Коллектив авторов под рук. Б.П. Битинаса, В.Г. Бочароаой
учащиеся
Важнейшая функция любого общества, социальный процесс, складывающийся из направленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействие среды (кака необходимое условие становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса.
Содействие развитию человека как личности, реализации его способностей и возможностей в обществе
Взаимодействие в системе личность- семья-общество, где должны быть приведены в соответствие все стороны взаимодействия
Передача социального опыта детям и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для их полноценной самореализации - создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении
Исходит из теоретического представления, согласно которому наибольшим воспитательным эффектом обладает «ведущий тип деятельности»
2.
Воспитание как возрождение Гражданина, Человека
Культуры и Нравственности (исходные посылки поиска новых подходов к воспитанию)
Е.В. Бондаревская
Школьники, учащаяся молодежь
Необходимое условие социализации личности являющееся экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессообразующие и стабилизирующие функции
Возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала, воспитание свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности и моральности, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству
Гуманизация – основа новой идеологии воспитания
Восстановление образования как человеко-образующего процесса. Возвращение образования и воспитания в контекст культуры. Личностно-деятельностный подход к воспитанию. Регионализация воспитания. Саморазвитие системы воспитания. Воспитание Человека Культуры – свободной, гуманной, духовной, творческой, практической личности
Философские идеи о человеке как единстве телесного и духовного начал, создателе и хранителе жизни и разума нв земле
3.
Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы
Творческий коллектив под рук. О.С. Газмана
Школьники: ребенок, подросток, молодой человек
Развитие личности путем приобщения к культуре, образованию с учетом интересов как самой личности, так и общества
Дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности
Гуманистическая школа осуществляющая решительный поворот к личности школьника, к развитию его базовой культуры
Культура отношения человека к самому себе, к другим людям,к природе и обществу – это новый человечный гуманистический взгляд на воспитание
Перестройка отношений между детьми и взрослыми – от отношений субординации – к отношениям сотрудничества
4.
Структура целостной системы воспитания
И.П. Иванов
учащиеся
Многосторонний процесс целенаправленного развития воспитанников и самих воспитателей в общей творческой гражданской работе
Развитие гражданского, сознательного, эмоционально-волевого, действенного отношения каждого человека к жизни, к ее важнейшим сторонам, к самому себе; преодоление потребительского отношения к жизни
Комплексная система воспитания
Целостная система воспитания подрастающего поколения представляет единство четырех составляющих: общей дифференцированной системы, конкретной дифференцированной системы, общей комплексной системы и конкретной комплексной системы
Комплексный подход ко всему делу воспитания
5.
Актуальные вопросы концепции воспитания в современных условиях
А.П. Сидельковский
Школьники
Педагогизация общественных отношений, в которых формируются люди, улучшение подготовки подрастающего поколения к жизни в новых условиях
Целенаправленно формируемые отношения воспитанника и воспитателя, воспитанника и группы (коллектива), в которой он формируется, воспитанника и предметной среды, с которой он взаимодействует
Изменение структуры отношений, определяющих будущее лицо нашего общества
Формирование в процессе воспитания совокупности предметных отношений школьника: отношений с окружающими людьми, отношений между воспитателями и воспитанниками и т.д.
Гомоцентрическая стратегия воспитания и человековедческая тактика
6.
Базисная концепция воспитательного процесса в школе
Н.М. Таланчук
Школьники
Синергетический процесс системного ориентированного человековедения
Формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей
Реализация системно-ролевого подхода
Педагогическое регулирование освоения и выполнения личностью объективной системы социальнвх ролей, овладения ею системной культурой человековедения
Понимание социальной роли как объективной миссии человека в жизни, как его предназначения; вскрытие системно-ролевой динамики развития личности
7.
Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений
И.М. Ильинский, П.И. Бабочкин, Б.А. Ручкин
Молодое, новое поколение россиян
Формирование нового социокультурного типа личности, в котором гармонически сочетаются ценности европейской культуры и российские традиции
Формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой
Выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров в замен тоталитаристских установок
Концепция воспитания человека состоит из двух уровней: -формирование качеств, обусловливающих жизнеспособность;
-формирование специальных способностей, личностных качеств
Представление об идеале гражданина России, его жизненном кредо и жизненной позиции
8.
Воспитание? Воспитание… Воспитание!
В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова
Школьники
Система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели
Формирование личности развивающегося человека, включенного в воспитательную систему
Единство взаимодополнения и взаимоизменения
Формирование ценностной картины мира, гражданского самосознания, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование креативности
Общечеловеческие ценности и отношение к ним
Основные понятия
Теория воспитания, педагогическая парадигма, воспитание, социализация, воспитательный процесс, взаимодействие воспитателей и воспитанников, субъекты воспитания, цель воспитания, содержание воспитания.
Вопросы для самопроверки
Что изучает теория воспитания?
Чем можно объяснить сосуществование множества концепций воспитания в современной педагогике?
В чем суть гуманистической парадигмы воспитания?
Какое определение воспитания, на ваш взгляд, наиболее глубоко и полно отражает сущность гуманистической парадигмы воспитания?
В чем цели и содержание воспитательного процесса, осуществляемого в рамках этой парадигмы?
Задания для самостоятельной работы
Выпишите из учебников педагогики разных времен определения воспитания. Сравните их с современными определениями. В чем вы видите существенную разницу?
Дайте краткую характеристику ведущих современных концепций воспитания.
Возможные темы рефератов, курсовых работ
Сравнительный анализ основных концепций воспитания.
Проблема воспитания в контексте социальных перемен современной России.
Проблема воспитания в современной зарубежной школе.
Воспитание и социализация: проблема взаимосвязи.
Литература
Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. – Ярославль, 1998.
Битинас Б. Процесс воспитания. – М., 1994.
Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. / Педагогика 1997, № 4, с. 11-17.
Зимняя И.А., Бондаренко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России. – М., 1998.
Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М., 1994.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление