Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие педагогической парадигмы




 

Понятие парадигмы – ключевое понятие в философии и методологии. Оно введено в научный язык в 1922г. американским философом Томасом Куном. С помощью этого понятия обозначают совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Как правило парадигма находит свое воплощение в учебниках или классических трудах ученых и на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в той или иной области науки.

Под педагогическими парадигмами понимают научно-педагогические сообщества ученых (теоретиков) и учителей (практиков), создающих, развивающих и воплощающих в жизнь определенные принципиальные положения, позволяющие сформулировать и внедрить в практику целостные методы образования (См: Богуславский М.В., Корнетов Г.Б.)

В более узком значении педагогическую парадигму можно понимать как систему теоретических положений, на которых строится та или иная педагогическая система.

По мнению М.В. Богуславского и Г.Б. Корнетова, в 20 веке отечественная школа сменила несколько парадигм.

Это и «школа учебы», восходящая к идеям К.Д. Ушинского, затем с начала века развивается новая парадигма «школа труда». Параллельно с ней происходит становление парадигмы «Свободной школы», ярким выразителем которой был К.Н. Вентцель.

С 1917 года наша школа развивается как «единая трудовая школа». Труд входит в содержание воспитательной деятельности школы.

С начала 30-х годов начинает насаждаться идея воспитания коммунистически убежденного исполнителя. «Школа учебы» постепенно вытесняет «Школу труда».

В 60-70 гг. ведущей становится концепция воспитывающего обучения. Вместе с тем развиваются и альтернативные течения: казанский, липецкий, ростовский опыты, коммунарская методика. Разрабатывается теория развивающего обучения Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Методику формирования социальной активности школьника создает Т.Е. Конникова; методику воспитания личности в коллективе – Л.И. Новикова и А.Т. Куракин.

Павлышский учитель В.А. Сухомлинский осветил теорию и практику гуманистическими идеями.

В эти же годы в обществе усиливаются авторитарно-бюрократические тенденции, которые не могли не отразиться на школе, хотя учителей-практиков привлекали идеи Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой и др. педагогов-новаторов.

Следует отметить, в условиях советской действительности ни одна из названных парадигм полностью воплощения в жизни не получила в силу огромного влияния бюрократического фактора.

Своеобразие современной педагогической ситуации состоит в соперничестве вышеназванных парадигм.

Специфика перехода развитых стран к информационному обществу показывает, что парадигма «школа труда» в мировом контексте уже утрачивает свою приоритетную роль и уступает доминирующие позиции «свободной школе», которая сменяется «школой самореализации личности».

В нашей стране педагогическая ситуация характеризуется активным поиском ответа на вопрос: какая парадигма отвечает уровню и требованиям современного развития культуры нашего общества, новому статусу личности: «школа учебы», «школа труда», «школа свободного воспитания» или «школа самореализации личности».

Следует отметить, что в свою очередь, внутри каждой парадигмы выделяются два варианта, соответствующие ведущим педагогическим традициям: авторитарной и педоцентрической.

Несомненно то, что в современной педагогической ситуации достаточно медленно, с большими трудностями утверждается гуманистическая парадигма воспитания, ориентированная на человека, которая представляет собой синтезированную модель. Идеи гуманистического воспитания разрабатываются такими учеными, как Е.В. Бондаревская, Л.М. Лузина, Б.Т. Лихачев и др.

В основе этой модели личностно-гуманный подход, который определяет отношение педагога к ребенку и его позицию в образовательном процессе. Он состоит в том, как считает Ш.А. Амонашвили, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, относится к ним как к самостоятельным субъектам, способным учиться не по принуждению, а добровольно по собственному желанию и свободному выбору. Педагог опирается или помогает обрести ребенку личностный смысл любой деятельности, выполняемой им.

Признание ученика в качестве субъекта своей жизнедеятельности, в качестве личности, способной к деятельностному самоизменению, самосовершенствованию, развитие потребности в этом, поддержка педагога – эти ведущие идеи лежат в основе гуманистической парадигмы воспитания.

 

3. Понятие воспитания.

 

Категория воспитания – основная категория в педагогике. Тем не менее, до сих пор нет единого общепринятого ее определения. В силу сосуществования различных педагогических парадигм сложились и различные подходы к ее определению.

Традиционно, определяя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, как приобщение школьника к социальному опыту, накопленному человечеством, (тем самым отождествляя воспитание с социализацией); воспитание в узком смысле слова определяют как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей определенную систему взглядов, убеждений, качеств.

В современных условиях в рамках утверждающейся гуманистической парадигмы воспитания существуют различные определения воспитания.

В 1921 году Международной лигой нового воспитания была принята следующая трактовка воспитания, согласно которой воспитание – это создание условий для развития способностей каждого воспитуемого, как индивида, как члена демократического общества. Воспитание в этой трактовке неотделимо от социальной эволюции и является одной из сил, обуславливающих эту эволюцию. Поэтому цели, содержание и методы воспитания должны быть динамичными, соответствовать постоянно изменяющимся требованиям общества.

На основании этого определения многие российские исследователи понимают воспитание как создание условий для развития человека.

Достаточно распространенным является понимание воспитания как взаимодействия педагога и воспитанника, направленное на освоение общечеловеческих, нравственных ценностей.

Согласно трактовке воспитания как взаимодействия, сотрудничества, ведущая роль принадлежит внутренним силам воспитуемого как личности, а усилия воспитателей должны быть направлены на сохранение, обогащение и развитие этих сил, а не на формирование личности. Воспитание приобретает двусторонний характер, взаимодействие воспитателя и воспитанника строится на партнерских отношениях.

Н.Е. Щуркова и ее единомышленники считают, что воспитание есть организованное воспитателем целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества. Педагог – соучастник такого восхождения, стратег и помощник в этом нелегком движении к жизни, достойной человека.

Размышляя об основных категориях педагогики, ведущий российский исследователь Б.Т. Лихачев называет воспитание базовым, родовым понятием педагогики. Воспитание как всеобщая абстрактная категория отражает и выражает объективный конкретно-исторический процесс – движение отношений, общения, деятельности в обществе, благодаря которым осуществляется преемственность между поколениями.

Как важнейшее видовое понятие воспитание – это объективно-субъективный процесс саморазвития и самостановления детской личности в системе организованных и стихийных взаимодействий и отношений.

Представляет интерес понятие воспитания, данное Л.М. Лузиной, на наш взгляд, оно отражает сущностную характеристику гуманистической парадигмы воспитания. Она выделяет 3 значения воспитания:

1. Воспитание – это понятие, посредством которого обозначается внутренний процесс саморазвития, самореализации, самостановления человека путем приложения к самому себе волевых усилий.

Непременным условием этого процесса является, во-первых, наличие особой среды, включающей культуру данного общества, а во-вторых, наличие свободы выбора, принятия тех феноменов культуры, которые в максимальной степени соответствуют природным предпосылкам, склонностям, способностям, т.е. предназначению человека.

2. Воспитание – это понятие, посредством которого обозначается процесс многостороннего развития человека под влиянием многообразных социальных факторов. Это социализация, включающая в себя как индивидуализацию, так и уподобление, т.е. идентификацию себя как общественного существа.

3. Воспитание - это понятие, посредством которого обозначается специально организованный воспитателями-профессионалами в условиях воспитательных учреждений педагогический процесс. (воспитательный процесс).

Сущность педагогического процесса – в созидании и постоянном поддержании условий, способствующих саморазвитию, самореализации, становлению человека.

Есть объективная потребность в организации такого процесса? Несомненно, т.к. саморазвитие, самореализация, становление личности происходит, во-первых, в условиях многообразного, часто стихийного воздействия многочисленных факторов социо-культурной среды и есть необходимость упорядочить это воздействие, а, во-вторых, саморазвитие находится в прямой зависимости от «культурной насыщенности» среды.

Следует сказать, что воспитание как внутренний процесс саморазвития, воспитание как взаимодействие с социо-культурной средой и воспитание как специально организованный педагогический процесс взаимосвязаны, взаимно обусловлены и существуют в единстве. В практике, в жизни эти феномены настолько слиты, что есть смысл говорить о трех сторонах единого процесса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.