Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология решений




Классификация решений

Контрольные вопросы

Взаимодействие мультипликатор и акселератора.

Из данной схемы ясно, что автономные инвестиции вызывают действие эффекта мультипликатора, что способствует росту дохода. Следующий за этим рост спроса и объема продаж ведет к появлению стимулированных инвестиций и действию эффекта акселератора.

1. Что означает понятие «макроэкономическое равновесие»?

2. Какие явления характерны для экономики, находящейся в состоянии неравновесия?

3. Какую макроэкономическую модель и почему можно считать базовой для анализа ситуации «равновесие—неравновесие»?

4. В чем суть классического подхода к проблеме макроэкономического регулирования?

5. Перечислите и объясните причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса.

6. Какими причинами можно объяснить:

а) уменьшение совокупного предложения;

б) увеличение совокупного предложения.

7. Что показывают функции потребления и сбережения?

8. Какими причинами объясняется действие мультипликационного эффекта?

9. Какие факторы влияют на размер и динамику инвестиций?

10. Покажите с помощью графика, как определить равновесный ВНП:

а) методом сопоставления совокупных расходов и объемов производства;

б) с помощью модели «сбережения—инвестиции».

 

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М.: ДЕЛО ЛТД., 1994. — С. 540.

2. См.: История экономических учений. Учебное пособие / Под ред. В. Авто-номова, О. Ананьина, Н. Макашовой. - М., 2000.

3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М., 1978. — С. 90.

 

Процесс управления отличается динамичностью. Измене­ния внешней и внутренней среды порождают необходимость принятия разнообразных управленческих решений. Основны­ми факторами, оказывающими влияние на организацию и фун­кционирование системы, являются технико-технологические, социально-экономические и региональные. В связи с этим вы­деляют две группы задач, требующих решения: функциональ­ные и ситуационные. Функциональные задачи обусловлены разделением труда в организации, полномочиями отдельных работников и носят в основном стандартный характер, ситуа­ционные — появляются в результате нарушений взаимодей­ствия подсистем и элементов в организации либо под влиянием вышеуказанных факторов.

В специальной литературе авторы выделяют самые раз­ные признаки решений. В частности, многообразие управлен­ческих решений и особенности их разработки раскрывает клас­сификация, приведенная на рис. 1.

Рис. 2.1. Классификация управленческих решений

 

По источнику возникновения решения подразделяют на инициативные, по предписанию, по предложению "снизу". В психологическом аспекте наибольшую трудность представля­ет ситуация разработки решения по предписанию, так как сис­тематическое "навязывание" решений может нанести ущерб проявлению инициативы людей.

По юридическому оформлению решения могут быть в виде плана, приказа, распоряжения, инструкции; по способу фикса­ции — устные и письменные. Классифицируя управленческие решения по признаку юридического оформления, стоит помнить о разнице между приказом и распоряжением.

Приказ — наиболее категоричная форма решения, обязы­вающая подчиненных точно выполнить решение в установлен­ные сроки. Основанием для приказа являются постановления или распоряжения правительства, решения вышестоящих ор­ганов управления, руководителей.

Распоряжение — это разновидность приказа, направлен­ная на решение частных вопросов, исходящая не только от ру­ководителей, но и от других лиц в пределах их компетенции.

По субъекту, принимающему решения, выделяются ре­шения индивидуальные, коллективные и коллегиальные. Пер­вые принимаются лично руководителями, вторые — коллекти­вами предприятий и организаций, третьи — коллегиальными органами (советами, правлением и т. д.).

По степени уникальности решения подразделяются на рутинные и новаторские. Новаторское решение отличается спе­цификой в построении процесса принятия решений и в содер­жании отдельных его этапов.

По методам разработки различают количественные ре­шения, включающие методы математического программирова­ния, статистические методы; а также эвристические решения, основанные на использовании логики, интуиции, опыта, знаний

ЛПР. Использование методов математического программиро­вания позволяет по заранее заданным параметрам находить оптимальное решение.

По степени неопределенности, которая зависит от коли­чества информации, имеющейся в распоряжении ЛПР, реше­ния подразделяют на детерминированные — принимаемые в условиях определенности, при наличии полной информации; вероятностные — принимаемые в условиях вероятностной оп­ределенности (риска); неопределенные — решения, принимае­мые в условиях неопределенности, т. е. при отсутствии необхо­димой информации по проблеме.

Управленческие решения можно классифицировать и с позиции количества рассматриваемых целей — как одноцеле-вые и многоцелевые.

По степени регламентации, т. е. насколько жестко установ­лены сроки и условия действия подчиненных, различают реше­ния регламентирующие, ориентирующие и рекомендующие.

Регламентирующие решения полностью направляют дея­тельность подчиненных, исключая их самостоятельность. От подчиненных в этом случае требуется лишь безусловная испол­нительность.

Ориентирующие решения однозначно определяют лишь основные моменты деятельности, в решении же второстепен­ных вопросов допускается проявление самостоятельности под­чиненных.

Рекомендующие решения контурно обозначают возможно­сти деятельности подчиненных, предоставляя широкий выбор конкретных путей и проявления инициативы.

По функциональному признаку (содержанию) решения бывают экономические, социальные, технические, политичес­кие, организационные.

Экономические решения связаны с повышением эффектив­ности производства, совершенствованием деятельности пред­приятия.

Социальные решения направлены на улучшение условий труда и отдыха членов коллектива предприятия и др.

Технические решения принимаются для совершенствова­ния технической политики и технологии производства, сокра­щения применения ручного труда и т. д.

Организационные решения направлены на улучшение организации труда работников, совершенствование нормативов, норм, внедрение НОТ.

Учитывая, что любое управленческое решение строится на предварительном прогнозировании, различаются решения по периодам действия: долговременные (перспективные) и опера­тивные.

Перспективные решения определяются в общих чертах, они лишь задают направления для реализации определенной цели. В торговле, например, это достижение показателя повышения про­изводительности труда, качества обслуживания и др.

Оперативные решения предусматривают меры по реали­зации прогнозов развития событий (конкретные виды работ, сроки их исполнения и исполнителей).

Все многообразие управленческих решений в зависимости от характера проблем и методов их разрешения можно условно разделить на следующие типы (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Типы управленческих решений

 

Так, с учетом стереотипности ситуаций и используемых методов выделяются программируемые и непрограммируемые решения. К программируемым обычно относят стандартные и повторяющиеся решения. К непрограммируемым относятся решения, принимаемые в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции (на­пример, разработка новых технологий, изделий, формирование новой структуры).

Отдельные авторы выделяют четыре уровня решений в зависимости от творческого вклада менеджеров в их разра­ботку: рутинные, селективные, адаптационные и инноваци­онные.

Первый уровень — рутинные решения. Они принимают­ся согласно отработанному механизму и имеющейся програм­ме действий. Важно изучить особенности ситуации, соотнес­ти ее с накопленным опытом, принять ответственность за кон­кретные действия. В проявлении творческого подхода нет не­обходимости, так как все процедуры решения известны.

Второй уровень — селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных.

Третий уровень — адаптационные решения. Они рассчи­тываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование твор­ческого нестандартного подхода на основе новых идей с отра­ботанными ранее возможностями. Имеет значение личная ини­циатива руководителя для поиска нового решения известной проблемы.

Четвертый уровень — инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.

Характер проблемы лежит и в основе применения систем­ного анализа как одного из методов обоснования решений. В свя­зи с его использованием выделяются три типа проблем:

• хорошо структуризованные;

• слабо структуризованные;

• неструктуризованные.

Под структуризацией понимается возможность количе­ственного выражения зависимостей между элементами ситуа­ции.

В процессе структуризации проблем необходимо свести к минимуму количество неформализуемых элементов с таким рас­четом, чтобы проблема приобрела более определенный харак­тер. Решаемая проблема, независимо от ее типа, должна увязы­ваться с целями управления предприятием, и на этой основе це­лесообразно формировать процедуру разрешения ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.