Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рост и развитие мозжечка




Морфологическое развитие мозжечка. Мозжечок развивается из 4-го мозгового пузыря. В эмбриональном периоде развития сначала формируется червь, как наиболее древняя часть мозжеч­ка, а затем — его полушария. У новорожденного червь мозжечка оказывается более развитым, чем полушария. На 4—5-м месяце внутриутробного развития разрастаются поверхностные отделы мозжечка, образуются борозды и извилины.

Масса мозжечка у новорожденного составляет 20,5—23 г, в 3 месяца она удваивается, а у 6-месячного ребенка равна 62—65 г.

Наиболее интенсивно мозжечок растет в первый год жизни, особенно с 5-го по 11-й месяц, когда ребенок учится сидеть и хо­дить. У годовалого ребенка масса мозжечка увеличивается в 4 ра­за и в среднем составляет 84—95 г. После этого наступает период медленного роста мозжечка, к 3 годам размеры мозжечка приближаются к его размерам у взрослого. К 6 годам его масса дости­гает нижней границы массы мозжечка у взрослого. У 15-летнего ребенка масса мозжечка—149 г. Интенсивное развитие мозжечка происходит и в период полового созревания.

Серое и белое вещество мозжечка развивается неодинаково. У ребенка рост серого вещества осуществляется относительно медленнее, чем белого. Так, от периода новорожденности до 7 лет количество серого вещества увеличивается приблизительно в 2 ра­за, а белого — почти в 5 раз. Миелинизация волокон мозжечка осуществляется приблизительно к 6 месяцам жизни, последними миелинизируются волокна коры мозжечка.

Из ядер мозжечка раньше других формируется зубчатое ядро. Начиная от периода внутриутробного развития и до первых лет жизни детей ядерные образования выражены лучше, чем нерв­ные волокна. У детей школьного возраста, так же как и у взрос­лых, белое вещество преобладает над ядерными образованиями.

Клеточное строение коры мозжечка у новорожденного значи­тельно отличается от взрослого. Ее клетки во всех слоях отлича­ются по форме, размерам и количеству отростков. У новорожден­ного еще не полностью сформированы • клетки Пуркинье, в них не развито нисслевское вещество, ядро почти полностью занимает клетку, ядрышко имеет неправильную форму, дендриты клеток слаборазвиты. Формирование этих клеток идет бурно после рож­дения и заканчивается к 3—5 неделям жизни. Клетки внутрен­него зернистого слоя развиваются раньше клеток Пуркинье. Кле­точные слои коры мозжечка у новорожденного значительно тонь­ше, чем у взрослого. К концу 2-го года жизни их размеры дости­гают нижней границы величины у взрослого. Полное формирова­ние клеточных структур мозжечка осуществляется к 7—8 годам.

В период новорожденности и первых дней жизни разрушение клеток мозжечка существенно не отражается на регулируемых им функциях. Завершение развития ножек мозжечка, установление их связей с другими отделами центральной нервной системы осуще­ствляется в период от 1 до 7 лет жизни ребенка.

Становление рефлекторной функции мозжечка связано с фор­мированием продолговатого, среднего и промежуточного мозга.

 

РОст И РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО МОЗГА

 

Морфологическое развитие среднего мозга. Рост и функцио­нальное развитие среднего мозга связаны с развитием других отделов мозгового ствола и формированием его путей к мозжечку и коре больших полушарий головного мозга.

У новорожденного масса среднего мозга составляет 2,5 г. Его форма и строение почти не отличаются от среднего мозга взрос­лого. Ядро глазодвигательного нерва хорошо развито, его волокна миелинизированы. Хорошо развито красное ядро, его связи с дру­гими отделами мозга формируются раньше, чем пирамидная систе­ма. Крупноклеточная часть красного ядра, обеспечивающая передачу импульсов из мозжечка к мотонейронам спинного мозга, развивается раньше, чем мелкоклеточная, через которую передается возбуждение от мозжечка к подкорковым образованиям мозга и к коре больших полушарий. Об этом говорит тот факт, что у ново­рожденного пирамидные волокна миелинизированы, а пути, идущие к коре, еще нет. Они начинают миелинизироваться с 4-го месяца жизни.

Пигментация красного ядра начинается с 2-летнего возраста и заканчивается к 4 годам.

У новорожденного черная субстанция представляет собой хо­рошо выраженное образование, клетки которого дифференциро­ваны и их отростки миелинизированы. Миелинизированы и волокна, связывающие черную субстанцию с красным ядром. Но значитель­ная часть клеток черной субстанции не имеет характерного пиг­мента (меланина), который появляется с 6 месяцев жизни и мак­симального развития достигает к 16 годам. Развитие пигментации находится в прямой связи с совершенствованием функций черной субстанции.

Функциональное развитие среднего мозга. Ряд рефлексов, осуществляющихся с участием среднего мозга, формируется в период внутриутробного развития. Уже на ранних этапах эмбрио­нального развития отмечены тонические и лабиринтные рефлек­сы, оборонительные и другие двигательные реакции в ответ на различные раздражения.

За 2—3 месяца до рождения у плода наблюдаются двигатель­ные реакции в ответ на звуковые, температурные, вибрационные и другие раздражения. На резкие звуковые раздражения плод от­вечает возникновением двигательной активности. Но повторение одного и того же звука приводит к уменьшению и прекращению ответной двигательной реакции.

В первые дни жизни ребенка появляется рефлекс Моро, ко­торый выражается в том, что в ответ на громкий внезапный звук у ребенка разгибаются руки в стороны под прямым углом к ту­ловищу, разгибаются пальцы и туловище. Этот рефлекс исчезает к 4-му месяцу жизни ребенка. Он сохраняется умственно от­сталых детей, и его считают связанным с незрелостью мозга.

Рефлекс Моро сменяется противоположной реакцией. Она ха­рактеризуется тем, что при таком же резком раздражении у ре­бенка возникает общая двигательная реакция с преобладанием сгибательных движений. Она нередко сопровождается движением головы и глаз, изменением дыхания или задержкой сосательного рефлекса. Эта реакция названа реакцией испуга или вздрагива­ния и рассматривается как первое проявление ориентировочного рефлекса. При повторных раздражениях этот рефлекс исчезает. С возрастом ответ на раздражение становится менее обобщен­ным, со 2-й недели жизни появляется сосредоточение на звуке, а на 3-м месяце возникает типичная ориентировочная реакция, выражающаяся в повороте головы в сторону раздражителя. На­чальные стадии этой реакции связаны с ранним формированием рецепторов внутреннего уха, проводящих путей и четверохолмий, ее совершенствование — с развитием коленчатых тел и коркового отдела слухового анализатора.

Ко времени рождения у плода хорошо развиты структуры, ле­жащие в основе рефлексов, возникающих в ответ на зрительные раздражения. Первоначальной формой ответных реакций явля­ются защитные рефлексы. У новорожденных детей прикосновение к ресницам, векам, конъюнктиве, роговице или дуновение вызы­вает тотчас же смыкание век. Зона этого рефлекса у новорожден­ного шире — у него закрываются глаза и при прикосновении к кончику носа и лбу. При освещении спящего ребенка веки его смыкаются сильнее. Рефлекторное мигание (ответ на быстрое приближение предмета к глазам) появляется к 1,5—2 месяцам жизни.

У новорожденного хорошо развит зрачковый рефлекс. Зрач­ковые рефлексы имеются даже у недоношенных младенцев. Рас­ширение зрачков на звуковые и кожные раздражители появляется позже — с 10-й недели жизни ребенка. В 7—9-месячном возрасте эта реакция на кожные раздражители наблюдается у 64% обсле­дованных детей. Зрачковый рефлекс на кожные раздражители от­мечен у 20% 2-месячных младенцев, а у 6-месячных — в 87% слу­чаев. Некоторые исследователи при сильном раздражении кожи наблюдали эту реакцию у всех обследованных новорожденных.

В течение первого полугодия жизни у большинства детей про­является тонический рефлекс с глаз на мышцы шеи. Он выража­ется в том, что в вертикальном положении тела ребенка (не под­держивая голову) при освещении глаз голова быстрым движе­нием откидывается назад, тело при этом впадает в опистотонус (состояние, при котором тело выгибается назад вследствие повы­шения тонуса мышц-разгибателей). Реакция сохраняется до тех пор, пока глаза освещены. Этот рефлекс особенно хорошо выра­жен у новорожденных детей.

Лабиринтный, или установочный рефлекс, вследствие которого правильное положение в пространстве занимает сначала голова, а затем все тело, у новорожденных отсутствует.; Этот рефлекс свя­зан с формированием вестибулярного аппарата и красных ядер. У новорожденных он выявляется в единичных случаях при наклон­ном положении тела вниз головой. Этот рефлекс хорошо выражен с 2—3 месяцев жизни ребенка.

V Лабиринтные рефлексы, возникающие при вращении (откло­нении головы и глазных яблок в сторону, противоположную вра­щению), по данным большинства исследователей, имеют место сразу после рождения, они хорошо выражены с 7-го дня жизни ребенка. С первых дней жизни наблюдается и лифтная реакция, которая у ребенка выражается в поднимании рук вверх при бы­стром опускании тела (движение «падения»).

Рефлексы положения тела в пространстве, зависящие от пра­вильного распределения тонуса мышц и суставов, статические, установочные и выпрямительные рефлексы формируются после рождения, хотя рецепторы, при раздражении которых они воз­никают, в основном сформированы (зрительные, кожные, про- приорецепторы мышц и суставов,' рецепторы внутреннего уха и др.).

Их формирование связано с дальнейшим развитием головного мозга и коры больших Полушарий. При этом происходит смена простейших рефлекторных актов на более сложные. Так, врож­денные предварительные локомоторные акты исчезают в 4—5 меся­цев жизни ребенка. Первым исчезает рефлекс с глаз на шею (в 3 месяца), затем вестибулярная^реакция на конечности (в 4— 5 месяцев). Сокращение приводящих мышц противоположной ноги, сопровождающее коленный рефлекс, угасает к 7 месяцам, пере­крестный сгибательный рефлекс ног — в 7—12 месяцев, а ручной и ножной хватательный рефлекс переходит в произвольное хватание к концу первого года жизни. К этому времени почти полностью исчезает рефлекс Бабинского.

В течение первого года жизни ребенок учится переворачивать­ся на живот, ползать на животе и на четвереньках, сидеть, вста­вать и к концу года ходить.

На протяжении первого года жизни большие полушария ока­зывают все большее влияние на деятельность других отделов центральной нервной системы. В связи с этим с 4—5 месяцев проявляются произвольные движения, управляемые корковыми центрами и осуществляющиеся через пирамидные пути. Движения в это время мало заторможены и проявляются сильнее, чем в по­следующий период. Появляющееся торможение связывают с раз­витием полосатых тел и коры больших полушарий.

РОСТ И РАЗВИТИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОГО МОЗГА И БАЗАЛЬНЫХ ЯДЕР

Морфологическое развитие промежуточного мозга. Отдельные формации промежуточного мозга имеют свои темпы развития.

Закладка зрительного бугра осуществляется к 2 месяцам внутриутробного развития. На 3-м месяце разграничивается тала- мус и гипоталамус. На 4—5-м месяце между ядрами таламуса проявляются светлые прослойки развивающихся нервных волокон. В это время клетки еще слабо дифференцированы. В 6 месяцев становятся хорошо видными клетки ретикулярной формации зри­тельного бугра (таламус). Другие ядра зрительного бугра начина­ют формироваться с 6 месяцев внутриутробной жизни, к 9 месяцам они хорошо выражены. С возрастом происходит их дальнейшая дифференциация. Усиленный рост зрительного бугра осуществляет­ся в 4-летнем возрасте, а размеров взрослого он достигает к 13 го­дам жизни.

В эмбриональном периоде развития закладывается подбугор- ная область, но в первые месяцы внутриутробного развития ядра гипоталамуса не дифференцированы. Только на 4—5-м месяце про­исходит накопление клеточных элементов будущих ядер, на 8-м ме­сяце они хорошо выражены.

, Ядра гипоталамуса созревают в разное время, в основном к 2—3 годам. К моменту рождения структуры серого бугра еще полностью не дифференцированы, что приводит к несовершенству теплорегуляции у новорожденных и детей первого года жизни. Дифференциация клеточных элементов серого бугра заканчивает­ся позднее всего — к 13—17 годам.

В процессе роста и развития промежуточного мозга уменьша­ется количество клеток на единицу площади и увеличивается раз­мер отдельных клеток и число проводящих путей.

Отмечают более быстрые темпы формирования гипоталамуса по сравнению с корой больших полушарий. Сроки и темпы раз­вития гипоталамуса близки к срокам и темпам развития ретику­лярной формации.

Функциональное развитие промежуточного мозга. О готовности ядер промежуточного мозга к деятельности говорит наличие реф­лекторных реакций у новорожденного на тактильные, вкусовые, обонятельные, температурные и болевые раздражения.

Восприятие обонятельных раздражений связано с созревани­ем обонятельного и тройничного нервов и соответствующих ядер нодбугорной области. Рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражения в первые часы после рождения имеют место даже у недоношенных детей. Новорожденные различают приятные и неприятные запахи, довольно тонко определяют вкусовые раздра­жения (подробно эти вопросы даны в главе «Анализаторы»),

Действие сладких вкусовых веществ на рецепторы полости рта вызывает у новорожденных лизательные и сосательные дви­жения, а действие горьких, кислых и соленых веществ — сильное слюнотечение, сморщивание лица, рвотные движения.

Эти реакции являются врожденными рефлексами, так как имеют место до первого кормления новорожденного. Причем кис­лое воспринимается с меньшим неудовольствием, чем соленое, а горькое — как самое неприятное. Различение вкусовых веществ осуществляется лучше при частичном насыщении, чем натощак или при полном насыщении.

Регуляция температуры тела у новорожденных и детей пер­вого года жизни несовершенна вследствие недостаточного разви­тия структур промежуточного мозга (гипоталамуса).

Развитие базальных ядер. Базальные ядра развиваются ин­тенсивнее, чем зрительные бугры. Бледное ядро (паллидум) мие- линизируется раньше полосатого тела (стриатум) и коры боль­ших полушарий. Установлено, что миелинизация в бледном ядре почти полностью заканчивается к 8 месяцам развития плода. В структурах полосатого тела миелинизация начинается у плода, а заканчивается только к 11 месяцам жизни. Хвостатое тело в течение первых 2 лет жизни увеличивается в 2 раза, что связы­вают с развитием у ребенка автоматических двигательных актов.

Двигательная активность новорожденного в значительной мере связана с бледным ядром, импульсы от которого вызывают некоординированные движения головы, туловища и конечностей.

У новорожденного наллидум уже имеет множественные связи со зрительным бугром, подбугровой областью и черной субстанци­ей. Связь паллидума со стриатумом развивается позже, часть стриапаллидарных волокон оказывается миелинизированной на пер­вом месяце жизни, а другая часть — лишь к 5 месяцам и позже.

Считают, что такие акты, как плач, в моторном отношении осуществляются за счет одного паллидума. С развитием йолоса- того тела связано появление мимических движений, а затем уме­ние сидеть и стоять. Так как стриатум оказывает тормозящее влияние на паллидум, то создается постепенное разделение дви­жений. Для того чтобы сидеть, ребенок должен уметь вертикаль­но держать голову и спину. Это появляется у него к 2 месяцам, а поднимать голову лежа на спине ребенок начинает к 2—3 ме­сяцам. Сидеть начинает к 6—8 месяцам.

В первые месяцы жизни у ребенка имеется отрицательная ре­акция опоры: при попытке поставить его на ножки он поднимает их и подтягивает к животу. Затем эта реакция становится поло­жительной: при прикосновении к опоре ножки разгибаются. В 9 ме­сяцев ребенок может стоять с помощью поддержки, в 10 месяцев он стоит свободно.

С 4—5-месячного возраста довольно быстро развиваются раз­личные произвольные движения, но они еще длительное время сопровождаются многообразными дополнительными движениями.

Появление произвольных (таких, как схватывание) и вырази­тельных движений (улыбка, смех) связывают с развитием стри- арной системы и двигательных центров коры больших полушарий. Громко смеяться ребенок начинает с 8 месяцев.

По мере роста и развития всех отделов головного мозга и ко­ры больших полушарий движения ребенка становятся менее обоб­щенными и более координированными. Только к концу дошколь­ного периода устанавливается определенное равновесие коркового и подкоркового двигательных механизмов.

