Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кривая ПВ обозначает границы максимально возможного одновременного производства товара А и В при полном использовании ограниченных ресурсов.б




График производственных возможностей.

Ось ординат показывает возможные величины производства товара А при ограниченном объеме ресурсов, ось абсцисс – возможные величины производства товара В из того же объема ресурсов. Соединив точки максимумов, получим кривую производственных возможностей (ПВ).

Выбор оптимального варианта ограничен числом вариантов, представленных совокупностью точек этой кривой.

Кривая ПВ характеризует отрицательную зависимость между парными величинами максимальных результатов производства. При наращивании производства товара А мы неизбежно теряем какое-то количество товара В, и наоборот. Теряемое количество одного товара при максимизации производства другого называется альтернативной ценой.

Точка Е есть результат неполного использования производственных ресурсов. В точке Е имеется резерв ресурсов для одновременного наращивания производства товара А и В. И опять возникает проблема выбора оптимального варианта.

Количество товаров, которые приходится терять при максимизации производства в условиях неполного использования ресурсов, называется альтернативной затратой.

Оптимальным вариантом в точке Е будет такой, который обеспечивает максимальную эффективность использования ресурсов. Формула эффективности – это отношение максимума результата к минимуму затрат (или дохода к расходам).

6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА - соотношение между полученными результатами производства - продукцией и услугами, с одной стороны, и затратами труда и средств производства - с другой.

Является важнейшим показателем экономики, ее технического оснащения и квалификации труда. Сопоставление затрат и результатов используется в практике управления фирмами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами. Основными показателями эффективности производства являются: производительность труда;

конкурентоспособность выпускаемой продукции;

срок окупаемости затрат и др.

К факторам, способствующим росту эффективности производства, относятся

ускорение научно-технического прогресса,

использование в производстве достижений науки и передовых технологий;

эффективный менеджмента;

На общий уровень эффективности большое влияние оказывает государство через ценовую, бюджетную, налоговую и таможенную политику, через госзаказы и различные формы поддержки предприятий.

Три основные задачи стоящие перед производством:

Что производить (проблема выбора) - решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и с помощью каких технологий будут произведены блага.

Для кого производить (проблема распределения) - проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве.

7. Экономическая система — способ организации хозяйственной жизни общества, другими словами — это способ принятия решений о том, ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить.

 

Типы экономических систем
   
Традиционная     Командная
   
Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услугикак и для кого производить Отсталая технология производства Преобладание ручного труда Многоукладность экономики Консерватизм и неприятие ново­введений     Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти Отсутствие у производителей свободы выбора Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства
     
Рыночная     Смешанная
 
Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания Преобладание частной собствен­ности Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами Свободная конкуренция Минимальное влияние государства   Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и госу-дарственногорегулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ

8. Формальным институтам соответствуют формальные правила, санкции за нарушение которых носят организованный характер. Напротив, неформальным институтам соответствуют правила неформальные, и наказание за отклонение от них реализуется спонтанным образом.

Преимущества и недостатки неформальных институтов

К преимуществам неформальных институтов можно отнести 1. адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри сообщества 2. возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы).

Недостатки: 1. неоднозначностью трактовки правил (разная культура, опыт) снижением эффективности санкций (не боятся подвергнуться критике, остракизму), 2. возникновением дискриминационных правил.

Преимущества формальных институтов:

1и Кодификация правил дает возможность индивидам устраняет возможность различных трактовок правил, делает понятнее санкции за нарушение этих правил,

2и Влияние 3 стороны может способствовать эффективности отношений

3и Формальные правила могут противодействовать дискриминации.

Собственность – это общественные отношения, складывающиеся в процессе присвоения материальных и духовных (интеллектуальных) благ. При этом воля собственника при равных условиях признается доминирующей над волей несобственников при осуществлении владения, пользования и распоряжения присвоенных благ. Почти во всех государствах данные отношения регулируются конституциями, а также многочисленными законами и подзаконными актами.

Конституции Республики Беларусь закрепляет две формы собственности: 1) государственную и 2) частную.

Предусмотрены - две разновидности государственной собственности: 1) республиканская (собственник сама Республика Беларусь в лице Правительства) и 2) коммунальная (собственник соответствующие административно-территориальные единицы

- и две разновидности частной собственности: 1) собственность физических лиц и 2) собственность негосударственных юридических лиц.

Выделяют 1) долевая собственность (для каждого сособственника своя доля) и 2) совместная (без определения долей).

 

9. В различное время, различное толкование. С появлением денег Рынок сегодня рассматривается как хоз-ых связей м/у субъектами хозяйства.

К важнейшим функциям рынка относится:

· поддержание сбалансированности спроса и предложения.

· Стимулирующая функция - побуждение производителя к созданию новой продукции с наименьшими издержками и максимальной прибылью.

· Ф-я экономичности - стремление к сокращению издержек

· Эквивалентная ф-я - рынок выявляя ценность товара.

· Ф-я демократизации хоз-ой деятельности - освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов.

Рынок представляет собой организованную структуру, в которую входят продавцы и покупатели, производители товаров (услуг) и их потребители. Их взаимодействие приводит к установлению рыночных цен.

Структура рынка - это наиболее существенные черты, к которым относятся:

* количество фирм и их размеры

* степень отличия или сходства товаров

* легкость входа на конкретный рынок и выхода из него

* доступность информации

 

10. Выделяя основные несовершенства рынка, экономисты в своих рассуждениях исходят из того, что там, где не срабатывает рынок, должен существовать другой механизм, способный взять на себя соответствующие функции. Таким механизмом является государство. Социально-экономические проблемы, которые неподвластны рынку.

1. Необеспеч. необход. количеством денеж. средств. Организация денежного обращения в стране - это естественная монополия государства. Но эта монополия – монополия на выпуск, а не на контроль за денежным обращением.

2. Механизм рынка не обеспечивает удовлетворение потребностей общества, которые не выражаются в индивидуальном платежеспособном спросе. К таким благам относятся: национальная оборона, охрана общественного порядка, защита окружающей среды и т.д.

4. Рыночный механизм не решает региональных проблем (экономических, демографических, социальных, экологических). Проблемы возникают вследствие:

§ Бедности региона природными ресурсами.

§ Невозможности полного использования ресурсов региона из-за недостатка капитала.

§ Стагнации или упадка предприятий в ключевой отрасли региона.

5. Механизм рынка не в состоянии реализовать экономические интересы отдельных стран в сфере международных отношений. В этом случае регулирование внешнеэкономической деятельности государством является объективной необходимостью. Ограничения внешней торговли, разумеется, приводят к потерям для всего мирового сообщества, но правительства отдельных стран мыслят не с точки зрения интересов человечества в целом, а с точки зрения национально-государственных интересов. Поэтому от регулирования внешнеэкономических связей и введения тех или иных ограничительных мер, отдельные страны могут получать определенный выигрыш.

6. Экономика рыночного типа не в состоянии развиваться без инфляции. Отсюда следует еще одна функция государства – проведение антиинфляционной политики.

7. Механизм рынка не способен сам по себе, без вмешательства государства, обеспечить полное использование экономических ресурсов. Поэтому политика в области занятости также является важной функцией государства.

8. Рыночной системе, поскольку она ориентирована на максимизацию прибыли, присуща склонность к монополизации, что препятствует эффективному распределению ресурсов. Для поддержания рынка государство проводит антимонопольную политику.

Таковы основные функции государства в системе рыночного хозяйства.

Однако в реальной жизни государство нередко вмешивается и в другие сферы, кроме тех, которые предоставлены рынком. Опасность государство навязывает свои цели и интересы микроэкономическим субъектам, деформируя тем самым всю систему экономических отношений и снижая эффективность функционирования всего хозяйственного механизма.

11. Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка.

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам; б) по характеру и в) по методам соперничества. По масштабам развития конкуренция может быть:

1. Индивидуальной (один участник рынка стремится занять "свое место под солнцем" - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг); 2. местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий); 3. отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

4. межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода); 5. национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

6. Глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.
По методам ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое

2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

Свободная конкуренция означает, 1. на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. 2. никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих.

Выделяют правила конкурентной "игры", ведущие соперников к победе или поражению.
Первое правило. Товаровладельцы должны устанавливать рациональную цену на свой товар, услуги. Если, допустим, продавец установил очень высокую цену на свою продукцию, то он неизбежно столкнется с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через какое-то время придется снижать цену или даже распродавать товары по ценам, приемлемым для покупателей. А это сопряжено с убытками.

Второе правило. Чтобы, "обхитрить" равновесную цену, товаропроизводитель старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене. Однако он продает эти изделия по равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной ценой.
Третье правило. При обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг - продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, "бросовым") ценам.

Конкуренция один из сильнейших факторов, влияющих на экономику. 1. рыночная состязательность прокладывает дорогу всему новому, передовому. 2. Разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства.

 

12. Спрос — количество товаров и услуг, которое покупатели желают и могут (готовы) купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Одним из главных факторов является цена. Связь между ценой товара и спросом на этот товар отражает закон спроса, суть которого: чем выше цена товара, тем меньше покупателей, готовых его приобрести, и тем ниже спрос. И напротив, при прочих равных условиях снижение цены ведет к росту величины спроса. Эту зависимость можно объяснить следующими причинами:

1. Высокая цена отбивает у потребителей желание купить товар, а низкая усиливает число покупателей и количество покупок, что означает увеличение спроса.

2. Потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, а поэтому потребители покупают дополнительные единицы продукции лишь при условии, что цена его снижается.

3. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

«Эффект дохода» указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо еще товаров.

«Эффект замещения» выражается в том, что покупатель стремится приобрести подешевевший товар вместо аналогичного товара, цена на который осталась прежней, т.е. заменить дорогие продукты более дешевыми.

Вместе с тем, на спрос влияют и другие факторы:

1. Изменение вкусов покупателей (физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды).

2. Изменение числа покупателей (снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на детское питание)

3. Изменение дохода (увеличение доходов повышает спрос на мясо, фрукты и снижает спрос на картофель, хлеб и т.д.).

4. Изменение цен на сопряженные товары (снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом).

5. Изменения в ожиданиях потребителей (предполагая, что закупки импортного сахара сократятся, и это вызовет повышение цен на него, население расширяет текущий спрос на сахар).

6. Изменения в экономической политике государства (уменьшение налоговых ставок ведет к увеличению доходов потребителей, а, следовательно, к увеличению спроса).

 

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

· Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

· Заметное для покупателя изменение уровня цен (резкие и заметные изменения цен приводят к увеличению эластичности спроса на товар);

· Современность и осведомленность покупателей о рынке интересующих товаров (чем больше покупатель разбирается в той или иной сфере, интересующих товаров, тем выше эластичность);

· Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);

· Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

Товары с эластичным спросом по цене:

· Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)

· Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)

· Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

Товары с неэластичным спросом по цене:

· Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)

· Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)

· Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)

 

13. Закон предложения – если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше – при их снижении.

К неценовым факторам предложения относят: налоги и дотации; число продавцов; психологический фактор (ожидание изменения цен); технология производства и пр.

Величина предложения является функцией всех этих факторов:

14. Взаимодействие спроса и предложения означает, что хотя высокая цена невыгодна покупателю, а низкая – продавцу, они придут к соглашению в цене, потому что оба хотят, чтобы купля-продажа состоялась. Это значит, что они уступят друг другу и сговорятся в цене. Этот процесс и есть взаимодействие спроса и предложения.

Поэтому рыночная цена называется равновесной.

Рис. 4.
В целом, законы рыночного ценообразования действуют: цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению

Если произойдет повышение спроса при неизменном предложении (рис.5) или сокращение предложения при неизменном спросе (рис.7), то цена возрастет.

Если при неизменном предложении спрос сократится (рис.6) или при неизменном спросе предложение увеличится (рис. 8), то цена упадет.

15. Под фирмой понимается любая организационно-хозяйственная единица, которая осуществляет предпринимательскую деятельность в области торговли, транспорта, строительства, промышленности, которая преследует коммерческие цели и пользуется правами юридического лица. Каждая фирма как организационно-хозяйственная единица имеет в своем составе одно или несколько предприятий, которая специализируется на конкретных видах деятельности (в производстве товаров и услуг), и функциональные подразделения, осуществляющие управленческую деятельность.

Формы: ОДО, ООО, ОАО, ЗАО.

16. Под производством понимается деятельность по использованию факторов производства с целью достижения наилучшего результата.

Выручка - это сумма денег, полученная фирмой за реализованную продукцию.

ТR = P*Q

Под затратами, или совокупными издержками (TC), понимаются денежные средства, которые фирма направляет на приобретение производственных ресурсов.

Прибыль фирмы - разность между ее валового дохода и совокупных издержек.

Цель фирмы - максимизация прибыли.

Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией, которая показывает максимальный выпуск продукции при использовании имеющихся ресурсов.

Q = f (F1, F2, …, Fn),

где:

Q - максимальный объем производства при заданных затратах,

F1 - количество использованного фактора f1;

F2 - количество использованного фактора f2;

Fn - количество использованного фактора fn.

Совокупный продукт (TP) - это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора. Разделив совокупный продукт на израсходованное количество переменного фактора, можно получить средний продукт (AP).

Предельный продукт (MP) определяется как прирост совокупного продукта, полученный при применении дополнительной единицы переменного ресурса.

Дополнительные издержки, связанные с увеличением выпуска продукции на одну единицу - есть предельные издержки (MC).

Предельная производительность - величина изменения общего объема производства, связанная с вовлечением дополнительных единиц ресурсов.

Основная закономерность, действующая для фирмы в краткосрочном периоде - это снижение, начиная с определенного момента прироста продукции, приходящейся на единицу переменного фактора производства, при условии, что используется определенное количество постоянного фактора производства. Иначе говоря, снижается предельный продукт фактора производства. В этом и заключается закон убывающей предельной производительности.

Изменения предельных издержек и предельной производительности осуществляется в противоположных направлениях.

Предельный продукт для каждой точки на кривой совокупного выпуска равен тангенсу угла наклона касательной к кривой в этой точке. Если совокупный продукт достигает своего максимума, предельный продукт равен нулю.

Закон убывающей предельной производительности носит не абсолютный, а относительный характер. Действительно, во-первых, он применим лишь на краткосрочном отрезке времени, когда хотя бы один из факторов производства остается постоянным. Во-вторых, он не учитывает технический прогресс, повышающий эффективность производства.

17.Издержки фирмы – совокупность расходов фирмы при производстве определённого объёма продукции и её реализации.

Бухгалтерские издержки — это стоимость используемых при производстве ресурсов.

Экономические издержки — это стоимость других благ (товаров и услуг), которые можно было бы получить при наиболее возможном альтернативном направлении использования этих ресурсов.

Внешние издержки — плата за ресурсы физическим и юридическим лицам, которые не входят в число работников или владельцев данной фирмы. Например, зарплата работников по найму (не входящих в число работников фирмы), выплаты за приобретенные ресурсы и др.

Внут­ренние издержки — издержки, используемые только в отношении собственного ресурса (ресурсов) без затрат на труд или услуги лиц, не состоящих в числе данной фирмы или другого юридического лица. Например, затраты на улучшение качества какой-либо конкретной продукции.

 

18. В течение краткосрочного периода элементы основного капитала остаются неизменными и могут меняться только численность и структура рабочей силы, объёмы приобретаемого сырья, топлива и т.п.

Постоянные издержки (FC) – расходы фирмы, которые остаются неизменными при любом количестве произведённой продукции (затраты на машины и оборудование, арендная плата, оплата управленческого персонала и т.п.).

Переменные издержки (VC) – расходы фирмы, величина которых находится в прямой зависимости от объёмов производства (затраты на сырьё, энергию, топливо, трудовые ресурсы и т.п.).

Общие издержки (ТС) – сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объёме производства. ТС=FC+VC

Предельные издержки (МС) – дополнительные издержки, связанные с производством одной дополнительной единицы продукции.

МС= = ; МС=ТСn –TCn-1; МС=(ТС)/

где Q – количество единиц продукции.

Средние (удельные) издержки (АС) – издержки в расчёте на единицу произведённой продукции

19.Долгосрочный период позволяет фирме вносить те изменения в производство, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде: она может ввести новые производственные мощности и технологии с учетом достигнутого уровня науки и техники. Таким образом, в долгосрочном периоде она может изменять не только переменные факторы, но и постоянные. Кроме того, в долгосрочном периоде в отрасль могут входить новые фирмы, либо покидать ее. Поэтому в долгосрочном периоде фирма более чувствительна к изменению цен.

Для того чтобы фирма на рынке совершенной конкуренции находилась в состоянии долгосрочного равновесия, необходимо выполнение следующих трех условий:

1) фирма не должна иметь побудительных мотивов к увеличению или снижению объема выпуска при наличии заданных размеров производственного предприятия, а это означает, что МС = MR, т.е. условие краткосрочного равновесия является условием долгосрочного равновесия;

2) каждая фирма должна быть удовлетворена размерами имеющегося у нее предприятия (т.е. объемами используемых постоянных затрат всех видов);

3) не должно существовать мотивов, побуждающих новые фирмы к вхождению в отрасль или старые к выходу.

На рис. 6.6. представлена фирма, находящаяся в условиях конкуренции, для которой выполняются все три условия.

Во-первых, краткосрочные предельные издержки МС равны цене MR при объеме выпуска QE. Это уровень выпуска, обеспечивающий фирме максимальную прибыль. Во-вторых, размеры фирмы как раз таковы, что краткосрочные средние полные издержки АТС равны наименьшим возможным долгосрочным средним издержкам при избранном уровне выпуска продукции. Это гарантия неизменности размера предприятия. В-третьих, как долгосрочные средние издержки, так и краткосрочные средние полные издержки равны цене при равновесном выпуске продукции. Это обстоятельство гарантирует отсутствие мотивов, побуждающих фирмы как вновь появляться на рынке, так и уходить с него.

 
 

Все три условия долгосрочного равновесия в обобщенном виде можно записать в виде следующего уравнения:

Р = MR = MC = min ATC

Цена = Предельные издержки = Краткосрочные средние полные издержки = Долгосрочные средние издержки.

Если не выполняется хотя бы одно из трех условий, то равновесие может быть нарушено.

Состояние долгосрочного равновесия может существовать, пока не изменятся внешние условия.

Как долго отрасль может находиться в равновесии? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть три ситуации, в которых может оказаться фирма данной отрасли в процессе функционирования в долгосрочном периоде.

1. Отрасль может находиться в состоянии равновесия: она получает нормальную прибыль (при равенстве предельных издержек и предельного дохода); ее экономическая прибыль равна нулю. Это объясняет нежелание других фирм входить в отрасль, а функционирующих - покидать ее.

2. При наиболее благоприятных обстоятельствах фирма может получать экономическую ненулевую прибыль. Такая прибыль начнет привлекать в эту отрасль другие фирмы. Поэтому экономическая ненулевая прибыль будет существовать до тех пор, пока цена будет превышать средние издержки. Но вступление в отрасль новых фирм приведет к увеличению предложения товара на рынке и спустя некоторое время цена снизится до уровня средних издержек. В результате экономическая ненулевая прибыль исчезнет.

3. Если фирма получает отрицательную экономическую прибыль, это будет означать, что фирма не получает даже нормальную прибыль. В этой ситуации фирма не будет в состоянии покрыть свою альтернативную стоимость (которая включает нормальную прибыль) и покинет отрасль в поисках более прибыльного приложения капитала. Начнется уход фирм из отрасли. Однако со временем отток из отрасли уменьшит предложение продукции и тогда цена повысится, приблизившись к средним издержкам. Оставшиеся фирмы и отрасль вновь придут в состояние равновесия.

Отметим интересный парадокс прибыли. В отрасли с совершенной конкуренцией фирмы могут получать экономическую прибыль только в течение определенного времени. Эта прибыль работает как экономический сигнал. В конкурентном мире экономическая прибыль является только временной наградой для тех, кто умен и умеет эффективно работать. Она неизбежно сократится до нуля, как только новые производители, привлеченные ею, вступят в эту отрасль, где могут ее получить. В этом заключается парадокс прибыли: экономическая прибыль, привлекая фирмы, приводит в действие такой механизм перераспределения ресурсов, который, в конечном счете, сводит эту прибыль до нуля. Аналогично убытки являются временным явлением. Если фирмы терпят убытки в отрасли с совершенной конкуренцией, то, в конце концов, они вынуждены будут покинуть ее. В результате поднимутся цены и благодаря этому убытки в отрасли, в конечном счете, исчезнут. В долгосрочном плане, таким образом, ни одна фирма при совершенной конкуренции не может надеяться на то, чтобы получить больше, чем нормальную прибыль.

Экономисты считают рынки с совершенной конкуренцией высокоэффективными, так как, во-первых, здесь достигается производственная эффективность при цене, равной минимальным средним общим издержкам, что означает изготовление товара наименее дорогостоящим способом (лучшая технология, минимум ресурсов, низкие цены); во-вторых, имеет место эффективное распределение ресурсов, т.е. создание необходимых потребителям товаров при Р = МС; а в-третьих, вследствие свободного перелива ресурсов конкурентные рынки обладают способностью быстро восстанавливать эффективность использования ресурсов при возможных нарушениях равновесия.

В то же время существуют некоторые ограничения эффективности совершенной конкуренции. Так, например, в этих условиях:

1) не решаются проблемы распределения доходов, общественных благ, отрицательных внешних эффектов;

2) не всегда используется наиболее эффективная техника, так как нововведения быстро дублируются конкурентами, а небольшой размер конкурентной фирмы ограничивает возможности автоматизации и финансирования инвестиций;

3) стандартизированный товар ограничивает диапазон потребительского выбора.

20. Доход– выручка фирмы от реализации продукции.

Различают следующие виды дохода.

1) Общий доход TR – выручка от продажи всего количества определенного товара. TR=P*Q.

2) Средний доход AR– выручка, приходящаяся в среднем на единицу продукции.

АR = (TR)/Q. Если все единицы продукции продаются по одинаковой цене, то AR=P. Это справедливо для чистой конкуренции.

3) Предельный доход MR -это прирост общего дохода при увеличении объёма продаж на единицу.

MR= прирост TR) / прирост Q.

Условия максимизации прибыли.

Предприниматель стремится максимизировать общую прибыль, то есть разницу между общим доходом и общими издержками. Для этого он должен выбрать оптимальный объем производства. Для его выбора существует два правила:

1 правило: оптимальным является такой объем производства, при котором общий доход TR превышает общие издержки ТС.

2 правило. Оптимальным является такой объем производства, при котором предельный доход MR равен предельным издержкам МС.

21. Труд – это тру-ту-ту. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, которые зависят от многих факторов - уров­ня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и других. Купля-продажа услуг труда выступает в фор­ме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должност­ных обязанностей и некоторых иных.

Особенности этого рын­ка:

1. большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. Если на рынке большинства потребительских товаров (ис­ключение составляют дорогостоящие изделия, продающиеся в кредит, и товары, имеющие гарантийное обслуживание) контакт продавца и покупа­теля мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длят­ся такое количество времени, на которое заключается договор найма работ­ника

2. Большую роль, играют на рынке труда неденеж­ные факторы - сложность и престижность работы, условия труда, его бе­зопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат в коллективе и др.;

3. Значительное воздействие, оказывают на рынок труда различные институты - профессиональные со­юзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и другие

Заработная плата В узком смысле слова заработная плата рассматривается как цена, выплачиваемая за использование единицы труда в тече­ние определенного времени - часа, дня и т. д. Различают номинальную и реальную заработную плату. Под номиналь­ной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работ­ник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. Реальная заработная плата - эта та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги.

22. Рынок капиталов (рынок капитала) — часть финансового рынка, на котором обращаются денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Формы обращения денежных средств (финансовых ресурсов) на рынке капиталов могут быть различными: банковские займы (ссуды); акции;облигации; ноты и закладные.

капитал реальный, существующий в форме средств производства, и капитал денежный, т.е. существующий в форме денег и используемый для приобретения средств производства, как совокупность источников средств для обеспечения хозяйственной деятельности предприятия.

Капитал денежный.(2 типа)

Собственный капитал предприятия - стоимость (денежную оценку) имущества предприятия, полностью находящегося в его собственности.

Заемный капитал — это капитал, который привлекается предприятием со стороны в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под какие-либо гарантии.

К основному капиталу относятся материальные средства длительного пользования, такие, как здания, сооружения, машины, оборудование и т.п.

Оборотный капитал расходуется на покупку средств для каждого производственного цикла (сырья, основных и вспомогательных материалов и т.п.), а также на оплату труда.

Основной капитал служит в течение ряда лет, оборотный — полностью потребляется в течение одного цикла производства.

Финансовая структура капитала —соотношение собственного и заемного капитала.

Собственный капитал и резервы включают вложенный капитал и накопленную прибыль.

Вложенный капитал — это капитал, инвестированный собственником (уставный капитал, добавочный капитал, целевые поступления). Собственный капитал предприятия — нераспределенная прибыль, резервный капитал, различные фонды.

Накопленная прибыль — это прибыль за вычетом налогов и дивидендов, которую предприятие заработало в предшествующий и настоящий период.

Заемный капитал (обязательства предприятия)

Заемный капитал в структуре капитала предприятия состоит из кратко- и долгосрочных обязательств.

Долгосрочные обязательства — это кредиты и займы со сроком погашения более года.

Краткосрочные обязательства — это обязательства со сроком погашения менее 1 года (например, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность).

 

Чем больше время эксплуатации основного капитала, тем больше физический износ.

С физическим износом связано понятие амортизации. Амортизация - перенесение по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции (работ, услуг). Моральный износ (моральное старение) — это снижение полезных свойств основного капитала в глазах пользователей по сравнению с тем, что предлагают ему взамен. Моральное старение может быть вызвано как объективными причинами (технический прогресс, перемены в образе жизни), так и чисто субъективными (воздействие моды, рекламы и т. д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.