Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техники и технологии выполнения росписей керамики




ВЫПОЛНЕНИЯ УКРАШЕНИЙ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Керамика – различные предметы из обожженной глины. Они создаются гончарами. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера–гончары изготавливали разнообразные по формам и декору миски, кувшины, блюда, фляги и другие предметы, широко использовавшиеся в народном в быту. К керамике относятся майолика, терракота, фарфор, фаянс, отличающееся друг от друга составом глин. [14].

Существуют множество техник оформления керамических изделий. Чаще всего используются краски для росписи керамики и глины.Пригодны любые разновидности красок, которые не боятся холодной и горячей воды: масляные, цветное серебро, разноцветные лаки, рельефные пасты, присыпки.

Безусловно, эмалевые краски для росписи керамики и глины особенно хороши. Эмали прекрасно ложатся на глину, наиболее прочны на обливной глине, имеют привлекательный мягкий отблеск. Тона их нежны, свежи, разнообразны. Масляные краски идут следующим номером по красоте и прочности, но масло грубее. Масляной краской немыслимо достигнуть оригинального вида эмалевых изделий, особенно если роспись тонка и рисунок интересен. Третье место занимает цветное серебро, нарядное и своеобразное, правда уступающее прочностью первым двум.

В данной дипломной работе использовались акриловые краски и лаки. Акриловые краски используются как альтернатива масляным краскам, они быстро сохнут и не имеют специфических резких запахов, темнеют при высыхании, и дают ровную глянцевую поверхность. Так же плюсы акриловых красок в том, что они не требуют термических обработок как эмалевые краски. Минус акриловых красок в том, что на керамике они, смотреться не так эффектно как эмалевые.

 

Для росписи по керамике почти всегда требуется закраска фона. Верно, подобранный фон оттеняет и увеличивает красоту почти каждого рисунка, главное же, скрывает недостатки материала, иногда неровного. (См приложение Е).

Для эмалевых красок годятся фоны: черный, белый, желтый, терракотовый, глубоко–синий. Эти тона предпочтительны для рисования силуэтов, цветов, орнамента.

Цветные лаки вследствие природной прозрачности нуждаются в идеальном фоновом окружении. Для цветных лаков интересна блестящая фоновая подкладка (золотая, серебряная). Под роспись лаками фон предпочтительнее покрывать эмалевой краской, масляной или оставлять натуральным. Однако прочностью лаки уступают эмали и маслу.

Рельефные пасты прочностью и красотой тонов в росписи по керамике стоят наряду с эмалевыми и даже выше, но рельефными пастами работается менее быстро. Сохнут рельефные краски гораздо медленнее, чем эмалевые, не говоря уже о стоимости их. Рельефными пастами и присыпками легко производить имитацию всевозможных древностей, старинной утвари. Имитация делается таким образом: золотая или серебряная подложка обсыпается в некоторых местах белыми бриллиантами, затем расписывается разноцветными лаками под драгоценные камни.

Рисунки могут быть самые разнообразные, начиная от элементарных орнаментов, цветов или фруктов, заканчивая сложными ландшафтами или жанрами (картины с участием фигур людей). Начинающим легче брать для росписи по керамике незатейливые рисунки: легкий орнамент, ягодки, цветы, водяные растения [16].

Предварительно проанализировав техники росписей керамики, мною была выбрана для росписи керамических медальонов гжель и хохлома. Важная особенность в декоративной росписи это правильно подобранна гамма и живописное начало.

Технология гжельской росписи предполагает только одну краску – кобальт, которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет, фон окрашивается в белый цвет. Кобальтовая краска разводиться водой. Узоры писались мною по поверхности изделия, а затем оно покрывалось акриловым лаком. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

Большое значение в технологии росписи придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета.

В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубоватого оттенка. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре – яркое, крупное пятно – изображение ромба с сеткой внутри, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, разбеленных белилами фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки, тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняемым тонкой кистью. Сетки сочетают в себе чередование тонких и широких линий, выделенных точками (см. приложение Ж,О.).

Основными элементами в технологии гжельской росписи фарфора являются так называемый кистевой,,светотеневой мазок,, (мазок с тенями), кистевой мазок одной кистью, а также второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики. Кистевой,,мазок с тенями,,, обладает большим тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше – кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета.,,Мазок с тенями” образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.

Также в технологии росписи существует прием использования в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора,,ситчик”, когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи – птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище – бутон с волнистыми краями шея, грудь – каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы.

Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.

Искусство создания высокохудожественных фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный скульптурный характер. Сейчас художники считают себя вправе не ограничиваться функциональностью изделий, а стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, способных не только украсить, но и преобразить наш быт. Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия.

Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике.

Цветовой сочетание – синий кобальтовый и белый – и является первым отличительным знаком росписи в стиле,,гжель”. Гжель сегодня – это не только красивая посуда но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы, предметы интерьера, одежда, украшения, и даже холодильники, телефоны, фотоаппараты. Также гжель – это многовековая традиция, любимая и по сей день [17].

Ярко и самобытно искусство хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной или огненной. В росписях хохломы почти нет жанровых сценок, все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси.

Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других – завиваются или бегут по кругу. Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в 18 веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок [18].

Для росписи второго гарнитура мною была выбрана техника,,верхового” письма, при котором рисунок наносится чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия (См. Приложение Р,С).

Травная роспись, которая использовалась в моей работе, напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. В росписи медальона используются завитки, разнообразными мазками, мелкими ягодками и колосками по золотому фону.

Но как бы виртуозно ни была исполнена роспись, ее краски не звучат еще в полную силу. Неповторимый хохломской колорит она приобретает лишь после того, как изделия лакируются. Расписные изделия покрывались 2 раза акриловым лаком в ручную. Приёмы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из–под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создаёт множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленные ими мотивы.

Декоративный орнамент, в который помимо травки мною были введены листья, ягоды и цветы, называют,,под листок” или,,под ягодку”. Эти росписи отличаются от,,травки,, более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Данный прием позволил мне создать более насыщенную и интересную композицию.

Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы [18]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.