Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парламент – высший общенациональный представительный орган государства, образуемый посредством выборов




Законодательная власть представляет собой составную часть гос. власти, основной сферой деятельности которой является принятие законов, а также других правовых актов, их дополнение, изменение, отмена.

Парламент в системе государственной власти: структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента.

Законодательная власть.

 

В современных демократических государствах, построенных на принципе разделения властей, обладателем законодательной власти выступает парламент.

 

 

Порядок формирования современных парламентов напрямую зави­сит от его структуры. Так, однопалатные парламенты и нижние пала­ты двухпалатных парламентов, как правило, формируются посредст­вом прямых выборов.

 

Способы формирования верхних пала:

1) формирование посредством непрямых (косвенных или много­степенных) выборов. Такая практика существует во Франции, где Се­нат — верхняя палата — избирается на 9 лет коллегиями выборщиков, состоящими из депутатов Национального собрания (нижней палаты парламента), членов генеральных советов и муниципальных советни­ков. Сенат состоит из 321 сенатора, из которых 308 избираются в мет­рополии, 3 — в заморских департаментах, 5 — в заморских террито­риях. Таким образом, здесь имеют место выборы косвенным голосо­ванием;

2) формирование посредством прямых выборов, однако с отли­чиями от той системы, которая применяется при формировании ниж­них палат. Такой порядок применяется в Италии, США, Австрии. При избрании сената (верхней палаты) действует мажоритарная система с элементами пропорционализма (в отличие от пропорцио­нальной системы выборов нижней палаты). Выборы в сенат проводятся по одномандатным избирательным округам в рамках одной области. Избиратели голосуют за конкретного кандидата, который может быть, и, как правило, связан обязательствами по взаимному использованию полученных голосов с кандидатами по другим округам данной области (на практике это обычно кандидаты от одной партии);

3) формирование путем назначения (применяется в наиболее чис­том виде в Канаде и Германии). Верхняя палата парламента Канады (Сенат) состоит из 104 членов, назначаемых генерал-губернаторами по рекомендации премьер-министра. Предполагается, что сенаторы представляют ту провинцию, от которой они назначены. Для сохране­ния принципа равного представительства провинции разбиваются на четыре группы, каждая из которых имеет право быть представленной 24 сенаторами;

4) традиционный феодальный способ формирования верхней па­латы применяется в Великобритании. Палата лордов британского пар­ламента формируется на невыборной основе. Членство в ней связано с получением дворянского титула, дающего право быть членом Пала­ты лордов. Среди членов Палаты — 1195 герцогов, маркизов, графов, баронов и виконтов. Это пэры парламента. 11 членов Палаты — лор­ды-юристы (ординарные лорды по апелляциям), они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должно­сти, для оказания помощи палате при решении судебных дел;

5) смешанный способ формирования, при котором сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности (Бельгия, Ир­ландия).

 

Функции парламента во многом зависят от формы правления, од­нако в целом парламенты осуществляют следующие виды деятельно­сти и управляющего воздействия на общество:

1) выражают общественное мнение (артикулируют надежды, ожи­дания, потребности людей, различных социальных слоев, политиче­ских объединений), в то же время своим словом и делом влияют на избирателей, участвуют в политическом воспитании народа;

2) представляют, отстаивают важнейшие общественные интересы (ранжируют, определяют приоритеты интересов, потреб­ностей) и защищают их на высшем уровне государственной власти;

3) законодательствуют, «творят» нормы права, а значит — про­гнозируют, моделируют отношения, процессы в обществе;

4) формируют, утверждают бюджет, при этом не просто утвер­ждают расходную часть бюджета, но определяют в целом финансовую политику и изыскивают источники для его доходной части (через ко­митеты, комиссии и другие свои структуры). Финансовая функция — древнейшая. Еще в средневековой Англии борьба с королевским про­изволом велась парламентом на основе «бюджетного права». Отказы­вая королю в субсидиях, английский парламент через это добивался решающего участия в законодательстве;

5) формируют и утверждают (полностью или частично) состав правительства, верховного суда, генеральной прокуратуры, других высших должностных структур;

6) добиваются политической ответственности правительства, должностных лиц за соблюдение конституции и законов, исполнение бюджета, реализацию прав и свобод граждан (через отчеты правитель­ства о выполнении бюджета, запросы и вопросы депутатов, импич­мент, политическую оценку и политическое обвинение).

Несмотря на эти важные функции, представительные органы на практике не всегда и не везде имеют реальную власть в системе госу­дарственного управления. Чаще всего это происходит, когда состав этих органов не обеспечивает действительную представительность или когда они существуют формально, как парадные, декоративные. Так было в нашей стране, других государствах при тоталитарных режимах. Непросто и сегодня формируется и утверждается их общественный ста­тус, реальная власть. Правда, уместно еще раз напомнить, что Англии, к примеру, потребовалось 400 лет политической борьбы, две револю­ции, казнь монарха, чтобы парламент получил реальную власть, кон­троль за исполнительной властью.

Таким образом, парламент — это высший выборный законодатель­ный орган власти, осуществляющий представительство основных соци­ально и политически активных групп населения. Легитимность парла­мента обеспечивается общенародным избранием. Такое обоснование власти придает представительному органу верховный характер, право на законодательство и осуществление контроля за исполнительными органами, аппаратом государственного управления.

 

Федеральное Собрание Российской Федерации.

Этот институт госу­дарственной власти регламентируется главой 5 (ст. 94—109) Конститу­ции РФ.

Статья 94 определяет статус федерального парламента как пред­ставительного, законодательного органа Российской Федерации.

Федеральное Собрание — двухпалатный орган. Его структура мо­жет быть представлена следующим образом (см. рис. 18.2).


Функции парламента Российской Федерации.

Двухпалатная структу­ра Федерального Собрания РФ отражает федеративное устройство на­шего государства и различные основания у палат в их организации и осуществлении функции представительства, выражения обществен­ного мнения.

Совет Федерации (верхняя палата) представляет субъекты Федера­ции, интересы всех политико-административных территориальных об­разований. В его состав входят по два представителя от каждого субъ­екта РФ — по одному от представительного и исполнительного орга­на государственной власти (ч. 2 ст. 95). Таким образом, Конституцией установлено максимально возможное число мандатов Совета Федера­ции — 178.

Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ [4] изменил сложившуюся в России практику, когда избран­ие в субъектах РФ первые должностные лица становились членами совета Федерации по должности.

В соответствии с указанным Законом (ст. 2) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ изби­рает члена Совета Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации [5] — на срок полномочий однократно из­бранных депутатов этого года. Установлен возрастной ценз члена Со­вета Федерации — не моложе 30 лет. Представитель от двухпалатного парламента субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Право внесения кандидатуры для избрания членом Совета Феде­рации предоставлено председателю парламента субъекта РФ, в двухпа­латном парламенте — председателям палат поочередно, а также груп­пе депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

 

 

Решение по избранию принимается тайным голосованием, оформляется постановлением парламента, в двухпалатном — постановлени­ем обеих палат (ст. 5).

Член Совета Федерации, представляющий исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, назначается высшим должност­ным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ) на срок его полномочий (ст. 4). Реше­ние оформляется его указом (постановлением), направляется в трехдневный срок в законодательный (представительный) орган субъекта РФ, вступает в силу, если против не проголосуют 2/3 от об­щего числа депутатов парламента субъекта РФ (ст. 5).

Решение об избрании (назначении) направляется в Совет Федера­ции не позднее пяти дней после вступления в силу указанного реше­ния. В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации должен документально подтвердить в Совете Федерации свое освобо­ждение от обязанностей, не совместимых со статусом члена Совета Федерации (ст. 8).

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступле­ния в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) его преем­ника. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение).

Члены Совета Федерации — представители по должности от соот­ветствующих субъектов РФ — прекращают свои полномочия со дня вступления в силу решений об избрании (о назначении) представите­лей от соответствующего субъекта в соответствии с настоящим Зако­ном.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.