Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Франчайзинг как форма организации малого бизнеса в сервисной деятельности




Во второй половине XX столетия произошла очередная рево­люция в методах организации бизнеса. Зародившись в США в ходе послевоенного экономического бума 1950-х, франчайзинг стал но­вым инструментом роста компаний в сфере услуг, показав наиболь­шую эффективность в индустрии гостеприимства.

Франчайзинг был с готовностью принят на вооружение мно­гими предприятиями гостиничного и ресторанного бизнеса, став доминирующим способом организации деловой активности. Суще­ствует мнение, что его возникновение связано с методами работы английских трактиров восемнадцатого столетия.

По оценкам специалистов сегодня франчайзинг составляет по­чти 41 % всего объема розничной торговли США, генерируя ежегодный товарооборот приблизительно в $800 млрд. За этими показа­телями стоят около 550 000 обладателей франшиз и 8 млн служа­щих. В Великобритании эти показатели составляют соответственно 29100 предприятий и 273 000 служащих. Приблизительно одна восьмая всего объема выданных франшиз приходится на британ­ский сектор услуг гостеприимства.

Несмотря на меньшую распространенность франчайзинга на берегах туманного Альбиона по сравнению с континентальной Ев­ропой, он за последние 20 лет стал важным элементом сектора ус­луг гостеприимства. На рынках Азии и Дальнего Востока франчай­зинг также выступает основным инструментом роста в сфере услуг.

Одним из первых примеров франчайзинговой деятельности следует считать законодательное предоставление в США прав частному бизнесу в таких сферах, как железные дороги и банки. Исключительное право, полученное от правительства, давало час­тному бизнесу возможность вкладывать значительные капиталы в развитие этих предприятий, хотя определенный государственный контроль над работой железных дорог и банков сохранялся. Опре-. деленные привилегии предоставлялись тем, кто мог обеспечить тре­буемые услуги. Такие условия позволили достаточно быстро и ка­чественно развивать предприятия различных сфер услуг без предо­ставления государственных средств.

Не менее показательна история автодилеров компании «Дже­нерал моторс». В 1898 г. молодая компания, не имевшая достаточ­ного наличного капитала, необходимого для открытия магазинов, начала продажу двигателей через систему дилеров. Эта система и по настоящее время остается основным способом продажи авто­мобилей.

В 20—30-е годы двадцатого столетия нефтеперерабатывающие компании приступили к организации фирменных бензоколонок. С 50-х годов во многих странах особенно быстрыми темпами нача­ла развиваться франчайзинговая система создания отелей и ресто­ранов. Этому явлению способствовало принятие в США закона о товарных знаках, который регламентировал положение о том, что предприятие-производитель товаров или услуг, имеющее достаточ­но высокую репутацию, приобретало на определенных условиях торговый знак (торговую марку). Владелец торгового знака может выдавать лицензии другим фирмам на определенный период времени, в течение которого владелец контролирует качество товаров и услуг, продаваемых под его товарным знаком.

Практика продажи предприятиям права на использование сво­его товарного знака под контролем и под защитой закона дает воз­можность владельцу существенно расширить масштабы своего бизнеса без значительных единовременных и текущих затрат. На этой основе начали складываться определенные правила ведения дел владельца товарного знака (франчайзера) с предприятиями, которые приобрели лицензии (франшизы) с целью их использова­ния (франчайзи), т. е. отношения франчайзинга.

Сущность франчайзинга может быть определена как форма до­говорных отношений, при которой товаропроизводитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой (обычно это крупная фирма, называется «фран­чайзер»), предоставляет своим малым партнерам («франчайзи») эксклюзивные права по кооперации в области производства и сбы­та этих товаров и услуг. Франчайзи выплачивают франчайзеру пла­тежи (роялти) и обязуются соблюдать технологию производства и обслуживающих операций.

Характерными чертами франчайзинга как формы предприни­мательской деятельности являются следующие:

— франчайзер имеет право собственности на торговую марку, фирменные услуги, идею, технологический процесс, патент, спецоборудование, деловые связи, ноу-хау и т. д.;

— для осуществления франчайзинга продается лицензия (фран­шиза), которая дает право на использование всех вышепе­речисленных элементов в процессе производственно-хозяй­ственной и сбытовой деятельности;

— в договор о продаже лицензии включаются права франчай­зера на контроль за деятельностью франчайзи, а также обя­зательства по оказанию квалифицированной помощи парт­нерам в обучении персонала, подборе помещений, прове­дении маркетинговых исследований и т. п.;

— франчайзер получает от франчайзи единовременную опла­ту лицензии (франшизы) и оплату за необходимое обору­дование, а также периодические платежи (роялти) в виде процента от объема продаж (или прибыли) и постоянные взносы в централизованный рекламный фонд.

Эти основные черты присущи каждому из четырех основных видов франчайзинга: товарному, производственному, деловому и конверсионному.

В рамках товарного франчайзинга в качестве франчайзера вы­ступает крупный товаропроизводитель, у которого франчайзи приобретает право на продажу и сервисное обслуживание товаров соответствующей марки; реализация продукции конечным потре­бителям осуществляется от имени франчайзера. Примером этого типа франчайзинга могут служить дилерские сети по торговле ав­томобилями и системы фирменных бензоколонок.

Устойчивый рост этой формы предпринимательской деятель­ности наблюдается с конца 50-х и в течение 60-х гг. Это подтвержда­ется тем фактором, что девять из десяти современных наиболее круп­ных фирм-франчайзеров вступили в бизнес после 1954 г. В дальней­шем система кооперационных связей распространилась на новые отрасли розничной торговли, обеспечив высокие темпы развития сети предприятий питания быстрого обслуживания, а также «удоб­ных магазинов».

Деятельность всемирно известной фирмы «МакДоналдс» яв­ляется одним из наиболее наглядных примеров развития и становле­ния франчайзинговой системы. Эта фирма в настоящее время мо­жет рассматриваться как бесспорный лидер в индустрии быстрого обслуживания.

Системой контрактов в розничной торговле США в настоящее время охвачено около 400 тыс. магазинов, бензоколонок, салонов автосервиса, ресторанов, закусочных. На этих предприятиях заня­то (с учетом работающих собственников) свыше 3-х млн человек или 20% всех работников отрасли, а их доля в розничном товаро­обороте в 1982 г. составила 34% по сравнению с 23% в 1971 г.

Наивысший подъем в развитии франчайзинга продолжался на протяжении последующих десятилетий вплоть до конца 80-х гг. В 1984 г. почти треть объема продаж во всех магазинах США (около 500 млрд долл.) была реализована через франчайзинговые фирмы. В 1990 г. объем франчайзинга достиг 716 млрд долл.

Накопив большой опыт в США, франчайзинг начал свою экс­пансию на рынках других стран. Многие американские компании продали свои франшизы в другие страны, и некоторые из этих ком­паний быстрыми темпами расширяют свою международную сеть.

В настоящее время более 350 американских фирм и их фран-чайзи владеют более чем 32 тыс. торговых предприятий в других странах.

Бурное развитие франчайзинга происходит в Западной Евро­пе, Канаде, Японии, Австралии, государствах Азиатско-Тихооке­анского региона. В свою очередь, франчайзеры из этих стран начи­нают постепенно проникать на рынок США. Таким образом, меж­дународный франчайзинг в ближайшие годы будет развиваться еще более быстрыми темпами.

В России в режиме франчайзинга уже работают или работали такие известные отечественные и зарубежные компании, как «Дов­гань», «Русское бистро», «МакДоналдс», «Пицца Хат», «Баскин Роб-бинс», «Рибок» и другие. Вместе с тем пока еще нет оснований для вывода об окончательном утверждении в нашей стране этой совре­менной формы предпринимательства.

Взаимоотношения в системе франчайзинга могут быть подраз­делены на два основных вида и несколько подвидов. Двумя основными видами являются индивидуальные и региональные (зо­нальные, территориальные) франчайзинга.

Индивидуальный франчайзинг представляет собой продажу лицензии (франшизы) на какой-либо один вид бизнеса и является наиболее распространенным.

Сущность регионального франчайзинга состоит в следующем. При этом виде франчайзинга франчайзер принимает решение о рас­пространении сферы своей деятельности на какой-либо регион, но в то же время он учитывает то обстоятельство, что не обладает воз­можностями для быстрого развития и расширения своей деятель­ности, например, ограничен размерами капитала или нет достаточ­но подготовленного персонала. В этих условиях привлекается по­мощник — главный франчайзи, который, в свою очередь, имеет права и возможности не только в подборе новых франчайзи в сво­ем регионе, но и в обеспечении их первоначального обучения, а также в выполнении других работ и услуг, которые обычно выпол­няет франчайзер.

Региональный франчайзинг подразделяется на различные под­виды, которые имеют общие черты и в то же время отличия друг от друга.

Франчайзинг с владением многими предприятиями развивается из индивидуального франчайзинга и может быть предусмотрен в самом начале взаимоотношений. В этом варианте франчайзер и франчайзи заключают контракт на региональное развитие бизне­са, в соответствии с которым франчайзи имеет право открыть свои предприятия в определенном районе.

Второй подвид регионального франчайзинга — субфранчай­зинг, при котором реализуются два направления отличающихся друг от друга контрактных отношений: первое — между генеральным франчайзером и субфранчайзером и второе — между субфранчай­зером и обычным франчайзи.

Развивающий франчайзинг является комбинацией первых двух видов и охватывает трехсторонние взаимоотношения между франчайзером и лицом, получающим право на развитие бизнеса на определенной территории.

В соответствии с условиями контракта региональный субфран­чайзер (лицо, получившее право развития бизнеса на данной тер­ритории) обязуется подобрать и соответствующим образом обучить индивидуальных франчайзи, оказывать им практическую и мето­дическую помощь и осуществлять контроль за их деятельностью. В то же время франчайзер выдает лицензию (франшизу) непосред­ственно индивидуальным франчайзи и имеет с ними прямые кон­трактные отношения.

Смысл франчайзинговой деятельности состоит в ориентации на успешную работу всех его участников, и именно это обстоятель­ство выгодно отличает франчайзинг от ряда других концепций биз­неса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.