КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновационный подход при управлении и совершенствовании больших систем 2 страница
• увеличение уставного фонда и продажа ценных бумаг, дополнительный выпуск акций или увеличение номинальной стоимости уже выпущенных акций. Для составления бизнес-плана рекомендуется сформировать команду - рабочую группу, руководимую первым лицом (или его заместителем) предприятия, в которую входят: • специалисты предприятия, для которого составляется бизнес-план; • сторонние эксперты, аудиторы и консультанты для оценки проекта и выбора наиболее оптимальных путей его осуществления. § 14. УЧЕТ ФАКТОРОВ РИСКА ПРИ АНАЛИЗЕ ИНВЕСТИ ИОННЫХ ПРО ЕССОВ И ПРОГРАММ 1.РИСКИ И НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ В ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММАХ Управляющие решения имеют целью изменить работу системы в будущем (завтра, через месяц, год, несколько лет) на основании прогнозирования ее поведения под действием ряда факторов (целереализую- щих систем), значение которых и механизм влияния на систему в будущем точно не известен. Иными словами, решение принимается в условиях дефицита информации и неопределенности, и, соглашаясь с этим решением, система рискует. Строго говоря, риск - это вероятность неосуществления ожидаемого (планируемого) события или состояния в заданное время и с требуемыми целевыми нормативами. В методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утверждённых в 1994 г. (№7-12/47 от 31 марта 1994 г.) под неопределённостью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта или нововведения, в том числе и связанные с оценкой затрат и результатов реализации. Неопределённость, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска. В руководстве по подготовке промышленных технико-экономических исследований организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) необходимость учёта риска и неопределённости связана с прогнозом будущего развития сложной системы, которое нельзя предвидеть однозначно. Разница между риском и неопределённостью касается знания лицом, принимающим решение, вероятностей наступления определённых событий, связанных с функционированием большой системы. Риск присутствует тогда, когда вероятности, связанные с различными последствиями, могут оцениваться, например, на основе предшествующего опыта. Неопределённость существует тогда, когда вероятности последствий приходится определять субъективно, т.к. опыт прошлого отсутствует или не может быть использован. Эта трактовка риска и неопределённости соответствует рассматриваемым в данном Пособии. В руководстве ЮНИДО риски и неопределённости подразделены на относящиесяк физическим или финансовым событиям и обстоятельствам. Физические связаны с неточной оценкой показателей, принимаемых в рамках проектирования и функционирования системы (проектные решения, выбор оборудования, оценка его надежности и производительности, расход материалов, прогноз спроса и т.д.). Финансовые непосредственно влияют на общую величину инвестиций, основной и оборотный капитал, производственные и маркетинговые издержки и объем продаж (например, инфляция, кредитная система и До.), т.е. действуют в течение всего жизненного цикла проекта или программы и в значительной степени определяют их жизнеспособность. Факторы риска и неопределенности обычно учитываются в расчетах эффективности, если они различны в сравниваемых вариантах достижения поставленной перед системой цели (целере-ализующие систе- Мь0, а также целесообразности страхования. 2. ВИДЫ РИСКОВ И НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЕЙ При оценке проектов нововведений анализируются и учитываются СЛедующие основные виды рисков и неопределенностей: * риск, вызываемый нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли; " неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране, регионе, отрасли; • внешнеэкономический риск (ограничения на торговлю и поставки, таможенных правил, финансовые кризисы в других отраслях или регионах и т.п.); • неполнота или неточность информации о динамике технико- экономических показателей, параметрах новой техники и техно- 1 логий; • уровня открытости корпоративного управления; • колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и др.; • неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий; • вариация условий функционирования и эксплуатации технических систем; • производственно-технологический риск (аварии, отказы оборудования, производственный брак, несвоевременность поставок и др); • неопределенность целей, интересов и поведения участников проекта; • неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий и организаций-участников проекта (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств). В целях сокращения отрицательных последствий рисков и неопределенностей для любой системы в последние годы создается система управления р рисками.-5 R Management Sy tern), основными принципами которой являются: четкая идентификация рисков; их количественная оценка, которая может периодически меняться; прозрачность методики и результатов оценок; выход на сводную (обобщенную) оценку проекта, системы (предприятие, отрасль, регион, страна); страхование и диверсификация рисков. 3. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И НАЗНАЧЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ РИСКОВ Достаточно условно и укрупненно эти методы можно свести к следующим группам: • систематизация прежнего исторического, производственного и иного опыта; • построение рейтинга рисков; • корректирование расчетных нормативов проектов, программ с учетом фактора риска; • вероятностные расчеты. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОПЫТА Одним из возможных простейших подходов при назначении риска яВляется использование опыта и исторических аналогий и деяний великих людей, которые становятся своего рода нормой (принцип прецедента). Из Евангелия от Луки известно, что Христос исцелил в один день десять прокаженных, и только один возвратился, чтобы его поблагодарить (вероятность 0,1). Когда Христос обратился к своим ученикам и спросил их: «Где же девять?» - оказалось, что они ушли, не поблагодарив исцелителя. Дейл Карнеги, приводя этот пример, замечает: «Почему простые смертные могут ожидать большей благодарности, чем Христос?». При оценке рисков важна информация о вероятности тех или иных событий и их последствиям. Например, в США вероятность дорожно- транспортного происшествия среднего автомобиля в течение года составляет 5,6%, в том числе легковые - 5,2%, грузовые автомобили малой грузоподъемности - 6,9%, средней и большой - 5,5%, автобусы - 7,8%. Вероятность, что при ДТП люди пострадают, в среднем составляет 27,7%, погибнут - 0,3%, в том числе соответственно по легковым автомобилям 30,3 и 0,28, грузовым автомобилям малой грузоподъемности 21,8 и 0,32, грузовым автомобилям средней и большой грузоподъемности 9,5 и 0,16%. Погибшие при ДТП распределяются следующим образом (%): водители - 58,1, пассажиры - 25,7, пешеходы - 14,2, велосипедисты - 2%. Повреждения автомобиля при ДТП распределяются следующим образом (легковой автомобиль - грузовой автомобиль средней и большой грузоподъемности - автобус), %: - фронтальное 41,5-34,6-27,1; - сзади 19,2-17,0-26,7; - слева 16,2-16,4-22,8; - справа 15,4-23,1 -21,1; - прочие 7,7-8,9-2,3. Располагая этими данными, можно прогнозировать число ДТП, попадавших, материальные потери, страховое вознаграждение и т.д. Так парке 250 млн. число ДТП в год может составить 13-15 млн., а по- Ших при этом - 40-44 тыс. человек, в том числе водителей 23-25 тыс. ^а рис. 30 на основании анализа фактических данных приведены билНКИ ^Иска ~ 30ны вероятностей поражения кузова легкового автомо- я при авариях, выполненные фирмой BMW. Наибольший риск пора- ЧТНоя (вероятность 0,25-0,4 и более) имеет передок автомобиля. Верону СТь Разрушения при авариях кузова автомобиля в зоне расположе- Газ°вого баллона колеблется от 0,01 (1 %) до 0,05 (5 %). По данным Риканской газовой ассоциации вероятность ударов при столкновении в зону расположения газового баллона составляет 0,075 (7,5 %) за Ю лет эксплуатации легкового автомобиля. В настоящее время, основываясь на этом походе, величина рисков и неопределенностей выбирается с учетом опыта реализации аналогичЛ ных проектов и по стандартным таблицам рисков (табл. 17), по результатам экспертизы и т.д.
Например, на основе анализа имеющегося опыта практическая возможность реализации, т.е. вероятность выявления реального эффекта от выполненной НИОКР на разных стадиях разработки и реализации нововведения составляет:
В США средняя цена подержанного легкового автомобиля составляла за последние годы около 70% нового. Эти подержанные автомобили покупают менее обеспеченные люди, вероятность несвоевременной выплаты кредитов которыми выше, чем у первой категории покупателей. Поэтому финансовые компании и банки увеличивают при покупке в кредит подержанных автомобилей годовой процент в 1,3-1,4 раза, а дополнительный риск составляет 3,4-4%. В результате среднемесячное погашение кредита владельцем подержанного автомобиля только на 20% ниже, чем у покупателя нового автомобиля. Четко выраженная цена рисков просматривается при страховании. В США страхование составляет более 12% всех затрат на приобретение и эксплуатацию легкового автомобиля и распределяется по видам риска следующим образом (100%): • пожар и кража - 13,3%; • дорожно-транспортное происшествие - 29,1%; • ущерб имуществу - 57,6%. Для улучшения практического использования и сопоставления различных систем риски могут оцениваться в виде определенных качественных групп (высокий, средний и т.д. риск), которым условно присваивается количественный показатель рейтинг. Рейтинг - это комплексная оценка или ранжирование состояния объекта (системы, процесса, программы), позволяющая отнести его к определенному классу или категории. Рейтинг объектов по одному показателю называется рэнкингом. Если при составлении рейтингов используется общедоступная публичная информация (например, о финансовой деятельности), то они называются дистанционными. Рейтинги, построенные с учетом дополнительного анализа, экспертизы, материалов, предполагающих доступ к внутренней деятельности объекта, называются инсайдерскими. Пресс-рейтинг - это количество упоминаний о данном объекте в течение определенного периода времени в рекламно-информационном пространстве с выделением негативной информации и определением ее удельного веса. В табл. 18 по данным потребительского журнала «Wh ch?» приведены рэнкинги надёжности наиболее покупаемых в Англии в 2001-2002 гг. легковых автомобилей. Надёжность оценивалась по вероятности отсутствия существенных отказов в течение первых двух лет эксплуатации автомобилей. В качестве допустимой была выбрана норма 94%. Применяются рейтинги организаций, предприятий, банков, мест отдыха, изделий, услуг. Например, при оценке международными туристическими фирмами мест отдыха используются четырехбалльные рейтинги опасности для иностранных туристов стать жертвой мошенничества, кражи, грабежа, разбоя: риск отсутствует - 0 баллов, малый риск - 1, умеренный - 2, высокий риск - 3 балла. Подобные данные позволяют сделать некие обобщения, полезные для участников туристического бизнеса (финансы, клиентура, органы охраны), а именно ранжировать города (регионы) по степени опасности для туристов (наименее опасные - ОАЭ, наиболее опасный - Майами, США), выявить наиболее рискованную опасность и разработать профилактические меры. Очевидно, что по данной или аналогичной схеме можно оценить риски клиента станции технического обслуживания, приняв в качестве показателей риски, характеризующие: отказ в предоставлении требуемых услуг; нарушение сроков выполнения услуг; отсутствие или нечеткость гарантии качества выполнения услуг и сохранности автомобиля; обеспечение комфортабельности и безопасности самого клиента; прозрачность оформления и оплаты заказа и др.
Примером применения экспертизы является оценка рисков в пакете программ «Project Expert» для следующих стадий проекта: • исследования и разработки; • приобретение и аренда земли; • строительство, аренда или приобретение зданий и сооружений; • приобретение и монтаж технологического и офисного оборудования; • разработка и изготовление технологической оснастки и инструмента; • производство; • рынок; • продукт, изделие; • система распределения; • реклама; • сервис. На каждой стадии эксперты оценивают уровень риска качественно (высокий, средний, низкий), рассматривая следующие показатели:
Далее может быть определен сводный рейтинг. Некоторые рейтинги имеют международный статус и несут большие экономические и политические последствия не только для промышленных и экономических систем, но и государств. Например, степень финансового и инвестиционного доверия к странам характеризуется рейтинговыми группами, определяемыми организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), штаб-квартира которой находится в Париже. Всего рейтинговых групп в ОЭСР семь, от наивысшей (1) до низшей (7). Чем ниже рейтинговая группа, тем выше риск, меньше доверие и соответственно больше проценты на предоставляемый кредит и перечень гарантий. Подобную работу проводят также международные рейтинговые агентства, среди которых наиболее авторитетны Moody', F tch Rat ng, Standard and Poor'. Следует отметить, что риск оказывает непосредственное влияние на цену изделий, товаров, услуг. Например, по различным оценкам европейских и российских трейдеров опасность войны в Ираке (ноябрь 2002 г.) увеличивает мировые цена на нефть на 2-5 долларов за баррель («плата за страх») или на 8-20%. Известны международные рейтинги перспективной конкуренции и инвестиционной привлекательности стран. Около 10% доходов американская медицинская система тратит на страхование «порочной деятельности» или профессионального риска в результате врачебных ошибок. КОРРЕКТИРОВАНИЕ РАСЧЕТНЫХ НОРМАТИВОВ При выполнении расчетов в проектах обычно пользуются информационными материалами разного уровня достоверности от высказываний отдельных специалистов, которые могут быть и заинтересованы в этих оценках, до конкретной информации по опыту эксплуатации систем и изделий, применению технологических, организационных и управленческих решений. В этих случаях возможна классификация информации (табл. 19), на основе которой исходный показатель (Пи), полученный на основе информации i-ro класса, при расчетах (Пр) корректируется с помощью коэффициента К,, зависящего от класса информации и вида оценок: ПР=К|ПИ. н (13) Нижняя граница поправленного коэффициента К" используется при расчете показателей эффективности, а верхняя К j - затрат. Таблица 19 Шкала количественной оценки корректирования расчетных показателей с учетом качества информации
Одним из подходов, позволяющих снизить негативные последствия недостаточного информационного обеспечения проектов и программ, является дифференциация требований к информационному обеспечению различных частей проектов в зависимости от новизны конкретной проблемы и ее важности для проекта в целом. В руководстве ШИДО применительно к маркетинговой части проекта предлагается четыре типа требований к анализу и информации (табл. 20).
Требования типа I: • очень тщательный и исчерпывающий анализ; • полный анализ рынка и конкуренции; • детальное рассмотрение будущих стратегических вариантов; • постепенное совершенствование важнейших функциональных стратегий (маркетинга, производства и т.п.) с проверкой или обоснованием основных важнейших предположений. Требования типа II: • тщательный анализ проблем; • глубокая оценка наиболее важнейших функциональных стратегий. Требования типа III: • описание и оценка основных проблем, имеющих отношение к проекту; • общий анализ концепции без детальной разработки альтернативных вариантов. Требования типа IV: • простая оценка условий проекта; • подготовка концепции исходя только из наиболее важных критических аспектов. ВЕРОЯТНОСТНЫЕ РАСЧЕТЫ РИСКОВ Этот метод основан на информации о вероятности определенных событий (отказ оборудования, образование очереди и т.д.) и оценке их технологических, экономических и других последствий. При этом обычно используется целевая функция, характеризующая определенный процесс (§ 6), определяется ее экстремальное значение, которому соответствует рациональная тактика поведения системы, т.е. управления ею- Например, используя экономико-вероятностный метод, рассмотренный в дисциплине «Техническая эксплуатация автомобилей», определяют ол- тимальную периодичность технического обслуживания (/0), соответствующую минимуму целевой функции Cj; суммарных затрат на ТО и ремонт (Cz)min (рис. 31). Но так как наработка на отказ случайна, то даже при оптимальной периодичности сохраняется определенная вероятность, т.е. риск отказа F-j. Важно, что риск известен для совокупности изделий и следовательно к его последствиям система может подготовиться. Подобный подход позволяет также определить цену регулирования риска. Если возникает необходимость снижения риска до F2<F1, то для этого периодичность ТО потребуется сократить с /0 до /(F2), а затраты на обеспечение заданного уровня риска увеличить на AC=C2(F2)-(Cs)min. Аналогично определяются запасы на складе и риски их исчерпания или образование очереди в системах массового обслуживания (магази-
4. У ЧЕТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ Производится следующими основными методами: * проверка устойчивости проекта; * корректирование параметров проекта и принимаемых при расчетах нормативов; * определение поправки на риск к коэффициенту дисконтирования; * оценка ущерба или упущенной выгоды; * формализованное описание и оценка неопределенности. Для проверки устойчивости разрабатываются и сравниваются как минимум два сценария реализации проекта: «умеренно оптимистический», рассчитанный на реализацию проекта в наиболее вероятных условиях, и «пессимистический» - реализация проекта в наиболее опасных для его участников условиях. Если во всех рассмотренных ситуациях интересы участников проекта соблюдаются (доходы, прибыль, достижение целей и т.п.), а возможные неблагоприятные последствия устраняются или компенсируются (запасы, резервы, потери, страхование и др.), то проект считается устойчивым. Корректирование нормативов сводится: 1) к применению поправочных коэффициентов, учитывающих достоверность информации (табл. 19); 2) увеличению сроков реализации отдельных этапов работы на среднюю величину задержек, определяемую экспертно (см. § 19 Пособия) или по опыту реализации аналогичных проектов; 3) увеличению стоимости элементов и этапов проекта в результате ошибок проектных организаций, пересмотра проектных и организационных решений; 4) учету запаздывания платежей, неритмичности поставок, сверхплановых отказов оборудования. Определение поправок к коэффициенту дисконтирования Согласно упрощенной методики Министерства экономики РФ учёт риска сводится к суммированию расчётного коэффициента дисконтирования dp и коэффициента поправки на риск f (табл. 21). При этом результирующий коэффициент дисконтирования d = dP+f (14) Таблица 21 Поправки на риск к коэффициенту дисконтирования показателей
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |