Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое обеспечение

№ 30

№ 29

№ 28

№ 27

№ 26

№ 25

№ 24

№ 23

№ 22

№ 21

№ 20

№ 19

№ 18

№ 17

№ 16

№ 15

№ 14

№ 13

№12

№ 11

№ 10

№ 9

№ 8

№ 7

№ 6

№ 5

№ 4

№ 3

№ 2

№ 1

К экзаменационным билетам

Ф 30.10-095

 

Министерство образования Республики Беларусь

Гуманитарный колледж

учреждения образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_____________ Ю.М. Сидорович

«____»___________ 20___ г.

Практические задания

по дисциплине «Психология»

специальность 2-010101 «Дошкольное образование»

курс III группа А, Б, В

дневная форма обучения

2014 – 2015 учебный год

Миша (6 лет) внимательно выслушивает слова, которые он должен запомнить. Беззвучно шевелит губами. Последние слова повторяет. На вопросы отвечает не сразу.

- Подождите! Я вспоминаю.

Прищуривает глаза. Наконец уверенно называет три слова.

- Что же ещё?

Задумался. Повторяет несколько раз.

- Всё, больше я не могу вспомнить.

Задание: Определите вид запоминания и его способы в данной ситуации.

Рост человека, на которого мы смотрим с различного расстояния, остаётся для нас одним и тем же, хотя его изображение на нашей сетчатке значительно изменяется (например, при изменении расстояния от 1 до 2 метров это изображение уменьшается на ¾).

Задание: 1. Объясните с психологической точки зрения этот эффект.

2. Вспомните, как называется данная особенность восприятия.

Юра пытается починить тележку. Сначала он просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси. Тележка может ехать. Юра очень доволен.

Воспитатель говорит: «Молодец Юрик, сам починил тележку. Как это ты сделал?»

Юра отвечает: «Починил, вот видите!» (Показывает, как вертится колесо.) Воспитатель незаметным движением сбрасывает колесо со спицы и вновь обращается к мальчику: «Как ты это сделал, покажи?»

Юра снова прикладывает его к тележке, но уже быстрее надевает колесо на ось. «Вот и починил!» - радостно заявляет мальчик, но опять не может сказать, как он это сделал.

Задание:

1. Определить примерный возраст ребёнка.

2. Какие особенности мыслительной деятельности ребёнка проявились в данном эпизоде? Какой педагогический вывод отсюда следует сделать?

Задание: О каких важных свойствах личности воспитателя идёт речь в ниже приведённых кратких описаниях?

1. Чувство меры в проявлении требовательности, умение выбрать форму требований, особая чуткость в отношениях с детьми, их родителями, в разрешении различных вопросов.

2. Способность по небольшим, на первый взгляд, незаметным явлениям и признакам увидеть тенденции развития ребёнка, формирования его знаний, умений. Навыков, воли, характера, понять по неуловимым переменам в поведении его состояние, зарождение у него новых потребностей и интересов.

Саша непрерывно задаёт вопросы: что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит? Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задаёт вопросы: слон сильный? А лев? Откуда идёт дождь? Откуда я родился? И т.д.

Задание: Дети какого возраста обычно задают такие вопросы? При каких обстоятельствах у дошкольников появляется потребность задавать вопросы?

Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Не обращая внимания на вопрос, ученик говорит: «Нужно искать ее и найти».

Задание: Какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач?

Дети сидят на стульях, расставленных полукругом посреди комнаты. Перед ними на таком же низком стуле сидит воспитательница с книгой. Сейчас начнётся чтение сказки.

Дети знают уже, что садиться можно на любой свободный стул, знают также, что сдвигать стул с места нельзя. Однако всем хочется быть поближе к воспитательнице, каждого притягивает книжка с красивыми картинками. Кто-то из детей не выдерживает и, схватив свой стул двумя руками, не поднимаясь с сиденья, тащит его к воспитательнице. Несколько голосов сразу:

- В.А.! В.А.! А он … к вам двигается. Он к вам двигается.

Задание:

1. Объясните причину возникновения таких заявлений и жалоб детей при нарушении правил поведения их сверстниками.

2. Как должна поступить воспитательница в этой ситуации?

Раневский и Гаев, герои комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад», разорены. Имение продано с торгов. После торгов возвращается Лопахин. Гаев в слезах, Любовь Андреевна угнетена, а Лопухин ликует: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… Вишнёвый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишневый сад теперь мой!.. Музыка, играй отчётливо! Пускай всё, как я желаю! Идёт новый помещик, владелец вишнёвого сада! За все могу заплатить!»

Задание: О каком эмоциональном состоянии свидетельствует данный пример?

Некоторые дети, рассказывая о виденном или услышанном, часто прибавляют то, чего не было в действительности. Они выдумывают новые подробности, уверяя собеседника в том, что все так действительно и было.

Задание:

1. В чем причина таких рассказов детей? Можно ли назвать такие выдумки ложью?

2. Для каких детей такие факты наиболее характерны?

Подойдя к автобусной остановке не в часы «пик» и заметив на ней необычно много людей, вы догадываетесь: давно не было автобуса. (По В. С. Мерлину.)

Задание: Какая отличительная особенность мышления проявилась в приведенном примере?

Задание: Ниже описаны действия человека, характеризующие различные процессы памяти. Определите, какой процесс памяти проявляется в описанных действиях.

Ученику задали вопрос: «В каком году был напечатан роман И.С. Тургенева «Накануне»? Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в свое время разгорелись горячие споры в редакции журнала «Современник». Более того, статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» послужила поводом к расколу в редакции «Современника». Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда очень остро проходила и литературная борьба, год накануне крестьянской реформы 1861 года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1860 году».

Авиадиспетчер на несколько минут сосредотачивает внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолета тут же забывает о ней, переключая внимание на следующую.

Задание: Определите вид памяти в приведенном примере.

– Где Италия? – спрашивал её Лохин

- Вот он. Сапог, - говорила Любка и торжествующе тыкала в Апеннинский полуостров.

- Швеция и Норвегия?

- Это собака, которая прыгает с крыши.

- Балтийское море?

- Вдова стоит на коленях.

- Черное море?

- Башмак.

- Испания?

- Толстяк в фуражке. (А.И. Куприн)

Задание: Определите о каком виде мышления идет речь в приведенном фрагменте.

Придя однажды домой и, заметив, что сынишка-школьник непривычно тих и молчалив, мать невольно думает: заболел или напроказил.

Задание: Какая отличительная особенность мышления проявилась в приведенном примере?

– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела. – Мы займемся арифметикой… У вас в кармане два яблока…

Буратино хитро подмигнул:

- Врете, ни одного…

- Я говорю, - терпеливо повторила девочка. – Предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

- Два.

- Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился, - так здорово подумал.

- Два…

- Почему?

- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

- У вас нет никаких способностей к математике, с огорчением сказала девочка.

- Займемся диктантом. (А. Толстой)

Задание: 1. Определите, о каком виде мышления идет речь в приведенном фрагменте.

2. Какая особенность мышления дошкольника здесь проявилась?

В одном из детских садов дети собирались на прогулку. Мальчик шести лет заботливо помогал маленькой девочке. Застегнул пальто, завязал платок, надел варежки; взяв ее за руку, встал у выхода. Кто-то из взрослых спросил: «Это сестрёнка твоя?». Ребенок удивленно посмотрел и ответил: «Нет, не сестренка! Просто маленькая, - и добавил: - маленьким надо помогать».

Задание: Определите ведущие мотивы поведения ребенка.

«Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в учении, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же делать ребенка не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».

Задание: Формирование каких видов внимания должно быть главной заботой педагога и почему?

В группу входит заведующий детским садом. Трое детей здороваются с ним, а большинство увлечены своим делом и не обращают на него никакого внимания.

Дети объясняют своё поведение тем, что при входе в детский сад они уже здоровались с кем-то, а с кем именно – они не помнят и не придают этому значение.

Задание:

1. Почему, зная правила поведения, дети часто нарушают их?

2. Дайте психологический анализ ситуации.

Вова прекращает уборку через пять минут после начала работы. Воспитатель требует довести дело до конца. Вова продолжает убирать игрушки, но при этом производит с ними отдельные игровые действия – качает куклу, а затем бросает в коробку, вскрикивая: «Вот куда он, хитрый, спрятался!» Возит машину, вдвигает её между коробками и заявляет: «Приехали в гараж», складывает коробки, строит башню.

Задание:

1. Определить возраст ребёнка.

2. Объяснить особенности поведения Вовы в этой ситуации.

3. Какова должна быть позиция воспитателя по отношению к мальчику?

Петя (6 лет) играл с мячом в комнате и разбил вазу. Когда мама вечером стала спрашивать, кто это сделал, Петя сказал, что это сделал Саша, его младший брат. Мама стала укорять сына, говорить, что он лжёт.

Задание:

1. Назовите основную причину Петиной лжи.

2. Какие ошибки в воспитании сына были допущены мамой, и что можно ей посоветовать?

 

Мама предложила дочке Нине (4 г. 5 мес.) решить задачу: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево села 1 птичка. Сколько было деревьев?

Нина задачу не решила. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила дочке решить задачу. Девочка решила задачу правильно

Задание:

1. Почему при решении задачи Нине понадобились вырезанные деревья?

2. Какие особенности мышления дошкольников проявились здесь?

3. Как следует учитывать эти особенности в процессе обучения?

 

 

Задание: О каких ощущениях идет речь в стихотворных строчках слепоглухой О. Скороходовой:

Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелест листьев пальцами ловлю...

 

Саша (6 лет) умел хорошо кататься на лыжах с горки. Мама заметила, что, когда на горке было мало детей, сын не очень охотно катался, а когда в воскресенье на горке было много детей, то сын смело съезжал с самой высокой горки в разных положениях, много кричал.

Задание:

1. Дайте психологическое обоснование поведению Саши.

2. Какой мотив лежит в основе его поведения? Объясните источник его возникновения.

3. Приведите примеры проявления данного мотива поведения у дошкольников.

 

Дети старшего дошкольного возраста рисовали грузовую машину–игрушку. Непосредственно перед рисованием воспитатель предложил детям хорошо рассмотреть ее, а затем назвать каждую часть машины, обращая внимание на то, что кузов машины больше кабины и шире ее. Дети отметили, что кабина чуть повыше кузова, у нее срезан один угол, а в кабине есть окно, которое имеет форму квадрата, и т. д.

Задание:

1. С какими сенсорными эталонами воспитатель знакомит детей?

2. Как обследование предмета влияет на изобразительную деятельность детей?

3. Как должен располагаться предмет (в данном случае машина) по отношению к ребенку?

 

Подумайте и скажите, что легче делать ребенку 4 лет: различать цвета, выбирать их или называть?

Задание: Дайте психологическое обоснование необходимости обучения ребенка различению и использованию цвета.

Существует различные мнения о том, кого из учащихся следует считать более внимательным.

· Одни полагают, что если ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни постоянные шумы, он, конечно, внимателен.

· Другие к внимательным относят тех, кто, рассказывая, видит и слышит всё, что делается вокруг.

· Третьи внимательным считают того, кто способен мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей.

Задание: О каком свойстве внимания идёт речь в каждом случае?

Задание: Определите, какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

Как-то произошёл спор о том, кого можно назвать более внимательным. Один из споривших сказал:

- "Иван Иванович очень внимателен. Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничего не может его отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Всё его внимание поглощено тем, что он в данный момент делает".

- "А по-моему, - ответил другой, - Павел Петрович более внимательный. С каким бы увлечением он ни рассказывал (кажется, он весь поглощён рассказом), всё же ни одна деталь не ускользает от его внимания. Он видит всё, что делается вокруг".

- "Нет уж, Борис Васильевич внимательнее всех, - сказал третий. - Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и сразу же погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь едва заметить фигуру мужчины, а Борис Васильевич за этот короткий миг разглядел все детали его одежды".

 

Испытуемым предложили запомнить после одного прочтения следующие ряды односложных слов:

1) дом, сыр, шарф, ковш, бант;

2) грош, чан, воз, кнут, зонт;

3) стол, хлеб, соль, лук, борщ.

Задание:

1. Определите, какой ряд слов испытуемые запомнят лучше и почему?

2. Как называются связи, при запоминании этого ряда?

Задание. Изучалась продуктивность разных приемов запоминания комплекса гимнастических упражнений. Определите, в какой из групп испытуемых запоминание было наиболее эффективным и почему?

Одна группа испытуемых заучивала движения обычным способом (смотрела и воспроизводила). Вторая группа словесно обозначала и записывала каждый комплекс упражнений, прежде чем его воспроизвести. Третья группа перед воспроизведением должна была придумать сходное по структуре движение. (По Н. Р. Богуш.)

Некоторые родители (в том случае, если их ребенок не слушается) говорят: «Иди сюда, а то тебя заберут!»; «Не будешь есть – придет врач, сделает тебе укол»; «Не будешь слушаться – милиционер заберет» и т. д.

Задание:

Можно ли использовать такие приемы в воспитании ребенка? Обоснуйте свой вывод.

 

Преподаватель __________________ Н.В. Ясюкайтене

 

Практические задания обсуждены и одобрены на заседании ЦК психолого-педагогических дисциплин

Протокол № ___ от ___________2015 г.

Председетель ЦК _____________ С.А. Ситько

Основная литература

1. Гапоненко Т.В. Управленческие решения: Учебное пособие.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 284 с.

2. Смирнов Э.А. Управленческие решения.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 362 с.

Дополнительная литература

3. Баканов М.И, Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. / 5-е изд., доп. и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 536 с.

4. Ломакин А.Л. Управленческие решения: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.- 192 с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По дисциплине психология | Банк практических заданий к государственному экзамену
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.