Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дописьменные




В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материально­го мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимо­действия людей и формы их объединения.

Традиционное, индустриальное и постиндустриальные общества (по Д.Беллу).

Традиционное Индустриальное Постиндустриальное
Первое по времени, возникает с возникновением общества вообще. Второе по времени. XIX – XX вв. В настоящее время начинает развиваться в ряде стран Запада.
Отсутствие государства или существование отдельных государств, стремление государств к самоизоляции, господство традиционных ценностей и патриархальный уклад жизни. Существование государства, сосуществование отдельных государств. Глобализация, существование как национальных государств, так и надгосударственных органов власти.
Человек зависит от сил природы. Человек интенсивно овладевает силами природы. Человек властвует над силами природы.
Влияние на природу: примитивное, легко восполняемое природой. Производство малоотходное или безотходное: скотоводство и земледелие. Промышленная обработка минимальна или вообще отсутствует. Влияние на природу: освоение и активное преобразование природы, которая не в состоянии справиться с антропогенным влиянием. Развитие промышленности. Появление искусственных материалов. Влияние на природу: активное законосообразное освоение природы. Нивелирование антропогенного влияния на природу. Минимизация загрязнения окружающей среды. Безотходное производство.
Цель общества: поддержать существование человека как вида. Цель общества: производство товаров массового потребления. Цель общества: добыча, обработка и хранение информации.
Экстенсивное развитие, распространение человечества и сбор природных богатств с большей территории. Развитие понимается как интенсификация использования природных богатств и бесконтрольное развитие техники. Развитие понимается как развитие техники на основе научных достижений и углубление понимания законов природы.
Основные отношения – между человеком и природой. Основные отношения – между человеком и природой. Основные отношения – между людьми.

 

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохра­нять в то же время свою сущность и качественную оп­ределенность. При этом система определяется как ком­плекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании,

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема» Подсистемами именуются "промежуточные" комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Подсистемами общества принято считать сферы обще­ственной жизни, которых обычно выделяют четыре:

1) экономическая, элементами которой являются ма­териальное производство и отношения, которые возни­кают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой "общество", в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим.Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обуславливают друг друга. Разделение общество на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций (типов) общества. Общества бывают:

а) дописьменные и письменные;

В древности получила значительное развитие пиктография(рисуночное письмо), с помощью которой делались довольно сложные записи. Такие записи известны у племен Северной Сибири, американских индейцев, во многих обществах Меланезии и Тропической Африки. Записываться могли сообщения, предназначенные как для передачи на расстояние (предложения даро-обмена, установления мирных отношений, любовные послания и пр.), так и для сохранения во времени (фиксация важных преданий и памятных событий). Существовали целые пиктографические хроники, например знаменитая «Валам олум» («Красная запись») североамери­канских индейцев-делаваров, изобразивших 184 рисунками на древес­ной коре все свои исторические предания —от начала мироздания до появления в стране европейских колонизаторов. У некоторых племен из счетных шнуров развились своеобразные эквиваленты пиктографии, передававшие мысль формой, цветом и расположением узелков («узелковое письмо») или раковин («вампум» североамериканских индейцев). Но, как и прежде, если не все, то большинство пиктографических символов и тем более целые пиктограммы требовали устных пояснений.

От «дописьменности» к письменности. Важнейшим достижением духовной культуры первобытного человечества было изобретение сред­ства графического закрепления речевой информации — письменно­сти. Как правило, возникновение настоящей, упорядоченной письменности происходило путем постепенного превращения пиктог­рафической «дописьменности», передававшей лишь общий смысл сообщения, в идеографию (письменность, знаки которой передают целые слова, понятия), в которой строго фик­сированные знаки обозначали отдельные слова или, как в наших ребусах, их знаменательные слоги. Позднее из идеографии возникли более развитые слоговые и буквенно-звуковые (алфавитные) системы письменности, почти полностью лишившиеся первоначального кар­тинного характера. Такой путь проделала древнейшая, так называемая иероглифическая (фигурные знаки, обозначающие целые понятия), письменность шумеров, египтян, критян, японцев и многих других народов. Идеография сохранилась только у китайцев.

Возникновение упорядоченной письменности со времени Моргана рассматривается как критерий перехода от первобытности к цивилизации. И действительно, это ку­льтурное достижение тесно свя­зано с потребностями форми­рующихся классовых обществ и складывающихся государств в точной фиксации управленче­ской, хозяйственной, статисти­ческой информации, органи­зации официальной и деловой переписки, записи правовых норм и религиозных ритуалов, деяний правителей и других ис­торических событий. В то же время только в условиях если не классового, то предклассового общества мог возникнуть при­частный к письменности круг людей. В отличие от общедо­ступной примитивной пиктог­рафии крайне сложная идеогра­фия (так, шумерское письмо предполагало знание приблизи­тельно 1000 знаков) требовала длительного специального обучения и была недоступна широким слоям населения. Более того, хранители (и, вероятно, как правило, создатели) идеографии—жрецы на первых порах держали ее в строгой тайне и окружали ореолом сверхъестест­венности. Во многих раннеклассовых обществах письменность была привилегией жрецов, из числа которых выходили специалисты-писцы, а также знати. Однако и в руках избранных она стала отныне мощным средством накопления и передачи знаний, новым чрезвычайно эффек­тивным орудием развития культуры.

Первые идеографические системы возникли в IV тысячелетии до н. э. в Шумере и Египте. Они обнаруживают некоторое сходство между собой и с другими идеографическими системами Старого Света, в особенности с протоиндийской и с крито-минойской. Это дает исследователям - диффузионистам известные основания считать, что перво­начально идеография возникла в одном месте, скорее всего в Шумере, и отсюда распространилась в другие очаги цивилизации. Однако сторонники теории конвергентного возникновения письменности с еще большими основаниями объясняют это сходство идентичностью изображенных на идеограммах реальных объектов внешнего мира, например, людей, частей человеческого тела, животных. Скажем, понятие быка, воспроизводившееся схематическим изображением его головы, очень похоже передовалось в идеографии Старого Света, но и в развитой пиктографии Америки. По-видимому, по крайней мере в нескольких культурных очагах древности —Шумере,Египте, Китае, Мезоамерике —упорядоченная письменность самосто­ятельно возникла вместе со складыванием здесь классов и государства, в других же центрах она заимствовалась вступавшими на этот порог народами у соседей. Косвенно это доказывается тем, что известно немало народов (в Тропической Африке, на Северном Кавказе), вхо­дивших в классовое общество бесписьменными и уже в условиях ранней государственности усваивавших созданные другими народами системы письменности.

б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обще­ством, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколь­ко уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убыва­ния их социальной роли);

в) общество первобытных охотников и собирате­лей, традиционное (аграрное) общество, индустриаль­ное общество и постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое обще­ство, феодальное общество, капиталистическое обще­ство и коммунистическое общество:

д) в западной научной литературе в 1960-е гг. полу­чило распространение деление всех обществ на традици­онные и индустриальные (при этом капитализм и соци­ализм рассматривались как две разновидности индустри­ального общества).

В формировании этой концепции большой вклад внес немецкий социолог Ф.Теннис, французский социолог Р.Арон, американский экономист У.Ростоу.

Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития, Традиционными были все общества древности и средне­вековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ре­месла, Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности чело­век стремился максимально приспособиться к окружа­ющей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм соб­ственности. Частная собственность не являлась ни свя­щенной, ни неприкосновенной. Распределение матери­альных благ, произведенного продукта зависело от поло­жения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоратив­на, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основны­ми социальными ячейками были община и семья. Пове­дение человека в обществе регулировалось корпоратив­ными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господ­ствовал провиденциализм: социальная реальность, чело­веческая жизнь воспринимались как осуществление бо­жественного промысла. Духовный мир человека тради­ционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления — особый и заметно отличен от совре­менного. Индивидуальность, самостоятельность не поощ­рялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о "групповом челове­ке", не анализировавшем свое положение в мире, да и во­обще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной груп­пы. Число образованных людей было крайне ограниченным ("грамота для немногих"), устная информация пре­обладала над письменной. В политической сфере тра­диционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В Целом, это общество чрезвычайно консервативно, ста­бильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой "самоподдерживающуюся, саморегу­лирующуюся неизменность. Изменения в нем происхо­дят спонтанно, медленно, без сознательного вмешатель­ства людей. Духовная сфера человеческого бытия приори­тетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого "третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом "традицион­ного общества" выступает понятие "незападные цивили­зации", также претендующее на известные социологичес­кие обобщения). С европоцентристской точки зрения, традиционные общества — это отсталые, примитив­ные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет ин­дустриальные и постиндустриальные цивилизации,

В результате модернизации, понимаемой как слож­ный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивили­зации. Ее называют индустриальной, техногенной, на­учно-технической или экономической. Экономической ба­зой индустриального общества является промышлен­ность, основанная на машинной технике. Увеличива­ется объем основного капитала, снижаются долговремен­ные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсив­ное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспро­изводство — расширенным. Все эти процессы происхо­дят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от при­роды, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если прединдустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриаль­ного общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального обще­ства также рушатся традиционные структуры, соци­альные перегородки. Социальная мобильность значитель­на. В результате развития сельского хозяйства и про­мышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы — промышленный пролета­риат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристок­ратия приходит в упадок. В духовной сфере наблюдает­ся значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует ок­ружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то гло­бальных целей, а для определенной пользы) — новые системы координат личности. Происходит секуляриза­ция сознания (освобождение от непосредственной зави­симости от религии). Человек в индустриальном обще­стве стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе гос­подствует право и закон, а человек вовлекается во вла­стные отношения в качестве активного субъекта.

Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации — в смене модели (стереотипа)

поведения, в переходе от нерационального (характерно­го для традиционного общества) к рациональному (свой­ственному индустриальному обществу) поведению. К эко­номическим аспектам рационального поведения отно сят развитие товарно-денежных отношений, определя­ющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вы­теснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т. п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распреде­ления ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависи­мости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единствен­ным критерием для занятия той или иной позиции яв­ляется подготовленность кандидата для выполнения дан­ных функций.

Таким образом, индустриальная цивилизация проти­востоит традиционному обществу по всем направлени­ям. К числу индустриальных обществ относят большин­ство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых проти­воречий, которые со временем превратились в глобаль­ные проблемы (экологический, энергетический и др. кри­зисы). Разрешая их, поступательно развиваясь, некото­рые современные общества приближаются к стадии пост индустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д.Беллом, Э.Тоффлером и другими. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потреб­ления, увеличение удельного веса мелкосерийного произ­водства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального обще­ства наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса "среднего класса". Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре еечеловек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все бо­лее возрастающую зависимость повседневной жизни об­щества от средств массовой информации. Переход к по­стиндустриальному обществу для большинства стран со­временного мира является весьма далекой перспективой.

В процессе своей деятельности человек вступает с дру­гими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) принято называть обществен­ными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно раз­делены на две большие группы — отношения материаль­ные и отношения духовные (или идеальные). Принципи­альное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются не­посредственно в ходе практической деятельности чело­века, складываются вне сознания человека и независи­мо от него, а духовные отношения формируются предва­рительно "проходя через сознание" людей, детерминиру­ются их духовными ценностями. В свою очередь мате­риальные отношения подразделяют на производствен­ные отношения, экологические отношения и отношения по делопроизводству; духовные — на моральные, поли­тические, правовые, художественные, философские и ре­лигиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являют­ся межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельны­ми индивидами. При этом индивиды, как правило, при­надлежат к разным социальным слоям, имеют неодина­ковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в с4эере досуга или быта. Известный социологПитирим Со­рокин выделял следующие типы межличностного вза­имодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (между члена­ми неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуют­ся в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо ин­дивидуального общения. Они выступают персонифици­рованной формой общественных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.