РАЗВИТИЕ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Морфологическое развитие коры больших полушарий. До 4-го месяца развития плода поверхность больших полушарий гладкая и на ней отмечается лишь вдавливание будущей боковой бороз­ды, которая окончательно формируется только ко времени рожде­ния. Наружный корковый слой растет быстрее внутреннего, что приводит к образованию складок и борозд. К 5 месяцам внутри­утробного развития образуются основные борозды: сначала появ­ляется боковая борозда, после нее формируется центральная, а затем мозолистая, теменно-затылочная и шпорная. По данным не­которых исследований, затылочная и шпорная борозды различают­ся уже у 3-месячного плода. Вторичные борозды появляются после 6 месяцев. К моменту рождения первичные и вторичные бо­розды, хорошо выражены и кора больших полушарий имеет такой же тип строения, как и у взрослого. Но развитие формы и величины борозд и извилин, формирование мелких новых (третичных) бо­розд и извилин продолжается и после рождения. К 5-недельному возрасту рисунок коры можно считать завершенным, но полного развития борозды достигают к 6 месяцам.]

У детей с возрастом меняется соотношение между поверхностью мозга и его массой (масса мозга растет быстрее, чем поверхность), между скрытой (находящейся внутри борозд и извилин) и свобод­ной (находящейся сверху) поверхностью коры больших полушарий. Поверхность ее у взрослого человека составляет 2200—2600 см2, из них '/3 свободной и 2/3 скрытой. У новорожденного свободная поверхность лобной доли относительно невелика, она увеличивается с возрастом. Наоборот, поверхность височной и затылочной долей сравнительно велика, с возрастом она относительно уменьшается (развитие идет за счет увеличения скрытой поверхности).

К моменту рождения кора больших полушарий имеет такое же количество нервных клеток (14—16 млрд.), как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы по строению, имеют простую веретенообразную форму и очень небольшое количество отростков.

Серое вещество коры больших полушарий плохо дифферен­цировано от белого. Кора больших полушарий относительно зна­чительно тоньше, чем у взрослого; корковые слои слабо диффе­ренцированы, а корковые центры недостаточно сформированы.

После рождения кора больших полушарий развивается быст­ро. Соотношение серого и белого вещества к 4 месяцам прибли­жается к соотношению у взрослого.

После рождения идет дальнейшая миелинизация нервных воло­кон в разных отделах головного мозга, но в лобных и височных долях этот процесс находится в начальной стадии. К 9 месяцам миелинизация в большинстве волокон коры больших полушарий достигает хорошего развития, за исключением коротких ассоциа­тивных волокон в лобной доле. Становятся более отчетливыми первые три слоя коры.

V К году общая структура мозга приближается к зрелому со­стояний. Миелинизация волокон, расположение слоев коры, диф­ференцирование нервных клеток в основном завершается к 3 годам.

В младшем школьном возрасте и в период полового созрева­ния продолжающееся развитие головного мозга характеризуется увеличением количества ассоциативных волокон и образованием новых нервных связей. В этот период масса мозга увеличивается незначительно.

В развитии коры больших полушарий сохраняется общий принцип: сначала формируются филогенетически более старые структуры, а затем более молодые. На 5-м лунном месяце, рань­ше других появляются ядра, регулирующие двигательную актив­ность (4-е и 6-е поле прецентральной области), но в дальнейшем 4-е поле развивается несколько раньше, чем 6-е. На 6-м лунном месяце появляется ядро кожного анализатора — 1, 2 и 3-е поле постцентральной области. Зрительный анализатор (17, 18 и 19-е поле затылочной области) выделяется в 6 лунных месяцев, при­чем 17-е поле созревает раньше 18-го и 19-го. Позже других раз­виваются филогенетически новые области: лобная (на 7-м лун­ном месяце), нижнетеменная (в это же время), затем височно- теменная и теменно-затылочная.

Филогенетически более молодые отделы коры больших полу­шарий у новорожденных развиты слабее и с возрастом относи­тельно увеличиваются, а более старые, наоборот, с возрастом относительно уменьшаются.

Функциональные особенности развития коры больших полуша­рий. У новорожденного большие полушария головного мозга не обладают регулирующим влиянием на нижележащие отделы цент­ральной нервной системы.

Кора больших полушарий и пирамидные пути не регулируют движений, поэтому у новорожденных они носят обобщенный ха­рактер и не имеют целенаправленности, за исключением движений, связанных с приемом пищи.

Повышение мышечного тонуса в первые дни после рождения связывают с недостаточной зрелостью коры больших полушарий. Считают, что на ранних этапах периода новорожденное™ функ­ции ребенка регулируются в основном промежуточным мозгом. Рефлекторные дуги безусловных рефлексов проходят через зри­тельные бугры и паллидум.

У новорожденных животных раздражение моторной зоны ко­ры в возрасте до 10 дней не вызывает ответной двигательной ре­акции, а экстирпация (удаление) отдельных участков двигатель­ной зоны не приводит в дальнейшем к нарушению движений, тогда как у взрослого такая операция приводит к параличу.

Поведение новорожденного в окружающей среде регулирует­ся кожными, вкусовыми, статическими и статокинетическими без­условными рефлексами.

У новорожденных детей отмечается повышенная возбудимость и легкая утомляемость коры больших полушарий головного моз­га. При действии безусловных раздражителей наблюдается широ­кая генерализация нервных процессов. Ко 2-му месяцу жизни возбудимость становится такой же, как и у взрослого.

К 20-му дню жизни ребенка возрастают сила и концентрация нервных процессов при осуществлении безусловных пищевых реф­лексов. Это связано с сужением рефлексогенных зон, уменьше­нием латентного периода рефлексов и развитием торможения. При развитии безусловных оборонительных реакций генерализация уменьшается.

Электрическая активность мозга регистрируется уже у 5-ме- сячного плода, но она отличается отсутствием регулярного ритма. Эта особенность имеет место и у 6-месячного плода. В его ЭЭГ преобладают колебания с частотой 5 в секунду, которые сочета­ются с более медленными — 1—3 в секунду. Эта активность носит прерывистый характер, интервалы имеют различную, часто боль­шую длительность. У 6-месячного плода не отмечается отличий в электрической активности разных отделов коры больших полу­шарий— она носит однотипный характер.

Электрическая активность мозга, регистрируемая у 8-месяч­ного плода, постоянна. Его ЭЭГ сходна с характером электриче­ской активности новорожденных и характеризуется нерегуляр­ными колебаниями разной (преимущественно небольшой) ампли­туды. Наблюдаются различия в ЭЭГ во время сна и бодрствова­ния; во время сна амплитуда волн значительно увеличивается. Изменения ЭЭГ во время сна связывают с деятельностью неспеци­фических ядер таламуса.

Одним из показателей функциональной готовности коры боль­ших полушарий являются ее реакции на внешние воздействия. Ряд исследователей считает, что кора больших полушарий до 3 месяцев жизни ребенка не участвует в реакциях на внешние раздражения. У новорожденных установлено наличие реакции вовлечения коры больших полушарий в ответ на звуковые, све­товые и тактильные раздражения. Реакция вовлечения у ново­рожденного иная, чем у взрослого человека: если у взрослого в ответ на внешний стимул возникает десинхронизация и учаще­ние ритма, то у новорожденных — уменьшение частоты и амплитуды всех волн.

Функциональное развитие коры больших полушарий связано с возрастными особенностями формирования условных связей. Эти вопросы рассматриваются в следующей главе.

 

Содержание

 

 

1)Введение

 

2)Общие закономерности морфологического и функционального развития

 

3)Рост и развитие спинного мозга

 

4)Рост и развитие продолговатого мозга и моста

 

5)Рост и развитие мозжечка

 

6)Рост и развитие среднего мозга

 

7)Рост и развитие промежуточного мезга и базальных ядер

 

8)Развитие коры больших полушарий головного мозга

 

Введение

 

Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

 

У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развития, а у живородящих животных пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.

 

У семенных растений к эмбриональному развитию относят процессы развития зародыша, происходящие в семени.

 

Термин «онтогенез» впервые был введён Э. Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.

 

Раздел современной биологии, изучающий онтогенез, называется биологией развития; начальные этапы онтогенеза изучаются также эмбриологией.

 

 

Список литературы.

 

1.Н. И. Обреимова, А. С. Петрухин «Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков», Москва, 2000 г.

2. А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер «Возрастная физиология и школьная гигиена», Москва «Просвещение» 1990 г.

3. «Энциклопедия для детей. Человек» том 18 часть 1, Москва «Аванта+» 2001 г.

4. Е. И. Антоненко, Т. П. Степанова «Медицинская азбука», 1993 г.

5. Остапов Н. А Бугаева С. В. «Детские болезни», 2003 г.

6. Романовский В. Е. «Клинический справочник фельдшера», 1995 г.

 

 

Реферат

«Онтогенез нервной системы человека»

 

Студентки 1 курса

Специальности «практическая психология»

Шаповал Виктории




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 11420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.