Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первые базилики 2 страница




 

Арочные проёмы верхней галереи украшены изображениями четырёх евангелистов и их символами. Из под ног евангелистов вытекают ручьи чистой воды, символизирующей благую весть Евангелия, в этой воде купаются птицы и водные звери, в том числе цапля и черепаха. В основание арок помещены вазы, из которых растут виноградные лозы и, переплетаясь, сходятся в замке арки у изображения креста.

 

Свод украшен медальоном с изображением апокалипсического Агнца (Откр. 5:12), поддерживаемого четырьмя ангелами в позе Оранта(один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы), символизирующими стороны света. Белоснежный агнец, увенчанный нимбом, изображен на фоне звёздного неба, медальон с ним обрамлён венком. Композиция окружена райскими деревьями, растениями, птицами и животными. Божественный Агнец, взявший на себя грехи мира, венчает цикл мозаик пресбитерия, посвященный жертвам, приносимым людьми Богу.

 

 

Базилика святого Климента — церковь в Риме, расположенная на улице Сан-Джованни-и-Латерано, между Колизеем и Латеранским собором. Представляет собой уникальный археологический комплекс, включающий в себя верхний уровень (современная базилика, возведённая в XII веке), средний уровень (раннехристианская базилика, построенная в IV веке) и нижний уровень (два строения, возникшие в I веке новой эры). Современная базилика содержит исполненную раннехристианскими символами мозаику XII века, фрески XV и XVIII веков. В раннехристианской базилике сохранились уникальные фрески IX века, содержащие, в том числе, первые из известных надписи на простонародном итальянском языке.

 

 

Внешняя стена правого (северного) придела была когда-то полностью покрыта фресками, лишь частично сохранившиеся до наших дней. На сегодняшний день удалось идентифицировать сюжеты мученичества святой Екатерины и Страшного суда.

 

 

В главном нефе слева от основного входа находится частично сохранившаяся фреска «Вознесение». В верхней части Христос, окружённый ангелами, возносится на облаке. Непосредственно под ним изображена Богородица в позе «оранты», то есть с воздетыми руками, по обе стороны от неё замерли в трепете апостолы. В правой части фрески хорошо сохранился образ святого Вита, симметрично ему слева изображён папа Лев IV (847- 855) с квадратным нимбом вокруг головы, что указывает на то, что фреска создана при жизни папы, выступающего здесь не в качестве святого, а лишь донатора. Под образом Богородицы находится незаполненная ниша. Возможно, что здесь помещалась реликвия — камень с Елеонской горы, на которой и произошло описываемое событие.

 

Фреска «Житие Алексия, человека Божия», написана предположительно в интервале 1050 — 1100 годов и охватывает последнюю, римскую часть жития святого (полное житие — смотри статью Алексий, человек Божий). В левой части одетый в рубище Алексий возвращается в Рим и на дороге встречает отца, который не узнаёт сына после семнадцатилетней разлуки. Мать Алексия, выглядывающая из окна, также не видит в страннике своего сына. В средней части фрески действие переносится на семнадцать лет вперёд — папа Иннокентий I приходит к одру умершего Алексия, сжимающего в руке некую хартию. В правой части фрески история завершается: по просьбе папы умерший разжимает руку, и папа сообщает присутствующим содержание хартии(название некоторых документов публично-правового характера (конституций и др. актов), в которых нашли выражение требования политических прав социальных слоёв и классов), в которой Алексий описал свою жизнь с момента ухода из родного дома. Горе родителей и невесты Алексия ярко изображено художником: рыдающая невеста обнимает тело своего жениха, а родители в буквальном смысле рвут на себе волосы.

 

Фреску «Месса святого Климента» отличает живость и драматизм изображения, и сложное драматическое повествование, не свойственные традиционной византийской иконографии. Содержание фрески может быть передано следующим образом:

· верхний регистр — святой Климент восседает на престоле, ему предстоят его предшественники по римской кафедре: апостол Пётр, святые Лин и Клет. Все действующие лица подписаны, но их головы «отрезаны» полом «верхней» базилики.

· средний регистр — святой Климент совершает мессу, в числе окружающих его христиан находится (по левую руку) молодая женщина Феодора. Муж Феодоры, знатный язычник Сиссиний, прокрался вслед за женой на мессу, но ослеп и оглох по молитве папы. Церковные служители выводят Сиссиния из церкви.

· нижний регистр — святой Климент посетил дом Феодоры и исцелил её мужа. Сиссиний, вместо благодарности, исполнен ярости и приказывает слугам схватить папу и выставить его вон. Речь Сиссиния передана простонародным итальянским языком (итал. vernacular), а не на традиционной латыни, и усыпана ругательствами:

«Тащите, сукины дети. Гозмари и Альбертель (имена слуг), тащите вон. Карвончелле, помогай сзади рычагом».

 

Первоначально нартекс (передняя проходная часть античного храма)отделялся от главного нефа только четырьмя колоннами. После землетрясения 847 года папа Лев IV приказал заложить проход между колоннами, а образовавшуюся стену украсить фресками. Первоначальные фрески IX века не сохранились, так как в XI веке по заказу местного семейства Рапиза (итал. Rapiza) они были заменены на две новые: «Чудо святого Климента в Азовском море» и «Перенесение мощей святого Климента в Сан-Клементе».

 

На первой фреске изображено чудо, о котором повествует «Acta» — источник IV века: папа Климент был брошен мучителями в Азовское море привязанным к якорю. Затем, ангелы похоронили тело мученика в подводной пещере. Раз в год море отступало назад, и местные христиане имели возможность поклониться мощам Климента, после чего море возвращалось назад. Далее, фреска, следуя источнику, показывает, как однажды в гробнице был забыт ребёнок, а через год его мать, придя к мощам Климента, обнаружила своего ребёнка живым. Подводный мир, окружающий гробницу, населён рыбами, медузами и скатами. В нижнем регистре фрески изображены святой Климент и донаторы — семейство Рапиза.

 

4. Искусство периода Меровингов. Меровингская базилика, её отличие от раннехристианской(церкви Сен-Мартин в Туре, Сен-Жермен дэ-Пре в Париже, Сен-Пьер в Вьенне)

 

Мерови́нги — первая династия франкских королей в истории Франции. Короли этой династии правили с конца V до середины VIII века на территории современных Франции и Бельгии.

 

Из многих королевств, образовавшихся на развалинах Западной Римской империи, наиболее жизнеспособным оказалось франкское. Его культура сыграла важную роль в период сложения и развития западноевропейского искусства раннего средневековья. Занимая землю, принадлежавшую римскому государству, франки не отнимали ее ни у местных жителей, ни у церкви. Прежние тяжелые налоги натурой фактически не собирались. Естественно поэтому, что население поддерживало франков. В дальнейшем родовые связи франкских племен быстро разрушились, и их родовая община превратилась в соседскую. Вместе с тем росло и имущественное расслоение среди свободных. Ему способствовала конфискация бывших римских государственных земель и поместий так называемых «бунтовщиков». Эти земли становились собственностью короля; по словам Энгельса, «они расточались так же быстро, как росли, на дарение церкви и частным лицам - франкам и романам, дружинникам короля (антрустионам) или каким-нибудь другим его любимцам»

 

В 496 г. король франков Хлодвиг, который был раньше лишь одним из племенных вождей, принял, христианство, так как ему важно было опереться в своих завоеваниях на галло-римское духовенство. Хлодвигу удалось объединить под своей властью все земли, захваченные франками, и стать первым королем. Однако после его смерти власть его наследников сохранялась лишь формально, франкское государство стало дробиться, и местные вожди вели ожесточенную междоусобную борьбу, не останавливаясь перед применением самых жестоких и коварных средств. Культура пала настолько, что грамотные люди встречались редко даже среди высшего духовенства. Тем не менее франкское государство сохранилось, пережив этот период внутреннего распада.

 

В ранний период истории франкского государства, при так называемых Меровингах (франкские короли считали себя потомками легендарного вождя Меровея), еще не исчезли пережитки родового быта и первобытной военной демократии. В искусстве преобладали черты наивно-фантастического понимания действительности, особенно ярко проявившиеся в орнаментике. Довольно высоко была развита техника обработки металлов, которая восходила еще к дохристианским временам и была примерно одинаковой у франков и у других народов германского происхождения (Поэтому нередко иод меровингским искусством разумеют не только франкское, но и вообще всякое «варварское» искусство 6-8 вв.).

 

· Почти единственным образцом для возникавшей архитектуры франкского государства служили базилики, однако их стиль по сравнению с позднеримскими меняется. В 470 г. была построена церковь Сен Мартен в Туре, ныне полностью разрушенная. В свое время она была, вероятно, самым большим сооружением Галлии. Внутренность церкви украшали 120 мраморных колонн, взятых из зданий античного времени. На основании письменных документов установлено, что абсиду в восточной части окружала арочная галлерея на колоннах, в чем, может быть, можно видеть прообраз позднейшего хора с обходом.

 

В 7 - 8 вв. на севере Франции план базилики усложнился: вместо Т-образной формы она приняла крестообразную форму, так как трансепт, примыкавший ранее к восточному концу продольного помещения, передвинулся теперь ближе к середине (монастырская базилика в Сен Дени и первоначальная церковь в Жюмьеж). Такое нововведение было вызвано увеличением численности клира, находившегося во время богослужения в восточной части церкви, и ростом его значения, а также соображениями символического порядка. Последнее вообще характерно для эстетических представлений раннего средневековья. Так, один древний писатель сообщает, что самый план церкви должен был напоминать собой «животворящий крест».

В конце V в. один из вождей германского племени франков, современник Теодориха — Хлодвиг (481—511 гг.) захватил территорию Галлии, и древнейшая из римских провинций превратилась в одно из варварских королевств. Уже при первых преемниках Хлодвига (Меровингах) государство франков включало, помимо Австразии и Нейстрии, также Аквитанию и Бургундию, т. е. практически всю территорию нынешней Франции, а также Бельгии и Нидерландов.

 

 

· Церковь Сен Пьер во Вьенне — вероятно, древнейшее из сохранившихся сооружений того времени. Это была перекрытая деревом трехнефная базилика с одной апсидой и без трансепта(поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий продольный неф под прямым углом), построенная в первой половине V в. Не раз страдавшая от арабов, она была в X в. перестроена, причем колонны были заменены прямоугольными в плане опорами. Сохранились первоначальные стены, а также колонки, обрамляющие окна изнутри.

Предполагается, что и апсида церкви Сен Пьер во Вьенне была первоначально также фланкирована пристройками по типу сиро-египетских церквей, распространенных в Северной Африке.

Хотя строители времени Меровингов продолжали широко применять фрагменты и детали античных построек, сравнительно небольшой запас таких деталей истощался в Галлии, естественно, быстрее, чем в Италии. Ныне установлено, что в отрогах Пиренеев в VII в. еще существовали мастерские, изготовлявшие из местного мрамора капители и другие детали, по рисунку приближавшиеся к античным образцам. Изделия пиренейских резчиков применялись в Галлии вплоть до VIII в., когда повторные набеги арабов парализовали деятельность пиренейских мастерских.

История возникновения первых христианских храмов в Галлии запутана и темна. Первым предание называет церковь в Иссуаре (Овернь), якобы освященную в 318 г. Больше о ней ничего неизвестно.

 

 

· Каменная громада церкви Сен-Жермен-де-Пре (то есть Святого Германа в Лугах) – едва ли не самое старое здание в Париже и редкий здесь памятник романской архитектуры – да и то с оговорками из-за позднейших перестроек.

Ее история началась в далеком VI веке, когда Хильдеберт I, сын Хлодвига, первого христианского короля франков, взял в осаду испанскую Сарагосу. Жители города воззвали к покровительству св. Викентия, христианского мученика. Хильдеберт то ли так впечатлился этим, то ли решил воспользоваться удобным случаем и отступить, сохранив лицо, но осаду снял. В знак благодарности (или в качестве отступного) он получил из рук епископа Сарагосы тунику св. Викентия и частичку Истинного Креста.

Чтобы обеспечить драгоценным реликвиям достойное место, Хильдеберт повелел построить монастырь и церковь Св. Викентия на специально выбранном для них месте среди лугов неподалеку от Парижа. Герман, парижский епископ, освятил церковь 23 декабря 558 года, и Хильдеберт скончался в тот же день, будто бы выполнив свое земное предназначение.

Герман стал настоятелем нового монастыря. После смерти он был причислен к лику святых, и впоследствии аббатство получило его имя, и до сих пор по-французски называется Сен-Жермен-де-Пре, то есть Святого Германа в Лугах.

Конечно, ранние постройки до нас не дошли. Церковь Хильдеберта была разграблена норманнами, потом не раз восстанавливалась и снова разрушалась. Самая старая часть нынешнего здания, основание колокольни над входом в нартекс, датируется концом X века. Тяжелая каменная кладка, глухие стены, тяжелый двойные контрфорсы по углам со всей очевидностью выдают романский стиль, господствовавший тогда в европейской церковной архитектуре. Более характерного памятника эпохи нет во всем Париже.

Несколько более позднего происхождения центральный неф и навершие колокольни. В XII веке деревянное перекрытие нефа заменили нервюрным сводом, а снаружи построили систему аркбутанов. Впоследствии такое сочетание стало классическим для готического стиля, так что Святой Герман в Лугах вполне может претендовать на первенство. К примеру, в Соборе Парижской Богоматери аркбутаны появились только в XIII веке.

Начиная с VIII века Сен-Жермен-де-Пре был влиятельнейшим аббатством христианского мира. Он подчинялся только Папе Римскому, а руководил семнадцатью тысячами бенедиктинских монастырей по всей Европе! На весь мир была знаменита богатейшая библиотека, к несчастью, сожженная во время Революции.

К сожалению, революционеры разрушили, разграбили и сожгли, что могли, а в уцелевших постройках аббатства устроили фабрику по производству селитры, непременного компонента в изготовлении пороха. На опасном производстве регулярно случались взрывы, нарушавшие прочность зданий. Поэтому в ходе реставрации в XIX веке обветшавшие строения пришлось окончательно снести. Нынешняя церковь – это практически все, что осталось от аббатства, некогда доминировавшего в здешних лугах.

 

 

От меровингских времен сохранились крипты (например, крипта в Жуарре). Это небольшие и тесные помещения с колоннами, имеющими плоско трактованные капители, прообразами для которых служили римские капители коринфского или композитного ордера. В крипте Сен Лоран в Гренобле встречается древнейшее во Франции перекрытие цилиндрическим сводом, тогда как абсида перекрыта полукуполом, состоящим из трех распалубок.

 

 

Одним из наиболее старых сохранившихся меровингских зданий является баптистерий в Пуатье. Это прямоугольный, почти квадратный зал, несколько вытянутый с юга на север. К восточной его части пристроена низкая четырехгранная с внешней стороны и многогранная изнутри абсида. С юга и севера к залу примыкают очень низкие маленькие полукруглые абсиды. С западной стороны находится большой пятиугольный притвор, расположенный ниже баптистерия и служивший входом в него, но построен он был значительно позднее. Углы баптистерия поддерживаются выступающими грубыми пилястрами. Здание сложено из кирпича и мелкого бутового камня с обильным применением раствора.

 

Чередованием различных способов кладки меровингские зодчие стремились создать определенный декоративный эффект. Баптистерий в Пуатье, несмотря на малые размеры и примитивность техники, построен еще в духе античной традиции, например, его карниз представляет собой подражание античному антаблементу.

 

В меровингском наследии видное место занимают рукописи с миниатюрами. Главнейшие скриптории существовали при монастырях Луксейль, Флери (впоследствии Сен Бенуа сюр Луар) и Корби.

 

Украшение рукописей носит орнаментальный характер; особенно типичен для них так называемый изоморфический тип инициалов, остов которых образуют несколько стилизованные рыбы, птицы, животные, реже человеческие фигуры.

 

 

 

Наряду с инициалами внимание художников сосредоточивалось на фронтисписах(рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом на чётной полосе.), где главную роль играют большие декоративные кресты, венки и аркады. Орнаментация напоминает произведения прикладного искусства этого периода, но часто встречаются также мотивы, заимствованные из искусства христианского Востока: пальметки, некоторые виды плетенки и т. д. К числу лучших памятников этого стиля принадлежат «Луксейский лекционарий» и «Геллонский сакраментарий» в Парижской Национальной библиотеке (оба около 780 г.) и «Гомилии Григория Великого» в Ленинградской Публичной библиотеке (вторая четверть 8 в.).

 

В меровингских рукописях встречаются изобразительные мотивы - птицы вокруг райского дерева, Мария в восточной одежде, с крестом и кадилом в руках, распятие, летящие ангелы и т. д. Однако характерной их чертой остается подчинение задачам украшения текста. Мало того, животные, человеческие и фантастические образы сливаются с буквами, обогащают их образную выразительность. Так, в рукописи «Геллонского сакраментарня» распятие служит буквой «Т»; фигура Марии составляет часть заглавной буквы «I» в словах «In nomine domini», а сокращение в слове «domini» представлено в виде сирены. Трактовка фигур примитивна. Для них характерно сочетание двух борющихся элементов: живой изобразительности и плоской орнаментальной стилизации. Раскраска изображений условна. Буквы, составленные отчасти из животных и растительных форм, ярко расцвечены, красным, зеленым и желтым.

 

 

Каменные рельефы, украшающие меровингские саркофаги (из которых наиболее известен саркофаг в Муассаке, 7 - 8 вв.), также отличаются плоским орнаментально-декоративным характером. Связь с рельефами на стелах провинциального галло-римского искусства выступает иногда достаточно явно. В этом отношении особенно интересен происходящий из гипогея в Пуатье рельеф (конец 7 в.), на котором изображены два стоящих по сторонам пилястры полуобнаженных христианских мученика. Параллельно с каменными рельефами были распространены рельефы из обожженной глины, предварительно оттиснутые в форме и пройденные резцом. Они применялись для украшения церквей и в значительном количестве сохранились в Центральной Франции; такие рельефы встречаются также в развалинах христианских базилик Северной Африки. Изображения фантастических животных, человеческих голов и целых фигур на этих памятниках всецело принадлежат кругу народных представлений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.