КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновационный менеджмент в сервисной деятельности
Мерчандайзинг как современная форма розничной торговой услуги Франчайзинг как форма организации малого бизнеса в сервисной деятельности Особенности жизненного цикла услуги Инновационный менеджмент в сервисной деятельности Инновация (нововведение, новшество) есть результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей исследования или анализа. Результатом инновационной деятельности является продукт, технология, научное знание и т. п., которые являются новыми для индивида, организации или рынка и эффективно удовлетворяют имеющуюся или новую потребность. Инновационный процесс — это процесс возникновения, разработки и диффузии нововведений, т. е. последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный менеджмент — это вид научно-технической, социально-экономической и предпринимательской деятельности, направленный на достижение целей организации на основе эффективной организаций инновационных процессов и рационального использования ресурсов. Феномен инновационного менеджмента заключается в том, что это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Инновационный менеджер — специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования инновационной организации. Диффузия (распространение инноваций) — процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам. Скорость диффузии зависит от способа передачи информации, свойств самого нововведения, формы принятия решения и др. Рыночная ситуация представляет собой конкретное состояние воспроизводства в определенных временных географических рамках, складывающееся под воздействием следующих основных факторов: наличие и использование ресурсов; емкость рынка и его структура; соотношение спроса и предложения и динамика цен на рынке. В качестве инновации в сфере услуг выступает результат инновационной деятельности (сервисный продукт, технология или ее отдельные элементы, новая организация сервисной деятельности и др.), который способен более эффективно удовлетворять общественные потребности. Услуга считается новой, если она впервые предлагается данному рынку и (или) отличается потребительскими свойствами от ранее оказываемой услуги. Прогрессивность формы обслуживания характеризуется новой сферой применения, сокращением времени на получение услуги и созданием оптимальных удобств для потребителей. Прогрессивные формы обслуживания позволяют привлечь к существующим услугам новых потребителей. К базисным нововведениям относятся новые виды услуг и формы обслуживания заказчиков, которые могут изменять внутреннее содержание организации на основе требований потребителей по интересам производителей, структуру инновационного процесса и параметры нововведений в процессе диффузии. Кроме того, имеются частичные инновации, усовершенствующие некоторые звенья и аспекты процесса обслуживания. Воздействие потребителя на параметры нововведения в процессе диффузии объясняется включением заказчика в процесс предоставления услуг как инициатора идей по возможному удовлетворению своих нужд и запросов. Степень участия потребителя в инновационном процессе способствует интеграции их запросов с интересами производителей. Главным мотивом ориентации инновационного процесса на потребителя является реализация интересов организации в достижении своих целей, определяемых увеличением прибыльности процесса оказания услуг и стабильности рыночных позиций. Изменение требований рынка и влияние конкуренции способствует диффузии нововведений в сферы производства и потребления. К основным инновациям, характерным для сферы сервиса, следует отнести: — разработку целевых комплексов специального технологического оборудования, средств диагностики и контрольно-измерительных приборов, инструмента, обеспечивающих сокращение сроков и повышение качества ремонта по всему технологическому циклу основных и вспомогательных работ; — разработку новых приборов, приспособлений, устройств и инструмента, в том числе в условиях ремонта на дому у заказчика; ~ поиск наиболее эффективных форм организации труда И методов хозяйствования; — разработку конкретных предложений по организации эффективной системы инновационного менеджмента. Инновационные процессы — вне зависимости от формального определения — рассматриваются как процессы, охватывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение конкретных потребностей. Повышение эффективности производства услуг и обслуживания потребителей предполагает такую целенаправленную, предпринимательскую по своему характеру деятельность, которая включает в себя поиск идей, их генерирование и содействие их реализации. Социально-экономический механизм инновационной деятельности определяется как система средств и способов воздействия на инновационный процесс с целью его ориентации на повышение эффективности деятельности организации и более полное удовлетворение потребностей населения в услугах сервиса. В зависимости от предметного содержания инноваций в сфере сервиса предлагается следующая их типология: — организационно-технологические — внедрение новых видов услуг, прогрессивных форм обслуживания потребителей; — создание новшеств с приоритетом социальных целей; — технические — рассматриваются как развертывающийся во времени процесс создания, освоения и распространения инноваций в области техники и технологии; — управленческие — ориентированы на любое целенаправленное изменение внутренней среды организации с учетом внешнего окружения на основе использования принципов, методов и форм менеджмента; — комплексные — реализация взаимосвязанных новшеств. Характерной особенностью организационно-технологических нововведений является удовлетворение определенных потребностей как у производителей, так и потребителей сервисных услуг. Новые услуги и прогрессивные формы обслуживания потребителей разрабатываются, как правило, в научно-исследовательских организациях или отдельных предприятиях и в дальнейшем осваиваются в системе сервиса. Большое значение в освоении новых видов услуг придается анализу рынка и комплексному исследованию всей совокупности потребительских характеристик услуг, возможности распространения, конкурентоспособности. Эффективность комбинированной (комплексной) формы обслуживания заключается в предложении максимального количества услуг на одном месте при обеспечении минимального расхода времени потребителей. В потреблении выявляется, в какой мере новые виды услуг и формы обслуживания соответствуют потребностям, вскрываются недостатки в производстве и несоответствие производства потребительским запросам. Нововведения в сфере сервиса имеют социальную направленность. Возможности повышения уровня жизни населения определяются темпами освоения нововведений, ориентированных на социальные результаты, а многие аспекты формирования уровня и образа жизни населения складываются под воздействием достижений науки и техники. Инновационная деятельность неразрывно связана с процессом постоянного возникновения, развития и разрешения определенных противоречий. Основное противоречие инновационной деятельности в сфере сервиса, которое обладает объективным характером, возникает между потребностями населения в услугах сервиса и возможностями их удовлетворения социально-экономическими результатами новшеств. Социальные и экономические потребности стимулируют развитие соответствующих видов деятельности и, получая удовлетворение, обеспечивают рост как экономической, так и социальной сферы производства. Инновационный процесс как объект управления имеет ряд объективных закономерностей: вероятностный характер освоения новшеств по срокам, затратам и результатам, осложняющий планирование процессов нововведений; определенные противоречия между интересами участников освоения новшеств; недостаточная предсказуемость успеха и возможность отклонения от планируемого результата. Большое влияние на процесс внедрения нововведений оказывает степень возможного риска. В процессе разработки и внедрения нововведений риск означает, что конечный объект новшества может не иметь требуемых характеристик по одному или нескольким параметрам. Например, суммарные затраты на реализацию новшества превысят установленные величины затрат, а конечный результат не будет получен к назначенному сроку. Риск воспринимается в организациях не как абстрактная категория, а весьма конкретно. Это обстоятельство оказывает влияние на недостаточную заинтересованность предприятий в нововведениях. Новшество нередко вступает в противоречие с состоянием производственной системы в целом, что иногда приводит к полному невосприятию инноваций. Сложившиеся интересы, боязнь неопределенности -- все это препятствует освоению нововведений. Новые виды услуг и формы обслуживания потребителей могут выступать как новый способ удовлетворения сложившихся общих потребностей не всех своих потребителей, а лишь какой-то части из них. В этом случае их потребительная стоимость характеризуется локальной рыночной новизной. С этих позиций весь процесс нововведения целиком и полностью подчинен общественным потребностям, выраженным соотношением спроса и предложения, структурой издержек, нормой прибыльности, но ограничен возможностями тех организаций, в рамках которых он происходит. Таким образом, главная особенность инновационного процесса в сфере сервиса заключается в том, что основным источником новшеств являются потребности рынка в новых услугах. Однако данное утверждение не отрицает НИОКР как возможные источники нововведений и составляющие инновационного процесса. В процессе пробного распространения (тестирования) услуг следует выяснить отношения потенциальных потребителей к новым услугам; соответствие их свойств потребительским предпочтениям и развивающимся потребностям; диапазон потребительских оценок по отдельным характеристикам услуг; вероятностную емкость рынка в динамике на эту услугу. Фирме важно уловить реакцию потребителя на новшество с тем, чтобы внести коррективы в концепцию услуги. При положительных результатах тестирования фирма может приступить к реализации новых услуг во всех своих структурных подразделениях. Рыночные исследования необходимо вести в течение всего процесса освоения новшества, чтобы быть уверенным, что предлагаемая услуга отвечает требованиям потребителей.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |