрическая активность мозга, регистрируемая у 8-месячного плода, постоянна. Его ЭЭГ сходна с характером электрической активности новорожденных и характеризуется нерегулярными колебаниями разной (преимущественно небольшой) амплитуды. Наблюдаются различия в ЭЭГ во время сна и бодрствования; во время сна амплитуда волн значительно увеличивается. Изменения ЭЭГ во время сна связывают с деятельностью неспецифических ядер таламуса. Одним из показателей функциональной готовности коры больших полушарий являются ее реакции на внешние воздействия. Ряд исследователей считает, что кора больших полушарий до 3 месяцев жизни ребенка не участвует в реакциях на внешние раздражения. У новорожденных установлено наличие реакции вовлечения коры больших полушарий в ответ на звуковые, световые и тактильные раздражения. Реакция вовлечения у новорожденного иная, чем у взрослого человека: если у взрослого в ответ на внешний стимул возникает десинхронизация и учащение ритма, то у новорожденных — уменьшение частоты и амплитуды всех волн. Функциональное развитие коры больших полушарий связано с возрастными особенностями формирования условных связей. Эти вопросы рассматриваются в следующей главе.
Содержание
1)Введение
2)Общие закономерности морфологического и функционального развития
3)Рост и развитие спинного мозга
4)Рост и развитие продолговатого мозга и моста
5)Рост и развитие мозжечка
6)Рост и развитие среднего мозга
7)Рост и развитие промежуточного мезга и базальных ядер
8)Развитие коры больших полушарий головного мозга
Введение
Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.
У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развития, а у живородящих животных пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.
У семенных растений к эмбриональному развитию относят процессы развития зародыша, происходящие в семени.
Термин «онтогенез» впервые был введён Э. Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.
Раздел современной биологии, изучающий онтогенез, называется биологией развития; начальные этапы онтогенеза изучаются также эмбриологией.
Список литературы.
1.Н. И. Обреимова, А. С. Петрухин «Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков», Москва, 2000 г. 2. А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер «Возрастная физиология и школьная гигиена», Москва «Просвещение» 1990 г. 3. «Энциклопедия для детей. Человек» том 18 часть 1, Москва «Аванта+» 2001 г. 4. Е. И. Антоненко, Т. П. Степанова «Медицинская азбука», 1993 г. 5. Остапов Н. А Бугаева С. В. «Детские болезни», 2003 г. 6. Романовский В. Е. «Клинический справочник фельдшера», 1995 г.
Реферат «Онтогенез нервной системы человека»
Студентки 1 курса Специальности «практическая психология» Шаповал Виктории
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 11420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |