КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Начало известности 1 страница
Когда Иисус появился, он находился за чертой организационной силы, поскольку не был ни богатым, ни членом религиозной иерархии, ни римлянином. Богатство и римское гражданство было недоступно ему, но в иудаизме человек мог бы подняться с низкого положения до высокого, следуя религиозному образу жизни. Этот путь, выбранный Иисусом. Нам неизвестно, как он жил до тех пор, пока не стал взрослым, но когда он появился на публике, это был религиозный пророк. Хотя неизвестное не может с легкостью стать известным, Иисус смог привлечь к себе внимание населения, используя популярную традицию. Люди обычно слушали, и уважали, бродячих религиозных ораторов, которые говорили на улицах. Такие люди обычно осуждали духовных лиц, которые вели спокойный образ жизни. Иисус включился в традиционный образец и говорил повсюду – в синагогах, на полях, где люди слушали его. Его явная бедность не была помехой для пути пророка и могла фактически определяться как добродетель. Пророческая традиция полезна также в том случае, если человек желал обрести репутацию до появления слушком большой оппозиции. Государственные и церковные власти привыкли к критике со стороны пророков, так что по обычаю человек мог бы быть услышанным без того, чтобы тут же подвергнуться уничтожению. Чтобы стать известным в обществе такого рода нужно было не только переходить с места на место и говорить, где есть слушатели, но необходимо было говорить определенным образом. Если бы человек говорил только ортодоксальные вещи, толпа не стала бы его слушать. Она могла бы выслушивать надлежащие идеи от признанных религиозных вождей. Вместе с тем говорить неортодоксальные вещи значило бы рисковать потерять слушателей, порождая вражду у людей, преданных установленной религии, которая вошла в их жизнь. Те, кто говорят, что Иисус не призывал к новой религии, логически правы и сообразуются с Евангелиями; народ, несомненно, не стал бы его слушать, если бы он это проделал. На протяжении всей его общественной жизни Иисусу удавалось привлекать к себе внимание как авторитету, который представлял новые идеи. В то же время он определял то, что говорил, как надлежащую ортодоксию. Он достиг этого двумя путями: во-первых, он настоятельно утверждал, что не предлагает перемены, а затем призывал к перемене; и, во-вторых, он утверждал, что представляемые им идеи не являются отклонениями от установленной религии, а являются более верным выражением идей той религии. Оба эти тактические ходы обычно используются лидерами массовых движений, которые должны, по стратегическим причинам, определять то, что они делают, как ортодоксию, производя при этом изменения, необходимые для установления властного положения. Например, Ленин поддерживал принцип большинства, но утверждал, что меньшинство в действительности является большинством. Подобным образом он доказывал, что разрешение на существование единственной политической партии является более верным выражением демократии, потому что та партия представляет пролетарское большинство (хотя это и являлось меньшинством). Умение Иисуса призывать одновременно и к согласию и к перемене лучше всего выражено в обсуждении им Закона и его требований. Законы религии, гражданские законы и обычаи синонимичны, так что, рассматривая Закон, Иисус в это время имеет дело с главным аспектом человеческой жизни. Он говорит:
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит тех людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф 5, 17;19).
Если бы Иисус соответствовал этому учению, никто не мог бы выдвинуть ни малейшего возражение тому, что он мог бы сказать. Он, наверно, собирал бы последователей скорее для влиятельного круга, чем для самого себя. Однако далее он приступает к тому, что предлагает себя самого в качестве авторитета, предоставляя крупный пересмотр Закона. Он говорит:
Вы слышали, что сказано древним: не убий, кто же убьет, подлежит суду. Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф 5, 21;22).
Вряд ли это можно считать чем-то иным, как не основной пересмотр Закона. Одно можно сказать, подчеркивая, что гнев является преступным, он говорит тем самым, что людей должно наказывать за их мысли, равно как и за их действия, – большое нововведение. Он также предлагает предавать суду того, кто назовет кого-то глупым, и геенне огненной того, кто назовет его дураком. Таким же образом он пересматривает закон о прелюбодеянии:
Вы слышали, что сказано древним: Не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5, 27;28).
Пересматривается также закон о разводе:
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф 5, 31; 32).
И о процедуре клятвы:
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от Лукавого (Мф 5, 33-37).
Кроме того, он пересмотрел закон мести, процедуры благотворительности, метод молитвы и поста. На деле, мало, что осталось от установленного Закона, когда он переработал его после заявления, что он пришел не с тем, чтобы менять букву Закона. Противопоставляя себя признанным авторитетам в области Закона, он тем подразумевает, что едва ли стоит слушать их:
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф 5, 20)
Призывом соответствовать Закону Иисус обезоруживает оппозицию. Затем, переосмысливая Закон, он ставит себя как равного по силе и авторитету всему религиозному установлению государства. Не удивительно, что его слушатели:
дивились учению Его, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи (Мф 7, 28;29).
Наследуемая Иисусом культура дала ему особую возможность быть авторитетом. В Израиле предполагалось, что законы, которым люди должны следовать, заложены в самом начале, и человек может только открывать и толковать их. В других культурах наоборот, подобные законы можно усматривать как продукт согласия; люди составляют законы, которым должен следовать народ. Когда считается, что законы существуют независимо от человека, а он может только открывать то, чем они являются, то один единственный индивид может говорить так же авторитетно, как и влиятельные круги, потому что он может претендовать на открытие истинного закона. Он может предлагать перемены, говоря, что его оппоненты отклонились от истинных законов религии. (Современные лидеры массового движения используют «законы исторического развития» таким же образом – истина должна открываться). На протяжении всего жизненного пути Иисус подвергал критике лидеров влиятельного круга последовательно и умно, но критику свою он выдерживал в рамках их религиозной системы. Он говорил, что они отклоняются от истинной религии, ставя себя авторитетом в том, чем должна быть истинная религия. Нигде в Евангелиях не звучит одобрение Иисуса в адрес признанного религиозного лидера, за исключением тех, кто давно скончались. Почти как комплимент выглядят его слова, относящиеся к его собрату и соперничающему пророку Иоанну. Он говорит:
Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но (добавляет он) меньший в Царстве Небесном больше его (Мф 11, 11).
Чтобы стать известным и обрести последователей, Иисусу необходимо было не только то, что возбуждало бы его слушателей, но и предлагать нечто такое, что быстро сделало бы его имя известным по всей земле. Репутация Иисуса как целителя принесла ему величайшую известность. Именно характер занятия исцелением должен вызывать глубокий отклик в тоскующем мышлении у людей. Быстро создавались легенды, и успех в исцелении плодит веру в успех и, следовательно, в еще больший успех. Несомненной, раз у человека была репутация целителя, то касание края его одежды могло бы создавать исцеление (вот почему римского императора охраняли от массы больных людей, которые желали касаться его одежды). Мы не можем знать, обладал ли Иисус нечто большим, чем обычный дар, но тот факт, что он предпочел быть целителем, показывает его способность избирать путь, дающий ему возможность сделаться немедленно известным. Вероятно, никакой другой прием так быстро не распространил его имя, особенно в век, когда медицина была неадекватным средством против болезней, и люди приходили в возбужденное состояние по поводу одержимости бесами. Поскольку болезнь не знает классовых различий, такая репутация давала ему также доступ к богатым, и о помощи его просили и глава синагоги, и богатый человек, и римский центурион. Даже Ирод Антипа приветствовал его в силу такой репутации, хотя Иисус не угодил бы ему лечением (Лк 23),Иисус не только заслужил добрую славу своим целением, но поступал так что оппозиция ему не могла легко развиваться.Он не хвастался случаями исцеления, что побуждало бы к любопытству и сопротивлению; он вместо того советовал своим пациентам хранить это в тайне (Мк. 5). Поскольку никто из исцеленных от пожизненного страдания, вероятно, должен был, или находил возможным, скрывать исцеление, о результатах должны были вещать другие, так что опровергаться могли только заявления других. Его можно было бы обвинить косвенно в хвастовстве по крайней мере однажды. Когда от Иоанна пришли посланники и спросили его, не тот ли он, кто должен придти, Иисус сказал:
Пойдите и скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют (Мф 11, 4,5).
Есть, между тем, еще и другая мощная тактика, которую может использовать неизвестный, когда хочет стать быстро известным, хотя и рискованным образом. Если человек хочет стать равным, или превосходящим, своему оппоненту, он может предпринять дерзкие личные нападки на него. Чем более дерзкой становится атака, тем более выдающимся становится нападающий, если это становится широко известным. Это обычное явление для лидеров массового движения – неважно, сколь бы ни было мало у них последователей вначале – противостоять дерзко выдающимся авторитетам, как если бы они были одного уровня с ними. Иисус не только критиковал знаменитых религиозных лидеров, говоря такие вещи, как «Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф 23, 33), но и физически нападал на религиозную власть, когда изгонял менял из храма.
