Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый подъем новой культуры - культуры Возрождения в Италии относится к 12 — 13 вв




 

Период XIII — начало XIV вв. — npoтopeнессанс, эпоха дученто, ознаменованный творчеством живописцев Пьетро Каваллини и Джотто ди Бондоне, Период проторенессанса во многом подготовил почву для искусства Возрождения, хотя был кровно связан со средневековым, с романскими готическими и византийскими
традициями. Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую «старое» от «нового». Чаще всего элементы того и другого слиты в неразделимом единстве.

Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой традиции
в итальянском искусстве происходит в XV веке (кватроченто).
В это время складывается множество
территориальных школ, пролагающих пути реалистическому методу. Ведущим центром гуманистической культуры и реалистического искусства в это время является Флоренция.
Невиданный расцвет переживает монументальная фресковая живопись. Ее реформатором, сыгравшим ту же роль, что в развитии архитектуры Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, был флорентинец Мазаччо (1401 — 1428), проживший короткую жизнь и оставивший замечательные произведения, в которых нашли продолжение поиски обобщенного героического образа человека, правдивой передачи окружающего его мира. Наиболее значительная из его фресок — «Чудо со статиром»
Значительный интерес к проблемам колорита отличал творчество одного из поэтических живописцев Флоренции— Доменико Венециано (ок. 1410 — 1461), уроженца Венеции. Его религиозные композиции («Поклонение волхвов», Берлин — Далем), наивно-сказочные по трактовке темы, еще несут отпечаток готической традиции. Ренессансные черты ярче проявились в созданных им портретах.
Необычайной тонкости исполнения, очень сдержанных по колориту, светских по характеру произведений добивается Фра Филиппо Липни (ок. 1406 — 1469), типичный представитель раннего Возрождения, сменивший монашескую рясу на беспокойную профессию бродячего художника. В нежных лиричных образах — «Мадонна с младенцем» (ок; 1452, Флоренция, галерея Питти), «Мадонна под вуалью (ок.;1465, Флоренция, Уффици) Липни запечатлел трогательно-женственный облик своей возлюбленной, любующейся пухлым младенцем.
Самый замечательный художник позднего кватроченто - Сандро Боттичелли (1447-1510). Его наиболее прославленные зрелые картины — «Весна» (ок. 1478 г.) и «Рождение Венеры» (ок. 1484, обе — во Флоренции, в Уффици) — навеяны поэзией придворного поэта Медичи А. Полициано и поражают оригинальностью истолкования сюжетов и образов античных мифов, претворенных через глубоко личное поэтическое мироощущение.

Первая треть XVI в.— период Высокого Ренессанса.

Искусство чинквеченто, увенчавшее ренессансную культуру, было уже не местным, а всемирным явлением. Никогда художники не пользовались такой всесветной популярностью, как художники Италии XVI в.
И они ее действительно заслуживали. Хотя по времени культура кватроченто и чинквеченто непосредственно соприкасались, между ними было отчетливое различие.
Кватроченто — это анализ, поиски, находки, это свежее, сильное, но часто еще наивное, юношеское мироощущение.
Чинквеченто — синтез, итог, умудренная зрелость, сосредоточенность на общем и главном, сменившая разбрасывающуюся любознательность раннего Ренессанса.
Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким. Он связан прежде всего с именами трех гениальных мастеров, титанов Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти.
Они были во всем несходны между собой, хотя их судьбы имели много общего: все трое сформировались в лоне флорентийской школы, а потом работали при дворах меценатов, главным образом пап, терпя и милости, и капризы высокопоставленных заказчиков. Их пути часто пересекались, они выступали как соперники, относились руг к другу неприязненно, почти враждебно. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Но в сознании потомков эти три вершины образуют единую горную цепь, олицетворяя главные ценности итальянского Возрождения— Интеллект, Гармонию, Мощь.
Подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452 — 1519), гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве.
Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483-1520).
Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564) — великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют прежде всего первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508 — 1512).
На период Высокого пришелся расцвет искусства в Венеции.
Среди художников венецианской школы рано умерший Джорджоне (1476 — 1510), обессмертивший свое имя полотнами «Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский концерт».

Период Позднего Возрождения был отмечен наступлением католической реакции.

 

Церковь небезуспешно пыталась восстановить частично утраченную безраздельную власть над умами, поощряя деятелей культуры, с одной стороны, и используя репрессивные меры в отношении непокорных — с другой. Так, многие живописцы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику (так называемый маньеризм) великих мастеров Возрождения. Среди наиболее крупных основоположников маньеризма Якопо Понтормо (1494 — 1557) и Анджело Бронзино (1503 — 1572), работавшие в основном в жанре портрета.
Однако маньеризм, несмотря на мощное покровительство церкви, не стал ведущим направлением в период Позднего Возрождения. Эго время было отмечено реалистическим, гуманистическим творчеством живописцев, относящихся к венецианской школе: Паоло Веронезе
(1528 — 1588), Якопо Тинторетто (1518 — 1594), Микеланджело да Караваджо (1573 — 1610) и др.
Поздний Ренессанс - это время, когда феномен культурного развития, названный Ренессансом, зародившись в Италии, охватил все западноевропейские страны. Это было ярчайшее время взлета творческих, духовных сил общества. Истоки, предпосылки этого качественного скачка во всех сферах духовной жизни Европы в сравнении со Средневековьем следует искать именно в предшествующем периоде.

 

В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обращение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославле­ние прекрасного, гармонически развитого человека были особен­но близки европейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма.

Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока, именуя ее «варварской, грубой манерой». И это можно понять и объяснить. Ведь культура Возрождения форми­ровалась как отрицание, протест, отказ от средневековой культу­ры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательным было отношение к теологии — теории религии. Лоренцо Валла противопо­ставляет средневековому теологу Фоме Аквинскому апостола Павла, который, не мудрствуя лукаво, укреплял христиан в вере. У многих гуманистов критическим было отношение к церкви и профессиональным служителям католической церкви. Д. Бокаччо в «Декамероне» высмеивает монахов, их ханжество, развращен­ность. У Данте в «Божественной комедии» даже главы католической церкви попадают в ад. Сатира на служителей церкви, духов­ных лиц представлена в знаменитой книге Э. Роттердамского «По­хвала глупости». Считается, что ни одна эпоха в истории европей­ской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневековой культуре отрицалось все, что сковывало свободное, творческое развитие человека.

Прежде всего отметим, что отрицание церкви еще не означа­ло отрицание религии. Некоторые из деятелей Ренессанса (напри­мер, Э. Роттердамский) хотели примирить христианство с антично­стью, призывали вернуться к идеалам первоначального христианства. Другие (например, М. Фичино) пытались создать некую новую, единую религию, свободную от национальных, этнических, куль­товых различий. Таким образом, делались попытки переосмыслить религию, но не отказаться от нее. Ренессанс не был безрелигиозной культурой. Многие деятели Ренессанса были людьми верующими и даже духовными лицами католической церкви.

В искусстве Возрождения влияние средневековой культуры обнаруживалось прежде всего в темах, сюжетах. Много произведений было написано на библейские и религиозные сюжеты. Немалая часть их предназначалась для церквей, имела культовое назначение. Мож­но сказать, что искусство Возрождения было своеобразным синте­зом античной физической красоты и христианской духовности.

 

Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем в сред­ние века была религия, в Новое время наука и техника. Недаром отстаивалась мысль, что идеальный человек должен быть худож­ником. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художе­ственное произведение наиболее полно выражало и идеал гармо­нически организованного мира и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.

 

4. Искусство Каролингской империи (архитектура: базилики, имперские замки, пфальцы, капеллы, жилищные и хозяйственные постройки)

В 8-9 веках в средневековой Европе в империи Каролингов, названной по имени императора Священной Римской Империи Карла Великого (768-814 годы), попытались возродить римские традиции и навыки каменного строительства. Сознательное обращение к римскому наследию в архитектуре Франции, Германии, Италии и последовавший в эпоху Карла Великого расцвет культуры дали повод некоторым исследователям назвать этот период "Каролингским ренессансом".

Главной объединяющей силой в Европе того времени являлась христианская церковь. Во всех частях огромной империи богослужение происходило по римскому образцу. Очагами культуры в Западной Европе стали монастыри. Огромного размаха достигло монастырское строительство по Бенедиктинскому уставу. Был создан идеальный план образцового монастыря, в основе которого лежал регулярный принцип организации всей монастырской деятельности и регламентировалось местоположение различных построек на территории монастыря, вместо спорадически разбросанных зданий, как это было раньше.

Были построены знаменитые монастыри Сен-Рикье, Сен-Дени, а всего между 768 и 855 годами было построено 417 монастырей, 27 новых соборов и 100 королевских резиденций, помимо этого - школы, больницы, мосты, города, крепости. Возможно, этот план никогда не был полностью реализован, однако, он стал идеалом, к которому стремились строители монастырей и который стал моделью для Цистерцианских монастырей 12 века. В монастырях развивался культ священных реликвий. Он привел к созданию в восточной части соборов крипт - подземных капелл с кольцевым обходом, перекрытых крестовыми сводами, для доступа паломников к реликвиям. Только возрождение римской техники каменного строительства, кладки арок, возведения сводов позволило достичь такого размаха строительной деятельности. Вплоть до 12 века мы не увидим столь совершенной техники кладки, когда каменные блоки перемежаются с рядами кирпича, так как последующие поколения ее не переняли, и в эпоху романики ее пришлось возрождать снова.

Ярким примером использования римских традиций в эпоху Каролингов являются ворота с надвратным залом аббатства в Лорше (Германия), строившиеся с 774 года до 9 века. В нижнем ярусе - три больших арочных проема, напоминающие римские Триумфальные арки. Они опираются на мощные пилоны, декорированные красивыми тонкими полуколоннами, как бы несущими, а на самом деле лишь обозначающими верхний ярус с надвратным залом. В верхнем ярусе главное - плоскость мощных стен, пластически почти не расчлененных, а лишь декорированных снаружи полихромным геометрическим узором: шестигранниками и треугольными щипцами, а внутри расписанных фресками наподобие римских домов.

В это время создается новый тип королевской резиденции - пфальца, где соединяются жилые, парадные и культовые постройки. Два равнозначных центра пфальца - тронный зал и дворцовая капелла - демонстрируют единство церковной и светской власти. Самый большой дворцовый комплекс Карла Великого в Ингельгейме, к сожалению, не сохранился, хотя сохранился рисунок этого пфальца. Зато сохранилась замечательная королевская капелла в Ахене, и археологам удалось реконструировать облик всего пфальца в Ахене. Прямоугольный в плане двор имел 180 метров в длину. С севера он замыкался тронным залом, а с юга - дворцовой капеллой. Большой внутренний двор и все постройки были соединены между собой открытой галереей. Аула - тронный зал, был меньше, чем дворец византийского императора, но больше, чем приемные покои Папы Римского в Латеране. Он имел три апсиды, в западной находился императорский трон. В центре южной стороны - знаменитая восьмигранная капелла, которая была построена в 790-798 годах, но снаружи сильно перестроена во времена готики и в 19 веке. Руководителем строительных работ и автором плана капеллы был Одо из Меца. Строительство капеллы рассматривалось как важный государственный акт, символизирующий могущество и единство Империи.

Глава империи Каролингов Карл Великий заказал мраморные колонны из Рима и Равенны. Считается, что образцом для этой капеллы могла послужить византийская церковь 5 века Сан-Витале в Равенне. В центре капеллы 8 массивных столбов поддерживают мощную аркаду. Выше - второй ряд аркад, разбитый на два яруса, с мраморными колоннами, поддерживающими архитрав, и вторым рядом колонн, которые странным образом упираются прямо в арку. В третьем ярусе - окна, сквозь которые льется свет. Все венчает восьмигранный шатер-купол, изначально украшенный мозаиками 9 века, а сейчас - конца 19 века. На первом и втором ярусе вокруг центрального пространства устроен кольцевой обход - амбулаторий, перекрытый внизу крестовыми сводами, а наверху - цилиндрическим сводом. Эта постройка оказала огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой архитектуры. В эпоху Каролингов возводились первые огромные каменные соборы с башнями над средокрестием и на западном фасаде, где появился вестверк - двухъярусный зал с эмпорами, возможно, светского назначения, императорский зал. Возник новый тип укрепленного военного лагеря - бург, с высокой башней - прообразом донжона, который лег в основу средневековых замков. К сожалению, сохранилось очень мало памятников Каролингской архитектуры.

 

Примечания:

Бази́лика (базили́ка) (греч. βασιλική — царский дом) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса.

Капе́лла (от позднелат. capella, cappella уменьшительное от позднелат. сарра (capa) капа, вид облачения католических священников, первоначально — плащ-накидка) — в католицизме термин, используемый для названия храмовых помещений нескольких типов:

домовая церковь в замках и дворцах для частных богослужений;

молельная комната во дворцах и других частных владениях, предназначенная для их хозяев;

отдельное помещение в интерьере больших храмов, имеющее собственное посвящение какому-либо святому, церковному празднику, чтимой иконе и др.

 

Жилищные/хозяйственны постройки -???

Базилики -???

 

5. Каролингская миниатюра и главные центры ее изготовления ("дворцовая школа", "римская школа", турская школа")

Интеллектуальная и религиозная направленность каролингской куль­туры породила искусство книжной миниатюры необыкновенно высоко­го уровня. Богато украшенные, часто заключенные в переплет из резной слоновой кости, эти рукописные книги должны были свидетельство­вать о мощной объединительной ро­ли христианства в раздробленной Европе. Стилистическое разнообра­зие в миниатюрах каролингского времени объясняется тронным влия­нием: Рима, Византии и Нортумбрии. Одним из замечательнейшим произведений «каролингского воз­рождения» считается Утрехтская Псалтырь (IX в.). В Утрехт­ской псалтыри заметно влияние позднеклассической традиции, осо­бенно в использовании римских букв и в реалистическом изображе­нии фигур среди пейзажа и архитек­туры, в отличие от стилизованных нортумбрийских миниатюр. Не менее известны иллюстрированные рукописи, созданные в монастыре Св. Мартина в Туре. В так называемой Библии Карла II Лысого изображена сцена поднесения книги этому гocударю. Эта миниатюра — одно из са­мых ранних изображений реального события в западноевропейском сред­невековом искусстве.

Разнообразие стилей рукописной миниатюры той эпохи отра­жает многообразие культурных традиций. Ранние каролингские манускрипты чаще всего содержали лишь евангельский текст, украшенный изображениями Христа во Славе и евангелистов. Позднее появляются иллюстрированные Псалтыри и Библии, включающие полный текст Ветхого и Нового Заветов. Миниа­тюры были очень разными по стилю. Использование темперных красок и позолоты было характерно, как кажется, для близких ко двору мастерских. Однако беглое письмо и перовые рисунки чернилами, свойственные вышедшей из реймских мастерских Утрехтской Псалтыри, демонстрируют стиль, утонченными ценителями которого могли быть просвещенные ари­стократы. Богато украшенные манускрипты пользовались не­малым спросом у придворной знати Каролингской эпохи. Это привело не только к увеличению числа ру­кописей, но и к появлению миниатюры, где в посвя­щении указано имя заказчика.

 

"Турская школа" - С середины 9 в. ведущая роль в области искусства миниатюры перешла к мастерским двух монастырей - св. Мартина в Туре и близлежащего аббатства Мармутье. Это так называемая турская школа. Она выделяется прежде всего изяществом орнаментации, выработанной под непосредственным влиянием художественных изделий из металла. С другой стороны, здесь получила дальнейшее развитие изобразительная миниатюра. Специальностью турской школы было иллюстрирование Библий (Библия Алкуина и др.). Иллюстрации часто являются миниатюрными произведениями живописи с подробно разработанным сюжетом, продуманной композицией и попыткой передать портретное сходство, если речь идет об изображении монархов. Такие изображения имеются в известных рукописях турской школы: евангелии Лотаря (около 840 г.) и Библии Карла Лысого (около 850 г.). Последняя была исполнена в Туре под наблюдением аббата монастыря св. Мартина - Вивьена. Одна из се страниц (высотой 44 см) целиком занята миниатюрой, изображающей торжественный акт поднесения книги императору Карлу Лысому аббатом Вивьеном во главе процессии монахов. Окруженный придворными, стражей и духовенством, Карл восседает на троне с величием, достойным римского императора. Несмотря на отсутствие верной перспективы, в этой сцене есть много реального. Перед нами характерные франкские типы. Правда, воины изображены в римских доспехах, но в иных случаях мы несомненно имеем дело с современной одеждой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.