Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерение бедности. 3 страница




В 1978 г. создан Сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права Академии наук Беларуси.

В 1988 г. с постановлением ЦК КПСС «О повышении роли марксистской социологии в решении узловых проблем советского общества» в номенклатуре научных специальностей социология отделяется от философии.

В 1989 г. открывается отделение социологии и кафедра социологии в БГУ, а в Академии наук БССР создается Республиканский центр социологических исследований (РЦСИ).

В 1990 г. на базе РЦСИ создается Институт социологии АН БССР.

3. Постсоветский период

В 1994 г. Белорусское отделение Советской социологической ассоциации преобразовано в Белорусскую социологическую ассоциацию (БСА).

С 1997 г. выходит журнал «Социология».

В 2000 г. на основе БСА создано Белорусское общественное объединение «Социологическое общество».

Существенное значение для развития белорусской социологической науки имеют творческие связи, устанавливаемые между учеными как на международном, межрегиональном, так и внутригосударственном уровнях. Активное участие белорусских социологов в работе международных конгрессов, конференций и коллоквиумов, творческие связи со своими коллегами из ближнего и дальнего зарубежья, обмен студентами, аспирантами, преподавателями и сотрудниками создают условия для плодотворного развития белорусской социологии.

7. Общество – это организованная по уровням система.

Характерные черты:

1. общество рассматривается в целом, как единая социально целостная система, устойчивая и саморегулирующаяся.

2. Общество разворачивается в пространстве и во времени

3. Общество обладает большим количеством элементов, каждый из которых является системой.

4. Общество обладает особыми интегративными качествами, отсутствующих у входящих в нее элементов.

5. Целостность общества является органической, т.е. ее внутренне взаимодействие сильнее внешних факторов.

6. Любое общество стремится к самостоятельности, т.е. к действию в одном направлении, регулируемости и управляемости.

7. Любое общество стремится обеспечить преемственность поколений.

Соц.система сложилась и развивается как форма единства: индивидов и соц.групп, кот-е обеспечивают организацию и координацию взаимодействий. Принципы существования и развития общества: 1)материальная основа жизни, как необходимое условие жизни общ-ва и и материальное производство –как конечный результат для создания материальных и духовных ценностей.2) создание человеком средств труда 3) территория как основа, на которой складываются и развиваются отношения между индивидами4) способность воспроизводить, поддерживать внутреннюю взаимосвязь на основе взаимного увлечения, на страхе лешиться помощи и поддержки. 5) автономность и высокий уровень саморегуляции путем создания условий для удовлетворения потребностей индивида, для самоутверждения

8. Существует деление обществ на:1) простые - нет руководителей, бедных, богатых(например, первобытные племена);2) сложные - существуют иерархия социальных слоев, несколько уровней управления. Они появились возникновением государства.Марксистская социология делит общества по отношениям собственности и способу производства материальных благ: это общественно-экономические формации - первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Широко распространено деление общества, предложенное Беллом и А. Туреном:1)доиндустриальные (традиционные до 18в.), где главный фактор - сельское хозяйство, главные институты -церковь и армия. Это закрытые общества 2) индустриальные(с 18-20в) - имеют развитую промышленность, свободные, открытые общества;3) постиндустриальные термин введен в 60-е г. 20в.(к 20в), - их главная ценность - информация, достижения научно-технической революции, возрастает роль науки, знаний и труд становится основой успеха как отдельного человека, так и общества.Возрастает тревога, т.к.1) гос-во и правящая элита получают возможность оказывать влияние на сознание людей 2) гос-во полностью подчиняет себе гражданское общество. Существует деление общества по политическим признакам:1) демократические (гражданское общество) 2) тоталитарное (государство подавляет личность);3) авторитарное (промежуточное между демократией и тоталитаризмом).

9. Понятие "культура" одно из наиболее часто употребляемых в современном гуманитарном знании. Оно пришло в европейские языки из латинского (cultura - возделывание, воспитание, развитие, почитание). В самом широком смысле культура есть то, что создано человеком, это вся совокупность продуктов человеческой деятельности, форм социально-политической организации общества, духовных процессов, состояний человека и видов его деятельности. Таким образом, культура включает и объединяет опредмеченную, "застывшую" человеческую деятельность, результаты "возделывания" действительности и "живую" - саму жизнь человечества, сегодняшний процесс возделывания, окультуривания действительности.

Культуру можно определить как уровень развития человека и общества, отраженный в созданных ими материальных и духовных ценностях, а также сам процесс творческой деятельности людей.

В социологии определились две традиции понимания роли культуры.

1) Марксизм отводит культуре важную, но зависимую от экономики роль, считает её производной от экономико-производственных отношений. К. Маркс считал, что культура вырастает из экономической деятельности человека, надстраивается над производством, и его обслуживает. Но марксизм не отрицает обратного воздействия культуры на экономику. В немарксистской социологии культура выступает как главная сила развития.

2) Социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер настаивают на примате культуры, считают, что она играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие. В частности, М. Вебер утверждает, что в основе перехода людей от феодализма лежала протестантская этика - как основа ценностей предпринимательства. Смена основополагающих ценностей эпохи составляет суть исторического прогресса, цивилизации нового типа.

Спецификой социологического подхода к культуре является анализ взаимосвязи культуры с общественным развитием: со стадиями развития цивилизации, со сдвигами в формационном состоянии общества, с этнической эволюцией, с развитием отношений между всеми основными социальными субъектами. При этом не только рассматривается культура в целом, как единая система, но исследуется ее дифференциация, о условленная многообразием форм социальной жизни - выделяются культуры различных социальных субъектов: культуры национальные, классовые, культуры разных поколений, разных типов поселений и т. д.

10. Фундаментальные элементы культуры

Познавательный знаково-символический элемент - знания, представления, образцы, находят своё запечатление в знаках и символах, т.е. языке.

Язык - это форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений, идей, мыслей. В процессе воспитания (образования) происходит освоение знаков и символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное, изображённое...

Ценностная система. Ценность - свойство вещей, явлений, удовлетворять потребности и интересы человека (Аксиология - наука о ценностях).

Образцы поведения - традиции, обычаи, обряды.

11. Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.

Основная функция - человекотворческая (гуманистическая).

• Главная функция культуры состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой

• Функция передачи социального опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли "отцы и деды", следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно культура диалогична в своей основе - коммуникативная функция.

Информационная функция

Знаково-символическая (семиотическая) функция

• Ценностная функция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.

• Специализирующая функция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.

• Индивидуализирующая функция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.

Интегрирующая и дезинте

12. B повседневном и научном языке часто встречаются термины «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек- это понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения homo sapiens.

Индивидпонимается как отдельный конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его первокирпичик (от латинского individ –конечный).

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях (биохимическом, психологическом, социальном).

Индивидуальность - это то, чем один индивид отличается от другого.

Личность - это понятие вводится для подчеркивания неприродной (надприродной) социальной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. Социология оперирует именно понятием личность. В своем первоначальном значении личность - это маска, роль, исполняемая актером в греческом театре. Для греков личность вне общества, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души. Эпоха Возрождение выдвигает на первый план самосознание, и личность практически отождествляется с понятием «Я». В социологии личность определяется как:

- системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и которое проявляется в совместной деятельности и общении;

-личность - это субъект социальных отношений и социальной деятельности. В момент рождения ребенок еще не является личностью, он лишь индивид, то есть представитель человеческого рода.

Чтобы стать личностью человек должен пройти определенный путь развития, непременным условием этого развития является:

- биологически и генетически заданные предпосылки;

- наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок активно взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с окружающей средой, не может стать человеком в собственном смысле слова.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств и свойств, которые составляют ее структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом: с точки зрения ее структуры, либо с точки зрения ее взаимодействия с окружающими и общения с другими людьми. Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность, как совокупность всех общественных отношений. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:

- изучение личности как элемента социальной системы, социальных общностей и институтов;

- изучение личности как объекта социальных отношений, то есть воздействия общества на личность, в том числе в процессе ее социализации и воспитания;

- рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе, рассмотрение социальной деятельности и активности личности.гративная функции.

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентации:

- традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств как стремление к самореализации и самостоятельности у этого типа личности весьма низкая;

- идеалисты - наоборот, в этом типе сильно выражено критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение к авторитетам, установка на саморазвитие во что бы то ни стало;

- фрустированный тип личности, для него характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное мироощущение, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни;

- реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;

- гедонические материалисты ориентированы первую очередь на получение удовольствия «здесь и сейчас» и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии принято также выделять модальный, идеальный и базисный типы личностей. Модальный тип личности тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, это тип личности как пожелание на будущее, как идеальная модель. Базисный тип личности тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.

Таким образом, социальный тип личности - это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение.

Личностная активность, отношение к социальной действительности являются основой типологии личности. Однако разработать единствен­ный, наиболее адекватный тип личности невозможно. В силу чего суще­ствует несколько типологий личности. Так, например, возможно крити­ческое и некритическое отношение к социальной реальности, в соот­ветствии с которым человек строит модели собственного поведения.

Некритический конформистский тип — принимая данный тип действительности, человек может быть весьма деятельным прагматиком, активно достигать собственных целей, его принцип: максимум пользы, минимум неудобств. Другим вариантом конформистской личности является эскейпизм, сознательное бегство от общества. Модель пове­дения такого человека характеризуется социальной пассивностью, ней­тральным отношением к моральным и политическим ценностям, стремлением к максимальному ограничению общественных связей.

На основе критического отношения к социальной реальности фор­мируется четыре типа личностного поведения: нигилист, реакцио­нер, реформатор, революционер.

Нигилист — пренебрежительно относится к повседневным ситуа­циям настоящего, оценивая его с позиции либо идеализиро­ванного будущего, либо идеализированного прошлого. В силу чего он внутренне готов к тотальному разрушению во имя «но­вого порядка», который «осчастливит» все человечество. Ниги­лизм довольно часто является результатом краха романтичес­ких иллюзий, но может быть и прикрытием эгоистических ус­тремлений и банальной лености.

Реакционер (консерватор, ретроград) — модель личностного по­ ведения, целью и мотивом которого является стремление со­хранить (возродить) патриархальные ценности, воспрепятство­вать различного рода новациям.

Революционер как тип личности стремится к преобразованию на личного бытия, и, прежде всего к его разрушению. Хотя довольно часть революционеры — прагматики, однако их прагматизм не направлен на личные выгоды, они, скорее аскеты и готовы к жертвенности ради идеалов революции. Профессиональные революционеры ориентированы на высокую ответ­ственность, постоянную мобилизацию, высокую организован­ность и героизм. Такой тип личности наибольшее распростра­нение находит в обществах переходного типа, в кризисные, критические периоды истории.

Реформатор — тип ориентации личностного поведения на реа­лизм в оценках ситуации и целей и средств ее преобразования. Для него характерны склонность к компромиссам, решитель­ность и ответственность за выполнение поставленных целей.

Известный представитель конфликтологического направления в социологии Р.Дарендорф использует термин Аристотеля homo politicus, то есть человек политический, участвующий в общественной жизни и управлении, разработал свою социальную типологию личности. Он подчеркнул, что личность - это продукт развития культуры и социальных условий и пользуется термином homo sociologihus (человек социологический) выделял его виды:

1) homo faber - человек трудящийся, в традиционном обществе, то есть личность, несущая бремя, наделенное важной общественной функцией;

2) человек массовый - современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом;

3) человек универсальный - способный заниматься разными видами деятельности, способный к всевозможным занятиям;

4) человек, зависящий от государства,

Д. Рисмен - социолог из США разработал свою концепцию так называемого
одномерного человека. Он считал, что под влиянием пропаганды, впитывая информационно- социальные стереотипы, человек формирует упрощенные схемы черно-белого видения проблем. Современное общество делает людей как бы одномерными, воспринимающими происходящее с помощью примитивных альтернатив и противоречий, то есть личностями с упрошенным социальным восприятием и примитивной интерпретацией.

Такие атрибуты современной жизни, как урбанизация, инду­стриализация, усиливающаяся мобильность, развитие средств мас­совой коммуникации накладывают свой отпечаток на человечес­кую личность. В 70-х гг. XX в. было проведено сравнительное изучение шести развивающихся стран (Аргентины, Чили, Индии, Из­раиля, Нигерии и Пакистана), в результате которого была постро­ена аналитическая модель современной личности.

13. Структура личности в социологии – один из самых спорных вопросов. Ее рассмотрение отличается достаточно большим разночтением. Существует концепция 3.Фрейда, по которой структура личности в социологии складывается из трех основных элементов - это Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). Оно представляет собой подсознательное, в котором господствуют инстинкты. В нем выделяются две потребности: агрессия и либидо. Я – это элемент сознания, которое связано в бессознательным, поскольку «оно» периодически прорывается наружу. Сверх-Эго представляет собой внутреннего цензора, который включает совокупность моральных принципов и норм. Сознание пребывает в конфликте с проникающими в него бессознательными инстинктами, а с другой стороны – с запретами, которые диктует Сверх-Я. Разрешение этих конфликтов опосредуется сублимацией (вытеснением).

14. Социализация –это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм, ценностей, необходимых для его успешной деятельности в данном обществе.

Социализация, таким образом, представляет собой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, основное содержание которого состоит в передаче – освоении социального опыта, становлении общественного человека и, в конечном счете, воспроизводстве самого общества.

Для обозначения социального субъекта, прямо или косвенно воздействующего на формирующуюся личность, используется понятие «агент социализации». В качестве агентов социализации могут выступать конкретные люди (отец, мать), группы (семья, дружеская компания), организации (школа, трудовой коллектив), институты (образование). Развитие средств массовой коммуникации увеличило число возможных агентов социализации. Распространение массовых печатных изданий было позднее дополнено средствами электронной коммуникации. Телевидение оказывает особенно сильное влияние, ежедневно вступая в контакт с людьми всех возрастов.

Этапы социализации:

Первичная социализация: протекает в условиях близкого окружения индивида, закладывает базисные характеристики личности, обеспечивает общую подготовку индивида к жизни в обществе. Главные агенты первичной социализации – семья, школа, друзья, соседи. Ее окончание обычно связано с завершением периода обучения в школе.

Вторичная социализациясвязана с профессиональной подготовкой и трудовой деятельностью индивида, что подразумевает большую свободу выбора, являющуюся результатом его собственной активности, прошлого опыта.

Процесс социализации индивида не завершается на какой-то стадии его жизненного цикла, а продолжается в течение всей жизни. Если при первичной социализации активность в основном принадлежит обществу, институтам и организациям, в которых индивид проходит обучение и воспитание, то в процессе вторичной социализации к активности общества подключается активность индивида – он выступает в качестве активной силы уже не только по отношению к самому себе, но и в отношении социализации других.

В самом общем виде личность можно назвать социализированной, когда она закончила свое продолжительное становление, закрепилась в социальной структуре на определенных позициях и уже не столько развивается, сколько функционирует. Однако потребность в продолжение социализации может возникнуть в любой момент ее жизни. В таком случае речь идет о ресоциализации – этапе обучения новым ценностям, нормам, ролям, правилам поведения взамен старых.

Необходимость в ресоциализаци может возникнуть в следующих случаях:

− социальные перемещения как по вертикали, так и по горизонтали (карьерный взлет или потеря работы с последующей деквалификацией);

− крупные общественные изменения – политические, экономические, культурные (либеральные экономические реформы в 1990-х годах в России);

− наличие групп лиц, нарушающих правовые и моральные нормы общества (преступники).

15. Социальный институт – это совокупность различных форм организации и регулирования общественный отношений.

Структуру социального института образуют:

§ социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

§ совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

§ система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

§ идеологические обоснования деятельности социального института;

§ социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

1. совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

2. система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

3. система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

4. материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

5. общественно признанная миссия, цель, идеология.

16. К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

Государство -- основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

Образование -- социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку - гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

Наука -- особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки -- познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

Право -- социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья -- это не только институт, но и малая социальная группа.

Деятельность социального института определяется:

§ во-первых, набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

§ во-вторых, интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества;

§ в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Важнейшими социальными институтами являются:

- государство и семья;

- экономика и политика;

- производство;

- культура и наука;

- воспитание;

- СМИ и общественное мнение;

- право и образование.

Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений, а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности -- экономической, политической, духовной и социальной.

Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности:

§ реляционные;

§ регулятивные.

Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).

Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.

Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.

Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.

17. Выделяют функции институтов:

§ удовлетворение потребностей общества;

§ регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества.

Экономические потребности в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные (физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении -- достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.

В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института.

Общие функции:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.

2. Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.