Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социальной компетентности




ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Помимо навыков самоутверждения и уверенности в себе, конечно, существуют и другие жизненные или социальные навыки, отсутствие которых может создавать определенные трудности


39

 

в повседневной жизни. Умения слушать, знакомиться, выступать публично или вести переговоры также часто становятся темой специальных тренингов. Такого рода программы часто называют группами тренинга социальных навыков или тренинга общения.

Использование сформированного или уже имеющегося в наличии широкого поведенческого репертуара тоже часто требует коррекции в плане точности применения того или иного социального навыка к конкретной жизненной ситуации — с учетом ее характера, особенностей партнера по общению, предыстории и т. д.

Целью групп тренинга социальных навыков служит расширение поведенческого репертуара, тренинг социальной компетентности, помимо этого предполагает анализ конкретных жизненных проблем клиентов и поведенческие пробы в плане применения сформированных навыков к конкретным жизненным проблемам.

Существует множество попыток определения понятия социальной компетентности. В контексте тренинга социальной компетентности чаще всего используется определение социальной компетентности, данное в работах Краппманна (1971), в котором социальная компетентность понимается как способность находить компромисс между самореализацией (стремление быть таким, как никто другой) и социальным приспособлением (быть как все другие).

В тренинге социальная компетентность приобретается в два шага как результат полноценного усвоения базовых навыков (шаг первый — формирование социальных навыков, в том числе тех, что лежат в основе уверенности в себе), осознания сфер их применения и последствий, возникающих при использовании тех или иных навыков (второй шаг — применение навыков в социальной среде).

Таким образом, цель тренинга социальной компетентности заключается в формировании способности к компромиссу между двумя крайними, экстремальными стратегиями (функционирования, приспособления — с одной стороны, и самоутверждения — с другой) в реальных жизненных обстоятельствах, в которых две крайние тенденции переплетаются в присущей только Данной конкретной ситуации пропорции.


40

 

Эта способность к компромиссу в определенном смысле готовится уже тренировкой базовых навыков поведения, которые сами по себе исключают насилие и давление. Используя уверенные стереотипы поведения, участники тренинга учатся добиваться своего, лишь оповещая партнера о своих целях, правах и претензиях, чувствах и желаниях и сознательно отказываясь от насилия или принуждения. Фактически, идея тренинга состоит в том, что, грамотно используя так понятые и проработанные стереотипы уверенности, человек невольно оказывается компетентным в повседневных социальных ситуациях. Детальная проработка на шаге 1 базовых навыков уверенности в двух описанных сферах жизнедеятельности создает предпосылки для легкой и быстрой проработки шага 2 — увязки выработанных навыков с реальными жизненными ситуациями клиентов.

Внутри каждой темы желательно использовать такую же последовательность действий — сначала по стандартной схеме осуществляется тренировка навыка на простых ситуациях; затем выработанные навыки генерализуются (автоматизируются) на ситуациях, предложенных самими участниками группы. Опыт показывает, что такое построение тренинга облегчает и делает более надежным перенос тренируемых навыков в реальную жизнь.

ТРЕНИНГ МЕДИАТОРОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Отдельного упоминания заслуживают программы педагогического тренинга, рассчитанного на работу с людьми, так или иначе сталкивающимися с проблемами влияния на других людей. Самую большую группу клиентов здесь составляют родители, обращающиеся к терапевту за помощью в воспитании детей. Терапевт в этом случае часто не имеет непосредственного доступа к человеку, на которого ему нужно воздействовать, и вынужден использовать для своего воздействия посредников, здесь — родителей.

Иными словами, между терапевтом и его конечным клиентом оказывается посредник (медиатор), и воздействовать на конеч-


41

 

ного клиента приходится без запроса с его стороны и ясно выраженного согласия на такое вмешательство.

Это, конечно, создает ряд проблем методического и этического свойства, и терапевту приходится быть крайне осторожным в подборе методов, которым он будет учить медиатора.

Ранее мы уже упоминали, что самым проверенным и безопасным методом поведенческой терапии является метод систематического подкрепления — и именно этому методу чаще всего учат в программах медиаторного и педагогического тренинга.

Воспитателей учат видеть конкретные проявления ошибочного или целевого поведения в поведении ребенка, игнорировать мешающее поведение, оказывать помощь в приобретении целевого поведения (обучение на моделях) и систематически подкреплять целевое поведение (например, умение самому делать уроки или спать в детской комнате, а не в постели родителей).

Если речь идет о терапевтической работе с гиперактивными или замкнутыми и застенчивыми детьми, то терапевтическую работу с детьми тоже часто дополняют родительским медиатор-ным тренингом (Petermann, 1983).

Членов семьи алкоголиков или наркоманов часто тоже рассматривают как медиаторов и помощников терапевта и специально готовят к этой терапевтической функции по программам медиаторного тренинга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.