Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проектирование интерьеров промышленных зданий 5 страница




- архитектурно организованную компоновку озеленения с использованием в отдельных случаях озеленения в качестве центрального элемента композиции интерьера;

- объединение растений в единые и по возможности крупные группы зелени;

- совместное решение озеленения с устройством декоративных водоёмов, бассейнов, отдельно стоящих и пристенных фонтанов и др.;

- обеспечение мест расположения крупных масс зелени прямым естественным освещением.

Площадь озеленения обыкновенно принимается не свыше 10 % от общей площади помещений.

Возможны три варианта компоновки крупных групп зелени внутри зданий:

1. Зелёный массив в обособленном помещении (зимнем саду) внутри здания, который композиционно является развитием в интерьере архитектурной темы внутреннего озеленения и благоустроенного светового дворика;

1. Зелёный массив вдоль наружных ограждений зданий, который композиционно является зрительным продолжением в интерьере внешней природной среды или развитием архитектурной темы наружного пристенного озеленения и благоустройства;

2. Зелёный массив в верхней зоне интерьера (под потолком), в котором растения сгруппированы в виде зелёных люстр или объединены с зенитными световыми фонарями (рис. 25).

Озеленение в виде зимнего сада обычно устраиваются в безоконных и бесфонарных зданиях, в центральных зонах широких производственных зданий, где работающие лишены зрительной связи с природным окружением, а также при строительстве в суровых климатических условиях (в заполярье, в зоне пустынь и др.), где необходима максимальная изоляция от внешней природной среды. Озеленение вдоль наружных стен создаётся параллельно остеклённым участкам наружных ограждений, ориентированных на юг, юго-запад и юго-восток, для защиты помещений от перегрева;

Озеленение в верхней зоне интерьера рекомендуется устраивать в отдельных случаях при обосновании в условиях жаркого климата для защиты помещений от инсоляции.

При выборе варианта необходимо учитывать особенности обслуживания системы озеленения. Легче и проще обслуживать группы зелени, размещённые в нижней зоне интерьера крупными массивами.

Элементы озеленения размещаются на свободных участках производственных помещений подальше от источников выделения вредностей (тепловыделений, выделений вредных газов, паров, пыли), наружных дверей, ворот и участков возможных сквозняков.

При отсутствии свободных участков пола для размещения озеленения используют настенные цветочницы, устанавливаемые консольно, а также располагают растения в верхней зоне - на антресолях, переходных галереях и т.п.

Элементы озеленения группируют с элементами благоустройства производственных помещений - малыми архитектурными формами, оборудованием мест отдыха, стендами информации и наглядной агитации и др.

Композиции из растений рекомендуется обогащать элементами неживой природы и малыми архитектурными формами (песок, гравий, галька, ракушечник, крупные камни, стволы деревьев в коре, вазы и т.п.), а также декоративными водоёмами, бассейнами, фонтанами, аквариумами и др.

рис.25

ВНУТРИЦЕХОВЫЕ МЕСТА ОТДЫХА

 

При проектировании мест отдыха в интерьере производственных зданий учитываются:

- категория и характер работы;

- время, необходимое для отдыха, с целью снижения физического и нервно-психического напряжения работающих; санитарно-гигиенические условия в помещении;

- особенности планировочно-пространственной структуры интерьера;

- возможность обеспечения мест отдыха естественным и искусственным освещением.

 

Места отдыха в производственных помещениях размещают на свободных участках площади, в том числе, на недоступных для мостовых и подвесных кранов участков под подкрановыми путями; в углах помещений; в нишах, образуемых фахверковыми колоннами у наружных стен, и в других местах, которые при возможности будущих перепланировок в наименьшей степени могут быть использованы для установки производственного оборудования.

В зависимости от санитарно-гигиенических условий и требований к микроклимату производственных помещений внутрицеховые места отдыха могут размещаться в интерьере открыто или изолированно, а также в специальных обособленных помещениях в составе административно-бытовых помещений. Открытые места для отдыха обычно ограждаются барьерами, перегородками-экранами не на всю высоту помещений, декоративными решётками и другими трансформируемыми элементами. Иногда эти элементы дополняются озеленением.

При необходимости изоляции мест отдыха от основного объёма производственных помещений (при производственных процессах II, III и IV групп, в цехах с повышенным уровнем шума и др.) места для отдыха целесообразно размещать в переносных объёмных блоках.

В составе внутрицеховых мест отдыха могут предусматриваться:

- наборы мебели для отдыха (кресла, диваны, банкетки, скамьи, журнальные и шахматные столики и т.п.); - декоративные ограждения мест и зон отдыха;

- малые архитектурные формы;

- напольные, подвесные или настенные светильники;

- витрины и стенды со слайдами, фотографиями, репродукциями;

- элементы внутреннего озеленения;

- декоративные бассейны, фонтаны;

- элементы декоративного искусства.

В производственных зданиях без естественного освещения и в бесфонарных производственных зданиях в местах отдыха возможно устройство психологических светопроемов. При невозможности обеспечения в местах отдыха непосредственной зрительной связи с внешней средой, рекомендуется включение в их композицию участков искусственного ландшафта и элементов, создающих впечатление присутствия естественной природной среды - стволы, ветви и корневища деревьев, необработанные глыбы камня, элементы наружного благоустройства и замощения, аквариумы с декоративными рыбами, клетки с птицами и т.п. (рис. 26, 27).

рис. 26

рис. 27

 

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ИНТЕРЬЕРОВ

 

Поскольку композиция внутреннего пространства не может быть отделена от общего объёмно-планировочного решения здания, разработку интерьеров следует начинать и вести одновременно с работой над его общим архитектурно-строительным решением. При этом на самых начальных стадиях проектирования определяют в основных архитектурных чертежах - планах и разрезах - принципиальную идею организации внутреннего пространства здания в целом, в том числе:

- общую композиционную схему формирования внутреннего объёма здания (выделение главного пространства, направление основных композиционных осей интерьера и др.);

- закономерности построения внутреннего объёма здания (глубинно-осевое, центрическое, зальное, коридорное, смешанное);

- пространственное распределение основных групп помещений в здании: входных, производственных, административно-бытовых и др.);

- принципиальное решение композиционных взаимосвязей между основными частями внутреннего объёма (постепенное внутреннее раскрытие, контрастное противопоставление чередующихся пространств, внезапное раскрытие пространства и пр.);

- связь внутреннего пространства с природой и т.д.

Проектирование интерьеров производственных зданий целесообразно выполнять в такой последовательности:

Первый этап- комплексный анализ особенностей объекта, влияющих на архитектурное решение интерьера;

Второй этап - выбор на основе данных комплексного анализа основных характеристик, параметров и решений, определяющих принципиальную схему архитектурной организации интерьера;

Третий этап - проработка эскизов, выявляющих общую идею архитектурной организации интерьера, в соответствии с определившимися на втором этапе характеристиками, параметрами и решениями;

Четвертый этап - разработка и оформление проектной документации по архитектурному решению интерьеров (рис. 28).

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА АРХИТЕКТУРНОГО РЕШЕНИЯ ИНТЕРЬЕРА ПРОМЫШЛЕННОГО ЗДАНИЯ

 

Задание на проектирование

Комплексный анализ основных особенностей объекта Первый этап
Градостроительные условия Климатические и светоклиматические условия Особенности функциональных процессов, происходящих в здании Санитарно- технические условия в помещениях Требования к объёмно- планировочной структуре интерьеров Требования техники безопасности
Выявление основных характеристик, параметров и решений, определяющих архитектурную организацию внутреннего пространства Второй этап
Принципиальная схема общей планировочно- пространственной организации внутреннего объёма здания Планировочно- пространственная организация основных групп помещений Характер светоцветовой среды и принципиальная цветовая схема интерьеров Принципиальное решение схемы визуальной информации Принципиальное решение системы монументально- декоративного искусства и наглядной агитации Принципиальное решение системы внутреннего озеленения
Проработка эскизов, выявляющих общую идею архитектурной организации внутреннего пространства Третий этап
Разработка и оформление проектной документации по архитектурному решению интерьеров Четвёртый этап
Проектные материалы, необходимые для рассмотрения и утверждения проекта Рабочая документация, необходимая для осуществления проекта в натуре
Авторский надзор и реализация принятого в проекте архитектурного решения интерьеров Пятый этап
               

 

Рис. 28

 

На первом этапе рассматриваются следующие основные данные и определяющие факторы:

- градостроительные условия (местоположение здания в системе промышленного района или города, внешних транспортных коммуникаций, характерные особенности окружающей застройки, природного ландшафта и др.);

- климатические и светоклиматические условия места строительства, ориентация зданий и помещений по сторонам горизонта, особенности светового климата в месте строительства;

- особенности технологических процессов, происходящих в здании, в том числе:

1. данные о движении людских и грузовых потоков;

1. данные о числе и времени пребывания людей в основных помещениях;

2. данные о категориях работ по тяжести:

- лёгкие работы - производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой, но не требующие систематического напряжения или поднятия и переноски тяжестей; - работы средней тяжести - связанные с постоянной ходьбой, переноской небольших, до 10 кг тяжестей или выполняемые стоя;

- тяжёлые работы - связанные с систематическим физическим напряжением, а также - с постоянным передвижением и переноской значительных, свыше 10 кг тяжестей;

наблюдение за производственными процессами с периодическим пребыванием людей;

4. данные о степени точности работ:

- I разряд - работы наивысшей точности;

- II разряд - работы очень высокой точности;

- III разряд - работы высокой точности;

- IV разряд - работы средней точности;

- V разряд - работы малой точности;

- VI разряд - грубые работы;

5. санитарно-гигиенические условия в помещениях, в частности:

- данные о наличии тепловыделений - значительных и незначительных;

- данные о выделениях копоти и пыли (незначительных - менее 5мг/м3, больших - более 5мг/м3) и др.;

- данные о наличии производственных шумов (уровень звука до 65 дбА, уровень звука более 65 дбА и др.);

- требования к освещению помещений и рабочих мест (необходимость естественного, постоянного искусственного или совмещённого освещения, -требования к цветопередаче и др.)

6. особенности объёмно-пространственной структуры интерьера, в том числе:

- требования к группировке пространств внутри зданий и делению их на зоны, помещения и участки;

- требования к габаритам и пропорциям основных помещений, зон и участков;

- данные о габаритах производственного оборудования, оргтехоснастки, мебели, внутрицехового транспорта и др. и степени насыщенности им внутреннего объёма здания;

- данные о габаритах основных коммуникаций и степени насыщенности ими внутреннего объёма здания;

7. требования техники безопасности, определяющие необходимость применения сигнальной и предупреждающей окраски, знаков безопасности, опознавательной окраски трубопроводов и прочих элементов визуальной информации.

 

1. На втором этапе на основе данных комплексного анализа выявляются возможные решения и основные характеристики и параметры, определяющие принципиальную схему архитектурной организации внутреннего пространства и решения интерьеров основных помещений: принципиальное решение общей объёмно-пространственной организации внутреннего пространства здания в целом;

1. планировочно-пространствнное решение основных производственных и вспомогательных помещений, в том числе:

- возможные приёмы членения внутреннего пространства основныхпомещений на отдельные зоны, участки и рабочие места (перегородками-экранами, сетчатыми или остеклёнными перегородками, глухими внутренними стенами и др.);

- возможные варианты прокладки трасс основных проездов и проходов;

- возможные варианты корректировки принятой технологической схемы в части расстановки и группировки производственного оборудования для учёта архитектурных требований; - возможные варианты корректировки прокладки технологических и санитарно-технических коммуникаций для учёта архитектурных требований;

3. характер светоцветовой среды и принципиальную цветовую гамму интерьеров, в том числе:

- приёмы естественного, искусственного или совмещённого освещения основных помещений;

- цветовой отделки основных помещений: цветовой гаммы, количества цвета, коэффициентов отражения основных поверхностей интерьера и цветовых контрастов между ними;

- возможные приёмы обеспечения зрительной связи с внешним пространством, а также приёмы компенсации неблагоприятного впечатления оторванности от окружающей природной среды (в безоконных и бесфонарных помещениях и др.); 4. принципиальное решение системы визуальной информации и монументально-декоративного искусства, включая:

- приёмы применения сигнально-предупреждающей окраски основных элементов интерьера;

- приёмы применения опознавательной окраски коммуникаций в интерьерах;

- возможные варианты размещения элементов наглядной агитации и информации;

- обоснование возможности применения произведений монументально-декоративного искусства и возможные места их применения;

5. принципиальное решение системы внутреннего озеленения, в том числе:

- местоположение крупных массивов зелени, размещаемых в обособленных помещениях;

- возможные варианты размещения отдельных элементов внутреннего озеленения в интерьерах производственных и административно-бытовых помещений;

- приёмы озеленения (изолированно или открыто) в основных производственных помещениях и др.;

6. принципиальное решение внутрицеховых мест отдыха.

 

На третьем этапе в соответствии с определившимися принципиальными решениями и возможностями прорабатываются в нескольких вариантах эскизы, позволяющие судить о целесообразности и архитектурно-художественных достоинствах общего композиционного замысла формирования внутреннего объёма здания в целом, а также эскизы интерьеров наиболее ответственных в функциональном и архитектурно-художественном отношении производственных и административно-бытовых помещений. На этом этапе выявляется общая идея архитектурного решения интерьеров: планировочно-пространственная организация, метрический строй и архитектурные формы основных несущих и ограждающих конструкций, схема цветового решения, взаиморасположение и композиционная увязка таких элементов интерьера, как производственное оборудование, коммуникации, элементы визуальной информации, внутреннее озеленение, внутренние места отдыха и др.

На четвёртом этапе для выбранных и проверенных в эскизных проработках на предыдущих этапах вариантов решения интерьеров разрабатывается и оформляется проектная документация, в которой должны содержаться:

- материалы, раскрывающие и обосновывающие главные принципы архитектурного решения интерьеров основных производственных и административно-бытовых помещений, необходимые для согласования и утверждения проекта;

- детальные чертежи элементов интерьеров (рис. 29, 30, 31).

 

рис. 29

 

рис. 30

 

 

ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО АРХИТЕКТУРНОМУ РЕШЕНИЮ ИНТЕРЬЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

 

1. Порядок разработки, согласования и утверждения проектных материалов по архитектурному решению интерьеров производственных зданий, как составной части проектов промышленных предприятий, принимается в соответствии с требованиями «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» СНиП 1.02.01-85 и стандартов «Системы проектной документации для строительства» (СПДС).

1. Проектная документация по интерьерам может составлять самостоятельный комплект чертежей марки АИ (архитектура интерьеров), а для мелких объектов и объектов с несложными архитектурно-строительными решениями - входить в состав раздела «Архитектурно-строительные решения» (АР или АС) строительной части проекта.

Необходимость разработки рабочих чертежей марки АИ для промышленных зданий устанавливается заданием на проектирование.

3. Независимо от того, входит проектная документация по архитектурному решению интерьеров в состав комплекта АР (АС) или оформляется в виде самостоятельного комплекта АИ, в неё включаются два раздела:

первый раздел - материалы, необходимые для согласования и утверждения проекта, второй раздел - рабочая документация, необходимая для реализации принятого и утверждённого варианта проекта архитектурного решения интерьеров в строительстве.

4. В состав первого раздела проекта архитектурного решения интерьеров включаются:

- перспективы в цвете интерьеров основных производственных и административно-бытовых помещений с показом оборудования, коммуникаций, электропроводок, вентиляционных устройств, светильников, мебели, элементов визуальной информации и монументально-декоративного искусства, озеленения, мест отдыха и т.д.

- изображения в цвете общих видов производственного оборудования и мебели индивидуального изготовления, а также оборудования, цветовая отделка которого осуществляется на заводе-изготовителе по проекту авторов интерьеров;

- пояснительную записку, иллюстрированную цветными репродукциями перспективных изображений интерьеров. Пояснительная записка должна содержать краткое описание и принципиальное обоснование принятых архитектурных решений интерьеров. В пояснительной записке фиксируются отдельные принципиальные решения, которые должны быть детализированы в рабочих чертежах, приводятся данные по цветовым характеристикам цветового решения интерьеров.

5. В состав второго раздела проекта архитектурного решения интерьеров включаются:

- рабочие чертежи, предназначенные для выполнения отделочных работ внутри здания, которые могут быть оформлены в виде самостоятельного комплекта рабочих чертежей марки АИ (ГОСТ 21.507-81);

- чертежи элементов интерьеров, не вошедших в состав рабочих чертежей других марок;

- ведомости потребности в материалах;

- образцы колеров, оформленные в виде альбома колеров.

6. В состав рабочих чертежей архитектурного решения интерьеров включаются:

- общие данные по рабочим чертежам;

- планы этажей;

- развёртки внутренних поверхностей стен и перегородок;

- планы полов и потолков;

- фрагменты планов, видов и развёрток;

- схемы технологических и санитарно-технических коммуникаций с показом опознавательной и сигнально-предупреждающей окраски; - ведомость отделки помещений;

- спецификации.

При проектировании крупных многообъектных промышленных комплексов рабочие чертежи интерьеров оформляются в виде выпусков чертежей архитектурных элементов интерьеров, унифицированных для данного предприятия. В частности, в виде выпусков оформляются:

- детали отделки строительных конструкций, включающие унифицированные детали отделки колонн и стен и проёмов в них с применением различных материалов;

- малые архитектурные формы интерьеров, включающие унифицированные элементы внутреннего благоустройства и озеленения;

- функциональная окраска элементов интерьера, включающая унифицированные элементы предупреждающей окраски оборудования, транспортных средств и строительных конструкций, опознавательной окраски коммуникаций и т.п.;

- альбом колеров.

Рабочие чертежи марки АИ выполняются, как правило, в линейной графике без полутонов и в монохромном исполнении, так как в основном средства множительной техники не дают цветного изображения. При использовании средств цветной печати графические приёмы, конечно, могут быть иными.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Рекомендации по комплексному решению интерьеров производственных зданий. ЦНИИПромзданий, Москва, 1985 г.

1. Руководство по проектированию интерьеров производственных и вспомогательных зданий и помещений промышленных предприятий. ЦНИИПромзданий, Москва, 1981 г.

2. Рекомендации по проектированию интерьеров производственных помещений предприятий точного машиностроения, приборостроения. ЦНИИПромзданий, Москва, 1970 г.

3. Рекомендации по проектированию озеленения интерьеров производственных зданий. ЦНИИПромзданий, Москва, 1979 г.

4. Рекомендации по рациональному решению интерьеров производственных помещений предприятий пищевой и мясомолочной промышленности. ЦНИИПромзданий, Москва, 1971 г.

5. Рекомендации по решению интерьеров механосборочных цехов предприятий машиностроительной промышленности. ЦНИИПромзданий, Москва, 1969 г.

6. Рекомендации по решению интерьеров одноэтажных зданий предприятий химической промышленности. ЦНИИПромзданий, Москва, 1968 г.

7. Рекомендации по решению интерьеров производственных зданий предприятий лёгкой промышленности. ЦНИИПромзданий, Москва, 1969 г.

8. Рекомендации по архитектурной организации мест отдыха в производственных зданиях. ЦНИИПромзданий, Москва, 1987г.

9. Указания по проектированию цветовой отделки интерьеров производственных зданий промышленных предприятий. СН 181-70 Стройиздат, Москва, 1971 г.

10. В.К.Крауклис Альбом колеров. Стройиздат, Ленинград, 1973 г.

11. Руководство по проектированию цветовой отделки интерьеров жилых, лечебных и производственных зданий. НИИСФ Госстроя СССР, Москва, 1978 г.

12. Рекомендации по проектированию цветовой отделки интерьеров общественных зданий. НИИСФ Госстроя СССР, Москва, 1984 г.

13. В.В.Блохин Интерьер промышленных зданий. Стройиздат, Москва, 1989 г.

14. В.В.Блохин Архитектура интерьера промышленных зданий. Стройиздат, Москва, 1973 г.

15. В.В.Блохин Функциональная окраска в архитектуре промышленных предприятий. Информационный обзор. ЦНИИПромзданий, Москва, 1968 г.

16. С.И.Багмут Интерьер предприятий общественного питания. «Экономика», Москва, 1976 г.

В.Р.Раннев Интерьер. Учебное пособие для архитектурных специальностей вузов. Высшая школа, Москва, 1987 г., А.М.Гусев Основы строительной физики. Стройиздат, Москва, 1975г., Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. СНиП 11-01-95, Строительная климатология и геофизика. СНиП 2.01.01-82, Естественное и искусственное освещение. СНиП 23-05-95, Защита от шума. СНиП II-12-77, Цвета сигнальные и знаки безопасности. ГОСТ 12.4.026-76, Трубопроводы промышленных предприятий. Опознавательная окраска, предупреждающие знаки и маркировочные щитки. ГОСТ 142202-69, Архитектурные решения. Рабочие чертежи. ГОСТ 21.501-80* СПДС, Интерьеры. Рабочие чертежи. ГОСТ 21.507-80* СПДС.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.