Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Живопись




После завершения конфликта между иконоборцами и иконопочитателями в 9-10 вв. стала возрождаться сюжетная изобра­зительная церковная живопись. Складывалась законченная канониче­ская система со строгой иерархией святых. Месторасположе­ние мозаик и росписей определялось новой архитектурной конструкцией храмов. Живопись целиком теперь заполняет стены, своды, опоры, купола, она создает с архитектурой единую эмоцио­нальную среду. В куполе, олицетворяющем небо, изображался Христос Вседержитель (Пантократор), по четырем сторонам от него - ангелы - хранители четырех стран света, еван­гелисты - в четырех парусах купола, Богома­терь - в апсиде, апостолы, мученики - на сво­дах и столбах и т. д. Усложняется и обогащается характер обра­зов. Пассивная созерцательность образов вы­тесняются активной моральной проповедью. Во второй половине 11-12 вв. при Комнинах утверждается классический торжественный византийский стиль. Фронтально стоящие, не свя­занные друг с другом фигуры утрачивают материальность, помещаются вне реальной среды на золотом фоне, лица приобретают аскетический характер. В живописи нарастает линейное на­чало. Цвет, положеный ровным слоем, становится плотным, условным. Мозаики уклады-ваются правильными рядами кубиков с постепенным переходом близких тонов. Главное внимание сосредоточивается на тонкой разработке духов­ной содержательности образа, то драматичного, то сурового, то возвышенно-ясного и т. д.. К луч­шим памятникам поздней поры (12 в.) относят­ся одухотворенные образы Христа, Марии и Иоанна Крестителя в южной галерее св. Софии Констан-тинопольской, в которых сохраняются еще правильные пропорции и пластическая трактовка форм.

Классическое произведение византийской жи­вописи конца 11 в. - мозаики храма Успения монастыря Дафни (близ Афин). Он сосредоточил вни­мание на внутренней характеристике образов. Особое место в этом ансамбле, посвященном Христу и Богоматери, занимает монументальное изображение Пантократора, наделенного огром­ной эмоциональностью и нравственной силой. Он суров, строг, широко раскрытые глаза приковывают зрителя, в них укор и гнев, мудрость и следы трагических переживаний.

Основной формой станковой живописи в Ви­зантии была иконопись, значение ее возросло в после иконоборческий период; исполнявшиеся в технике энкаустики и яичной темперы иконы, восходят к ритуальным фаюмским портретам. Однако в иконном образе человек изображался как бы в потустороннем, утратив­шем земную оболочку священном образе. Инди­видуальные черты заменялись канонизирован­ным ликом святого. Вопреки кано­ничности изобразительных приемов в лучших иконных образах проявлялось живое человече­ское чувство.

Шедевр византийской живописи 11- нач. 12 в. - икона столичной школы Владимирская богоматерь, иконографическо­го типа «Умиление» (младенец прижимается щекой к щеке матери).

Крестовые походы и взятие Константинополя крестоносцами о 1204 г. сыграли трагическую роль и судьбе империи. Крестоносцы разгра­били город, греческие художники переселились в страны Западной и Восточной Европы. Вме­сте с тем крестовые походы способствовали взаимопроникновению элементов культуры разных пародов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.