КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение Монтескье о государстве и праве
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Политология.
На тему: Принцип разделения властей.____________ (наименование темы работы согласно учебному плану)
Автор студентка гр. ГК-99 /Михайличенко О,Ю./ (Ф.И.О.) ОЦЕНКА: ____________
ДАТА: _______________
ПРОВЕРИЛ: профф. /Завражин В.Н./ (должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Санкт-Петербург 2003 г
Свои общественно-политические воззрения Шарль-Луи де Монтескье (1689-1755) изложил в романе «Персидские письма», историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян», трактате «О духе законов». Он стремился исследовать причины, вызывающие изменения в законодательстве и нравах, выявить законы истории Монтескье исходил из того, что ход исторического развития определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, но действием определенных закономерностей. Возникновение политически организованного общества Монтескье склонен был рассматривать как исторический процесс. По его мнению, государство и законы появлялись вследствие войн. Не имея достаточных материалов, чтобы построить общую теорию происхождения государства, мыслитель пытался объяснить этот процесс, анализируя то, как зарождались конкретные социальные и правовые институты. В связи с этим он полемизировал с предшественниками, которые относили к естественному состоянию такие социальные явления, как собственность (Дж.Локк) и войну (Т.Гоббс) Монтескье был одним из зачинателей историко-сравнительного изучения общества и государства. Закономерности общественной жизни он раскрывал через понятие общего духа нации. Согласно его учению, на общий дух, нравы и законы нации воздействует множество причин, которые он делил на физические и моральные. Физические причины определяют общественную жизнь в период, когда народы выходят из состояния дикости. К таким причинам относятся климат, состояние почвы, размеры и положение страны, численность населения и др. Например, на юге климат жар кий, там люди изнежены, ленивы и работают только из страха наказания. В жарких странах «обыкновенно царит деспотизм». Наоборот, на севере, где климат суровый и преобладают бесплодные земли, люди закалены, храбры и свободолюбивы. Для северных народов характерны умеренные формы правления. Ведущую роль среди физических причин Монтескье отводил географическим факторам. Сама постановка вопроса о значении географической среды в жизни общества была плодотворной, ибо ориентировала политическую мысль на выявление объективных причин возникновения государства и права. Вместе с тем абсолютизация географических факторов приводила Монтескье к совершенно произвольным выводам (вроде того, что азиатские народы склонны к подчинению, а европейцы – к господству). Эти его идеи впоследствии были использованы идеологами геополитики и расизма. Моральные причины вступают в действие позднее, с развитием цивилизации. К их числу относятся принципы построения политического строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи и др. Моральные причины воздействуют на законодательство народов сильнее, чем физические, влияние которых постепенно ослабевает. Чем более усиливается в народе действие одной из причин, тем более ослабляется действие прочих. Над дикарями, - утверждал он, - властвует почти исключительно природа и климат, китайцами управляют обычаи, а в Японии тираническая власть принадлежит законам. Среди моральных причин важнейшими он считал принципы государственного строя. Для Монтескье, как и для многих других идеологов либеральной буржуазии, проблема рациональной организации общества - это проблема, главным образом, политическая и правовая, а не социальная. В идеологии раннего либерализма свобода означала разумную организацию государства и обеспечение законности. Монтескье отождествлял политическую свободу с личной безопасностью, независимостью индивида от произвола властей, гражданскими правами. Свобода, утверждал он, «есть право делать все, что дозволено законами». Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как го же самое могли бы делать и прочие граждане. Обоснование идеала свободы у Монтескье связано с анализом существовавших форм государства. Он различал несколько видов правления: республику, монархию и деспотию. Каждая из них «тела свой собственный принцип, характеризующий государственную власть с деятельной стороны, с точки зрения ее взаимоотношений с гражданами. Своеобразие этой классификации в том, что Монтескье наполнил понятие формы государства такими определимыми, которые затем будут обозначены понятием политический режим. Республика представляет собой государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо части его (аристократия). Движущим принципом республики выступает политическая добродетель, т.е. любовь к отечеству. Монархия - это единоличное правление, опирающееся на закон; ее принципом служит честь. Носителем монархическою принципа Монтескье считал дворянство Деспотия, в отличие от монархии, — единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. Она держится на страхе и является неправильной формой государства. Предотвратить вырождение монархии в деспотию способна лишь правильная организация верховной власти. Эти и подобные им рассуждения мыслителя воспринимались современниками как завуалированная критика абсолютизма во Франции и призыв к свержению тиранов. Следуя традициям античной политико-правовой мысли, Монтескье считал, что республика характерна для небольших государств, монархия - для государств средней величины, деспотия — для обширных империй. Из этого общего правила он сделал одно существенное исключение. Монтескье показал, что республиканское правление может быть установлено и на обширной территории, если соединить его с федеративным ycтройством государства. В трактате «О духе законов» была теоретически предсказана возможность образования республики в крупных государствах. Установление республиканского строя, полагал Монтескье, еще не означает достижение свободы членами общества Обеспечить законность и свободу и в республике, и в монархии может только разделение властей. Развивая учение Дж.Локка, Монтескье детально определил виды власти, их организацию, соотношение и т.п. Он выделял в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти Принцип разделения властей, по его мнению, требует, чтобы они принадлежали различным государственным органам. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, учреждения или сословия неминуемо ведет к злоупотреблениям и произволу. Помимо разграничения компетенции, принцип разделения властей предполагает также предоставление им специальных полномочий с тем, что бы они ограничивали и сдерживали друг друга. Нужен такой порядок, указывал Монтескье, при котором «одна власть останавливает другую». Самым последовательным воплощением этих принципов он полагал государственный строй Англии, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — королю, а судебная - присяжным. Учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Во-первых, оно соединяло либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей (свобода «устанавливается только законами и даже законами основными»). Во-вторых, Монтескье включил в состав властей, подлежащих разграничению, судебные органы, т.е. обоснование парламентаризма как системы управления, основанной на разграничении законодательных и исполнительных полномочий, дополнил принципом независимости судей. Рассмотренная им триада со временем стала классической формулой конституционализма. В своем учении Монтескье объединил наиболее популярные идеи либеральной буржуазии того времени и выстроил их в достаточно последовательную и целостную доктрину. Идеологически теория разделения властей была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию компромисса буржуазии и дворянства. В условиях предреволюционной Франции это учение призывало к созданию представительных органов власти и передаче им законодательных полномочий. Монтескье считал целесообразным вручение законодательной власти собранию представителей народа и собранию знатных. Наилучшей формой народовластия, по его мнению, являлось правление народа, осуществляемое опосредованно, через доверенных лиц. Монтескье выступал против устойчивого предрассудка, восходящего к эпохе сословного представительства, когда считалось, что в законодательном органе интересы аристократии лучше всего выразит дворянин, интересы крестьян - крестьянин и т. д. Он полагал, что подмена представительства по признанному гражданскому достоинству (гражданская честность, патриотическая обеспокоенность и юридическая компетентность) представительством по социальному происхождению ведет к превращению законодательного собрания в место столкновения группового эгоизма. Единственными основаниями для предпочтения того или иного кандидата должны служить его программа и нравственный облик. Лишь в этом случае можно ожидать, что народный представитель, с одной стороны и народ с другой, придут к взаимопониманию.
Государственный аппарат Российской Федерации. Высшим органом представительной и законодательной власти Российской Федерации является парламент - Федеральное собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты - Государственной Думы, верхней - Совета Федерации. Они осуществляют законодательные функции, рассматривают и решают важнейшие государственные вопросы, формируют другие высшие государственные органы (правительство, судебные органы и т.п.) и имеют право контроля за деятельностью всего государственного аппарата. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной основе с четырехлетним сроком полномочий. Она избирается прямым всеобщим голосованием по смешанной системе. По Конституции Государственная Дума дает согласие президенту на назначение Председателя правительства и решает вопрос о доверии правительству. Однако парламентские полномочия нижней палаты по вопросу формирования исполнительной власти и контроля за ее деятельностью фактически оказываются ограниченными. Это выражается в том, что при определенной политической ситуации в стране Президент может распустить Государственную Думу, если последняя три раза подряд отклонила кандидатуру на должность Председателя правительства. По вопросу о доверии правительству тоже существуют свои "пределы". Так, при повторном выражении недоверия правительству в течение трех месяцев Президент может принять решение либо об отставке правительства, либо о роспуске нижней палаты. Совет Федерации формируется путем делегирования по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти (по количеству это составляет 178 делегатов). К ведению верхней палаты относятся вопросы, связанные с изменением границ между субъектами Федерации, назначением на должность судей Конституционного суда (19 судей), Верховного суда, Высшего Арбитражного суда, Генерального Прокурора, утверждением указов Президента о введении чрезвычайного положения, решением вопросов об использовании вооруженных сил за пределами страны и другие. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания образуют Счетную палату. Главой государства является президент. Он избирается всенародным прямым голосованием на 4 года и не более двух сроков подряд. Полномочия президента России подразделяются на полномочия в области государственного управления; в сфере законодательной деятельности; в судебной области; внешнеполитические полномочия; представительские; чрезвычайные. Президент наделен правом участия в формировании правительства: он назначает Председателя правительства с согласия Государственной Думы, а также назначает и освобождает от должности заместителей Председателя правительства, федеральных министров, руководителей комитетов и ведомств. Президент руководит деятельностью правительства, может председательствовать на его заседаниях, он принимает решения об отставке правительства с согласия нижней палаты. Президент активно участвует в законодательном процессе. Законы, принятые Федеральным собранием, передаются президенту, который подписывает их или возвращает в двухнедельный срок в парламент со своими возражениями для повторного обсуждения и голосования. В случае отклонения закона президентом и при повторном одобрении 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы закон подлежит подписанию президентом (в течение 7 дней). Глава государства обладает правом законодательной инициативы. Более того, следует отметить, что законодательной инициативой помимо президента обладает значительное количество субъектов политической системы - это Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, правительство, представительные органы власти субъектов федерации, Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд. Но глава государства в особых случаях может использовать свое право обращения непосредственно к народу, а также объявить о референдуме по отдельным вопросам законодательной деятельности и таким образом решить вопросы, минуя рассмотрение их в парламенте. Президент и сам издает большое количество нормативных актов (указов, реорганизационных актов, распоряжений и др.). В практике деятельности высших государственных органов применяется ежегодное представление президентом докладов о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Президент может обратиться с посланием к гражданам страны. Президент возглавляет Совет Безопасности России. Глава государства утверждает военную доктрину, обладает правом объявления чрезвычайного положения и использования вооруженных сил за пределами территории страны по решению Совета Федерации. Внешнеполитические полномочия главы государства весьма обширны. Президент является высшим представителем страны в сфере внешних отношений и осуществляет руководство внешней политикой. Выезжая с официальными визитами за границу, он пользуется правом на особо торжественный прием, ему предоставляется целый ряд привилегий. Он считается представителем своей страны по праву и не нуждается для этого в специальных полномочиях. Президенту предоставляется право ведения международных переговоров и заключения международных договоров и соглашений (они вступают в силу после ратификации парламентом). Он также назначает и отзывает дипломатических представителей государств, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный суд, Высший арбитражный суд и Верховный суд. Система Федеральных органов исполнительной власти включает правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, а также отраслевые и межотраслевые органы: министерства, государственные комитеты, федеральные службы. Межведомственные комиссии, советы и др. Правительство РФ разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает реализацию социально-экономических программ, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и другие. По конституции РФ система органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливаются субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного права. Разделение властей по вертикали предполагает существование представительных и законодательных органов субъектов Федерации, обладающих правом законодательной инициативы и представительных органов местного самоуправления. По своему характеру это органы парламентского типа. Это означает, что, помимо профессионального состава / работы депутатов на постоянной основе / и постоянного характера работы, собрание представителей / дума, муниципальный комитет, городское собрание и др./ должны быть свободны от воздействия на них вышестоящих органов власти. Представительные органы в пределах своей компетенции обсуждают и принимают решения по вопросам развития данного территориального сообщества, осуществляют контроль за работой местных органов исполнительной власти и судов соответствующей ступени. Органы местной исполнительной власти определяются населением самостоятельно для решения вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Главы местной администрации (мэр, губернатор) должны избираться населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляют местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения. Кроме собственной компетенции, органы местного самоуправления могут выполнять некоторые государственные функции, под исполнение которых должны передаваться необходимые материальные и финансовые ресурсы. Передача функций должна носить договорной характер между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Таким образом, в Российской Федерации существует довольно разветвленная многоуровневая система органов представительной, законодательной и исполнительной власти. Дальнейшее развитие демократии, усиление местного самоуправления, расширения прав и возможностей граждан включает последующую децентрализацию государственного управления и последующее смещение управленческих функций с федерального на региональный и местный уровни.
Список литературы
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |