КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Киевская Русь (IX-XII вв.)
Тема № 1. Феодальное поземельное право в период IX-XVIII вв. Основы земельного права Лекции для студентов специальности 120302 «Земельный кадастр» очной и заочной форм обучения
Тюмень, 2011 Утверждено на заседании кафедры____________________________
Протокол №_____от «____» ______________20____г.
Составитель: Вершинин В.И., доцент, к.ю.н.
План лекции: 1. Киевская Русь (IX-XII вв.) 2. Период феодальной раздробленности (XII-XIVвв.). 3. Русь и Золотая Орда (XIII-XVвв.). 4. Русское централизованное государство (начало XIV- первая половина XVI в.). 5. Сословно-представительная монархия (вторая половина XVI в. - XVII в.). 6. Абсолютная монархия (вторая половина XVII – XVIII в.). 7. Земельный строй в первой половине XIX в.
Рекомендуемая литература: 1.Антонова А.Г. До Руси. Х. 2000. 2.Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник., М.: ООО «Профтехобразование», 2002 г.; 3.Рыбаков Б.А. Киевская Русь XII-XIII в.в. и русские княжества. М., 1982 г.; 4.Гумилев Н.Н. От Руси к России. М., 1998 г.; 5.Греков И.Б. Восточная Европа и Упадок Золотой Орды., М., 1975 г.; 6.Ключевский В.О. Курс русской истории. М.: Мысль, 1987 г. 7.Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 1991 г. 8.Каргалов В.В. Монголо-татрское нашествие на Русь XIII в. М.:1966 г. 9.Проценко Ю.Л. Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII - XVIII век): Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - 162 с. 10.Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей /сост. А.П.Богданов. - М.: Современник,1990. Большую часть территории Восточной Европы в VI—VII вв. занимали славянские племена. Восточные славяне жили родовыми общинами. Под родом подразумевалось совокупность родственных друг другу семей, живущих вместе, владевших общей собственностью и управляемых одним родовым старшиною. Родовые старшины имели большую власть каждый в своем роде, а сойдясь вместе на совет (вече), они решали дела за все свое племя. С течением времени, когда племена и роды расселялись на больших пространствах, связь между ними ослабевала, и они распадались, делясь на самостоятельные семьи. Каждая семья заводила свою особую пашню, имела свои покосы, обособленно охотилась и промышляла в лесах. Общая родовая собственность заменялась семейной. Точно также перестала действовать и власть старшего рода («родовладыки»): он не мог управлять всеми хозяйствами родичей, если эти хозяйства были разбросаны на больших расстояниях. Его власть переходила к отцу каждой отдельной семьи, к «домовладыке». С распадом родовых связей, родичи перестали чувствовать свою общность и в случае нужды объединялись для общих дел уже только по соседству. На общий совет (вече) сходились домохозяева известной округи. Соединенные одним каким-нибудь общим интересом, они составляли общину (задругу, вервь) и избирали для ведения общих дел выборных старейшин. Таким образом древнейшее родовое устройство заменялось постепенно общинным, причем в состав общин могли входить семьи, принадлежащие не только к разным родам, но даже к разным племенам. Соседская община - это, как правило, село в 10-15 дворов, где жили большие семьи из 2-3 поколений, включая взрослых женатых сыновей. По мере их роста на расстоянии в 7-8 км "в деревах" (лесу) основывались деревни в 1-2 двора, сохранявшие связь с селом. Расчистка леса под пашню требовала усилий всей общины, отсюда её крепость у восточных славян. Высшим органом общины был сход из домохозяев, где решение принималось не голосованием, а общим согласием, и избирались старцы. Соседская (территориальная) община у восточных славян была низшим звеном социальной организации. Соседские общины затем объединялись в племена, а последние - в союзы племён (начиная с VII века). Эти союзы племён представляли собой достаточно сложный социальный организм. Центрами их социально-политической жизни были укреплённые «грады», которые со временем превратились в полноценные города. Например, Киев - у полян, Искоростень - у древлян, Новгород - у славян и т.д. В Древней Руси уже в IX-X вв. было около 25 больших городов. В XI веке к ним прибавилось ещё свыше 60-ти, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси было уже около 300 городов. Города были центрами культуры. Если древнерусская деревня долгое время была неграмотной, то в городах грамотность была распространена широко, причём не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты и надписи на бытовых предметах. В городах происходили собрания свободных мужчин-общинников союза (веча), на которых решались важнейшие вопросы. Усложнение общественной жизни в рамках союзов восточно-славянских племен привело к выделению особого социального слоя - старейшин, и образованию органов управления - советов старейшин. Община существовала и в городах. Свободные городские жители, купцы и ремесленники, входили в сотни - объединения по профессиям. Их привилегией было владение оружием. Поскольку сотен в городе насчитывалось всего 10, то глава городского ополчения, он же - судья по гражданским делам, назывался «тысяцким». Эта очень влиятельная должность сохранялась до 1335 года, когда последний тысяцкий в Москве был казнён великим князем Дмитрием Донским. Типичной для средневековья была принадлежность человека к какой-либо корпорации, которая его защищала. Выпавший из своей группы, оказывался выброшенным из общества, изгоем. Известны три случая превращения в бесправного изгоя: разорившийся купец, "попов сын грамоте не учён", выкупившийся на волю холоп. Они поступали под покровительство церкви, за что на неё работали. В VI-IX в.в., в эпоху массовых миграций и яростных столкновений между племенами, появился слой профессиональных воинов-дружинников во главе с военным руководителем - князем, в руках которого сконцентрировалась реальная власть. Обладая властью и военной силой, опираясь на свой авторитет и накопленные богатства, князья, дружинники, старейшины изымали у рядовых общинников часть произведённой ими продукции. Князья захватывали общинные земли и собирали дань с подвластного населения, со своих «людей». Сбор дани так и назывался — полюдье. Обычно князья отправлялись в подлюдье с началом зимы. Во главе сильного отряда дружинников они входили в славянский поселок и требовали дань. Жители — «подданные» князя (от слова «дань») несли ему разное добро; особенно ценился мех куницы, бобра, белки. Несли мед в кувшинах и деревянных ведерках, круги воска и другие продукты своего хозяйства. Жители поселка кормили за свой счет князя с дружиной. Лошадям князя и дружинников надо было давать овса «сколько съедят». Когда власть князей укрепилась, они стали требовать, чтобы подданные сами привозили дань. Такой способ сбора дани называли повоз. Постепенно количество свободных крестьянских земель уменьшалось, а размеры владений знати росли. Захватив крестьянские общинные земли, бояре (так называли на Руси знатного землевладельца) оставляли крестьянам небольшие земельные наделы, чтобы крестьяне, работая на феодала, в то же время могли прокормить себя и свои семьи. У крестьянина было свое хозяйство: лошадь или пара волов, орудия труда, изба. В зависимость от землевладельца крестьяне попадали различными путями. Иногда крестьянин получал от боярина ссуду — по-тогдашнему «купу» —деньгами, зерном, скотом. Такой крестьянин работал на хозяина и назывался «закуп». В других случаях с хозяином заключался договор, или «ряд»,-о работе на феодала. Такой работник назывался «рядович». Все зависимые люди, работавшие во дворе феодала, назывались челядью. В их состав входили рабы, их называли холопами. В холопы попадали прежде всего военнопленные. Но иногда и очень бедные смерды продавали себя феодалам в холопы. Женившийся на холопке становился холопом. Зависимые смерды несли повинности: отрабатывали в хозяйстве феодала (барщина) или платили натуральный оброк. Землевладельцы Древней Руси различались по количеству находившихся в их собственности земли, зависимых людей и военных слуг. Устанавливалась система феодальной иерархии, т. е. соподчинения феодалов. «Великий князь русский» считался владельцем всей земли и государства. Зависимые от него «светлые князья» и бояре владели отдельными княжествами и землями, а также городами. Более мелкие феодалы, в свою очередь зависящие от князей и бояр, владели меньшими городами или отдельными селами. Земельные владения князей и бояр назывались вотчинами (вотчина — владение, передаваемое по наследству от отца). В Западной Европе такие владения назывались феодами, что и дало название эпохе — феодализм. Обычно в центре вотчины располагался господский двор. Здесь находились жилой дом феодала, помещения для слуг хозяйственные постройки: клеть для хранения зерна хлев и загон для коров и овец, конюшня для лошадей. В каждой вотчине было много слуг, помогавших феодалу управлять хозяйством и держать в повиновении крестьян: огнищанин (старший дружинник, управитель хозяйства), тиун (управитель дома), подъездной (сборщик оброка, дани) и др. Пахотные земли вотчины состояли из двух частей: на одной велось господское хозяйство, другая делилась на наделы зависимых крестьян. Наряду с передаваемой по наследству существовала и другая форма феодальной собственности: земля давалась князьями своим дружинникам во временное держание за военную службу. После принятия христианства особым видом феодальной земельной собственности стало церковное и монастырское землевладение. Таким образом, к середине IX в. появились предпосылки для формирования государственности. Отдельные городские племенные волости и княжества собрались вместе и объединились под одной государственной властью. Таким образом образовалось Русское государство - Киевская Русь. Киевская Русь была раннефеодальным государством. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Он управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и др. С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию русского государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения территорий, входивших в состав Древнерусского государства. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными, собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях. Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских. В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации власти над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких походов, так и для борьбы с конными отрядами южных кочевников. Известно, что во время походов на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное войско. В Древней Руси был значительный поденный флот, действовавший на реках и на Черном море. Таким образом, в Х-ХП вв. на Руси складывается крупная феодальная собственность на землю в виде княжеских, боярских и церковных владений. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение) - отчуждаемая (с правом купли-продажи) и передаваемая по наследству. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но и становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землёй натуральную ренту, или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства (великого князя). Свободное сельское население - смерды - владело землёй на общинном праве: собственником земли считалась вся община, распоряжался ею сельский сход, отдельные семьи лишь пользовались ею. Все совершеннолетние мужчины, входившие в состав общины, имели равное право на участок пахотной земли. Периодически происходит передел этой земли. В общем пользовании находились сенокосы, выгоны и леса. Все вопросы о способах, сроках передела земли и пользовании общинной землей решались общим собранием – миром. Община защищала смердов, помогала им в трудных случаях, несла коллективную ответственность за убийство, совершённое на её земле. Смерды пользовались защитой закона, но за убийство смерда платили в несколько раз меньшую виру, чем за людей князей и бояр. (ст.62,65,91 и др. «Русской правды»). Пренебрежительное отношение к смердам выразилось в появлении глагола «смердеть» - «пахнуть мужиком». Ещё хуже было положение зависимых людей. Закуп получал от землевладельца «купу» - ссуду, орудия труда и «отарицу» - участок пашни, и не мог уйти, не вернув их. В случае бегства он превращался в холопа. Рядович поступал на службу по договору (ряду), отсутствие договора так же превращало его в холопа. Источниками рабства служили также покупка, самопродажа, неоплатный долг, тяжкое преступление, женитьба свободного на рабыне без договора с её хозяином, рождение от холопа или рабыни. Холоп вообще не имел никаких прав, даже дети его считались собственностью его хозяина. Вотчины, становясь наследственной собственностью, безусловно, были одной из основных причин феодальной раздробленности Руси, начавшейся в середине Х1-начале XII вв. Правящий класс формировался на основе отношений «сюзеренитета-вассалитета», т.е. феодальной зависимости. Дружинники князя становятся землевладельцами, его вассалами, вотчинниками. В XI – XII вв. выделяется боярство как особое сословие и оформляется его правовое положение. Формируется институт вассалитета, представлявший особую систему отношений с князем-сюзереном, обусловленных землевладением, на основе договора о службе. С ростом феодального землевладения усиливалась политическая власть феодалов. Они получали от своих сюзеренов-князей иммунитеты, освобождались от платежа дани, получали право иметь свою дружину, судить зависимое от них население, проживавшее на их землях. Крупная феодальная собственность становится неразрывно связанной с политической властью, управлением государством. Государственного аппарата как такового в то время не было, и управление государством осуществлялось одновременно с управлением двором, хозяйством князя. В это время возникают различные виды феодальной собственности на землю в зависимости от того, каким феодалам она принадлежала, на какой ступени феодальной лестницы они находились. Самым крупным землевладельцем был князь, который раздавал свои земли за службу боярам-вассалам. Они, в свою очередь, раздавали землю своим боярам. Владение полученными в качестве вознаграждения за службу князю землями приобрело наследственный характер и называлось вотчинным. Земли, владение которыми носило условный характер, т.е. было обусловлено службой, стали называться поместьями. После принятия в X в. христианства как государственной религии значительная часть земель сосредоточилась в руках церкви, монастырей, духовенства. На Руси складываются церковные организации и церковная юрисдикция. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда. Над некоторыми группами населения церковный суд устанавливался по определенным категориям дел, а суд над населением церковных земель – по всем делам. Русская правда – первый русский писанный памятник обычного права, условное название древнерусского правового сборника, который сохранился только в списках (копиях) XIII – XV веков и более позднего времени. Большинство исследователей связывают Древнейшую правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период ее создания 1019-1054 г.г. Нормы Русской правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного племенного права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Традиционно сохранившиеся многочисленные варианты Русской правды разделяются на 3 основные редакции во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков), «Пространная» (более 100 списков) и «Сокращенная» (2 списка), представляющая сокращенный вариант «Пространной редакции». Существуют две основные позиции среди исследователей: 1) Русская правда есть акт княжеского законодательства, в качестве такового имевшая общеобязательную силу и подлежащая непременному исполнению в судах; 2) Русская правда есть частный сборник правовых норм, не законодательный памятник, а фиксация наличных на тот период времени норм, имевших силу в качестве общепризнанных. Юшков С.В. считает, что русскую правду как единый акт считать памятником княжеского законодательства невозможно, она представляет собой объединение действительных законодательных актов князей, и в этом качестве являлась практически используемым источником права. В Русской правде, по его мнению, объединены: 1. Древнейшая правда, или правда Ярослава, издание которой относится к 30-м годам XI века; 2. Правда Ярославичей, возможно принята на княжеском съезде в 1072 г. в Вышгороде; 3. Дополнительные статьи к Правде Ярославичей, носящие разнотематический характер и по всей вероятности являющиеся отображением последующей указной или судебной деятельности князем. 4. «Покон Вирный», положение о распределении судебных доходов между вирником и князем, носящие довольно архаические черты, вследствие чего сам памятник может быть с достаточными основаниями приписан тому лицу, с которым он связан в тексте - князю Ярославу. Согласно энциклопедии «Покон Вирный»- постановление о сборе штрафа (виры) и отчислениях сборщикам при Ярославе Мудром и позднейшими князьями. 5. «Урок Мостников»,- норма Русской Правды, содержащей нормы о вознаграждении мостникам за ремонт моста и представляющийся классическим образчиком раннего казуального регулирования. Юшков считал, что Русская правда оставалась сводом частных, казуальных решений тех ситуаций, где князь (или иные силы в лице князя) проявлял свою волю и устанавливал нормы, отличные от ранее существующих, или вносил в прежний порядок известное однообразие. Эти нормы имели значение только в массиве обычного права, от последнего получая смысл и надлежащее место в юридическом порядке Древней Руси. Вместе с тем, несмотря на обилие точек зрения на Русскую Правду, ней закреплялось «кулачное право», т.е. право сильного, право господина. Оно было связано с феодальной собственностью на землю, определяло политические права феодала, его права в отношении феодально-зависимого населения. Специальных статей о праве собственности на землю в Русской Правде не было. Однако охране права собственности уделялось много внимания. Так, за перепахивание межы устанавливался очень крупный штраф – 12 гривен. Суровые наказания вводились за незаконное пользование чужим имуществом, порчу межевых знаков. В Пространной редакции Русской Правды, связанной с именем Владимира Мономаха, предусматривался особый порядок наследования недвижимости (земли). Такие привилегии имели лица, именовавшиеся в Русской Правде как князья, бояре, князьи мужи, княжеские тиуны, огнищане.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |