КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Порядок разработки инновационных стратегий
Стратегию можно определить как процесс принятия решений, где имеются цели (объекты) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения). Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий по укреплению жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам. Это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей. С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности. Стратегическое планирование преследует две основные цели. 1. Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая "внутренняя стратегия". Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий. 2. Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.). Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет иметь постоянный контроль над рынком. 1. Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Общая цель организации должна учитывать: • основное направление деятельности фирмы; • рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей); • культуру организации, ее традиции, рабочий климат. При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы, и какие потребности она может удовлетворить. 2. После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования — конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели: 1) прибыльность — добиться в текущем году уровня чистой прибыли 5 млн. д.; 2) рынки (объем продаж, доля рынка, внедрение в новые линии), например, довести долю рынка до 20% или довести объем продаж до 40 тысяч штук; 3) производительность, например, средняя часовая выработка на одного рабочего 8 ед. продукции; 4) продукция (общий объем выпуска, выпуск новых товаров или снятие некоторых моделей с производства и др.); 5) финансовые ресурсы (размер и структура капитала; соотношение собственного и заемного капитала; размер оборотного капитала и др.); 6) производственные мощности, здания и сооружения, например, построить новые складские помещения площадью 4000 кв. м.; 7) НИОКР и внедрение новых технологий (основные показатели, технологические характеристики, стоимость, сроки внедрения); 8) организация — изменения в организационной структуре и деятельности, например, открыть представительство фирмы в определенном регионе; 9) человеческие ресурсы (их использование, движение, обучение и т.п.); 10) социальная ответственность, например, выделить определенные средства на оборудование больницы. Чтобы цель могла быть достигнута, при ее постановке должны быть учтены следующие требования: · • четкая и конкретная формулировка цели, выраженная в конкретных измерителях (денежных, натуральных, трудовых); · каждая цель должна быть ограничена во времени, задан срок ее достижения; · цели могут быть долгосрочными (до 10 лет), среднесрочными (до 5 лет) и краткосрочными (до 1 года; · цели должны быть достижимыми в принципе; · • цели не должны отрицать друг друга. Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы: • оцениваются изменения, происходящие или могущие произойти в планируемом периоде; • выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы; • исследуются факторы, благоприятные для деятельности фирмы. Целесообразно для этого провести исследования по следующим направлениям: · • оценить текущую стратегию конкурентов; · • исследовать влияние внешней среды на конкурентов; · • попытаться собрать сведения о научно-технических разработках соперников и другую информацию, · составить прогноз будущих действий конкурентов и наметить пути противодействия. Анализ внутренней среды проводится с целью выявления сильных и слабых сторон в деятельности фирмы. Стратегическая проблематика в российских условиях сегодня не столько связана с завоеванием новых рынков, сколько с инновационными задачами антикризисного менеджмента: санации (оздоровления) предприятия, инвестирование (внутреннее, иностранное); ликвидация предприятия (как лучше распорядится имуществом); продажа предприятия (кому и на каких условиях). В инновационном плане речь идет о разработке таких стратегических мер, которые бы, например, содержали в себе проекты профилактики возможных кризисных ситуаций на основе методов их раннего обнаружения.
Полный цикл жизни отдельного поколения формируется разнонаправленными усилиями множества предприятий и фирм. Он охватывает как минимум три частных цикла: научный, изобретательский и производственный.
Существующий методический аппарат выявления мировых и отечественных тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов, в конечном счете, можно свести к следующим пяти методам: 1. Метод структурно-морфологического анализа. Этот метод предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей, технических решений и т.п.), что позволяет обоснованно формировать стратегию НТП на под отраслевом уровне. 2. Метод определения характеристик публикационной активности. Его специфика связана с тем, что поток документов ведет себя как система, подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране. Метод дает возможность предлагать корректные рекомендации по формированию НТП на отраслевом уровне. 3. Метод, базирующийся на выявлении групп патентных документов с семейством патентов-аналогов большой мощности, или просто метод патентов-аналогов. Его суть в том, что фирмы патентуют за рубежом только те идеи, которые имеют практическую значимость, поэтому, выявляя направления, в которых мощность патентов-аналогов растет быстрее, удается тем самым устанавливать направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциала. 4. Метод терминологического и лексического анализа. Терминологический анализ базируется на предположении, что при использовании исследователями идей из других областей знаний происходит смена терминологического аппарата. Это связано с крупными структурными сдвигами, которые первоначально не отслеживаются никакими другими методами. Поэтому метод терминологического анализа позволяет выявить зарождение принципиальных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых изменений. Лексический анализ текстов аналогичен терминологическому анализу; различие лишь в том, что рассматриваются не конкретные термины, а словосочетания (лексические единицы). 5. Метод показателей основывается на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в меру научно-технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические характеристики показателей технических систем, можно получить четкое представление о тенденциях в мировой и отечественной практике и научных изысканиях. Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать четыре фактора: • Риск. Какой уровень риска фирма считает приемлемым для каждого из принимаемых решений? • Знание прошлых стратегий и результатов их применения; • Фактор времени. Нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были предложены к осуществлению в неподходящий момент; • Реакция на владельцев. Стратегический план разрабатывается менеджерами компании, но часто владельцы могут оказывать силовое давление на его изменение. Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: сверхувниз, снизу вверх и с помощью консультативной фирмы.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |