КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сферы коммуникации
Формы коммуникации. План МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 1. Общая типология коммуникации 2. Понятие межличностной коммуникации 3. Ситуационные предпосылки межличностной коммуникации 4. Коммуникативные стили Коммуникации представлены разными типами, видами, формами, а также осуществляются в разных сферах социальной жизни. Мы рассмотрели два вида коммуникации в зависимости от используемых знаковых систем и выяснили, что по этому критерию коммуникации подразделяются на: вербальные и невербальные. Коммуникация может быть рассмотрена с точки зрения её функциональной масштабности или по составу коммуникантов. Основой типологии по этому критерию служат социальная обусловленность общения. По этому признаку различают: 1) Массовую коммуникацию (в обществе в целом); 2) Локальную или групповую, которую делят на: Ограниченную или локальную коммуникацию (в рамках социальных групп: компаний, организаций, ассоциаций); Внутригрупповую коммуникацию (в малых группах, в семье); 3) Личностную, которую делят на: Межличностную или интерперсональную коммуникацию (между двумя индивидами); Внутриличностную или аутокоммуникацию, или интраперсональную коммуникацию (между индивидом и электронными средствами передачи информации) К формам коммуникации относят: дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, приемы, телефонные разговоры, деловую переписку и др. Сферы коммуникации объединяются понятием специализированной коммуникации. Традиционно выделяются: сфера бытовой, политической, научной, образовательной, педагогической, юридической, медицинской, религиозной, производственной коммуникации.
2. ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Одно из проявлений личности, обусловленное потребностью во взаимодействии с другими людьми – коммуникативная личность. КЛ - человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности и способностей к общению. КЛ характеризуется мотивационными, когнитивными и функциональными параметрами. Межличностная коммуникация - процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в непосредственный контакт. Понятие коммуникативной компетентности складывается из следующих моментов: - способности человека прогнозировать коммуникативную ситуацию; ориентироваться в коммуникации, в которой он оказался; - коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, реализовать коммуникативный замысел; - способности разбираться в собственном психологическом потенциале и потенциале партнера; - навыков самонастройки, саморегуляции в общении.
Аксиомы межличностной коммуникации американского ученого П. Вацлавика: Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации. Как бы человек ни старался, он не может не вступать в коммуникацию.
Аксиома 2. Любая коммуникация имеет уровень содержания и уровень отношения. Уровень содержания — это та информация, которая передается в сообщении. Уровень отношений это то, как сообщение должно быть воспринято. Смешение уровня содержания и уровня отношения нередко приводит к нарушению коммуникации.
Аксиома 3. Пунктуация последовательности событий. Подобно тому, как знаки пунктуации задают смысл предложению, люди организуют свое взаимодействие, опираясь на собственное представление о важном и неважном, причинах и следствиях поступков, на интерпретацию смысла происходящего.
Аксиома 4. Симметрическое и комплементарное взаимодействие. Когда партнеры стараются скопировать поведение друг друга - их отношения можно назвать симметрическими. Когда поведение одного партнера дополняет поведение другого, такой тип взаимодействия называется комплементарным.
Аксиома 5. Коммуникация может быть как намеренной, так «не намеренной, эффективной и неэффективной. Имеет место коммуникация как произвольна, осознанная, так и спонтанная.
Аксиома 6. Коммуникация необратима.
2. СИТУАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ Понятие социальной ситуации и ее структура. Все процессы коммуникации происходят в определенном контексте. Социальная ситуация — это естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельности. Универсальные факторы, которые придают ситуации определенность: 1) цели; 2) правила, т.е. общепринятое мнение о допустимом и недопустимом поведении в ряде конкретных ситуаций; 3) роли, т.е. принятые в данной культуре модели взаимодействия; 4) набор элементарных действий — простейшие вербальные и невербальные формы участия во взаимодействии; 5) последовательность поведенческих актов (например, принятый порядок смены ролей говорящего и слушающего); 6) концепты-знания, т.е. наличие в когнитивной структуре определенных категорий, обеспечивающих понимание ситуации; 7) физическая среда; 8) язык и речь; 9) трудности и навыки — различные препятствия для взаимодействия и навыки их преодоления.
Шесть способов структурирования времени согласно Э.Берну: (Четыре основных и два пограничных случая) 1. Первый пограничный случай — замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. 2. Ритуалы, или привычные, повторяющиеся действия. 3. Времяпрепровождение — это полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. 4. Совместная деятельность — взаимодействие между людьми на работе, целью которого, прежде всего, является эффективное выполнение поставленной задачи. 5. Игры. Наиболее сложный тип общения. 6. Второй пограничный случай — близость. Двустороннюю близость можно определить как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды.
Итак, классификация социальных ситуаций различает три уровня общения в зависимости от степени личностной вовлеченности участников в преобразование отношений: 1) С оциально-ролевой уровень. Контакты ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на приеме в официальном учреждении. 2) Деловой уровень. Людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. 3) Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологической близостью. Основной принцип такого общения —доверительность. Условие успешной коммуникации связано с созданием участниками «общей социальной действительности», «здесь-и-сейчас», в которой может происходить обмен посланиями и вне которого коммуникация вообще не может состояться. Определив тип социальной ситуации, участники взаимодействия начинают выстраивать позиции, позволяющие им достигнуть своих целей в заданных обстоятельствах. Поведение на этомэтапе удобно описывать, используя пространственную терминологию: «позиция» (положение, расположение), «расстояние», «дистанция», «граница» и т.д.) Обозначают вертикальные и горизонтальные пространственные характеристики межличностного взаимодействия. Вертикальная составляющая находит свое выражение в представлениях о взаимном расположении партнеров по общению. Горизонтальная составляющая межличностного взаимодействия находит свое выражение в использовании (или в отказе от использования) межличностных преград, стоящих на пути сближения людей. Пространство, создаваемое в процессе межличностного взаимодействия с его горизонтальными, вертикальными и территориальными измерениями, становится фактором, воздействующим на успешность/неуспешность конкретного взаимодействия, его характер и перспективы.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 6437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |