Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, формирующие инновационную деятельность предприятий




Тема 10. Управление инновационной деятельностью на предприятиях, созданием, освоением и качеством новой продукции

 

 

В условиях рынка каждое предприятие (фирма) самостоятельно осуществляет производственную и маркетинговую деятельность, оценивает уровень собственного научного потенциала и ресурсных возможностей, а также выбирает виды инновационных стратегий. Инновационная деятельность на предприятиях преследует разные цели и обусловлена факторами технического, финансово‑экономического, политического, ресурсного и рыночного характера. Так, инновационная деятельность может быть ответной реакцией на требования рынка, ограниченный доступ к передовым технологическим решениям, ресурсные ограничения, изменения в налоговой и финансово‑кредитной политике. В управлении инновационной деятельностью на предприятиях эти факторы играют первостепенную роль.

Учитывая взаимосвязанность целей инновационной деятельности и определяющих ее факторов, рассмотрим характер и содержание целей инноваций, осуществляемых на предприятиях. Эти цели могут быть подразделены на стратегические и тактические (конкретные). В современных условиях стратегическими целями являются выживание, увеличение прибыли, повышение конкурентоспособности, экспансия, завоевание новых рынков. Отметим, что в рыночной экономике цели максимизации прибыли и повышения конкурентоспособности продукции являются приоритетными. В современных условиях около 30 % инновационно‑активных предприятий своей стратегической целью считают повышение конкурентоспособности продукции, в то время как у 25 % инновационно‑активных предприятий основная стратегическая цель – экспансия, завоевание новых рынков.

Тактические (конкретные) цели инновационной деятельности предприятий достаточно многообразны. Перечислим основные из них: замена устаревшей продукции, расширение ассортимента продукции, сохранение традиционных рынков сбыта и их расширение, снижение материальных и энергетических затрат, улучшение качества продукции, снижение загрязнения окружающей среды, повышение гибкости производства. При этом тактические цели инновационной деятельности носят комплексный характер.

Достижение этих стратегических и тактических целей во многом зависит от вышеуказанных факторов различного характера. При принятии управленческих решений по инновациям важны четкая классификация факторов и выявление их содержания. Факторы, формирующие инновационную деятельность предприятий, делятся на внутренние (относящиеся к предприятиям) и внешние (не зависящие от предприятий). В свою очередь, внешние факторы подразделяются на прямые и косвенные. Подробная классификация факторов представлена на рис. 6.1.

Эти факторы могут оказывать влияние на инновационную деятельность предприятий в комплексе и в различных комбинациях, что учитывается при принятии инновационных управленческих решений. Для предприятий внутренние импульсы к инновационной деятельности являются первоочередными. Такими могут быть моральный и физический износ оборудования, устаревшая технология, необходимость снизить энергозатраты, стремление расширить производственные мощности. Для современных предприятий в управлении инновационной деятельностью важным является учет таких факторов, как инновационный климат в коллективе и восприимчивость его к нововведениям. На инновационную деятельность предприятий особое влияние оказывает их отраслевая принадлежность. Она в значительной мере создает привлекательность инноваций для частных, отечественных и иностранных инвесторов. При прочих условиях именно фактор отраслевой принадлежности повышает притягательность инвестиций. На предприятиях, где произошла смена собственника и их руководства, факторами инноваций стали институциональные перемены, а именно смена формы контроля.

 

Усиление роли предприятий и отдельных функциональных подразделений в инновационном процессе

 

Ведущую роль в эффективном развитии инновационной деятельности на предприятиях играют научно‑технические и маркетинговые службы. Именно эти подразделения, являясь главными источниками инновационных идей, должны обеспечивать единство двух подходов к инновационному развитию, вызванных «технологическим толчком» и рыночным спросом («рыночным толчком»).

Рис. 10.1. Классификация факторов, влияющих на инновационную деятельность предприятий

 

Первостепенной задачей подразделений маркетинга является исследование рынка: анализ спроса и конкуренции, поведения потребителя и динамики его предпочтений, наличия конкурирующих новшеств и возможностей реализации новшеств на рынке (внутреннем и внешнем). Маркетинг инноваций включает анализ новшеств с позиций потребителя, анализ потенциального потребителя и исследование рыночной среды. При исследовании рыночной среды оцениваются тип рынка, емкость рынка, конкуренция и рыночная сегментация. Анализ новшества с позиций потребителя предполагает определение его новизны, экономичности, экологичности, уровня качества, цены и привлекательности. При анализе потенциального потребителя изучаются вопросы, непосредственно относящиеся к покупателю: уровень его доходов, морально‑психологические особенности, мотивация покупки, формирование требований к товару и др. Эти данные маркетинга инноваций, полученные и подготовленные специальными подразделениями предприятий, формируют «рыночный толчок» инновационного развития.

В управлении инновационным процессом на предприятиях особое место занимают научно‑технические подразделения, формирующие научный потенциал предприятий и определяющие их инновационную стратегию. В данном случае имеются в виду те предприятия, на которых создается собственная база научно-исследовательских и опытно‑конструкторских работ. В настоящее время предприятия используют различную тактику инновационного развития. Одни предприятия для инновационного развития предпочитают приобретение ноу‑хау и лицензий, другие – пакета «технология – оборудование», третьи – использование инновационных разработок самостоятельных НИИ, КБ или внешних венчурных организаций, четвертые – создание внутренних венчурных организаций. Такую тактику инновационного развития они объясняют отсутствием собственной базы инновационных разработок, возможной минимизацией инновационно‑инвестиционных затрат, необходимостью ускоренного освоения и доведения до рынка новшеств, нередко лишь модернизированных и частично усовершенствованных.

В современных условиях в сфере инновационных разработок существуют три линии поведения предприятий [19]. Предприятия первой группы – малые предприятия и предприятия, находящиеся под контролем иностранного собственника, не ведут собственных НИОКР, а закупают готовые комплектующие узлы оборудования, лицензии, технологии либо адаптируют зарубежные образцы, конструкторские и технологические решения.

На собственные разработки ориентируются предприятия второй группы, либо сохранившие свои исследовательские и конструкторские подразделения, либо не обладающие средствами на привлечение научных организаций и специалистов со стороны. Здесь используется потенциал, аккумулированный в отделах главного конструктора, главного технолога, производственных подразделениях и т. д. В редких случаях к разработкам на стадии проектирования инноваций привлекаются маркетинговые службы. Спектр специальных подразделений предприятия, занимающихся расчетами и разработками на стадии проектирования инноваций, широк, так же как их состав и численность. Это собственный НИИ (предприятия ВПК), лаборатории качества и разработки новой продукции (пищевые предприятия), конструкторские и технические бюро (машиностроительные и текстильные предприятия) и др. Научные центры, действующие в рамках крупнейших производственных комплексов, оказались жизнеспособными. Они обслуживают потребности в научных разработках предприятий, входящих в их состав. Есть также примеры создания собственного конструкторского бюро вопреки общей тенденции к закрытию подобных подразделений в сложных экономических условиях.

Предприятия третьей группы поддерживают связи с научно‑исследовательскими институтами, хотя степень участия научных организаций в инновационном процессе на промышленных предприятиях и формы этих связей различаются. Одни предприятия продолжают сохранять старые контакты с академическими и отраслевыми научно‑исследовательскими институтами, профильными учебными заведениями, другие – устанавливают новые связи. Известны случаи взаимодействия предприятий традиционных отраслей с новыми российскими инновационными фирмами в области НИОКР. Выполнение НИОКР осуществляется на основе договоров с организациями и отдельными специалистами. Наиболее распространенный подход для активных инноваторов – привлечение специалистов научно‑исследовательских и проектно‑конструкторских организаций к подготовке технической документации под разрабатываемый предприятием инновационный проект.

С точки зрения инновационной стратегии (прежде всего наступательной) более перспективной выглядит ориентация на сохранение и создание собственной базы инновационных разработок (научно‑исследовательских и конструкторско‑технологических работ) и в конечном счете формирование научного потенциала предприятий. О правильности такого подхода свидетельствуют тенденция к расширению инновационной деятельности в России и опыт зарубежных стран.

В промышленно развитых странах многие фирмы, имея собственную базу НИОКР, осуществляют не только прикладные исследования и проектно‑конструкторские разработки по созданию новшеств (продуктовых, технологических и др.), но и фундаментальные исследования. Так, в Японии в середине 1990‑х гг. около 40 % фирм имели собственную базу инновационных разработок. Затраты на НИОКР, инновационные разработки и их освоение у большинства ведущих промышленных компаний мира составляют от 5 до 7 % объема продаж и в среднем (для большинства других компаний) 3–5 %. При этом значительная доля этих затрат расходуется на фундаментальные исследования. Например, на фирмах США доля затрат на фундаментальные исследования составляет более 8 %, на фирмах Японии – около 16 %. На освоение новой продукции в компаниях этих стран приходится соответственно 30 и 34 % от общих затрат, на прикладные исследования – соответственно около 36 и 27 %. Эти и другие фактические данные свидетельствуют о том, что за рубежом промышленные компании и фирмы создают собственную базу исследований и повышают уровень научного потенциала предприятий, т. е. формируют заводской сектор науки.

Результаты научно‑технических (инновационных) разработок независимо от организационных форм их выполнения материализуются лишь на производстве, и от них в основном зависят эффективность, темпы и границы распространения новшеств. В последние годы наметилась тенденция к расширению инновационной деятельности на российских предприятиях, что находит конкретное выражение как в характере и содержании выполняемых научно‑техническими подразделениями работ, так и в создании на предприятиях спецлабораторий, бюро, исследовательских центров, маркетинговых служб. Сюда же следует отнести и создаваемые в рамках крупных предприятий внутренние венчурные подразделения. Такая тенденция усиливается и принимает устойчивый характер. На этой основе возник и формируется заводской сектор науки, являющийся подсистемой общей научной системы.

Заводскую науку (заводской сектор науки) можно охарактеризовать как комплекс научно‑технических подразделений (исследовательских, конструкторских, экспериментальных, технологических и др.) предприятий с их научным потенциалом (с учетом степени его использования), связями с другими организациями (НИИ, КБ, потребителями), осуществляющих научные, производственно‑экономические и социальные функции, объединенных общими целями – повышением эффективности и внедрением новшеств (в первую очередь продуктовых). Заводская наука как реальная форма осуществления инновационной деятельности в цикле «исследования – производство» и социальное явление в современном производстве требует определения ее статуса в организационном, финансовом и правовом отношениях. Заводской сектор науки находится на стадии формирования и развития. И признание заводского сектора науки как составной части общенаучной системы ставит при управлении инновационным процессом ряд сложных вопросов организационно‑управленческого и экономического характера. К ним относятся:

• выявление места заводской науки в структуре предприятий и объединений;

• определение принципов ее формирования с учетом региональных, отраслевых особенностей и методов управления;

• выбор наиболее рационального соотношения (с точки зрения временных, финансовых затрат и занятости кадров) между собственными перспективными разработками, внедрением новшеств сторонних НИИ и КБ и обслуживанием текущего производства;

• формирование рациональной организационной структуры;

• оценка эффективности функционирования заводской науки и ее отдельных подсистем;

• обоснованный учет затрат на развитие инновационной деятельности на предприятиях.

Развитие заводского сектора науки как важного звена механизма управления инновациями зависит не только от учета особенностей, присущих научно‑производственным системам, но и от объективных предпосылок его формирования. К таким предпосылкам могут быть отнесены:

• усиление производственной и социальной функций науки;

• завершенность (законченность) цикла «наука – производство» при заводской форме организации научно‑технической деятельности;

• необходимость тесной увязки инновационных разработок с общей стратегией производственно‑экономических систем (предприятий, объединений, акционерных обществ, финансово‑промышленных групп);

• несоответствие между объемом разработок и их практическим использованием, отставанием темпов внедрения в производство результатов исследований;

• относительная оторванность разработок, выполненных в НИИ и КБ, от учета реальных производственных условий, что нередко усложняет процесс их освоения и затягивает сроки массового распространения;

• возможность использования оборудования, установок и аппаратуры предприятий (объединений) для проведения экспериментальных и опытно‑производственных работ;

• сокращение периода увязки и согласований между этапами работы, устранение трудностей юридического характера;

• расчеты социально‑экономической эффективности внедрения результатов разработок (в виде снижения трудоемкости изделий, роста прибыли, улучшения условий труда, материального вознаграждения, изменения морально‑психологического климата);

• связи с научными организациями, расширение сотрудничества предприятий с академическими институтами, отраслевыми научно‑техническими организациями и вузовской наукой;

• повышение роли социально‑психологических мотивов поведения научно‑технического персонала, проявляющихся в большей заинтересованности во внедрении собственных разработок;

• возможность сближения в условиях функционирования заводской науки различных социальных групп, способствующего росту однородности общества в целом.

Исключительно важна выработка общей концепции, методов управления заводской наукой с учетом многоцелевого характера ее функционирования, взаимосвязей с социально‑экономической средой. Это усложняется переплетением в рамках заводской науки интересов двух динамических систем – науки и производства. При этом управление может быть ориентировано на результаты, на процесс инновационной деятельности в подразделениях или на комбинированный подход, объединяющий первые два подхода. В первом случае, имея устойчивую, традиционно сложившуюся, формальную организационную структуру, управление опирается в основном на экономические показатели, во втором – на социально‑психологические мотивы, внутреннюю логику развития исследований, престижность, менее жесткое иерархическое построение и формальное регулирование организационных процессов. При этом следует исходить из положения о том, что заводская наука выполняет научно‑технические, производственные, технико‑технологические, социально‑психологические функции. Для реализации общественных потребностей она использует предоставляемые в ее распоряжение ресурсы (трудовые, материальные, технические, информационные и финансовые).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.