Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности эпохи. Новейшее время включает в себя две худо­жественные эпохи: авангардизм и реализм




АВАНГАРДИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ МИР ВРАЖДЕБЕН ЛИЧНОСТИ

Новейшее время включает в себя две худо­жественные эпохи: авангардизм и реализм. Своеобразие этих эпох состо­ит в том, что они развиваются не последовательно, а исторически парал­лельно.

Авангардистские группы художественных направлений (предмодер­низм, модернизм, неомодернизм, постмодернизм) развиваются парал­лельно реалистической группе (критический реализм XIX в., социалисти-

ческий реализм, деревенская проза, неореализм, волшебный реализм, психологический реализм, интеллектуальный реализм). В этом парал­лельном развитии эпох проявляется общее ускорение движения истории.

Термин «эпоха авангардизма» употребляется здесь в широком смысле: имеется в виду, что каждое новое направление предмодернизма, модернизма, неомодернизма, постмодернизма возникает как авангард, эпатирующий публику, а затем с годами, сменяясь новым авангардом, переходит в разряд традиционного, а порою даже классического искусства (так случилось, например, с импрессионизмом и со многими произведениями примитивизма).

Все авангардистские направления (предмодернизм, модернизм, нео­модернизм, постмодернизм), заостряя те или иные черты художественно­го образа, усиливают рецептивную активность читателя, зрителя, слуша­теля, превращая их не только в равновеликих автору творцов художест­венного текста, но и делая реципиентов в процессе интерпретации текста более важным, чем автор творцом художественного смысла). Все авангар­дистские направления исходят из того, что художественный текст, создан­ный автором, — полуфабрикат, превращающийся в художественный про­дукт только благодаря интерпретационной активности реципиента.

Одно из главных положений художественной концепции авангардист­ских направлений: хаос, беспорядок — закон современной жизни челове­ческого общества. Искусство становится хаосологией, изучающей законы мирового беспорядка.

Все авангардистские направления свертывают сознательное и увели­чивают бессознательное начало и в творческом и в рецепционном процес­се. Эти направления большое внимание уделяют мас-искусству и пробле­мам формирования сознания личности.

Особенности, объединяющие авангардистские художественные на­правления: новый взгляд на положение и предназначение человека во все­ленной, отказ от ранее установившихся правил и норм, от традиций и ус­ловностей, эксперименты в области формы и стиля, поиски новых худо­жественных средств и приемов. Среди непременных для всех авангарди­стских направлений художественных приемов — «маскировка» (нарочи­тое усложнение художественного текста) или примитивизация (упроще­ние языка искусства). Маскировка создает, казалось бы, ненужные труд­ности на пути читателя к смыслу художественного текста в форме искаже­ний грамматики, редких слов, тайных образов, иностранных слов, усе­ченных рассуждений. Например, в ХХ в. критиковалась модернистская поэзия (Элиот, Паунд) за труднодоступность для читателя.

Эстетическое наслаждение и понимание находятся в отношении об­ратной зависимости: чем текст проще и понятней, тем меньшее наслажде­ние он приносит читателю, зрителю слушателю. И наоборот. Конечно,

авангардизм экспериментально испытал это положение, доводя его до аб­сурда (примитивизм живописи слонов или обезьян — заумь «ничево­ков»). Однако вне этих крайностей маскировка, усложнение текста могут быть плодотворными не только вызывая повышение эстетического на­слаждения, но и ведя к эффекту «остранения» (термин русской формаль­ной школы, предложенный В. Шкловским и означающий обострение ху­дожественной выразительности и социально-рецептивной действенно­сти образа путем придания ему необычных, неожиданных, странных черт и особенностей).

Еще одна общая особенность всех направлений авангардизма — опо­ра на разные национальные традиции (в том числе и на неожиданные и эк­зотические). Так,например, В. Мириманов показал воздействие негритян­ского искусства на Пабло Пикассо и возникновение кубизма. И наконец, существеннейшая особенность авангардизма: заострение в образе одной из составляющих его сторон и обычно уравновешенных (так натурализм заостряет объективное начало и свертывает субъективное, сюрреализм — наоборот).

Эти тенденции в ходе исторической смены художественных направле­ний авангардизма усиливаются, чему способствует то, что в ХХ в. актуа­льными искусствами становятся самые массовые: литература, кино, а со второй половины ХХ в. — еще и телевидение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.