Тип: мономодальные методические приемы
Учебная информация проходит только по одному каналу; в зависимости от способа ее фиксации выделяются классы аудиальных (звук), визуальных (зрительный образ) и кинестетических (действие/ощущение) методов обучения
| |
Класс
| Род
| Вид
| |
Основание для деления
| |
Природа канала
| Конкретное выражение способа фиксации информации при ее движении от носителя к потребителю
| Специфика конкретного выражения
| |
Аудиальные
Информация представлена в звуках. В чистом виде эти методы обеспечивают трансляцию и восприятие информации по аудиальному каналу: учитель организует работу с аудиально представленной информа-цией, ученик слушает и/или говорит
| Устное изложение учебного ма-териала и восприятие его «на слух»
| Организация восприятия/ воспроизведения монологической речи (монолог, рассказ, пересказ)
| |
Организация восприятия/ воспроизведения диалогической речи (диалог: все виды бесед)
| |
Организация восприятия/ воспроизведения полилогической речи (полилог: дискуссия)
| |
Организация прослушивания/ слушание с пониманием (аудирование)
| |
Продолжение таблицы 3.3
| |
Класс
| Род
| Вид
| |
Визуальные
Информация представлена в виде зрительного образа. В чистом виде методы рассчи-таны на фиксацию и пред-ставление информации в визуальной форме: учитель организует работу со зрительным образом, а ученик выполняет ее молча и не совершая учебных дейст-вий, не связанных с работой визуальной системы
| Организация чтения и чтение всех видов печатных и рукописных текстов (учитель организует работу с текстом, ученик читает «про себя».
| Организация чтения текста из учебника
| |
Организация чтения текста из рабочей тетради
| |
Организация чтения текста и.т.д.
| |
Организация работы и работа с визуальной информацией, пред-ставленной не текстом (учитель организует работу с изобра-жением, ученик рассматривает
| Организация рассматривания рисунков и прочих изобразительных средств обучения (не рисование, работа с готовым изображением)
| |
Организация работы с информацией, представленной в виде графиков, таблиц, схем и проч. (не составление, работа с уже готовым)
| |
Кинестетические
Передача и восприятие информации в данном случае организованы с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела, не связан-ных с работой слухового, голосового и зрительного аппаратов.
| Организация восприятия и восприятие тактильной информации
| Организация определения содержания информации (какая буква, какая цифра и т.п.) при написании ее на спине учащегося
| |
Организация определения содержания информации (какая буква, цифра, фигура и т.п.) при ощупывании специально подготовленных объектов, сделанных из наждака, бархата, металла и т.п. материалов
| |
Организация чтения текста, выполненного с помощью азбуки Брайля (без привлечения зри-тельного анализатора)
| |
Продолжение таблицы 3.3
| |
Класс
| Род
| Вид
| |
Кинестетические
В общеобразовательной школе и вузе в чистом виде встречаются достаточно ред-ко (например, при формиро-вании понятий «теплое», «холодное», «твердое», «жидкое» и т.п.), однако обучение слепоглухих детей возможно только посред-ством кинестетических приемов.
| Организация работы по восприятию и восприятие информации, представленной запахом
| Виды приемов следует искать в методике обучения парфюмеров
| |
организация работы по восприятию и восприятие информации, представленной вкусом
| Виды приемов следует искать в методике обучения дегустаторов
| |
Приемы оптимизации способов подачи учебной информации
| |
Дополняемые приемы
| Способ корректировки
| |
Мономодальные
| Активизация «рабочей» модальности ученика
| |
Обращение к визуальной и кинестетической модальностям в устной речи
| |
«Полимодальная» жестикуляция
| |
Аудиальные
| Использование наглядных средств и пособий (для визуалов)
| |
Использование соответствующих жестов и предикатов (для кинестетов)
| |
Визуальные
| Дополнение устными комментариями, объяснениями и т.п.
| |
Кинестетические
| Организация записывания, проговаривания, использование схематических рисунков и зарисовок
| |
Продолжение таблицы 3.3
| |
Класс
| Род
| Вид
| |
Тип полимодальные методические приемы
Учебная информация проходит по нескольким каналам одновременно
|
Класс
| Род
| Вид
| |
Аудио-визуальные
Информация представлена в виде звуков и зрительных образов. Приемы рассчитаны на одновременную визуаль-ную и аудиальную фикса-цию, передачу и восприятие информации
| организация работы и работа с аудиовизуальными средствами обучения
| организация просмотра учебного кинофильма
| |
организация просмотра видеофрагмента
| |
демонстрация чего-либо (не аудиовизуальные средства) с устным описанием сущности
| Приемы выделяются в зависимости от того, что собой представляет это «что-либо»: демонстрация натуральных объектов, опытов и т.п.
| |
Визуально-кинестетические
Информация представлена в виде зрительного образа и действия. Методы рассчи-таны на одновременную ви-зуальную и кинестетическую фиксацию, передачу и восприятие информации, к данному классу принадлежат также основные методы обучения глухих детей
| Организация выполнения и выполнение письменных работ
| Организация выполнения разного рода письменных упражнений
| |
Организация решения задач в тетрадях
| |
Организация выполнения наблюдений за зрительными объектами с последующей фиксацией результатов наблюдения в тетради
| |
Организация выполнения рисунков, схем, таблиц и т.п.
| |
Организация использования зрительных ориентиров при отработке определенных движений. Подразделение виды приемов в этой группе связано с организацией работы по формированию и формирование «чувства снаряда», «чувство партнера/противника» и т.п. при обучении разного рода спортивным дисциплинам
| |
Продолжение таблицы 3.3
| |
Класс
| Род
| Вид
| |
Визуально-кинестетические
| Организация самостоятельной работы учеников с динамическими пособиями. Приемы будут выделяться в зависимости от «научной» («дисциплинной») принадлежности пособия: математика – работа с кассой, счетами; биология – работа с моделью молекулы и т.п.
| |
Организация самостоятельной работы с натуральными объектами. Приемы будут выделяться в зависимости от «научной» («дисциплинной») принадлежности пособия: география – работа с образцами полезных ископаемых; биология – работа с гербарием и т.п.
| |
Организация самостоятельной работы с картами. Приемы также определяются спецификой карт – географические, исторические и т.п.
| |
Аудиально-кинестетические
Передача и восприятие инф-ормации в данном случае ор-ганизованы с помощью мы-шечных усилий и иных ощу-щений тела, не связанных с работой зрительного аппара-та (способ фиксации – звук и действие). В общеобразова-тельной школе и вузе в чис-том виде встречаются редко (при формировании понятий «теплое», «холодное» и т.п.). Обучение слепых детей.
| аудирование с последующей фиксацией информации «по Брайлю»
|
организация работы с художественным текстом
| |
организация работы с научно-техническим текстом
| |
Продолжение таблицы 3.3
| |
Класс
| Род
| |
Аудиально-визуально-кинестетические
Информация представлена в виде зрительного образа, звука и действия. При использовании приемов данного класса информация воспринимается, передается и фиксируется по всем трем каналам одновременно
| Организация выполнения «экспериментальных» работ. Виды приемов в данном случае будут выделяться по «научной принадлежности» (физический, химический, биологический опыт), пример приема данного рода: организация выполнения химического опыта (физического и т.п.) или: организация выполнения опытной работы по определению свойств агрегатных состояний вещества
| |
Организация выполнения работ с таким средством обучения как компьютер (если компьютер без звуковой карты – метод визуально-кинестетический). В данном случае приемы выделяются в зависимости от «предметного» наполнения компьютерных программ
| |
Приемы, облегчающие работу с информацией
| |
Класс приема
| Вид приема
| |
Визуально-кинестетический
при добавлении приема устного описания –
Аудиально-визуально-кинестетический
| Использование цветового кодирования при выполнении графических работ
| |
Организация выполнения схематических рисунков
| |
Организация составления схем изучаемых процессов, явлений, отражающих содержание учебных текстов
| |
Организация составления таблиц
| |
Использование немых рисунков при обучении и контроле
| |
| | | | | | |