ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
(ПО Н.Я. СЕМАГО, М.М. СЕМАГО)
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПМПК
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГРУПП ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ
Группа «Недостаточное развитие»
Подгруппа «Тотальное недоразвитие»
Варианты «тотального недоразвития»
Простой уравновешенный тип
Аффективно-неустойчивый тип
Тормозимо-инертный тип
Показатели развития
1
2
3
4
Внешний вид, специфика поведения
Вполне вероятно наличие внешней стигматизации, в том числе ожирения. Ребенок непосредственен, может держаться без дистанции, в то же время достаточно спокоен. Ориентировочная реакция может быть как снижена, «приглушена», так и повышена (элементы полевого поведения). Обнаруживается моторная неловкость
Аналогично простой уравновешенной форме. Поведение часто носит полевой характер. Импульсивен, эйфоричен или, наоборот, дисфоричен, может быть агрессивен. Очень легок переход от эйфории к дисфории, внешне, как правило, ничем не обусловленный, не имеющий причины. Движения часто резкие, неловкие
Могут присутствовать признаки внешней стигматизации, часто встречается повышенная саливация. Чаще дети бывают повышенно упитанны. Ребенок неуклюжий, двигательно неловкий. Тихий, заторможенный, вялый и неактивный. В контакт вступает медленно, не сразу понимает, что от него хотят, очень долго «въезжает» в ситуацию. Часто чрезмерно зависим от взрослого
Особенности латерализации (доминирование парных органов чувств, рук, ног)
Этот показатель не является специфичным к данному варианту отклоняющегося развития. Однако наличие знаков левшества осложняет общую картину и динамику развития
Более специфично наличие знаков смешанной латерализации, чем при простой уравновешенной форме тотального недоразвития. Это является фактором, усугубляющим поведенческие и когнитивные особенности
Этот показатель не является специфичным к данному варианту отклоняющегося развития
Темповые характеристики деятельности, работоспособность
Деятельность замедленная, однако в силу некритичности может выполнять задания достаточно быстро, но абсолютно неправильно. Работоспособность может быть и нормальной (при отсутствии сопутствующей астенизации), ребенок, как правило, мало пресыщаем
Чаще всего работает крайне импульсивно, темп может быть крайне неравномерен. При контроле взрослого и увеличении продуктивности деятельности темп резко падает. Быстро пресыщаем, на фоне пресыщения может дать аффективную вспышку. Работоспособность снижена, хотя в деструктивной деятельности в отдельных случаях может быть достаточно «работоспособен»
Темп деятельности выраженно замедлен, ребенок инертен. В то же время отвлекаем и легко тормозим. Работоспособность невысокая, но в отдельных случаях может быть достаточной. Как правило, дети мало пресыщаемы
Сформирован-ность регуля-торных функций (произвольность регуляции собст-венных дейст-вий, самоконтроль)
Отмечается недоразвитие регуля-торных функций. Иногда с трудом работает даже под контролем взрослого, не удерживает задание. Контроль за собственной деятельностью малодоступен. В тяжелых случаях произвольная регуляция деятельности существует лишь на наиболее элементарных уровнях
Грубо несформирована (недоразвита) регуляторная функция на всех уровнях. Это является специфичным для данной формы тотального недоразвития
Сформированность регуляторных функций недостаточна, но может быть лучше, чем при аффективно-возбудимой форме. Скорее страдают высшие формы регуляции (программирование своей деятельности, самоконтроль), чем ее базовые компоненты
Адекватность
Явно недостаточна. Для данного варианта тотального недоразвития специфично наличие адекватных форм поведения на бытовом уровне, характерных для конкретных уровней недоразвития (глубины дефекта). Выраженность неадекватности зависит от глубины дефекта.
Грубо нарушена, вплоть до выраженной неадекватности
Порой создается впечатление достаточной адекватности, но при тщательном анализе видно, что в целом адекватность недостаточна, хотя ее формирование лучше, чем при аффективно-возбудимой форме. Ребенок адекватен к ситуации экспертизы (в силу неуверенности, заторможенности). В некоторых ситуациях (например, на уроке) может быть вполне адекватен
Критичность
Чаще всего грубо снижена, в то же время ребенок может адекватно реагировать на похвалу и неодобрение (порицание) со стороны взрослых
Грубо нарушена, вплоть до выраженной некритичности
Снижена, но в меньшей степени, чем при аффективно-возбудимой форме. Свои ошибки замечаются с трудом
Обучаемость
Выраженно снижена. Обучается медленно. Крайне затруднен перенос на аналогичный материал даже при подаче его в наглядно-действенной форме. При выраженной степени недоразвития крайне затруднена
Грубо снижена, в том числе за счет неадекватности и некритичности. Обучаемость снижена, как правило, грубее, чем при простой уравновешенной форме
Аналогична обучаемости при простой уравновешенной форме и зависит от тяжести состояния (выраженности тотального недоразвития)
Развитие когнитивной
сферы
Тотальное недоразвитие всех высших психических функций (речемыслительной деятельности, различных видов памяти, внимания, конструктивного праксиса и т.п.), отсюда и название подгруппы. Значительное снижение продуктивности и результативности выполнения как вербальных, так и невербальных заданий. Выраженность состояния (соответствующий диагноз) определяется исходя из степени тотального недоразвития (глубины дефекта)
Игровая деятельность
Носит, как правило, манипулятивный характер, может подражать взрослым во внешнем рисунке действий. При легкой степени выраженности может соответствовать игре детей более младшего возраста. В играх с другими детьми выполняет пассивную роль, нуждается в организации игры.
Не понимает условности игры, часто отсутствует "замещающая" игра
Носит манипулятивный и в то же время деструктивный характер. В общении со сверстниками могут быть агрессивны, эйфоричны. В игре стремится занять ведущую позицию, некритично относясь к невозможности этого (отсюда игровая деятельность чаще всего приобретает деструктивный характер)
Не всегда участвуют в играх. Скорее склонны к помощи взрослым (наводить порядок, сортировать, раскладывать какие-либо предметы и т.п.). В играх пассивны, игра в основном манипулятивная, подражательная. Данную взрослым роль удерживает, однако очень инертен и в следующий раз с большим трудом переходит на новую (фиксируется на роли). Условный характер игры часто недоступен
Особенности эмоционально-личностного развития
Ребенок зависим, несамостоятелен, часто эмоционально уплощен, незлобен, благодушен. Может быть несколько эйфоричен. Самооценка неадекватна, ориентирована на оценку другого человека, в том числе и другого ребенка. В силу снижения критичности притязания на успех неадекватны, чаще завышены
Вспыльчив, неуправляем, легко переходит от эйфории к дисфории и агрессии. Практически невозможен самостоятельный продуктивный контакт с другими детьми из-за грубой некритичности. Самооценка не столько несформирована, сколько деформирована. В то же время крайне импульсивен во всем
Часто плаксив, инертен в эмоциональных реакциях. Эмоциональные реакции уплощены. Зависим от взрослого, ориентирован на его реакции. Контакты с детьми устанавливает с трудом
Необходимая развивающе-коррекционная работа
Все варианты развивающе-кор-рекционной работы. В тяжелых случаях — развитие восприятия через специфические формы сенсорного воздействия
В первую очередь, формирование произвольной регуляции деятельности, функции программирования и контроля на всех уровнях. Эти виды психологической помощи рекомендовано проводить на фоне либо после курсов медикаментозного лечения. Психотерапевтическая работа с родителями. Любая коррекционная работа возможна лишь на фоне или после проведения курса медикаментозной коррекции
Все варианты развивающе-коррек-ционной работы. При отсутствии неврологических осложнений показана активная стимуляция, в том числе медикаментозная
Другие специалисты, необходимые ребенку
Специальный педагог (дефектолог), логопед, психиатр, эндокринолог, генетик
Психиатр, Специальный педагог (дефектолог), логопед, психотерапевт
Специальный педагог (дефектолог), логопед, психиатр, дополнительно — генетик, эндокринолог
Группа «Недостаточное развитие»
Подгруппа «Задержанное развитие»
Варианты «Задержанного развития»
Темпово задержанный тип развития (гармонический инфантилизм)
Неравномерно задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм)
Показатели развития
1
2
3
Внешний вид, специфика поведения
Выглядит младше своего возраста, живой, непосредственный, грацильный
Выглядит как и при гармоническом инфантилизме, но могут присоединяться нарушения зрения, соматические заболевания (разной степени выраженности)
Особенности латерализации (доминирование парных органов чувств, рук, ног)
Особенности латерализации не специфичны: у ребенка может быть как типичная латерализация, так и наблюдаться знаки левшества
Чаще выявляются знаки левшества, особенно при наличии соматических заболеваний
Темповые характеристики деятельности, работоспособность
Могут быть самыми разнообразными, чаще наблюдается импульсивность, свойственная более младшему возрасту, низкая работоспособность во всем, что не касается игровой деятельности
Работоспособность снижена. При соматических заболеваниях может быть снижена существенно. Темповые характеристики могут быть как снижены, так иусловно нормативны: все зависит от характера задания
Сформированность регуляторных функций (произвольность регуляции собственных действий, самоконтроль
Регуляторные функции сформированы недостаточно, но гармонично по отношению к уровню общего психического развития
Достаточная в соответствии с актуальным психофизическим развитием
Могут быть несколько более зрелыми, чем при темпово задержанном типе развития.
Достаточная
Адекватность Критичность
Достаточная в соответствии с актуальным психофизическим развитием
Достаточная, но может быть несколько снижена
Обучаемость
Достаточная в соответствии с актуальным психофизическим развитием
Достаточная по возрасту
Развитие когнитивной сферы
Соответствует уровню актуального психофизического развития, на котором находится ребенок
Какая-либо специфика отсутствует. Когнитивная сфера может быть развита достаточно (являться условно нормативной и соответствовать паспортному возрасту)
Игровая деятельность
Все составляющие игры (интересы, мотивация, операциональная сторона) соответствуют показателям того возраста, который демонстрирует ребенок (уровню актуального психофизического развития)
В игре более выражены (по сравнению с темпово задержанным типом развития) аффективные компоненты. Игровые интересы в целом соответствуют возрасту ребенка. В играх, как правило, старается занять ведущие позиции, может быть эмоционально неуравновешен
Особенности эмоционально-личностного развития
Живой, непосредственный, инфантильный. У школьников преобладает игровая мотивация и выраженные игровые интересы. Может быть как пуглив в контактах со сверстниками, так и адекватен
В целом преобладает игровая мотивация, игровые интересы. Дети могут быть капризны, упрямы в связи с некоторой аффективной неустойчивостью. Самооценка, как правило, несколько завышена, в основном за счет снижения критичности
Необходимая развивающе-коррекционная работа
Развивающая работа, специфичная для того возраста, который демонстрирует ребенок. Развитие, в первую очередь, произвольной регуляции, двигательная и когнитивная коррекция. Работа проводится через игровой компонент с учетом игровой мотивации
Преимущественно коррекционная работа, развивающая произвольную регуляцию, в том числе двигательную коррекцию, коррекцию аффективной сферы (гармонизация базовых аффективных составляющих, «выравнивание» их в соответствии с возрастными требованиями). Работа проводится через игровой компонент сучетом игровой мотивации
Другие специалисты, необходимые ребенку
В некоторых случаях необходимо подключение логопеда по формированию звукопроизношення
Семейный психотерапевт (для разъяснительной работы с родителями). При наличии соматических заболеваний – профильный специалист
Группа «Недостаточное развитие»
Подгруппа «Парциальная несформированность ВПФ»
Варианты «Парциальной несформ. ВПФ»
С преобладанием несформированности регуляторного компонента
С преобладанием несформированности вербального, вербально-логического компонента
С преобладанием несформированности смешанного типа
Показатели развития
1
2
3
4
Внешний вид, специфика поведения
Физическое развитие в целом соответствует возрасту. Ребенок может быть крупнее и выглядеть старше своего возраста. В поведении наблюдается выраженная двигательная и речевая расторможенность, импульсивность. Ребенок легко отвлекаем. Общая моторика негармонична
Как правило, соответствует возрастным показателям. Часто ребенок моторно неловок, скован, может быть несколько повышенного питания
Не обладает выраженной спецификой: могут быть самые разнообразные проявления — от отсутствия специфичности до отдельных внешних стигм
Особенности латерализации (доминирование парных органов чувств, рук, ног)
Наблюдаются те же особенности латерализации, что и в случае подгруппы «Задержанное развитие»
Как правило присутствуют те или иные знаки левшества (неустоявшаяся или смешанная латерализации)
Признаки атипии развития являются осложняющим фактором
Темповые характеристики деятельности, работоспособность
Работоспособность в целом незначительно снижена. Темповые характеристики деятельности крайне неравномерны (за счет импульсивности и расторможенности). Ребенок быстро пресыщаем
Быстро наступают признаки утомления, темп неравномерен, чаще снижен, особенно при работе с вербальными заданиями. На фоне утомления может появляться как импульсивность, так и выраженная вялость, потеря интереса
Работоспособность и темп психической деятельности в целом снижены, порой значительно. Наряду с этим часто встречается импульсивность деятельности, не обусловленная утомлением, расторможенность, вплоть до грубой
Сформирован-ность регуля-торных функций (произвольность регуляции собственных действий, самоконтроль)
Регуляторные функции недостаточны, вплоть до выраженной несформированности, когда поведение становится плохо управляемым (в тяжелых случаях). Произвольность может быть выраженно не сформирована даже на уровне игровой деятельности
Незначительная несформированность регуляторных функций, особенно на фоне утомления. В этом случае контроль за собственными действиями снижается более заметно
Регуляция собственной деятельности и произвольность как основа произвольных форм психической деятельности сформирована недостаточно
Адекватность
Снижена
Достаточная
Достаточная. В динамическом наблюдении на фоне истощения может снижаться
Критичность
Снижена
Достаточная
Может быть как достаточной, так и незначительно сниженной на фоне утомления. В то же время критичность к собственному поведению низкая
Обучаемость
Достаточная при внешней организации
Может быть несколько замедленной
Наблюдаются трудности переноса на аналогичный материал, процесс обучения замедлен
Развитие когнитивной сферы
Недостаточная сформированность всех произвольных видов ВПФ (восприятие, память, внимание, вербально-логическое мышление.
Наиболее затруднена работа по образцу (конструктивный праксис). При возможности внешней организации де ятельности результативность выполнения заданий может соответствовать условно нормативным показателям
Невысокая речевая активность, сужение объема активного внимания, слухоречевого запоминания. Выраженная несформированность пространственных и квазипространственных представлений. Вторично затруднен конструктивный праксис (за счет несформированности пространственных представлений на всех уровнях). Как следствие затруднено понимание и продуцирование причинно-следственных отношений, понимание сложных речевых конструкций, всех форм словообразования. В то же время, задания наглядно-действенного и наглядно-образного невербального типа выполняются в соответствии с условно нормативными показателями
В первую очередь наблюдается недостаточность операциональной стороны мыслительной деятельности. Изолированно недостаточны отдельные звенья когнитивной сферы (мнестическая деятельность, конструктивный праксис, гностические функции, речемыслительная деятельность), осложненные несформированностью логических форм мышления, включая уровень элементарной логики. Часто затруднена работа с заданиями невербального плана. Их результативность может находиться в пределах нижней границы возрастных показателей
Игровая деятельность
Выраженно непоследователен, часто конфликтен. Легко сходится с детьми и легко расходится. Легко конфликтует, в конфликте несдержан. Игра может быть и без учета ответных реакций. В целом игра характеризуется как импульсивная. Затрудняется в удержании роли, роль не удерживает. Играет «хором» с другими ролевыми персонажами
В целом игра мало отличается от возрастной. Спецификой игры являются некоторые трудности саморегуляции. Часто негатив вызывается тем, что не может выразить свою точку зрения на игру, что вызывает конфликты с другими детьми. Дети этой группы более успешны в играх невербального плана. Могут быть малоактивны в совместных играх, мало задействованы в общих праздниках (в условиях массового обучения), индивидуальных выступлениях
В целом игра более упрощенная, чем при других формах парциальной несформированности ВПФ. Дети могут подолгу быть заняты простыми в операциональном плане играми (преимущественно манипулятивного характера), затрудняются в принятии роли. Часто компенсаторно предпочитают простые по содержанию игры двигательного характера (догонялки, возня, «вопилки» и т.п.), несмотря на определенную двигательную неловкость. При хороших отношениях с воспитателями, предпочитают крутиться возле них, нежели играть с детьми. Хотя могут быть и значительно расторможены, плохо управляемы даже в игре
Особенности эмоционально-личностного развития
Импульсивен, может быть возбужден, эмоционально лабилен, агрессивен. Самооценка неустойчивая, может быть неадекватной: как импульсивно завышенной, так и заниженной. Притязания на успех, как правило, высокие, не всегда адекватные за счет импульсивности и трудностей удержания правил
Может быть неуверенность в себе, тревожность. Притязания на успех невысокие. Контакты со сверстниками, как правило, не нарушены (хотя иногда наблюдается негативизм по отношению к сверстникам). В игре чаще берет на себя пассивную роль. На фоне утомления может проявляться эмоциональная неустойчивость. Редко участвует в праздниках, не любит выступать перед людьми. Однако в общении с людьми такие дети могут быть активными и адекватными
Могут быть любые варианты личностных и поведенческих особенностей. Чаще встречаются варианты интрапунитивных (по Розенцвейгу) личностных реакций (неуверенность в себе, боязливость, тревожность, опасения несоответствия требованиям взрослых). Также наблюдается обедненность эмоциональных реакций, их «уплощенность»
Необходимая развивающее коррекционная работа
Формирование произвольности и функции программирования и контроля - в первую очередь с привлечением двигательных и когнитивных техник. Хорошее структурирование (стереотипи-зация) образовательной среды и режима жизни с целью гармонизации уровней аффективного развития. В грубых случаях необходим жесткий внешний контроль
В первую очередь работа по формированию пространственных и квазипространственных представлений. Любые варианты развития креативности, совместная работа с логопедом, нейропсихологическая двигательная коррекция
Все виды коррекционной помощи, начиная с двигательной нейропеи-хологической коррекции, формирования произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений.
Развитие когнитивной сферы. Координация деятельности психолога с работой учителя-дефектолога и логопеда. Часто возникает потребность в организации индивидуального обучения
Другие специалисты, необходимые ребенку
Наблюдение невролога (параклинические исследования: ЭЭГ, РЭГ и т.п.), детский психиатр (в грубо выраженных случаях), нейропсихолог, в отдельных случаях логопед
Невролог, нейропсихолог, логопед (как основной специалист по коррекции речевых нарушений), в отдельных случаях специальный педагог (дефектолог), психиатр
Психиатр, невролог (для определения необходимости медикаментозной терапии), специальный педагог (дефектолог), логопед, нейропсихолог
Группа «Асинхронное развитие»
Подгруппа «Дисгармоническое развитие»
Варианты «Дисгармонического развития»
Экстрапунитивный тип дисгармонического развития
Интрапунитивный тип дисгармонического развития
Дисгармоническое развитие по апатическому типу*
Показатели развития
1
2
3
4
Внешний вид, специфика поведения
Внешний вид неспецифичен, хотя дети могут быть вычурно одеты или иметь какие-либо вычурные детали в одежде. В поведении могут быть нарочито независимы или откровенно демонстративны, иногда демонстративно негативистичны. Физически (в особенности мальчики) часто могут быть несколько менее развиты, чем их сверстники
Как правило, сутулые, часто наблюдается низкая челка (прикрывает глаза). Могут быть угловатыми, неуклюжими, с несформированной моторикой. Подростки как бы «стесняются» собственного тела. С трудом вступают в контакт, малоразговорчивы, часто взглядом ищут поддержки со стороны родителей. Часто нуждаются в одобрении, чтобы начать работать. Очень четко улавливают фальшь. От фальшивого одобрения могут замкнуться еще больше
Вялые, безразличные ко всему, фактически отсутствует ориентировочная реакция в ситуации обследования. Достаточно безразличны к своему внешнему виду и внешним условиям. Специфичным можно считать особый «опустошенный» взгляд. Могут быть как повышенного, так и пониженного питания. Внимание! У подростков такое безразличие может сочетаться по времени с резким нарастанием жировых отложений, что может свидетельствовать об эндокринной патологии
* Данный тип дисгармонического развития характерен, в основном, для детей подросткового возраста. У детей дошкольного и младшего школьного возрастов не проявляется в такой резкой, «рельефной» форме, но может проявляться, как правило, лишь общим снижением психического тонуса, отсутствием детских интересов и «живости» реагирования.
Особенности латерализации (доминирование парных органов чувств, рук, ног)
Могут присутствовать признаки смешанной латерализации, признаки левшества (в том числе латентного) или истинное левшество
Часто наблюдаются знаки атипичного развития (левосторонней доминантности). Встречаются как случаи неустоявшейся латерализации, так и латентное левшество
Мало специфично, хотя чаще, чем в среднем по популяции, встречаются знаки левшества, смешанной латерализации
Темповые характеристики деятельности, работоспособность
Как правило, темп деятельности повышен, работоспособность (при высокой мотивации, в том числе и негативной) может быть как завышена, так и понижена
Часто замедлены (за счет неуверенности в себе, частых перепроверок), хотя в целом при благоприятных эмоциональных условиях могут иметь нормативные показатели. Работоспособность, как правило, ниже возрастных показателей из-за вторичной астенизации, соматических недомоганий, психосоматического компонента
Замедленны, заторможенны, безразличны к результатам. С одной стороны, быстро пресыщаемы, с другой (в силу своего безразличия) могут долго, монотонно, без эмоциональных проявлений выполнять какое-либо задание. Работоспособность может быть снижена
Сформирован ность регуля-торных функций (произвольность регуляции собственных действий, самоконтроль)
В целом сформирована достаточно, в некоторых случаях регуляция собственной деятельности очень хорошая. Но существуют варианты недостаточной сформированности регуляторных функций «в чистом виде» (пояснения в тексте). При преобладании демонстративных черт - регуляция достаточная. В других случаях (как правило, при расторможенности) регуляция сформирована недостаточно, что может непосредственно сказываться (вторично) и на когнитивных функциях
Произвольность регуляции собственной деятельности достаточная или даже высокая. Иногда наблюдается сверхконтроль (просчет «ходов» надолго вперед)
В связи с общей спецификой поведения, отсутствует импульсивности, чаще всего, можно предположить достаточную сформированность произвольной регуляции. При обследовании этот показатель, как правило, трудно поддается реальной оценке (в силу отсутствия желаний и мотивов)
Адекватность
Могут быть как демонстративно неадекватны, так и иметь (за счет несформированности регуляторных функций) неадекватные протестно-эмоциональные реакции (по типу аффективных вспышек), которые, как правило, имеют причину
Достаточная
В целом адекватны, если не учитывать отсутствие интереса к чему-либо. В условиях детского коллектива в конфликтных ситуациях могут быть пассивно неадекватны
Критичность
Может быть достаточной, но в целом снижена
Повышенно критичны
В целом достаточно критичны. Могут оценить и свой результат и поведение, но это «мимикрируется», «зашумляется» безразличием. Иногда на сложное задание могут быть замотивированы и дать адекватную оценку своего поведения и результатов
Обучаемость
Наблюдаются различные степени обучаемости: от нормативной для данного возраста до высокой
Достаточная. В то же время существует специфика обучаемости: в состоянии стресса, эмоционального дисбаланса обучаемость может резко снизиться и дети могут демонстрировать порой даже феномен умственной отсталости
Формально обучаемы. Могут формально усваивать предлагаемый материал. Характерно, что нет даже единичных сверхценных интересов. В ситуации появления сверхценных интересов можно говорить о манифестации искаженного развития
Развитие когнитивной сферы
В целом соответствует условной возрастной норме. В то же время, за счет поведенческих особенностей, соответствующих возрасту, может отмечаться своеобразие, специфика
В целом соответствует возрасту (условно нормативное развитие). В то же время результативность выполнения тех или иных заданий, продуктивность когнитивной деятельности в целом может иметь значительные колебания в зависимости от эмоционального состояния
В целом специфично только в плане отсутствия познавательных интересов. В остальном соответствует условно возрастной норме
Игровая деятельность
Игра развернутая, драматизированная с бурным фантазированием. При этом игра может быть и деструктивной с проявлением агрессии и дисфории (в особенности у детей младшего дошкольного возраста). В игре стремятся занять ведущую позицию
Игра может быть очень творческой. Могут иметь неярко выраженные специфические интересы и увлечения, не носящие всеобъемлющий, брутальный характер
Могут играть сами с собой. Игровая деятельность механистична, мани-пулятивна, носит, как правило, «полевой» характер (играют в то, что попадается под руку)
Особенности эмоционально-личностного развития
Дети демонстрируют настойчивость, «вязкость», упрямство, высокое притязание на успех и завышенную самооценку. Могут быть импульсивно-деструктивными, агрессивными и раздражительными, особенно при невыполнении их требований. В ситуации неблагоприятного социального окружения, излишнего «давления» со стороны взрослых (а иногда и без видимых причин) могут возникать немотивированные асоциальные поступки, протестные реакции
Дети не уверены в себе, робки, тревожны. Часто у них выявляются различные страхи и опасения. Могут быть мнительными и «зацикленными» на своих болезнях. Возможны элементы дисморфофобических мыслей, непринятие собственного тела. В стрессовых условиях не могут «функционировать» вообще. Возможна временная элиминация наработанных учебных навыков. Можно наблюдать наличие навязчивостей и элементов ритуализации поведения (различные варианты и виды невротических проявлений). Наблюдаются трудности вхождения в контакт с детьми (в том числе, и в игре). В то же время нередко привязчивы и инертны в своих эмоциональных контактах.
Выявляется недифференцирован-ность эмоциональных реакций, часто глубокие внутренние, никак не проявляющиеся внешне переживания, выраженное неудовольствие собой. Самооценку фактически трудно выявить. Жизненные интересы трудно выявить. В некоторых случаях могут проявляться негативизм, протестные реакции, в чем данная форма «смыкается» с интра-пунитивным типом развития.
Внимание!В тяжелых случаях могут возникать суицидальные идеи, выявляемые иногда только с помощью проективных методов исследования. В этом случае требуется экстреннаяконсультация психиатра
Необходимая развивающе-коррекционная работа
Психотерапия (игровая, имаготерапия, в том числе символ-драма по К. Лернеру), формирование произвольной регуляции, гармонизация аффективной сферы с использованием уровневой регуляции, моторная коррекционная работа, основанная на нейропси-хологическом подходе (в случаях неустоявшейся латерализации, различных вариантов левшества). По показаниям врача – медикаментозная поддержка
Все варианты психотерапии, включая психодинамическую психотерапию, символ-драму по К. Лернеру, уровневую регуляцию аффективной сферы
Психотерапевтическая коррекция всех направлений, часто на основе медикаментозного лечения
Другие специалисты, необходимые ребенку
Психотерапевты различных направлений, психиатр, невролог, нейропсихолог
Психотерапевт, психиатр, при наличии психосоматических заболеваний врач соответствующего профиля
Психотерапевт, психиатр (для дифференциальной диагностики с отдельными формами искаженного развития), эндокринолог
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление