Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XIII. Финансовое обеспечение




 

Реализация Стратегии предусматривает осуществление следующих приоритетов в финансировании науки, образования и поддержки инновационной деятельности.

Во-первых, поэтапное увеличение объемов частного и государственного финансирования научных исследований, сферы образования и поддержки инноваций. Уровень расходов в экономике по указанным направлениям должен к 2020 году достичь уровня стран ОЭСР, как необходимое условие достижения экономикой страны необходимого уровня конкурентоспособности.

Во-вторых, создание условий для опережающего роста частных проектов НИОКР и частных инвестиций, в первую очередь в рамках технологических платформ и инновационных программ компаний с государственным участием

В-третьих, значительное повышение результативности бюджетных расходов на проведение исследовательских работ и на высшее профессиональное образование.

Финансирование фундаментальных исследований будет сконцентрировано на работах, осуществляемых научными коллективами, характеризующимися глобальной конкурентоспособностью, развитие сети национальных исследовательских центров и поддержку исследовательской деятельности, в том числе, в рамках технологических платформ.

В сфере высшего профессионального образования будет обеспечено повышение расчетных нормативов, обеспечивающих реализацию образовательных программ в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий, в отношении вузов, характеризующихся наличием конкурентоспособных на международном уровне научных школ в данных дисциплинах.

Одним из приоритетов является расширение объемов государственного субсидирования процентных ставок и предоставления государственных гарантий по образовательным кредитам, выделяемых на цели обучения в ведущих вузах страны и за рубежом, как важнейшей предпосылки увеличения частных ресурсов, направляемых в сектор образования и инструмента структурной перестройки образования.

В этой связи будут увеличены объемы бюджетного финансирования действующих мероприятий, в том числе, соответствующих мероприятий в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Также будет обеспеченно финансирование мер по поддержке инновационной деятельности предприятий в рамках Российского фонда технологического развития, по поддержке инновационных проектов частных компаний, реализуемых в рамках приоритетных направлений, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

В целях развития инновационной инфраструктуры, будет обеспечено в достаточном объеме финансирование создания Инновационного центра «Сколково», инфраструктуры особых экономических зон технико-внедренческого типа и технопарков.

В-четвертых, в соответствии с Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» и «О бюджетной политике в 2012-2014 годах», будет обеспечено оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики и формированию инновационных кластеров. На федеральном уровне постепенно должны разрабатываться и водиться меры по поддержке соответствующих региональных программ и инициатив.

Финансовое обеспечение стратегии формируется исходя из планируемых расходов бюджета, способствующих развитию экономики знаний, развитию (созданию, внедрению) новых технологий, формированию необходимых для инновационного развития компетенций в приоритетных сферах экономического развития («инновационных расходов бюджета») в рамках соответствующих государственных программ Российской Федерации, расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетного финансирования.

Показатель расходов федерального бюджета на цели реализации настоящей Стратегии не должен быть ниже текущего объема расходов федерального бюджета на инновации на всем интервале реализации Стратегии. Это предусматривает перелом сложившейся в последние годы «инерционной» траектории инновационных расходов.

В приведенной ниже таблице представлены ориентиры долгосрочной перспективы увеличения инновационных расходов на реализацию Стратегии, одновременно формирование конкретных объемов федерального финансирования будет определено в рамках процесса согласования и утверждения соответствующих государственных программ Российской Федерации.

Ключевыми государственными программами Российской Федерации, оказывающими непосредственное влияние на реализацию Стратегии, являются:

· Развитие образования;

· Развитие науки и технологий;

· Экономическое развитие и инновационная экономика;

· Информационное общество.

Значительное влияние на достижение целей Стратегии также будут оказывать расходы на НИР и НИОКР в рамках остальных государственных программ Российской Федерации.

Таблица 9. Финансовые параметры реализации Стратегии

Наименование индикатора (в % к ВВП)          
Внутренние затраты на исследования и разработки 1,3 1,5 1,9    
Средства государства на исследования и разработки 0,9   1,2 1,3  
 
Внутренние затраты на образование 5,1 4,8 5,4 6,5  
Государственные расходы на образование 4, 2 4,1 4,5 5,3  

Приложение 1. Основные шаги по реализации Стратегии

№ п/п Ключевой результат Срок достижения
ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК
1. Расширение форм и масштабов программ подготовки и переподготовки по инженерно-техническим специальностям 2011 г.
2. Расширение масштабов программ обучения инновационному предпринимательству и технологическому менеджменту в системе высшего и дополнительного образования 2011 г.
3. Первое награждение государственными наградами наиболее успешных предпринимателей в инновационной сфере с широким освещением их успехов и достижений в средствах массовой информации. 2011 г.
4. Повышение расчетных нормативов, обеспечивающих реализацию образовательных программ государственных вузов в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Российской Федерации 2011 г.
5. Поддержка развития непрерывного образования на предприятиях, реализации программ обучения и стажировок действующих специалистов предприятий развития корпоративных и отраслевых центров повышения квалификации персонала, организаций, осуществляющих деятельность по стандартизации, а также центров сертификации 2012 г.
6. Запуск программы популяризации научной и инновационной деятельности 2012 г.
7. Предоставление целевого финансирования на получение высшего и послевузовского образования за рубежом 2012 г.
8. Предоставление федеральных премий и грантов ученым, проводящим глобально конкурентоспособные исследования 2012 г.
9. Создание с участием телевизионных каналов, финансируемых государством, научно-популярного развлекательного телеканала с российским и зарубежным контентом 2012 г.
10. Учреждение национальной инновационной премии, возможно, на основе развития одной из существующих («Русские инновации») - за лучший инновационный потребительский продукт, прорывную технологию, способную изменить качество жизни, за прорыв на зарубежные рынки, формирование инновационных систем управления качеством и т.д., вручаемой как инновационным компаниям, так и индивидуальным изобретателям. 2012 г.
11. Расширение механизмов поддержки технического и научно-технического творчества детей 2013 г.
12. Реализация комплекса мер по модернизации общего образования субъектов Российской Федерации 2013 г.
13. Завершение выстраивания государственной системы поиска и «продвижения» талантливых детей 2015 г.
14. Введение единого экзамена для поступающих в магистратуру (аналога признаваемого во многих странах GRE subjecttest). 2017 г.
ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС
15. Формирование и начало реализации программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием 2011 г.
16. Выстраивание системы «обратной связи» и оценки эффективности предоставляемых бизнесу «инновационных» налоговых льгот. Формулирование на основе такой оценки новых предложений по отмене отдельных льгот и предоставлению новых (включая возможные льготы для инжиниринговых фирм) 2011 г.
17. Полноценный запуск деятельности приоритетных технологических платформ, включенных в перечень, утверждаемых Правительством. Формирование механизмов оценки эффективности деятельности таких платформ и мер содействия им со стороны государства 2011 г.
18. Включение технологических приоритетов и проектов, формируемых в рамках деятельности технологических платформ в качестве ключевых направлений государственной поддержки высокотехнологичных проектов в рамках соответствующих «отраслевых» федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации - 2012 гг.
19. Новый формат доклада об эффективности государственной поддержки инновационного развития  
20. Выстраивание (в том числе на базе институтов развития) системы грантового и возвратного финансирования инновационных проектов бизнеса 2012 г.
21. Формирование механизмов участия ассоциаций бизнеса (в первую очередь, высокотехнологичного) в выработке и реализации инновационной политики на принципах частно-государственного партнерства, а также механизмов поддержки деятельности таких ассоциаций 2012 г.
22. Расширение масштабов финансовой поддержки на ранних стадиях инновационной деятельности - «предпосевной» и «посевной», в том числе в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, деятельности Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также деятельности фондов посевных инвестиций, создаваемых на федеральном и региональном уровнях 2012 г.
23. Предоставление поддержки создания отраслевых центров повышения квалификации в секторах экономики, где инновационная продукция создается преимущественно в рамках деятельности малых предприятий 2014 г.
24. Завершение формирования технических регламентов Таможенного союза и обновления ключевых национальных стандартов, норм и правил в соответствии с целями стимулирования технологического развития экономики 2014 г.
ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА
25. Создание правовых механизмов коммерциализации интеллектуальной собственности, созданной до введения IV части Гражданского кодекса Российской Федерации, установление переходного периода в 1 год для государства в целях закрепления необходимых ему прав на РИД с последующей заявительной «приватизацией» всех остальных РИД в интересах авторов и, в последующем, иных заинтересованных лиц («интеллектуальная амнистия») 2011 г.
26. Реорганизация Российского фонда технологического развития (РФТР), запуск его деятельности на основе новой стратегии 2011 г.
27. Разработка и принятие государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» 2011 г.
28. Снятие ограничений на привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов в научные организации и вузы, в том числе на руководящие должности 2011 г.
29. Формирование среднесрочных (пятилетних) программ развития государственных организаций науки и высшего профессионального образования 2012 г.
30. Новый формат ежегодного доклада о развитии сектора исследований и разработок 2012 г.
31. Оптимизация состава финансовой отчетности по исследовательским грантам 2012 г.
32. Начало реализации новых проектов создания сверхкрупных научных установок 2012 г.
33. Создание новых национальных исследовательских центров 2012 г.
34. Формирование на основе опыта поддержки кооперационных проектов бизнеса и вузов (постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218) постоянно действующего механизма финансовой поддержки кооперации научных и образовательных учреждений с бизнесом (по аналогии с действующим в отдельных странах ЕС механизмом «инновационных ваучеров») 2013 г.
35. Запуск программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в ведущих зарубежных университетах, предусматривающей ежегодное направление молодых российских специалистов в аспирантуры и магистратуры ведущих зарубежных университетов 2013 г.
36. Введение федеральных премий и грантов, предоставляемых наиболее активным и выдающимся ученым 2014 г.
37. Переход к формированию единой системы госзаказа на фундаментальные исследования, включающей в себя как конкурсные механизмы, так и средства на институциональное развитие (вместо формирования отдельных программ фундаментальных исследований для академий наук и финансирования неакадемических институтов) 2014 г.
38. Пилотная программа по целевому привлечению на руководящие посты в научно-исследовательских и федеральных университетах специалистов, обладающих опытом руководящей работы в ведущих зарубежных вузах 2014 г.
39. Завершение процесса формирования ядра научных кадров высшей квалификации, получающих поддержку как наиболее активные и выдающиеся ученые, на основе проведения экспертизы результативности и уровня научной работы и аттестации 2015 г.
40. Перевод государственного финансирования науки в основном на конкурсную основу 2016 г.
41. Завершение формирования «опорной» сети центров компетенций в науке, включающей ГНЦ и НИЦ нового типа, а также иные ведущие научные организации, национальные исследовательские университеты 2020 г.
ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО
42. Формирование в рамках соответствующих государственных программ мероприятий, нацеленных на инновационное развитие сфер образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищного строительства и коммунального хозяйства, АПК 2011 г.
43. Создание в «отраслевых» федеральных министерствах структурных подразделений, отвечающих за инновационное развитие соответствующей сферы 2011 г.
44. Реализация пилотных проектов в органах государственной власти и субъектах Российской Федерации по формированию планов госзакупок, включающих инновационный компонент 2011 г.
45. Начало полномасштабной работы Агентства стратегических инициатив 2012 г.
46. Введение порядка перевода на английский язык и публикации нормативно-правовых актов Правительства, а также основных официальных документов, принимаемых на уровне органов государственной власти. Создание оперативно обновляемых англоязычных версий всех сайтов органов государственной власти 2012 г.
47. Формирование «дорожной карты» развития ключевых производственных технологий с выделением необходимой степени локализации для каждой из них (покупка за рубежом/частичная локализация/полная локализация) 2012 г.
48. Формирование системы мер по последовательному и предсказуемому на долгосрочную перспективу ужесточению экологических, технических, санитарно-эпидемиологических требований, а также требований к энерго- и ресурсоемкости продукции (услуг) и используемых технологий, определение системы соответствующих поощрений и санкций, стимулирующих их создание и внедрение и гармонизация российских стандартов с международными по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта инновационной продукции 2012 г.
49. Включение в квалификационные требования для занятия должностей государственной службы главной и высшей группы должностей знания иностранного (английского) языка на уровне, позволяющем обеспечивать прямое общение с иностранными коллегами 2014 г.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
50. Упрощение импорта технологий, в том числе за счет отмены требования представления сертификатов соответствия при импорте оборудования, перечень которого устанавливается Правительством Российской Федерации 2011 г.
51. Начало предоставления гарантий и страхования экспорта, совершенные Агентством по страхованию экспорта 2012 г.
52. Внедрение и активное использование в практике зарубежных закупок российских компаний офсетных требований нацеленных на повышение инновационной активности в России 2012 г.
53. Привлечение в Сколково, технико-внедренческие зоны, наукограды, академгородки и ЗАТО от 20 НИОКР-подразделений крупнейших мировых компаний 2014 г.
ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ
54. Введение процедуры определения регионов – инновационных лидеров и формирование механизмов их поддержки с федерального уровня 2011 г.
55. Пересмотр статуса «наукограда» - увеличение поддержки, увязка присвоения статуса не только с наличием высококлассного научного учреждения, но и с активностью региональных и муниципальных властей в формировании региональной инновационной системы, к динамике развития инновационного бизнеса и т.д. 2011 г.
56. Разработка программ и стратегий инновационного развития или включение проработанных разделов по инновациям в программы и стратегии социально-экономического развития всеми субъектами Российской Федерации 2012 г.
57. Реализация при федеральной поддержке проектов инновационных «центров» в регионах, объединяющих имеющиеся в субъектах Российской Федерации объекты федеральной и региональной образовательной, научной и инновационной инфраструктуры (в отношении передовых, наиболее инновационно-активных регионов с развитой инновационной инфраструктурой, предприятиям высокотехнологичного бизнеса, научным и образовательным секторами) 2013 г.
58. Создание полноценных территориальных инновационных кластеров в регионах – инновационных лидерах (30 функционирующих более двух лет центров кластерного развития в субъектах РФ) 2016 г.
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
59. Выход на проектную мощность по осуществлению инвестиций в инновационные компании ранних стадий развития Фонда посевных инвестиций РВК 2011 г.
60. Формирование федерального реестра объектов инновационной инфраструктуры, созданных с привлечением государственных средств. 2012 г.
61. Создание публичных баз данных, включающей краткую информацию (не содержащую коммерческой тайны или технологических «ноу-хау») обо всех поддерживаемых институтами развития инновационных проектах 2012 г.
62. Первые продажи ценных бумаг, долей в уставных капиталах инновационных компаний, в которые были осуществлены посевные инвестиции Фондом посевных инвестиций РВК, Роснано 2014 г.
       

Приложение 2. Основные термины, используемые в Стратегии

1. Инновации [7] – введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

2. Инновационное развитие - тип экономического развития (страны, региона, организации), основным фактором которого выступают инновации.

3. Государственная инновационная политика – одно из направлений государственной социально-экономической политики, связанное с реализацией комплекса организационных, экономических и правовых мер, направленных на стимулирование инновационного развития.

4. Национальная инновационная система (НИС) – совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.