Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сферы коммуникации




Формы коммуникации.

План

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

1. Общая типология коммуникации

2. Понятие межличностной коммуникации

3. Ситуационные предпосылки межличностной коммуникации

4. Коммуникативные стили

Коммуникации представлены разными типами, видами, формами, а также осуществляются в разных сферах социальной жизни.

Мы рассмотрели два вида коммуникации в зависимости от используемых знаковых систем и выяснили, что по этому критерию коммуникации подразделяются на:

вербальные и невербальные.

Коммуникация может быть рассмотрена с точки зрения её функциональной масштабности или по составу коммуникантов. Основой типологии по этому критерию служат социальная обусловленность общения. По этому признаку различают:

1) Массовую коммуникацию (в обществе в целом);

2) Локальную или групповую, которую делят на:

Ограниченную или локальную коммуникацию (в рамках социальных групп: компаний, организаций, ассоциаций);

Внутригрупповую коммуникацию (в малых группах, в семье);

3) Личностную, которую делят на:

Межличностную или интерперсональную коммуникацию (между двумя индивидами);

Внутриличностную или аутокоммуникацию, или интраперсональную коммуникацию (между индивидом и электронными средствами передачи информации)

К формам коммуникации относят:

дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, приемы, телефонные разговоры, деловую переписку и др.

Сферы коммуникации объединяются понятием специализированной коммуникации. Традиционно выделяются:

сфера бытовой, политической, научной, образовательной, педагогической, юридической, медицинской, религиозной, производственной коммуникации.

 

 

2. ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Одно из проявлений личности, обусловленное потребностью во взаимодействии с другими людьми – коммуникативная личность. КЛ - человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности и способностей к общению. КЛ характеризуется мотивационными, когнитивными и функциональными параметрами.

Межличностная коммуникация - процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в непосредственный контакт.

Понятие коммуникативной компетентности складывается из следующих моментов:

- способности человека прогнозировать коммуникативную ситуацию; ориентироваться в коммуникации, в которой он оказался;

- коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, реализовать коммуникативный замысел;

- способности разбираться в собственном психологическом потенциале и потенциале партнера;

- навыков самонастройки, саморегуляции в общении.

 

Аксиомы межличностной коммуникации американского ученого П. Вацлавика:

Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации.

Как бы человек ни старался, он не может не вступать в коммуникацию.

 

Аксиома 2. Любая коммуникация имеет уровень содержания и уро­вень отношения.

Уровень содержания — это та информация, которая передается в сообщении. Уровень отношений это то, как сообщение должно быть воспринято.

Смешение уровня содержания и уровня отношения нередко приводит к нарушению коммуникации.

 

Аксиома 3. Пунктуация последовательности событий.

Подобно тому, как знаки пунктуации задают смысл предложению, люди организуют свое взаимодействие, опираясь на собственное представление о важном и неважном, причинах и следствиях поступков, на интерпретацию смысла происходящего.

 

Аксиома 4. Симметрическое и комплементарное взаимодействие.

Когда партнеры стараются скопировать по­ведение друг друга - их отношения можно назвать сим­метрическими.

Когда поведение одного партнера дополняет поведение другого, такой тип взаимодействия называется комплементар­ным.

 

Аксиома 5. Коммуникация может быть как намеренной, так «не намеренной, эффективной и неэффективной.

Имеет место коммуникация как произвольна, осознанная, так и спонтанная.

 

Аксиома 6. Коммуникация необратима.

 

2. СИТУАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Понятие социальной ситуации и ее структура.

Все процессы ком­муникации происходят в определенном контексте.

Социальная ситуация это естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся дейст­вий или деятельности.

Универ­сальные факторы, которые придают ситуации определенность:

1) цели;

2) правила, т.е. общепринятое мнение о допустимом и недопус­тимом поведении в ряде конкретных ситуаций;

3) роли, т.е. принятые в данной культуре модели взаимодей­ствия;

4) набор элементарных действий — простейшие вербальные и невербальные формы участия во взаимодействии;

5) последовательность поведенческих актов (например, приня­тый порядок смены ролей говорящего и слушающего);

6) концепты-знания, т.е. наличие в когнитивной структуре оп­ределенных категорий, обеспечивающих понимание ситуации;

7) физическая среда;

8) язык и речь;

9) трудности и навыки — различные препятствия для взаимодействия и навыки их преодоления.

 

Шесть способов структурирова­ния времени согласно Э.Берну:

(Четыре основных и два пограничных случая)

1. Первый пограничный случай — замкнутость, когда явная ком­муникация между людьми отсутствует.

2. Ритуалы, или привычные, повторяющиеся действия.

3. Времяпрепровождение — это полуритуальные разговоры о про­блемах и событиях, известных всем.

4. Совместная деятельность — взаимодействие между людьми на работе, целью которого, прежде всего, является эффективное вы­полнение поставленной задачи.

5. Игры. Наиболее сложный тип общения.

6. Второй пограничный случай — близость. Двустороннюю близость можно определить как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды.

 

Итак, классификация социальных ситуаций различает три уровня общения в зависимости от степени личностной вовлечен­ности участников в преобразование отношений:

1) С оциально-ролевой уровень. Контакты ограничиваются ситуатив­ной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на при­еме в официальном учреждении.

2) Деловой уровень. Людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей.

3) Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологи­ческой близостью. Основной принцип такого общения —доверительность.

Условие успешной коммуникации связано с созданием участниками «общей социальной действительности», «здесь-и-сейчас», в которой может происходить обмен посланиями и вне которого коммуникация вообще не может состояться.

Определив тип социальной ситуации, участники взаимодействия начинают выстраивать позиции, позволяющие им достигнуть своих целей в заданных обстоятельствах.

Поведение на этомэтапе удобно описывать, используя пространственную терминологию: «позиция» (положение, расположение), «расстояние», «дистанция», «граница» и т.д.)

Обозначают вертикальные и горизонтальные пространствен­ные характеристики межличностного взаимодействия.

Вертикальная составляющая находит свое выра­жение в представлениях о взаимном расположении партнеров по общению.

Горизонтальная составляющая межличностного вза­имодействия находит свое выражение в использовании (или в отка­зе от использования) межличностных преград, стоящих на пути сближения людей.

Пространство, создаваемое в процессе межличностного взаимодействия с его горизонтальными, вертикальными и территориальными измерениями, становится фактором, воздействующим на успешность/неуспешность конкретного взаимодействия, его характер и перспективы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 6397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.