Модель трехуровневой публичной власти. Место муниципального управления в системе публичной власти
Публичная власть — понятие более широкое, чем государственная власть.
Понятия «власть», «публичная власть», «государственная власть» соотносятся как родовое, типовое и видовое (в одном роду).
Власть – род
Публичная власть - тип
Общественная власть – тип
Государственная власть - вид
Муниципальная власть
«Публичная власть» — понятие одного порядка с республикой, такой формой государственного устройства, где власть в государстве принадлежит выбранным на определенный срок органам и должностным лицам власти, где народ участвует непосредственно или через представителей в организации и осуществлении власти.
Таким образом, слово «публичная» по этимологии и содержанию означает власть, созданную и реализуемую в обществе, с участием общества и во имя общества, его потребностей и интересов.
Вместе с тем понятие «публичная власть» нельзя отождествлять с понятием «общественная власть». В русском языке и российской практике управления слово «общественная» означает «неоплачиваемая», «на общественных началах». Если содержательно «публичная власть» — это власть в обществе и над обществом, то «общественная власть» — это власть в обществе и самого общества.
Публичная власть как типовое понятие включает в себя муниципальную власть, т. е. власть, созданную местным сообществом и осуществляемую как непосредственное волеизъявление народа либо через избираемые им органы местного самоуправления для решения вопросов местного значения, организации жизнедеятельности местного сообщества.
1. В период своего зарождения (предыстории) она была анонимной, распыленной среди членов рода и племени, проявлялась в совокупности верований и обычаев, регламентирующих поведение человека.
2. Позже приняла форму персонифицированной (индивидуализированной, личной) власти вождей, старейшин, царей, императоров.
3. институциализированной, с опорой на институты власти.
В России как любом другом федеративном государстве с республиканской формой правления формируется трехуровневая публичная власть. Такая модель отражает единую систему публичной власти, в которой в качестве звеньев (подсистем) по вертикали различаются:
· федеральный уровень,
+
· региональный уровень
· муниципальный (местного самоуправления).
Государственная власть
Муницшальная власть
Это система властных отношений в масштабах государства, его право и возможность управляющего воздействия на общество в целом, реализующая функции государства
Это система властных отношений, которая формируется в пределах муниципального образования и реализующая функции местного самоуправления.
И государственная, и муниципальная власть — суть публичная власть, власть в обществе как способ, право и возможность решать публично значимые (общественные) дела и через это оказывать управляющее воздействие на общество, общественные процессы, отношения, деятельность людей.
Источником государственной власти является многонациональный народ.
Источником муниципальной власти является местное сообщество.
И государственная, и муниципальная власть — форма народовластия, суть власть общества, носителя суверенитета, т.е права через референдумы и свободные выборы непосредственно выражать свою волю по важнейшим общественно значимым вопросам, создавать и контролировать власть.
Государственная власть материализуется через систему органов и должностных лиц — структурированный аппарат государственной власти (государственный аппарат), имеет строго официальный характер, регламентируемый Конституцией, законами, указами Президента, постановлениями правительства.
Муниципальная власть при повседневном управляющем воздействии осуществляется через органы местного самоуправления. Их статус определяется в Конституции РФ, конституциях субъектов РФ, тематических законах, уставах муниципальных образований
И государственная, и муниципальная власть имеют четко выраженный институциональный характер. Институт власти как понятие означает образование, учреждение:
а) не естественно-природным образом возникшее, а специально создаваемое людьми;
б) для удовлетворения общих (публичных) потребностей, интересов;
в) на основе официальных политических (публичных) правовых решений, нормативных актов;
г) имеющее возможность оказывать властно-управляющее воздействие на общество, отдельные социальные группы, отношения и процессы. Итак, публичная власть, отделившаяся от общества, получает выражение в сети специально учреждаемых государственных и муниципальных органов.
Государственная власть в оперативном повседневном управляющем воздействии реализуется через управленческую деятельность всех ветвей, уровней, органов государства.
Муниципальная власть в оперативном повседневном управляющем воздействии реализуется через управленческую деятельность органов и должностных лиц муниципального управления.
И государственная и муниципальная власть — это повседневная целенаправленная профессиональная управленческая деятельность.
Вывод: государственная и муниципальная власть — две подсистемы единой целостной системы публичной власти.
Отличительные признаки государственной и муниципальной власти
Государственная власть
Муниципальная власть
Государственная власть, хотя и позже, чем муниципальная, проявилась как объективная необходимость, она есть продукт внутреннего развития общества, когда в ответ на потребность людей решать общезначимые дела появились специальные институты, органы и слой профессиональных управленцев. Да, субъекты государственной власти на определенном этапе монополизировали право на установление общеобязательных правил, норм поведения, легальное применение насилия и стали определять — что есть общая воля и общее благо, формировать для всех основные «правила игры», следить за их исполнением, получая в свое распоряжение соответствующие ресурсы и возможность воздействия на процессы, происходящие в обществе. Осознавая конструктивную и негативную роль государственной власти в обществе, поиски нужно вести не в плане уничтожения, а в плане рационализации и оптимизации органов власти, повышения эффективности управления деятельности государственных органов и должностных лиц.
Самоорганизация и самоуправление — наиболее древний и универсальный способ жизнедеятельности и принцип управления общими делами. Он отвечал потребностям человеческого общества, начиная с самых ранних стадий его развития и до определенного времени оставался единственным средством социальной организации. По мере развития общества, по мере усложнения задач управления, нарастало его взаимное отчуждение с государственной властью, государственным аппаратом. Роль самоуправления и способы его институционального оформления существенно менялись, все больше попадая в зависимость от форм и режима государственного правления.
Государственная власть суверенна, верхена, может сама себя реформировать. Верховенство означает, что:
а) все другие властные силы в обществе действуют в рамках законов, принимаемы: и контролируемых госвластью;
б) она призвана обеспечить единое политико-правовое пространство на территории России, высшую юридическую силу Конституции РФ и федеральных законов в любой точке страны и для всех граждан юридических лиц; единое экономическое пространство с одинаковой возможностью для всех граждан экономической активности, предпринимательства, единой государственной денежной системой; единое информационное пространство: единые стандарты, сеть, общедоступный язык и т. д.;
Муниципальная власть подзаконна, действует в порядке и пределах установленных для нее верховной государственной властью, у нее особая — установленная и ограниченная — компетенция.
Государственная власть реализуется в трех ветвях на основе принципа разделения власти (ст. 10 Конституции РФ).
Принцип разделения власти неприменим на уровне муниципального управления. Представительная власть (выборные органы местного самоуправления) не является законодательной властью; не создаются на местном уровне органы судебной системы и прокуратуры. Структура исполнительных органов определяется законодательством субъектов РФ и уставом МО и не является инфицированной для всех муниципальных образований.
Государственная власть в своем управляющем воздействии имеет все методы, в том числе обладает легальным правом на применение мер принуждения, использование силовых средств и правозащитных, правоохранительных сил для обеспечения безопасности, стабильности и правопорядка в обществе. Может явить чрезвычайное и военное положение в случаях, оговоренных в конституциях, законах.
Местная власть ближе к населению, чем органы и должностные лица федерального и регионального уровня, доступна и открыта местному сообществу, и методы управляющего воздействия — стимулирование, помощь, поддержка, предоставление услуг населению. Местная власть повседневно соприкасаясь с населением, удовлетворяя их насущные потребности, несет бремя моральной, а не только юридической и политической ответственности.
В целом же государственная власть не просто необходимая реальность, но ценность, естественно-историческое достижение человеческого сообщества. С точки зрения практической реализации — это рациональное разрешение, регулирование противоречий или несовпадений между народом (всеобщим), его отдельными частями (корпоративным, групповым) и конкретным человеком (индивидуальным). Общество может больше потерять от безвластия, без-государственности, нежели от государства, госаппарата. Конечно, на этом основании нельзя оправдать антинародные акции власти, нужно признать право народа на изменение государственной политики, властных структур. Но когда народ начинает реализовывать это право, уместно говорить о кризисе государственной власти, ее обесценении.
Муниципальное управление является составной частью общегосударственной системы сдержек и противовесов в системе публичной власти и государственного управления.
При разграничении различных интересов общенационального, регионального и местного масштабов необходим их баланс, т. е. интересов целого (государства), его части (субъекта РФ и отдельно взятого города, поселка, района, села). Разграничение интересов, создание местного самоуправления позволяет равномернее распределить по всей территории государства общественную жизнь и управление ею, а не стягивать искусственно к центру, оставляя провинцию и переферии бессильными. Местное самоуправление — это своего рода подготовительная школа для государственных деятелей высших категорий, которое через него знакомятся с социальными вопросами не только кабинетным образом, т. е. теоретически, но и из живой общественной практики. На эту сущностную черту муниципального управления обращал внимание в свое время Л.А. Велихов
3. Принципы организации и функционирования публичной власти в современном демократическом обществе:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление