Этап
| Роды приемов
| Виды приемов
|
Основание для деления
|
Конкретное содержание элемента
| Специфика конкретного выражения содержания
|
Организация взаимодействия
| Организация начала урока
| От простого «Здравствуйте…» до организации вхождения в класс по тихую, спокойную музыку
|
Направление внимания, восприятия и работы учащихся
| От «Сосредоточьтесь…» до пространного объяснения как именно и почему
|
Распределение по видам работ
| Организация индивидуального выполнения работы
|
Организация группового взаимодействия
|
Актуализация имеющегося у ученика опыта
(по материалам работы В. А. Онищука)
| Актуализация опорных понятий
| Беседа
|
Организация выполнения письменной работы
|
Организация краткой записи ответов на вопросы учителя
|
Организация заполнения таблицы
|
Актуализация чувственного опыта
| Организация повторения учащимися текста учебника
|
Организация чтения научно-популярной или справочной литературы
|
Организация рассматривания рисунков
|
| Продолжение таблицы 3.1
| |
Этап
| Роды приемов
| Виды приемов
|
Актуализация имеющегося у ученика опыта
| Актуализация чувственного опыта
| Организация наблюдений за отдельными объектами (животными, растениями)
|
Организация принятия цели урока
| Обозначение цели
| Четкое формулирование цели и задач урока – что узнаем и чему научимся на этом уроке
|
Убеждение учеников в значи-мости изучаемого материала
| Рассказ (для чего учим, как и где пригодится)
|
Возбуждение любопытства
(по материалам работы А. В. Миронова)
| От формулирования вопросов до создания проблемных ситуаций
|
Демонстрация опыта
|
Введение игровых ситуаций
|
Сообщение занимательного материала
|
Сообщение учебной информации
| Методические приемы, касающиеся сообщения нового материала относятся к объективному аспекту метода обучения, для них дана отдельная классификация в таблице 2
|
Организация закрепления
(по работе В. А. Онищука)
| Организация раскрытия внутренних связей и отношений в изучаемом объекте и явлении
| Выделение видов приемов происходит в каждой предметной области в зависимости от конкретного содержания и связано с созданием специальных проблемных ситуаций, форму-лированием особых познавательных задач для решения и подбором упражнений для выполнения их школьниками. Например, формулирование вопросов, уточняющих восприятие
|
Организация аналитико-синтети-ческой работы в отношении изучаемого объекта или явления
|
|
| Продолжение таблицы 3.1
| |
Этап
| Роды приемов
| Виды приемов
|
Организация усвоения закрепления
(по материалам работы В. А. Онищука)
| Организация работы по сравнению и сопоставлению
| Например, организация работы с учебником, организация установления причинно-следственных связей при анализе результатов опыта, организация отбора материала по определенному признаку, организация работы над доказательством, организация раскрытия содержания на основании иллюстрации, организация показа на карте выбранных объектов
|
Организация работы по абстра-гированию и конкретизации
|
Организация работы по обобще-нию и ситематизации
| Организация сравнения содержания таблиц, схем, рисунков
|
Организация составления таблиц, схем, выполнения рисунков
|
Организация группировки, классификации изучавшихся объектов
|
Контроль усвоения
содержания (организация обратной связи)
| Организация опроса устного и письменного
| Роды выделены по материалам работ Н. М. Верзилина.
Деление на виды приемов производится в каждой предметной области в зависимости от специфики изучаемых объектов, явлений и приобретаемых умений. Тестирование является разновидностью письменного опроса
|
Организация узнавания объекта
|
Организация выполнения практических действий
|
Организация работы с «немыми» рисунками
|
Организация решения задач, примеров, выполнения упражнений
| Деление на виды – в зависимости от специфики предметной области
|
|
| Продолжение таблицы 3.1
| |
Этап
| Роды приемов
| Виды приемов
|
Сообщение домашнего задания
| Организация работы с натуральным материалом (по работам Н. М. Верзилина)
| Виды выделяются в зависимости от приро-ды материала (выполнить конкретные действия с объектом, составить гербарий, коллекцию)
|
Организация проведения наблюдений
| Деление на виды осуществляется в зависимости от специфики предметной области
|
Организация проведения опытов и измерений
|
Организация работы с «Дневником наблюдений»
|
Организация работы в живом уголке
|
Организация ухода за комнатными растениями
|
Актуализация знаний, проверка домашнего задания, изучение нового материала
| Подведение итогов систематических наблюдений в природе (по работе А. В. Миронова)
| Организация заполнения классного календаря погоды
|
Организация обсуждения изменений, происходящих или произошедших в природе или жизни человека
|
Организация обсуждения результатов работ (опытов, измерений и т.д.), проведенных вне урока
|
Все элементы
| Организация физкультминуток
| Конкретные виды физкультминуток содержательно должны быть связаны с темой урока
|
|
|
Продолжение таблицы 3.1
| |
Этап
| Роды приемов
| Виды приемов
|
Стимуляция и поддержание мотивации учения
(ко всем элементам урока)
(по материалам ра-боты К. Н. Антоно-вой и Н. И. Башма-ковой)
| Приемы эмоционального стимулирования
| Создание ситуации успеха в обучении (например, подбор заданий нарастающей сложности, последовательное выполнение которых способно поддерживать у ученика уверенность в собственных силах)
|
Поощрение и порицание
|
Игровые приемы (дидактические игры, игровые ситуации, имитационный тренинг и т.п.)
|
Постановка перспектив трех уровней: ближней (одно задание, урок, день), средней (неделя, четверть, год) и дальней (несколько лет, вся жизнь)
|
Приемы развития познавательного интереса
| Создание проблемных ситуаций
|
Стимулирование занимательным содержанием
|
Создание ситуации творческого поиска
|
Приемы формирования ответственности и обязательности
| Формирование понимания личностной значимости учения (включает коррекцию цели в случаях, когда цели, выдвигаемые учеником, не способствуют эффективному учению)
|
Предъявление учебных требований (правила поведения, критерии оценки, правила внутреннего распорядка и т.п.)
|
Контроль исполнения предъявленных требований.
|
Активизация учебной деятельности
| Приемы стимуляции познавательных вопросов учащихся
| предложение решений, противоречащих жизненному опыту учеников
|
|
|
Продолжение таблицы 3.1
| |
Этап
| Роды приемов
| Виды приемов
|
Активизация учебной деятельности
(ко всем элементам урока)
(по материалам работы В. А. Ситарова – выделены первые два рода)
| Приемы стимуляции познавательных вопросов учащихся
| предъявление заданий с неопределенным окончанием и т.п.
|
Приемы стимуляции самостоятельного про-явления инициативы
| Организация выполнения самостоятельных заданий по уже известному образцу типа «составь задачу», «составь аналогичное задание на новом содержании» и т.п.
|
Приемы стимуляции инициатив, выдвига-емых в ходе осуществ-ления деятельности
| Использование намеренных ошибок
|
Совместный поиск решения, притом, что учитель исходно выбрал неверный путь
|
Организация поиска оптимального решения из 5–6 готовых вариантов и т.п.
|
Приемы стимуляция коллективных инициа-тив и инициатив по организации совмест-ной деятельности
| Создание соревновательной ситуации
|
Создание ситуаций для проявления инициативы-критики – намеренно не замечать промахов учеников и т.п.
|
обсуждение вполголоса
|
Приемы стимуляция коллективных иници-атив и инициатив по организации совмест-ной деятельности
| breinstorming (мозговой штурм) (этапы: высказывание идей, развитие идей, критика идей)
|
Всевозможные приемы организация на уроке групповой работы над одной для всех или над разными темами
|
| | | | | | | |