Построение организации Иисус использовал пророческую традицию, но резко отличался от других пророков в своих методах. Типичным пророком был Иоанн Креститель, который вышел из пустыни в одежде из шкур животных, призывая всех раскаяться. В своих воззваниях такие люди принимали высокий моральный тон и вели аскетический образ жизни, находясь в одиночестве как своего рода совесть множества. Случайных сторонников могло влечь к ним из любопытства или потому, что они стремились прикоснуться к божественному, но в сущности, пророк был человеком одиноким, живущим вне общества. Иисус наоборот в своей публичной деятельности предпочитал, чтобы люди присоединялись к его движению. Он явно был человеком, создающим организацию. Одним из его первых действий была вербовка кадров, которые набирали бы других. Как выражается Матфей Иисус
Увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф 4, 18; 19).
У Иисуса, конечно, было двенадцать в его организации, но как сообщается у него было более семидесяти (что является организацией порядочного размера). Как говорит Лука:
После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий Город и место, куда Сам хотел идти. (Лк. 10:1). Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем (Лк 10, 17).
При отборе этой элиты Иисус набирал не среди членов влиятельных кругов, а из низшего пласта населения, где он собирал своих последователей. Когда он набирал своих людей, он спрашивал у них то, что обычно требуется от всякого незначительного революционного кадрового состава. Они должны отказаться от всего, что связано с амбицией в обществе как таковом и забыть о других обязательствах в отношении других людей, включая семейные связи, когда они присоединяются к нему. Как он говорил:
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10, 37).
Молодому человеку, который хотел исполнить свой сыновний долг и похоронить своего отца, он сказал: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Лк. 9:60). В этом отношении он не требовал от других более, чем от самого себя. Когда ему говорили, что снаружи его ждет мать и братья и хотят поговорить с ним, он сказал:
Кто Матерь Моя? И кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои! (Мф 12, 48; 49)
Лидеры массового движения характерным образом следуют примеру Иисуса и требуют, чтобы их последователи отказались от всякой преданности другим, включая их семьи. Иисус специально даровал своим людям статус элиты. Он говорил им:
Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано (Мф 13, 11).
И еще:
Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф 18, 18).
Он наделял их властью исцелять больных, воскрешать мертвых, очищать прокаженных, изгонять бесов – все те действия, которые принесли известность ему самому. Он сплачивал их с собой обещаниями. Когда Петр спросил, чего они достигнут, следуя ему, он сказал:
Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в паки-бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле Славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19:28).
Кажется очевидным, что его обещание своим последователям включали в себя то, что они достигнут, когда он придет к власти, а не просто то, что они могли бы получить, слушая его, как могли бы слушать учителя. Иисус фактически угрожал своим людям, говоря:
А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.10:33).
И он держал своих людей в неуверенности, и тем заставлял более активно посвящать жизнь следованию ему, вызывая сомнения в том, окончательно ли они приняты им:
Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? (Мф 7, 21-23).
Иисус использовал преследование со стороны тех, кто не принадлежал его группе, как тактику для сплочения своей группы, как теперь это делается революционными лидерами. Он говорил:
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас (Мф 10, 16; 17). Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Мф 10, 21-22).
Он не только призывал к объединению против преследования со стороны, но добавлял к этому угрозу того, чего им в действительности следует бояться, когда говорит:
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10, 28).
Указания, которые Иисус давал своим ученикам, указывают на намеренное усилие набирать последователей среди бедных. Когда он посылал своих людей, он говорил им: Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания (Мф 10, 9-10).
Поскольку он посылал их объявлять о Царстве Небесном, лечить больных, воскрешать мертвых, очищать прокаженных и изгонять бесов, то эта инструкция бродить как люди бедные без денег или второй одежды кажется особенной. Он не просто советует им вести аскетический образ жизни, но инструктирует их, как представать перед массой людей. Можно взять вторую одежду и все же исцелять, но нельзя завоевать сторонников среди бедных с помощью денег или второй одежды или даже обуви. Иисус обучал своих людей своим методам, но, как любой хороший лидер, он ухитрялся не позволять им превосходить себя. Он ставил их на место, критикуя их тупость в непонимании его притч, их неспособность творить чудеса и исцелять как надо, и их ревность по поводу того, кто будет первым к нему и высшим по рангу, когда придет успех. Фактически он не сказал ни одного комплимента какому-либо из своих последователей. Близко к тому было его замечание Петру, когда тот высказал мысль: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Иисус отвечает:
Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создал Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16,17-18).
Однако Иисус затем говорит, что должен идти в Иерусалим и быть убитым, а когда Петр начал прекословить ему, Иисус говорит:
Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф16, 23).
Вопрос о том, справедливо ли Иисус обвиняет своих людей в тупости, открыт для толкования. Однако, евангелия показывают, что ему не удалось обучить их столь же умело, как он, осуществлять критику. Всякий раз, как Иисус подвергался нападкам или получал вопросы, он отвечал критикой или вопросом, всегда ставя на место своих критиков и никогда не занимая оборонительную позицию. И все же после его смерти, когда его люди говорили и изумляли толпу, «говоря ее наречием», один критик сказал презрительно: «Они напились сладкого вина». Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» (Деян. 2, 13-15). Едва ли это ответ, достойный мастера. Набор последователей Если человек стремится к власти, он должен, как правило, вырабатывать свой путь в рамках установленной политической системы. Можно было бы утверждать, что Иисус не стремился к политической власти, потому что он не делал никаких попыток занять положение в религиозной иерархии, просто он делал упор скорее на сверхъестественное – «Сын Человеческий», чем на более политическое «Сын Давидов». Однако, сказать, что Иисус не стремился к политической власти, потому что не добивался места священника, значит не заметить той новой стратегии, которую он ввел в мир. Это все равно, что сказать, что Ленин не стремился к власти, потому что не присоединялся к царскому двору. Со времени Иисуса революционные вожди научились полностью обходить текущее политическое установление и строить независимое движение. Такие вожди не ищут признания и успеха у влиятельного круга, за поддержкой они обращаются к людям, лишенным собственности. Иисус был первым лидером, заложившим программу набора последователей среди бедных и сирых. Его основная тактика заключалась в том, чтобы определять бедных как более заслуживающих власти, чем кто-либо еще, и заискивать перед ними. Первыми своими публичными заявлениями он указал, что бедные благословенны. Говоря слушателям о бедных и недовольных, он называл их солью земли, светочем мира, и объявлял, что кроткие наследуют землю. Он последовательно критиковал богатых, говоря, что им трудно будет войти в его царство, и обращаясь к аудитории, стоящей из последних, он подчеркивал, что последние станут первыми. Он не только посылал свою элиту как бедных людей, но и сам добился определенной репутации, обедая с отверженными респектабельным обществом. Нигде он не критикует бедных, только богатых, книжников и церковные круги. Обещания, даваемые Иисусом бедным, использовались как модель лидерами позднейших массовых движений. Он обещал им рай в неясном будущем, если они последуют за ним. Подобным образом и большевики предлагали бесклассовое общество, а Гитлер – тысячелетний Рейх. Иисус намекал даже, что такой день придет не в слишком отдаленном будущем, говоря:
Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе (Мк 9, 1).
Он предлагал также страждущим возможность страдать по благой причине, указывая им:
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф 5, 11-12).
Как поступает теперь каждый революционный лидер, Иисус предлагал взять все проблемы на себя, когда говорил:
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф 11, 28-30).
Предлагая свое иго, Иисус советовал населению, что если они слушают его слова и исполняют их, то они уподобляются мужу благоразумному, который построил дом свой на камне, а кто слушает слова и не исполняет их, уподобляется человеку безрассудному, который построил дом свой на песке, так что тот упал (Мф 7, 24-27) Представляется очевидным, что Иисус строил долговременные планы для своей организации. Если он строил основание организации, как это делали позднейшие революционные лидеры, то ему нужно было уповать на разрыв связи молодых со своими родителями и с влиятельными в данное время кругами. Лидеры массовых движений обычно делают ставку на молодых. (Они используют также молодых против инакомыслящих среди их последователей, как это делал Мао Цзэдун со своей Красной гвардией). Когда Иисус упрекает своих учеников, не пускающих к нему детей, он говорит:
Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф 19, 14).
Иисус может или не может видеть в следующем поколении надежду своей организации но он безусловно призывает к разрыву семейных уз и натравливает молодых на старших. Консервативная сила семьи служит помехой во всяком массовом движении, и только утвердившись, революционная группа начинает призыв к крепости семьи. Прецедент для движений двадцатого столетия, отделяющих последователей от семьи, содержится в заявлениях Иисуса, когда он говорит:
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его (Мф 10, 34-36).
Революционеры вообще говорят, что им нужно следовать не в силу их личности, а потому, что представляет их личность; они показывают, что как индивидам им не нужно приписывать какую-либо заслугу или в чем-то обвинять, за то, что они говорят, потому что они только выразители более великой силы. Иисус утверждал, что он не говорит за себя, а только выражает волю своего Небесного Отца. Он определял противодействие себе как противодействие Господу, и подавлял всякое сопротивление себе, или обвинения в самовосхвалении, тем, что постоянно указывал, что является простым инструментом. Однако он определял также себя как единственный инструмент, который может правильно толковать божественного отца. Лидеры всех революционных движений научились определять себя как направляющие движение, которое неизбежно придет к власти. Таким путем, непреодолимое находится на их стороне. Иисус установил прецедент для такой тактики, когда пророчествовал, что Сын Человеческий появится неизбежно и что придет Царство Небесное. Доказывая, что они только укорачивают время прибытия, или расчищая путь прогрессу, неизбежного события, такие лидеры поощряют завербованных принимать установленный факт и подавляют оппонентов, которые могли бы страшиться идти против хода истории. Крупный тактический вклад Иисуса В том виде, как понятие власти используется здесь, человек достигает «власти», когда утверждает себя как тот, кто должен определять, чему предстоит случиться. Тактика власти – это те маневры, которые использует человек, чтобы приобрести влияние иконтроль на своим социальным миром и сделать тот мир более предсказуемым. В таком широком определении, человек обладает властью, если он может приказывать кому-либо поступать определенным образом, но он обладает властью и в том случае, если может побуждать кого-либо поступать таким путем. Человек может приказать другим поднять и нести его, тогда как другой мог бы добиться той же цели, падая от слабости. Оба человека в это время определяют, что должно происходить в их социальном окружении путем использования тактики власти. Многие индивиды, видимо, считают достижение властных положений более важным, чем какое-либо субъективное страдание, которое они могли бы испытывать. Алкоголик, который говорит бармену: «Если желаете, чтобы я ушел отсюда, выбросьте меня вон», может испытывать боль и унижение, но именно он определяет результат обмена. Можно даже определять, что должно происходить из-за могилы, как будут свидетельствовать жертвы воли и те, чьи близкие свершили самоубийство. Когда мы исследуем тактику Иисуса, полезно рассматривать тактику власти в таком широком определении. Многие революционные лидеры порицают Иисуса за введенную им тактику. Их возражения основываются не на изучении тактических приемов в том виде, как их использовал Иисус, а на том, как ими научилась позже пользоваться учрежденные власти. Например, к текущему веку влиятельные круги могли бы оставаться у власти, если они склоняют угнетенных искать награду в будущей жизни. Однако использование такой тактики Иисусом не служило влиятельному кругу; это был метод возбуждения бедных. Когда Иисус советовал своим последователям ожидать награды в Небесах, он делал это в комбинации с угрозою, что они могли бы гореть в Аду. Он использовал обещание Небес не как способ убеждения бедных принимать их невзгоды, а как обещание, что если они будут следовать ему и противиться влиятельным людям, то достигнут Небес; а если будут следовать влиятельным кругам, то – нет. Как он выразил это:
Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконное, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф 13, 41-43).
Он предупреждал их, что суд застигнет их неподозревающими о том, и он проводил четкое разграничение между теми, кто был с ним, и теми, кто был против него. Он сказал:
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк 11, 23).
Осуждение христиан за использование тактики слабости тоже указывает на непонимание стратегической позиции Иисуса. Тогда как большевики могли бы утверждать, что силу должна встречать сила, и когда Гитлер говорил, что террор должен встречать равный террор, они приспосабливались к совершенно иной ситуации. Иисус, возможно, не мог вести силу, равную силе Рима, или террор, равный предложениям влиятельных лиц. Лидер в то время мог бы добиваться спорадических мятежей, но тщетной была организованная атака против оккупационной армии римлян, как постоянно демонстрировали устраиваемые римлянами смертные казни. Пока римлян поддерживали религиозные влиятельные круги и допускали их власть над людьми, то те, кто противостоял церкви рисковал подвергнуться уничтожению. В такой ситуации Иисус разработал тактику уступки – процедуру, используемую беспомощными перед лицом непреодолимого до этого дня.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |