КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По дисциплине психология
К экзаменационным билетам Ф 30.10-095 Джек Лондон Практическое занятие № 15 Генрик Ибсен Практическое занятие № 13 Ги де Мопассан Практическое занятие № 12 Практическое занятие № 11 А. П. Чехов Практическое занятие № 10 «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч» 1. Тематика «маленькой трилогии» – исследование основных институтов общественной жизни: власть («Человек в футляре»), собственность («Крыжовник»), семья («О любви»); 2. Проблематика – уход от настоящей жизни в «футляр»; 3. Центральные персонажи рассказов; 4. Жанр и особенности композиции; 5. Роль деталей. От детали до образа мыслей; от образа героя к проблемам российской жизни; 6. «Футлярность» существования и духовная свобода. А. П. Чехов «Вишнёвый сад» 1. Проблематика и идейная направленность пьесы; 2. Особенности сюжета и конфликта пьесы; 3. Споры о жанре пьесы; 4. Принципы группировки действующих лиц. Три идейно-композиционных центра: а) прошлое – Раневская и Гаев; б) настоящее – Лопахин; в) будущее – Петя Трофимов и Аня. 5. Образ вишнёвого сада как прошлое, настоящее и будущее России.
«Ожерелье» 1. Сюжет и композиция новеллы; 2. Социально-нравственная проблематика; 3. Раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира; 4. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни; 5. Мастерство психологического анализа.
«Кукольный дом» 1. Социальная и нравственная проблематика «драмы идей»; 2. Проблемы социального неравенства и прав женщины; 3. Жанровое своеобразие драмы; 4. Изображение жизни-игры, образ Норы и символический образ «кукольного дома»; 5. Ретроспективная композиция; 6. Смысл финала драмы. Практическое занятие № 14 Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» 1. Жанровое своеобразие романа; 2. Композиция и сюжет; 3. Философско-эстетические и моральные проблемы романа «Портрет Дориана Грея». 4. Воплощение разных аспектов эстетизма в образах Дориана Грея, лорда Генри и Безила Холлуорда. 5. Антитеза искусства и жизни в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». 6. Философия парадоксальности Оскара Уайльда.
«Мартин Иден» 1. Автобиографическое начало в романе; 2. Сюжет и композиция; 3. Проблематика романа; 4. Этапы духовного и нравственного роста главного героя; 5. Мотив одиночества в романе.
Министерство образования Республики Беларусь Гуманитарный колледж учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР _____________ Ю.М. Сидорович «____»___________ 20___ г. Практические задания специальность 2-010101 «Дошкольное образование» курс II группа А, Б дневная форма обучения 2014 – 2015 учебный год № 1 Взяв карандаш и бумагу, Серёжа сказал, что он нарисует солдата. Однако когда рисунок был готов, мальчик заявил, что он нарисовал поезд. Задание: 1. Определите примерный возраст ребёнка. 2. Закономерно ли такое явление для детей данного возраста? 3. Раскройте роль взрослого в развитии изобразительной деятельности детей данного возраста
№ 2 Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии. Задание: 1. Как называется это явление? Укажите причины его возникновения. 2. Возможно ли оно в условиях семейного воспитания? Ответ обоснуйте.
№ 3 Саша непрерывно задаёт вопросы: что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит? Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задаёт вопросы: слон сильный? А лев? Откуда идёт дождь? Откуда я родился? И т.д. Задание: 1. Дети какого возраста обычно задают такие вопросы? 2. При каких обстоятельствах у дошкольников появляется потребность задавать вопросы?
№ 4 В групповой комнате детского сада стоял аквариум. В нём плавали рыбки. Дети (3 г. 5 мес.) вместе с воспитателем ухаживали за ними: кормили, чистили аквариум и т.д. дети могли хорошо видеть рыбок. Однако на специальном занятии, посвящённом рассматриванию рыбок, дети не могли ответить на самые простые вопросы о них. Задание: 1. Чем объяснить неумение детей рассказывать о рыбках? 2. Можно ли утверждать, что дети младшего дошкольного возраста не наблюдательны? 3. Как следует организовать наблюдение детей? Приведите примеры.
№ 5 Витя впервые пришёл в детский сад. Он как бы не замечал других детей. Если ему нужна была какая-нибудь игрушка, он брал её, никого не спрашивая, ни с кем не считаясь. Витя вёл себя так, как будто он был один. Задание: 1. Какую позицию в среде сверстников занял Витя в данной ситуации? 2. Предположите возможные последствия подобного поведения ребёнка на формирование его личностных качеств. 3. Как усилить позитивное воспитательное воздействие на ребёнка окружающего мира?
№ 6 Саша (2г. 6 мес.) приготовился к прыжку через веревочку и кричит: «Мама, мотли (смотри)! Мама, мотли, мотли!». Мама посмотрела и говорит: «Вот молодец! Как хорошо ты научился прыгать! Прямо как большой!» Ребёнок радостно улыбается и ещё раз показывает, как он прыгает. Задание: 1. Проанализируйте действия мамы. 2. Как отражается на поведении ребёнка оценка взрослых, их отношение к тем или иным действиям, поступкам малыша? 3. Какое новообразование раннего возраста проиллюстрировано в данной ситуации?
№ 7 Общение ребёнка с близкими – эмоционально укрепляет его. Общение с ровесником – закладывает социальные навыки. Задание: Необходимо ли ребёнка учить быть одному?
№ 8
Денис (5 л. 8 мес.) обычно является организатором игр в группе. Когда воспитательница предложила игру в «поликлинику» и началось распределение ролей, сразу же сказал: «А я буду больной». Другие дети взяли роли врачей, медсестёр, шоферов «скорой помощи». Когда началась игра, Денис заявил: «У меня сломана нога. Везите меня к врачу». Потом, побыв у хирурга, Денис потребовал, чтобы ему лечили зубы, затем горло и т.п. в результате игра вертелась вокруг него, он поочерёдно посещал всех врачей и лечился. Задание: 1. Объясните поведение ребёнка в данной ситуации. 2. На данном примере раскройте роль игры в развитии личности дошкольников.
№ 9 Ребёнок раннего возраста стал капризен и непослушен. Если его просят: «Надень эту шапку!», то он категорически отказывается сделать это. Но стоит сказать: «Не надевай эту шапку», то он сразу сделает это. Задание: Какое психологическое явление скрывается за этим фактом? Поясните своё мнение. № 10 Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей: лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься – предопределены наследственностью. Задание: 1. Почему теория наследственности в настоящее время так распространена среди родителей? 2. Назовите возможные причины. 3. Ваши советы подобным родителям.
№ 11 Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утёнок, погремушка и т.д. Мама постоянно поднимает игрушки и кладёт их в кроватку или манеж, а сын достаёт их и снова бросает на пол. Задание: 1. Как должна вести себя мама в данной ситуации и что вы ей можете посоветовать? 2. Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?
№ 12 Андрюшу наказали, поставили в угол. Обиженный Андрюша громко плачет. Кирилка (1 г. 11 мес.) подходит к нему, гладит по головке, уговаривает: «Не плать, Дюка, не плать». Андрюша плачет ещё громче. Уткнулся брату в плечо. Кирилка сам вот-вот заплачет: «Не надо, не плать, Дюка!» Задание: 1. Определить чувства ребёнка, которые проявились в этой ситуации. 2. Какова должна быть стратегия поведения взрослого по формированию социальной активности детей?
№ 13 В группу входит заведующий детским садом. Трое детей здороваются с ним, а большинство увлечены своим делом и не обращают на него никакого внимания. Дети объясняют своё поведение тем, что при входе в детский сад они уже здоровались с кем-то, а с кем именно – они не помнят и не придают этому значение. Задание: 1. Почему, зная правила поведения, дети часто нарушают их? 2. Дайте психологический анализ ситуации.
№ 14 Воспитатель старшей группы очень эмоционально переживает неуспехи своих воспитанников. Стараясь исправить их ошибки, награждает эпитетами: «бестолковый», «лентяй», «неуч», «растяпа», «неряха» и другими, да ещё прибавляет: «ты всегда …», «вечно ты …», «ты вообще …». Задание: Дайте психологический анализ действий воспитателя. № 15 Воспитатель старшей группы видела в своих самых обычных воспитанниках одарённых мальчиков и девочек. И если что-то у них не получалось, то она старалась подчеркнуть в них сообразительность, ум, догадливость, даже если до успеха было ещё далеко. Задание: Дайте психологический анализ действий воспитателя. № 16 Петя (2 года 7 мес.) много болел, подолгу находился в больнице, практически не разговаривал. В дальнейшем маме и логопеду пришлось потратить много усилий, чтобы Петя заговорил. Задание: Назовите основную причину задержки речевого развития Пети. № 17 Ира (2,5 года) долго возится со шнурками, одеваясь на прогулку. От помощи категорически отказывается, но и сама справиться с делом не может, мама, невзирая на протест девочки, обувает ее. Ира сердито, со слезами на глазах заявляет: "Все равно я "твоими" ботинками гулять не буду, развяжу, завяжу сама и буду гулять "своими". Задание: 1. Проанализируйте поведение мамы. 2. Назовите причину такого поведения ребенка. 3. Как предотвратить такое поведение у детей раннего возраста. № 18 Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утёнок, погремушка и т.д. Мама постоянно поднимает игрушки и кладёт их в кроватку или манеж, а сын достаёт их и снова бросает на пол. Задание: 1. Как должна вести себя мама в данной ситуации и что вы ей можете посоветовать? 2. Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?
№ 19 Задание:. Проанализируйте и сравните примеры поведения животных. Определите форму поведения. 1. Дикие птицы, выведенные в инкубаторе, строили гнезда так, как обычно строят птицы данного вида. 2. Не все кошки ловят мышей, хотя эта реакция считается инстинктивной. Оказалось, что котята, прежде чем начать ловить мышей, должны увидеть, как это делают взрослые кошки; котята, выращенные вместе с мышами, редко становятся убийцами мышей. 3. Ученые описывают у шимпанзе два интересных примера изготовления орудий (обработка предметов, которые затем используются в качестве орудий). В одном случае ветви или стебли растений сначала очищаются от боковых веточек и вводятся в гнезда термитов; прилипших к такому прутику термитов обезьяна поедает. В другом случае шимпанзе пережевывают листья, сжимают их в комья и используют в качестве губки, добывая из древесных дупел питьевую воду.
№ 20 Сравните записи двух наблюдателей, сделанные при наблюдении поведения девочки Тони (1 год 7 мес.) Наблюдатель 1: «Добежав на обратном пути до бочки, достала оттуда исписанную тетрадку брата, вырвала быстрым и сильным движением три полустраницы и пошла, держа листки перед собою, повторяя: «Вва-вва-вва» и еще что-то (как бы читая вслух). Выражение личика сосредоточенно-серьезное. У кроватки остановилась, обернулась, что-то напевает, раскачиваясь мерно (ритмично) из стороны в сторону». Наблюдатель II: «Вынула тетрадку из бочки с игрушками, сделала вид, что читает». Задание: 1. Какие виды записи наблюдаемых фактов использовали наблюдатели? 2. При каком виде записи достигается большая объективность и информативность описываемых явлений?
№ 21 Исследователь предложил детям детского сада нарисовать тематический рисунок «Моя семья». Петя (6 лет) нарисовал такой рисунок: в центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках. Исследователь спросил Петю: «Почему ты себя не нарисовал?» – «А я не уместился», - ответил Петя. Задание: Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка? Можно ли по рисунку Пети сделать вывод о микроклимате в семье мальчика? № 22 Для изучения избирательных отношений между детьми в старшей группе детского сада была использована экспериментальная игра "Секрет" (автор Т.А. Репина). В процессе эксперимента было обнаружено, что у Аллы подарков было намного больше, чем у других детей, а у Сережи и Тани не было ни одного. Исследователь положил по два подарка Сереже и Тане, а у Аллы немного забрал. Задание: 1. С какой целью исследователь это сделал? 2. Какие требования должны учитываться при проведении социометрических исследований? № 23 Девочки играли в дочки-матери. Только Соня стояла в стороне и молча наблюдала за подружками. - Девочки почему Соню не берете в игру, она так хочет играть с вами? – спросила воспитательница, подводя Соню за руку. Вот еще, - недовольно фыркнула Мила, - у нее мама дворник, а мне моя мама сказала, чтобы я с дочерью дворника не играла … Задание:
№ 24 Работая с детьми раннего возраста, воспитательница каждый раз обращается к маленьким детям только в отдельности: «…И Вера, и Вова, и Лера и Рита – все уберут игрушки на место». Задание: 1. Почему воспитательница каждый раз обращается к маленьким детям только в отдельности? 2. Умеют ли дети этого возраста указание, обращенное ко всем, отнести к самим себе? № 25 В исследованиях выяснено, что в группе статус детей разный: всегда выделяются «звезды», «популярные» и «непопулярные» дети. Задание: 1. Зависит ли притязание ребенка от его статуса в группе, от его реальных возможностей руководить? 2. Дайте психологическое обоснование своим выводам. № 26 Прочитайте. Миша (2 года 4 месяца) пытается сам одеваться. Кряхтя, он натягивает колготки. У него ничего не получается. Вмешивается мама со своей помощью. - Я сам! - протестует ребёнок. - Сиди спокойно, ничего у тебя не получается. - Я сам хочу!- опять заявляет малыш. Задание: 1. Можно ли считать поведение Миши упрямством или это проявление развивающейся личности? 2. Обоснуйте свой ответ, опираясь на знание особенностей раннего возраста. № 27 Человек рождается индивидом, а личностью становится прижизненно, в результате культурного и исторического развития. Поэтому для его характеристики используют такие различные по объёму и содержанию понятия, как индивид и личность. В связи с этим приведены понятия, отражающие особенности поведения человека. Высокая скорость двигательных реакций, упрямство, эмоциональность, медленное запоминание, трудолюбие, подвижность, повышенная тревожность, самолюбие, лживость, низкая адаптация к темноте, принципиальность, общительность, хорошая координация движений, добросовестность. Задание: Укажите, какие из данных особенностей поведения человека характеризуют его как индивида либо как личность и обоснуйте свой выбор. № 28 Малые группы могут быть формальными и неформальными. Примеры различных групп: школьный класс; группа детей, играющих во время перемены; рабочая бригада; группа туристов, совершающих поездку за границу; академическая группа (студентов); учителя, работающие в одной школе. Задание: Определите, какие из них являются формальными, а какие неформальными, назовите основные различия между ними.
№ 29 Известно не менее двадцати случаев, когда дети по разным причинам выросли в логове зверей. В 1920 г., например, в Индии обнаружили в волчьем логове вместе с волчатами двух девочек: семи-восьми и двух лет. Они ели бес помощи рук сырое мясо, ходили на четвереньках, по ночам выли, как волчата; хорошо видели в темноте; боялись людей, сильного света, огня и воды, не давали себя мыть; срывали с себя одежду и даже в холод сбрасывали одеяло. Младшая девочка вскоре умерла. Старшая только через 6 лет научилась ходить. В течение четырёх лет она выучила лишь 6 слов, а через 7 лет – 45 слов. К этому времени она полюбила общество людей, стала бояться темноты, научилась есть руками и пить из стакана. К 17 годам её умственное развитие было, как у четырёхлетнего ребёнка. Задание: Проанализируйте этот случай и сделайте вывод о роли наследственности и социальной среды в психическом развитии личности. № 30 Исследованиями учёных установлено, что дети, с которыми интенсивно общаются взрослые (разговаривают с ними, улыбаются им, держат и носят детей на руках), к 4 месяцам подолгу могут оставаться одни, занимая сея каким-нибудь «делом» (рассматривание предметов вокруг себя, ощупывание игрушек, гуление). Задание: Как объяснить эти явления, которые на первый взгляд никак не связаны между собой и даже противоречат друг другу?
Преподаватель __________________ Н.В. Ясюкайтене
Практические задания обсуждены и одобрены на заседании ЦК психолого-педагогических дисциплин Протокол № ___ от ___________2015 г. Председетель ЦК _____________ С.А. Ситько
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |