Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы и их решение




Проблема (греч.) буквально означает преграду, трудность, задачу. Как понятие оно выражает объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, реше­ние которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого по­знания может быть представлен как процесс перехода от по­становки проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем.

Внутреннюю структуру проблемы составляют такие элементы, как предмет, объект, субъект, связи, цель решения.

Предмет проблемы характеризует возникшее главное про­тиворечие, которое выражается в вопросе: "В чем суть пробле­мы?"

Объект проблемы отвечает на вопрос: "Где возникла про­блема?" (в бригаде, на участке, в цеху, оборудовании, коллек­тиве и т. д.).

Субъект проблемы — тот, кто связан с проблемой (соци­альный, интеллектуальный ее элемент).

Связи проблемы характеризуют как структурные межэ­лементные связи (ограничения), так и отношения с другими проблемами. Они отражаются в вопросе: "С чем связана про­блема?"

Цель решения проблемы выражается в вопросе: "Для чего необходимо решать проблему?"

Каждый элемент проблемы может иметь подпроблемы, т. е. проблемы более низкого порядка. Чрезвычайно важно для ре­шения проблемы правильно ее сформулировать. В связи с этим следует отметить, что в проблеме выделяют "имя" и "форму­лировку". Их нельзя смешивать. Имя, т. е. название проблемы, как правило, бывает кратким, символичным. В несколько интерпретированном виде она выг­лядит следующим образом (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Схема структуры проблемы

Решение проблем, как и управление, — это процесс, вклю­чающий последовательность взаимосвязанных шагов. Специ­фические черты проблемы —- это ключ к ее решению. Для глу­бокого изучения и выяснения особенностей проблемы полезно придерживаться определенных способов ее продумывания и последовательности рассуждений.

Способы продумывания проблемы включают:

1. Разделение проблемы на части.

2. Выделение основных и второстепенных характеристик проблемы.

3. Установление причинно-следственных связей по всем возможным вариантам решения проблемы.

4. Прогнозирование и анализ требуемых действий.

5. Разработка рекомендаций к действиям. Последовательность рассуждений содержит следующие

этапы (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Этапы продумывания проблемы

При продумывании проблемы полезно поставить ряд кон­трольных вопросов:

1. Возможно ли уменьшить объем проблемы, упростить ее?

2. Что напоминает ситуация (какие ассоциации вызывает)?

3. Имеются ли аналогии в практике хозяйствования?

4. Были ли прецеденты в деятельности предприятия?

5. Возможно ли изменение срока, качества?

8. Что можно заменить, сжать, уплотнить?

9. Чем рискуете? В чем состоит риск?

10. Чем располагаете?

11. Каковы возможные варианты решения проблемы?

При выборе метода решения проблемы следует предвари­тельно ответить на вопросы:

• требует ли проблема комплексного решения?

• это проблема или возможность?

• как классифицировать проблему?

• это реально существующая или надуманная проблема?

• это финансовая проблема или она связана с отношения­ми между людьми?

• что произойдет, если не принимать никакого решения?

• эта проблема уникальна?

• существует ли последовательность решения проблемы? Схема последовательности суждений для конкретизации проблемы с этих позиций приведена на рис. 2.5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.