КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Парламент – высший общенациональный представительный орган государства, образуемый посредством выборов
Законодательная власть представляет собой составную часть гос. власти, основной сферой деятельности которой является принятие законов, а также других правовых актов, их дополнение, изменение, отмена. Парламент в системе государственной власти: структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента. Законодательная власть.
В современных демократических государствах, построенных на принципе разделения властей, обладателем законодательной власти выступает парламент.
Порядок формирования современных парламентов напрямую зависит от его структуры. Так, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, как правило, формируются посредством прямых выборов.
Способы формирования верхних пала: 1) формирование посредством непрямых (косвенных или многостепенных) выборов. Такая практика существует во Франции, где Сенат — верхняя палата — избирается на 9 лет коллегиями выборщиков, состоящими из депутатов Национального собрания (нижней палаты парламента), членов генеральных советов и муниципальных советников. Сенат состоит из 321 сенатора, из которых 308 избираются в метрополии, 3 — в заморских департаментах, 5 — в заморских территориях. Таким образом, здесь имеют место выборы косвенным голосованием; 2) формирование посредством прямых выборов, однако с отличиями от той системы, которая применяется при формировании нижних палат. Такой порядок применяется в Италии, США, Австрии. При избрании сената (верхней палаты) действует мажоритарная система с элементами пропорционализма (в отличие от пропорциональной системы выборов нижней палаты). Выборы в сенат проводятся по одномандатным избирательным округам в рамках одной области. Избиратели голосуют за конкретного кандидата, который может быть, и, как правило, связан обязательствами по взаимному использованию полученных голосов с кандидатами по другим округам данной области (на практике это обычно кандидаты от одной партии); 3) формирование путем назначения (применяется в наиболее чистом виде в Канаде и Германии). Верхняя палата парламента Канады (Сенат) состоит из 104 членов, назначаемых генерал-губернаторами по рекомендации премьер-министра. Предполагается, что сенаторы представляют ту провинцию, от которой они назначены. Для сохранения принципа равного представительства провинции разбиваются на четыре группы, каждая из которых имеет право быть представленной 24 сенаторами; 4) традиционный феодальный способ формирования верхней палаты применяется в Великобритании. Палата лордов британского парламента формируется на невыборной основе. Членство в ней связано с получением дворянского титула, дающего право быть членом Палаты лордов. Среди членов Палаты — 1195 герцогов, маркизов, графов, баронов и виконтов. Это пэры парламента. 11 членов Палаты — лорды-юристы (ординарные лорды по апелляциям), они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должности, для оказания помощи палате при решении судебных дел; 5) смешанный способ формирования, при котором сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности (Бельгия, Ирландия).
Функции парламента во многом зависят от формы правления, однако в целом парламенты осуществляют следующие виды деятельности и управляющего воздействия на общество: 1) выражают общественное мнение (артикулируют надежды, ожидания, потребности людей, различных социальных слоев, политических объединений), в то же время своим словом и делом влияют на избирателей, участвуют в политическом воспитании народа; 2) представляют, отстаивают важнейшие общественные интересы (ранжируют, определяют приоритеты интересов, потребностей) и защищают их на высшем уровне государственной власти; 3) законодательствуют, «творят» нормы права, а значит — прогнозируют, моделируют отношения, процессы в обществе; 4) формируют, утверждают бюджет, при этом не просто утверждают расходную часть бюджета, но определяют в целом финансовую политику и изыскивают источники для его доходной части (через комитеты, комиссии и другие свои структуры). Финансовая функция — древнейшая. Еще в средневековой Англии борьба с королевским произволом велась парламентом на основе «бюджетного права». Отказывая королю в субсидиях, английский парламент через это добивался решающего участия в законодательстве; 5) формируют и утверждают (полностью или частично) состав правительства, верховного суда, генеральной прокуратуры, других высших должностных структур; 6) добиваются политической ответственности правительства, должностных лиц за соблюдение конституции и законов, исполнение бюджета, реализацию прав и свобод граждан (через отчеты правительства о выполнении бюджета, запросы и вопросы депутатов, импичмент, политическую оценку и политическое обвинение). Несмотря на эти важные функции, представительные органы на практике не всегда и не везде имеют реальную власть в системе государственного управления. Чаще всего это происходит, когда состав этих органов не обеспечивает действительную представительность или когда они существуют формально, как парадные, декоративные. Так было в нашей стране, других государствах при тоталитарных режимах. Непросто и сегодня формируется и утверждается их общественный статус, реальная власть. Правда, уместно еще раз напомнить, что Англии, к примеру, потребовалось 400 лет политической борьбы, две революции, казнь монарха, чтобы парламент получил реальную власть, контроль за исполнительной властью. Таким образом, парламент — это высший выборный законодательный орган власти, осуществляющий представительство основных социально и политически активных групп населения. Легитимность парламента обеспечивается общенародным избранием. Такое обоснование власти придает представительному органу верховный характер, право на законодательство и осуществление контроля за исполнительными органами, аппаратом государственного управления.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Этот институт государственной власти регламентируется главой 5 (ст. 94—109) Конституции РФ. Статья 94 определяет статус федерального парламента как представительного, законодательного органа Российской Федерации. Федеральное Собрание — двухпалатный орган. Его структура может быть представлена следующим образом (см. рис. 18.2). Функции парламента Российской Федерации. Двухпалатная структура Федерального Собрания РФ отражает федеративное устройство нашего государства и различные основания у палат в их организации и осуществлении функции представительства, выражения общественного мнения. Совет Федерации (верхняя палата) представляет субъекты Федерации, интересы всех политико-административных территориальных образований. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти (ч. 2 ст. 95). Таким образом, Конституцией установлено максимально возможное число мандатов Совета Федерации — 178. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ [4] изменил сложившуюся в России практику, когда избрание в субъектах РФ первые должностные лица становились членами совета Федерации по должности. В соответствии с указанным Законом (ст. 2) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ избирает члена Совета Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации [5] — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого года. Установлен возрастной ценз члена Совета Федерации — не моложе 30 лет. Представитель от двухпалатного парламента субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Право внесения кандидатуры для избрания членом Совета Федерации предоставлено председателю парламента субъекта РФ, в двухпалатном парламенте — председателям палат поочередно, а также группе депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Решение по избранию принимается тайным голосованием, оформляется постановлением парламента, в двухпалатном — постановлением обеих палат (ст. 5). Член Совета Федерации, представляющий исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ) на срок его полномочий (ст. 4). Решение оформляется его указом (постановлением), направляется в трехдневный срок в законодательный (представительный) орган субъекта РФ, вступает в силу, если против не проголосуют 2/3 от общего числа депутатов парламента субъекта РФ (ст. 5). Решение об избрании (назначении) направляется в Совет Федерации не позднее пяти дней после вступления в силу указанного решения. В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации должен документально подтвердить в Совете Федерации свое освобождение от обязанностей, не совместимых со статусом члена Совета Федерации (ст. 8). Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) его преемника. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение). Члены Совета Федерации — представители по должности от соответствующих субъектов РФ — прекращают свои полномочия со дня вступления в силу решений об избрании (о назначении) представителей от соответствующего субъекта в соответствии с настоящим Законом.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |