Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналистикой часто называют и совокупность учебных дис­циплин, и особую отрасль науки




Журналистика — явление социальное и составляет важнейшую органическую часть социальной системы в целом. В этой связи осо­бенно важно видеть внутренние связи всех социальных субъектов, задействованных в системе журналистики, с социальными инсти­тутами и группами.

Только хо­рошо зная закономерности функционирования журналистики, можно сознательно и целеустремленно добиваться оптимизации, повышения эффективности деятельности газет и журналов, радио-и телевизионных программ.

Канал (К) — используемые журналистами средства массовой информации (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, бюлле­тени, программы радио и телевидения различных типов и уровней со сложной системой редакций, дирекций, отделов, корпунктов и т.д.), предназначенные для «доставки» журналистских «текстов» их адресатам.

Тексты (Т) — произведения журналистов, официальные доку­менты, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отре­дактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски.

Учредитель (У) — государственные или общественные органи­зации, профессиональные и творческие союзы, ассоциации и об­щества, группы граждан и отдельные лица, создающие газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, продюсерские фирмы, агентства, пресс-службы, издательские фирмы и т.д., располагающие правами владельцев и/или руководителей соот­ветствующих производителей и распространителей массово-ин­формационных продуктов. Кстати, существуют законодательные предположения о замене термина «учредитель» на «владелец», «вещатель». Деятельность У регламентируется законодательством. Внутренние отношения в редакциях, агентствах, издательствах и др. определяются также и редакционными уставами, кодексами поведения персонала и иными документами.

В соответствии с нуждами общества журналистика быстро из­меняется и количественно, и качественно. Конечно, в различных странах и регионах состояние журналистики неодинаково. Если, по расчетам ЮНЕСКО, на каждую тысячу населения должно приходиться 200—250 экз. газет, такое же количество телевизоров и радиоприемников (притом имеется в виду, что каждый номер газеты, телевизор или радиоприемник обслуживает в среднем 4—5 человек), то в развитых странах этот «норматив» многократно превзойден, тогда как во многих развивающихся странах он еще остается далекой перспективой.

 

Однако не все в мире печати, радио, телевидения относится к той журналистике, проблемами которой занимаются факульте­ты журналистики. Ведь печать, радио, телевидение используются и для специальных целей (служебная радиосвязь, промышленное и учебное телевидение, Интернет, специальная печатная продук­ция, в том числе журналы, рассчитанные на специалистов раз­личных областей науки, техники, бизнеса и т.д.).

 

Главный водораздел между журналистикой как предметом изу­чения на факультетах журналистики и «другой», использующей форму и технику прессы, радио и телевидения, Интернета, жур­налистикой проходит там, где начинается различие массового и специального сознания.

Журналистская наука изучает «жизнь» тех изданий и программ, которые обращены к массовой аудитории и которые затрагивают вопросы общественной жизни в широком и разнооб­разном спектре ее актуальных для массового сознания проблем и явлений.

Это главное отличие неплохо передают та­кие понятия, как «журналисти­ка», «средства массовой информации», «сред­ства массовой коммуникации», «средства массовой информации и пропаганды», «mass media», «средства массового общения» и др.

 

В качестве основного термина, описывающего предмет науки и преподавания, можно было бы принять любой из них. Но пред­почтительным кажется именно термин «журналистика» (фр. journal — «дневник», jour — «день»; лат. основа diurna — «поденный») как самый емкий из них и не имеющий многозначных толкований (таких как «информация», «пропаганда», «коммуникация», «об­щение»).

Следующим шагом в формировании представлений о предмете науки и преподавания является представление о журналистике как массово-информационной деятельности, в которую включена совокупность «действующих сил», чьи взаимоотношения и взаимо­влияния в реальных условиях определяют и характер функцио­нирования журналистики. А зная характер функционирования журналистики, можно обратиться к внутренним законам ее дея­тельности.

 

Если попытаться рассмотреть функционирование отдельного органа журналистики (например, «Новой газеты»), или сово­купности СМИ определенного направления (например, прессы демократических сил России XIX века), или всей журналистики в определенный период (например, современной американской журналистики), то независимо от исторической эпохи или харак­тера политических ориентации изданий и программ принципи­альная схема их функционирования будет одинаковой для всех возможных случаев, несмотря на то, что содержание и результаты деятельности журналистики будут различными .

«Действующими силами» изучаемой системы являются:

Руководящие органы (РО)государственные институты, кото­рые в соответствии с конституционными нормами уполномочены принимать, изменять, отменять различные акты (прежде всего за­коны), регламентирующие деятельность журналистики. В силу своих политико-правовых функций РО правомочны определять права и обязанности всех участников массово-информационных процессов.

Журналист (Ж)штатные и внештатные работники редакций (от корреспондента и работника отдела писем до руководителя корреспондентской сети и главного редактора), которые по ре­дакционному уставу определяют направление и характер изданий или программ, ведут авторскую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, компоновке массовой информации в номера газет и журналов, программы радио и телевидения, вы­пуски агентской информации и т.д.

Массовая аудитория (МА)та часть общества, на которую специально ориентировано определенное издание (или програм­ма) и к которой оно постоянно обращено (расчетная аудитория), или которая действительно сформировалась вокруг данного изда­ния и считает его «своим» (реальная аудитория), или которую можно привлечь дополнительно ( потенциальная аудитория ). При этом многие представители аудитории в определенных ситуациях (когда пишут письма, звонят или приходят в редакцию, готовят для нее материалы, собирают информацию, консультируют жур­налистов и т.д.) выступают и в роли журналистов, которые точно так же в свою очередь оказываются аудиторией других средств массовой информации.

Социальные институты (СИ)государственные органы, хозяй­ственные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, функционирующие в сфере распространения данного средства массовой информации и деятельность которых обсужда­ется в произведениях журналистов с целью принятия ими опре­деленных решений.

Действительность (Д) при этом выступает источником сведе­ний и конечным объектом воздействия журналистики.

 

Система функционирует на основе прямых и обратных связей (прямые обозначены сплошными линиями, а обратные — пунк­тирами). На начальной стадии изучения журналистики важно увидеть прин­ципиальные зависимости: РО формируют нормативную «среду», законодательную основу функционирования журналистики, опре­деляющую ее положение в обществе, права и обязанности У и Ж, ответственность СИ, права МА; в соответствии со своим положе­нием в системе и на основе законодательства Ж, руководствуясь утвержденным У редакционным уставом, формирует информаци­онную политику издания (программы) и реализует ее через сово­купность произведений с учетом запросов, интересов, пожеланий МА, нужд СИ и особенностей своего К.

 

И уже по раскрывающей процесс функционирования схеме можно определить основные «порождающие факторы» деятель­ности журналиста (или «факторы порождения текстов»).

Журна­лист должен «учитывать» по меньшей мере пять факторов, причем ни один из них не является стоящим «выше» других.

1. Инфор­мационная политика учредителя;

2. Запросы, интересы, потребности аудитории;

3. Характер отражаемых явлений действительности;

4. Осо­бенности СМИ (как канала, передающего своеобразные тексты);

5. Личностные особенности журналиста. При этом именно ему надо решать мно­жество творческих проблем (например, различия между политикой СМИ и интересами аудитории могут поставить очень трудные за­дачи, но именно их решение — свидетельство о подготовленности и способностях журналиста).

 

Подводя итоги, можно сделать вывод: предметом курса «Основы теории журналистики» является журналистика как система средств массовой информации, компоненты которой взаимосвязаны и функционируют на основе прямых и обратных связей.

 

При рас­смотрении конкретных проблем (например, правовых основ дея­тельности журналистики или социальной позиции журналиста) крайне важно показать особенности функционирования журна­листики в разных исторических и социально-экономических ус­ловиях общественной жизни. Однако для общей характеристики журналистики следует отвлечься от конкретных форм ее функцио­нирования «здесь и теперь», хотя, разумеется, в реальной жизни «журналистики вообще» нет и быть не может.

 

Таким образом, понятие «журналистика» (и в этом отношении оно выгодно отличается от других синонимичных терминов типа «mass media») имеет очень широкое семантическое наполнение. И входящему в ее мир — мир науки и практической деятельности — надо изучить этот предмет во всем богатстве его сторон и прояв­лений.

В их числе:

журналистика как особый социальный институт (лат. institution — «учреждение, установление»), система различных учреждений, действующих на основе установлений Конституции и других законодательных актов. Это — газетные, журнальные, книжные редакции, издательства, теле- и радиоорганизации, агентства, пресс-центры и т.д. (учредителями которых также выступают различные институты). Собственно журналистские институты не могут успешно выполнять свои функции без обслуживающих их учреждений (к ним относятся службы наземной и космиче­ской связи, организации, занимающиеся «доставкой» информа­ции, полиграфические предприятия, кинофабрики и т.д.). Учебное и научное обеспечение журналистики осуществляется университетами и другими учебно-научными центрами;

 

журналистика как система видов деятельности, необходимых для нормального функционирования этого социального ин­ститута. Это и деятельность по созданию газет, журналов, теле- и радиопрограмм, по организации функционирования агентств, информационных служб и других институтов журна­листики, по разработке и реализации информационной поли­тики; и организаторская работа — создание коллективов, нала­живание массовых связей и отношений с другими социальными институтами, проведение научных исследований, участие в подготовке кадров и т.д.; наконец, это и творческая деятельность по сбору и обработке информации, созданию произведений для газет, журналов, бюллетеней информации, теле- и радио­программ;

журналистика как совокупность профессий, важных для обеспе­чения всех областей ее деятельности. Помимо традиционных профессий, определяемых основной работой — авторской (кор­респондентской), редакторской, организаторской, — в совре­менной журналистике все более важное место занимают спе­циалисты по менеджменту, маркетингу, рекламе, инженерному обеспечению (в частности, инженеры связи, видеоинженеры, программисты и операторы ЭВМ и т.д.), для успешной дея­тельности которых требуются профессионально-журналистские ориентации;

· журналистика как система произведений, для подготовки кото­рых требуются работники разных профессий, обладающие специфическими знаниями, навыками, способностями. Под системой произведений следует понимать не только журналис­тские произведения, подготовленные авторами, а затем ском­понованные редакционными работниками в номера газет и журналов, в программы телевидения и радио, в бюллетени агентств, но и разнообразные непубликуемые произведения журналистики (такие как программные сетки, сценарные и режиссерские планы), различные внутриредакционные мате­риалы (планы работы, обзоры писем, сводки рекомендаций и т.д.), ответы на письма читателей, обращения в различные институты;

· журналистика как комплекс каналов передачи массовой информа­ции, использующих различные средства коммуникации (печать, радио, телевидение, Интернет) и образующих разнообразные типы изданий и программ (общенациональные и местные, об­щие и специализированные по аудитории, тематике, сфере экономики, области жизни, характеру социальной позиции, направленности, творческому облику и т.д.), действующих в национальном и глобальном информационном пространстве.

 

Таким образом, предметом курса «Основы теории журнали­стики» являются наиболее общие закономерности функционирования журналистики как специфического социального института, дея­тельность в рамках которого требует особых профессиональных знаний и навыков по созданию системы различных произведений для широкой совокупности каналов массовой информации различной со­циально-творческой направленности, каждый из которых ориенти­рован на «свою» аудиторию.

· Структура основных понятий курса

В каждой социальной системе деятельность журналистики определяется закономерностя­ми, раскрытием и «описанием» которых занимается наука с по­мощью своего понятийного аппарата. Среди множества понятий выделяются узловые понятия, которые принято называть категориями. Через категории раскрывается суть предмета и содержания науки.

 

В науке о журналистике в качестве категорий выступают такие общие понятия, как «информация», «свобода», «функции», «прин­ципы», «эффективность » и др. Эти и другие категории и раскры­вающие, детализирующие их содержание более конкретные понятия («актуальность», «интерес», «мотивы», «релевантность», «близость», «драматизм» и т.д.) нельзя рассматривать порознь, отдельно, вне связи и взаимосвязи их между собой, ограничиваясь указанием только на то, что все они относятся к полю знания о журналисти­ке. Для понимания механизма функционирования журналистики как системно организованного объекта (см. схему функционирования) важно постичь совокупность категорий как целостную систему основных понятий науки о журналистике.

Для построения системы категорий, прежде всего, необходимо определить центральную категорию, в округ которой группируются остальные, связанные с ней.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.