Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительный анализ основных концепций воспитания




№ п/п Название концепции Авторы Определение объекта воспитания Определение понятия воспитания Цель воспитания Основной механизм воспитания Суть концепции Теоретическая основа
1. Социальное воспитание учащихся (основные теоретические положения) Коллектив авторов под рук. Б.П. Битинаса, В.Г. Бочароаой учащиеся Важнейшая функция любого общества, социальный процесс, складывающийся из направленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействие среды (кака необходимое условие становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса. Содействие развитию человека как личности, реализации его способностей и возможностей в обществе Взаимодействие в системе личность- семья-общество, где должны быть приведены в соответствие все стороны взаимодействия Передача социального опыта детям и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для их полноценной самореализации - создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении Исходит из теоретического представления, согласно которому наибольшим воспитательным эффектом обладает «ведущий тип деятельности»
2. Воспитание как возрождение Гражданина, Человека Культуры и Нравственности (исходные посылки поиска новых подходов к воспитанию) Е.В. Бондаревская Школьники, учащаяся молодежь Необходимое условие социализации личности являющееся экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессообразующие и стабилизирующие функции Возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала, воспитание свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности и моральности, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству Гуманизация – основа новой идеологии воспитания Восстановление образования как человеко-образующего процесса. Возвращение образования и воспитания в контекст культуры. Личностно-деятельностный подход к воспитанию. Регионализация воспитания. Саморазвитие системы воспитания. Воспитание Человека Культуры – свободной, гуманной, духовной, творческой, практической личности Философские идеи о человеке как единстве телесного и духовного начал, создателе и хранителе жизни и разума нв земле
3. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы Творческий коллектив под рук. О.С. Газмана Школьники: ребенок, подросток, молодой человек Развитие личности путем приобщения к культуре, образованию с учетом интересов как самой личности, так и общества Дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности Гуманистическая школа осуществляющая решительный поворот к личности школьника, к развитию его базовой культуры Культура отношения человека к самому себе, к другим людям,к природе и обществу – это новый человечный гуманистический взгляд на воспитание Перестройка отношений между детьми и взрослыми – от отношений субординации – к отношениям сотрудничества
4. Структура целостной системы воспитания И.П. Иванов учащиеся Многосторонний процесс целенаправленного развития воспитанников и самих воспитателей в общей творческой гражданской работе Развитие гражданского, сознательного, эмоционально-волевого, действенного отношения каждого человека к жизни, к ее важнейшим сторонам, к самому себе; преодоление потребительского отношения к жизни Комплексная система воспитания Целостная система воспитания подрастающего поколения представляет единство четырех составляющих: общей дифференцированной системы, конкретной дифференцированной системы, общей комплексной системы и конкретной комплексной системы Комплексный подход ко всему делу воспитания
5. Актуальные вопросы концепции воспитания в современных условиях А.П. Сидельковский Школьники Педагогизация общественных отношений, в которых формируются люди, улучшение подготовки подрастающего поколения к жизни в новых условиях Целенаправленно формируемые отношения воспитанника и воспитателя, воспитанника и группы (коллектива), в которой он формируется, воспитанника и предметной среды, с которой он взаимодействует Изменение структуры отношений, определяющих будущее лицо нашего общества Формирование в процессе воспитания совокупности предметных отношений школьника: отношений с окружающими людьми, отношений между воспитателями и воспитанниками и т.д. Гомоцентрическая стратегия воспитания и человековедческая тактика
6. Базисная концепция воспитательного процесса в школе Н.М. Таланчук Школьники Синергетический процесс системного ориентированного человековедения Формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей Реализация системно-ролевого подхода Педагогическое регулирование освоения и выполнения личностью объективной системы социальнвх ролей, овладения ею системной культурой человековедения Понимание социальной роли как объективной миссии человека в жизни, как его предназначения; вскрытие системно-ролевой динамики развития личности
7. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений И.М. Ильинский, П.И. Бабочкин, Б.А. Ручкин Молодое, новое поколение россиян Формирование нового социокультурного типа личности, в котором гармонически сочетаются ценности европейской культуры и российские традиции Формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой Выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров в замен тоталитаристских установок Концепция воспитания человека состоит из двух уровней: -формирование качеств, обусловливающих жизнеспособность; -формирование специальных способностей, личностных качеств Представление об идеале гражданина России, его жизненном кредо и жизненной позиции
8. Воспитание? Воспитание… Воспитание! В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова Школьники Система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели Формирование личности развивающегося человека, включенного в воспитательную систему Единство взаимодополнения и взаимоизменения Формирование ценностной картины мира, гражданского самосознания, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование креативности Общечеловеческие ценности и отношение к ним

 

 

Основные понятия

Теория воспитания, педагогическая парадигма, воспитание, социализация, воспитательный процесс, взаимодействие воспитателей и воспитанников, субъекты воспитания, цель воспитания, содержание воспитания.

 

Вопросы для самопроверки

Что изучает теория воспитания?

Чем можно объяснить сосуществование множества концепций воспитания в современной педагогике?

В чем суть гуманистической парадигмы воспитания?

Какое определение воспитания, на ваш взгляд, наиболее глубоко и полно отражает сущность гуманистической парадигмы воспитания?

В чем цели и содержание воспитательного процесса, осуществляемого в рамках этой парадигмы?

 

Задания для самостоятельной работы

Выпишите из учебников педагогики разных времен определения воспитания. Сравните их с современными определениями. В чем вы видите существенную разницу?

Дайте краткую характеристику ведущих современных концепций воспитания.

 

 

Возможные темы рефератов, курсовых работ

Сравнительный анализ основных концепций воспитания.

Проблема воспитания в контексте социальных перемен современной России.

Проблема воспитания в современной зарубежной школе.

Воспитание и социализация: проблема взаимосвязи.

 

Литература

Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. – Ярославль, 1998.

Битинас Б. Процесс воспитания. – М., 1994.

Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. / Педагогика 1997, № 4, с. 11-17.

Зимняя И.А., Бондаренко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России. – М., 1998.

Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М., 1994.

Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика, 1992, № 3-4.

Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика, 1998, № 1, с. 10-19

Музина Л.М. Лекции по теории воспитания. – Псков, 1995.

Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.

Противоречия школьного воспитание. / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1988.

Шепель В.М. Поиск новой парадигмы воспитания // Сов. педагогика, 1991, № 7, с. 55.

Щуркова Н.Е. Воспитание детей в современной школ. – М., 1998.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.