КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трудные (или стрессовые) ситуации
Стрессовая ситуация — это ситуация, которая становится для человека, причиной стресса или тревоги: 1) ситуации неодобрения или критики со стороны других; 2) ситуации публичного выступления и социальной активности; 3) ситуации конфронтации и выражения недовольства; 4) ситуации сексуального контакта; 5) ситуации интимности и теплоты в общении; 6) ситуации конфликта или отвержения со стороны родителей; 7) ситуации утраты близкого человека или значимых отношений. Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Особенности человеческого восприятия существенным образом влияют на протекание межличностной коммуникации. Правила управления восприятием: Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному. Правило 2. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникнуть трудности в ходе межличностной коммуникации. Правило 3. Если позволять эмоциям, потребностям «контролировать» наше восприятие, можно пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей. Главным регулятором в построении общения является тот образ партнера, то представление о нем, которое имеется у каждого. К этому образу и будут обращены коммуникативные послания.
Влияние психологических особенностей участников общения на процесс коммуникации: - Влияние самооценки; -Проецирование; -Эффект ореола (тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера). - Стереотипизация. Социальные стереотипы — основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация — главный механизм этого процесса. Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы.
Неудачи и провалы в межличностной коммуникации часто случаются потому, что: во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вторых, не понимают, что их восприятия неточны.
Понятие коммуникативного стиля обозначает привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с другими людьми. Таким образом,коммуникативный стиль – это, в первую очередь, индивидуальные различия в поведении людей, которые выражаются в устойчивости данного способа поведения; акцент делается на внешние формы поведения, на то, что можно наблюдать — видеть и слышать. Понимание собственного коммуникативного стиля и умение распознавать стиль партнера по коммуникации — важные характеристики коммуникативной компетентности. Известный австрийский психолог А. Адлер ввел в психологию понятие жизненного стиля, рассматривая его как уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивида. Три неизбежные жизненные проблемы: 1) профессиональная проблема: как найти занятие, которое, позволило бы выжить в сложном социальном мире; 2) проблема сотрудничества и дружбы: как занять такое положение среди других людей, которое позволило бы сотрудничать с ними и пользоваться совместно преимуществами сотрудничества; 3) проблема любви и супружества: как приспособиться к факту, что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни. Все эти проблемы взаимосвязаны. В зависимости от их решения, Адлер предложил типологию жизненных стилей: •Управляющий тип — люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. •Берущий тип — люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически, удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. •Избегающий тип - характерно социально-бесполезное поведение. •Социально-полезный т и п — люди, соединяющие в себе высокую степень социального интереса и высокий уровень активности.
Коммуникативные стили получили глубокое исследование и развитие в работах немецкого психолога К. Хорни.
Различные коммуникативные стили исследовались американским психологом В. Сатир. Она выделяет четыре достаточно устойчивых стиля: • плакатор (угодливый тип). Он никогда не выражает несогласия независимо от предмета разговора. • блеймер (обвиняющий тип). Блэймер — это диктатор, хозяин, тот, кто находит ошибки. Он ведет себя как человек, превосходящий всех; • компьютер (безэмоциональный тип). Он всегда очень корректен, разумен, спокоен, хладнокровен и собран, в нем не заметна ни одна эмоция. • дистрактор (неуместный тип). Дистрактор никогда не отвечает по существу. Его голос может быть певучим, ударения в словах часто неправильны, интонации могут повышаться и понижаться совершенно без причин, потому что он ни на чем не фокусируется.
Моделью, позволяющей представить различные коммуникативные стили, является так называемое «окно Джохари». Ее суть в демонстрации взаимозависимости между информацией о нас самих, которая доступна только нам, и осознанием как другие воспринимают нас.
Все зоны взаимозависимы: изменения в одной вызывают изменения в другой. Увеличение открытой зоны, т.е. не только самопознание, но и в определенной степени раскрытие себя перед другими, — наиболее желательная стратегия межличностной коммуникации. В основу отличия продуктивного или непродуктивного коммуникативного стиля может быть положена полюсная ось: «отношение к другому как к ценности - отношение к другому как к средству» Большинство случаев взаимодействия людей между собой находится между полюсами. В зависимости от определенной стратегии выделяют уровни межличностного взаимодействии: 1. Доминирование. 2. Манипуляция. 3. Соперничество. 4. Партнерство. 5. Содружество. К продуктивному стилю взаимодействиямогут быть Стратегия партнерского взаимодействия предполагает владение такими механизмами взаимопонимания, как децентрация; эмпатия; точность и ясность в выражении потребностей, чувств, эмоций; искренность. Децентрация в коммуникации характеризуется тем, что отправитель предвидит расшифровку получателя, принимает во внимание его точку зрения и кодирует на условиях получателя. Определить эмпатию можно как понимание другого посредством эмоционального проникновения в его внутренний мир, чувства и мысли.
Выводы 1. Понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена сообщениями и их интерпретации двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Коммуникативные действия - это действия, ориентированные на смысловое восприятие их другими людьми, установление связи, в ходе которой происходит обмен сообщениями (или информацией). 2. Информация всегда облекается в форму каких-то знаков, иначе она не может быть представлена для человека. Поскольку точного соответствия между различными знаковыми системами не существует, перевод из одной знаковой формы (или системы кодирования) в другую всегда предполагает переформулирование, или интерпретацию. Интерпретация участниками взаимодействия получаемых сообщений влияет на характер межличностных отношений. 3. Важнейшим условием межличностной коммуникации является способность индивида выделять стандартные, типичные социальные ситуации взаимодействия между людьми, содержание и структура которых известны представителям данной культуры или субкультуры, и соответствующими действиями конструировать их. Люди, как правило, обладают необходимыми социальными знаниями, которые позволяют им понять поведение друг друга, согласовать свои цели и действия, найти общий язык, договориться. 4. Все процессы коммуникации происходят в определенном контексте. Переменными, формирующими контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения или цели участников общения, наличие или отсутствие посторонних лиц, групповые нормы и т.д. Интерпретация чьих-то слов или действий в огромной степени определяется контекстом, в рамках которого эти слова или действия воспринимаются. 5. Неудачи в межличностной коммуникации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вторых, не понимают, что их восприятия неточны. Удовлетворенность общением и в кратковременных, и в долговременных отношениях во многом зависит от степени адекватности и глубины межличностного восприятия. 6. Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения участников взаимодействия. Умение понять ситуацию - необходимое условие совместной жизнедеятельности.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |