КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционно-правовой статус личности и гражданина в РФ
Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону характеристики России как прав. гос-ва: высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы. Основные права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения (ч.2 ст. 17 Конституции РФ). Если правовой статус - это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности соответствующего субъекта правоотношений, то конституционно-правовой статус личности - это совокупность лишь основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; нормы конституционного права устанавливают основы правового статуса личности. Конституц. права и свободы человека и гражданина имеют след. особенности: - они являются исх. пунктом для установления других прав, свобод и законных интересов в отраслевом (специальном) законодат-ве; - для них характерна высокая степень обобщения и распространения; - в основе их возникновения лежат не конкретные юридические факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в гражданстве РФ; - они обеспечиваются повышенной правовой охраной. Личные (гражданские) права и свободы - это те права и свободы, кот. составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, предоставляют конституц. защиту всех сфер частной жизни человека от непомерного и неправомерного вмешательства гос-ва и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам рос. общ-ва независимо от наличия или отсутствия гражданства РФ. К личным правам и свободам человека и гражданина Конституция РФ относит: - право на жизнь; - достоинство личности; - право на свободу и личную неприкосновенность; - право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; - неприкосновенность жилища; - право на определение и указание национальной принадлежности, использование родного языка; - свободу передвижения и выбора места жительства; - свободу совести и вероисповедания, право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой; - свободу мысли и слова; - право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь, процессуальные гарантии и др. Составной частью прав. статуса того или иного субъекта правоотношений наряду с правами являются и обязанности этого субъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность. Конституция РФ содержит след. обязанности человека и гражданина, конкретизированные и детализированные в отрасл. законод-ве: соблюдать Конституцию РФ и законы; уважать права и свободы других лиц; обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях; обязанность каждого получить основное общ. образ-е и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня; заботиться о сохранении историч. и культур. наследия, беречь памятники истории и культуры; платить законно установл. налоги и сборы; сохранять природу и окруж. среду, бережно относиться к природным богатствам; обязанность граждан РФ защищать Отечество.
73. Гражданство РФ: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения. Гражданство РФ - устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Вопросы гражданства РФ регулируются Конституцией РФ, м/ународными договорами РФ, ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ (в ред. Фед. законов от 12.11.2012 N 182-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ними другими норм. прав. актами РФ: Гражданство РФ приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство РФ; в) в результате восстановления в гражданстве РФ; г) по иным основаниям, предусм. настоящим ФЗ или м/ународным договором РФ. 1. Иностр. граждане и лица б/гражданства, достигшие возраста 18 лет и облад. деесп-ю, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражд-во РФ в общ. порядке при усл., если указ. граждане и лица: а) проживают на терр. РФ со дня получения вида на жит-во и до дня обращ-я с заявл. о приеме в гражд-во РФ в теч. 5 лет непрерывно, за искл. случаев, предусмотр. ч. 2 ст. 13 наст.ФЗ.; б) обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ; в) имеют законный источник средств к существованию; г) обратились в полномочный орган иностр. гос-ва с заявл. об отказе от имеющегося у них иного гражд-ва. Отказ от иного гражд-ва не треб-ся, если это предусмотрено. м/ународным договором РФ или настоящим ФЗ / если отказ от иного гражд-ва невозможен в силу не зависящих от лица причин; д) владеют рус. яз.; 2. Срок проживания на терр. РФ, установл. пунктом "а" части 1 ст. 13, сокращ-ся до 1 года при наличии хотя бы одного из след. оснований: а) наличие у лица высоких достижений в обл. науки, техники и культуры; облад. лицом профессией/квалификацией, представл. интерес д/РФ; б) предоставление лицу политического убежища на терр. РФ; 3. Лицо, имеющее особые заслуги перед РФ, может быть принято в гражд-во РФ без соблюд. усл., предусмотренных частью 1 ст. 13 ФЗ. 4. Граждане гос-в, входивших в состав СССР, проходящие не менее 3 лет воен. службу по контракту в ВС РФ, др. войсках или воинских формир-ях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражд-во РФ. Гражданство РФ прекращается: а) вследствие выхода из гражд-ва РФ; б) по иным осн-ям, предусм. наст. ФЗ или м/ународным договором РФ. 1. Выход из гражд-ва РФ лица, проживающего на терр. РФ, осуществ-ся на осн. добров. волеизъявления такого лица в общ. порядке, за исключ. случаев, предусм. ст. 20 наст. ФЗ. 2. Выход из гражд-ва РФ лица, прожив. на терр. ин. гос-ва, осуществл-ся на осн. добровол. волеизъявления такого лица в упрощ. порядке, за исключ. случаев, предусм. ст. 20 наст. ФЗ. 3. Выход из гражд-ва РФ ребенка, один из родителей кот. имеет гражд-во РФ, а др. родитель явл-ся ин. гражд. / единственный родитель кот. явл-ся ин. гражд., осуществ-ся в упрощ. порядке по заявлению обоих родителей / по заявлению единственного родителя. Выход из гражд-ва РФ не допускается, если гражданин РФ: а) имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное фед. законом; б) привлечен компетентными органами РФ в кач-ве обвиняемого по уг. делу / в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражд-ва и гарантий его приобретения.
74. Правовые акты управления: понятие, типология. Акты упр-я являются правовыми, т.к. с их помощью достигается правовой результат, то есть осуществ-ся установление, изменение или отмена правовых норм, возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений, либо то и другое одновременно. Правовые акты управления - это: - юридические акты; - исполнительные решения; - авторитарные решения; - подзаконные официальные решения; - односторонние веления; - умышленные волевые действия администрации; - форма управленческой деят-ти; - важная форма выражения, проявления компетенции государственного органа; - видоизменяющие, устанавливающие, прекращающие общественные отношения; - организующие решения. Под правовыми актами управления следует понимать декреты, указы, постановления, распоряжения, указания и другие документы установленного вида, в устной или иной форме закрепляющие решения компетентных органов (должностных лиц), направленные на установление, изменение или отмену правовых норм, на возникновение, изменение или прекращение правовых отношений в процессе осуществления гос. упр-я. Правовые акты управления многочисленны и разнообразны. Их особенности наиболее очевидны при классификации. Деление актов на виды возможно по различным основаниям. В научной лит-ре наиболее распростр. Яв-ся классификация по след. критериям: - по юридическим свойствам: нормативные (регламентарные) и индивидуальные (нерегламентарные); - по органам, их издающим; - по времени действия; - по порядку издания: коллегиальные и единоличные; - по кругу субъектов, на которые распространяется. По кругу субъектов, на кот. распростр-ся данный акт, выделяют: - Индивидуальные; - Нормативные; - Смешанные. Правовые акты управления могут издаваться в следующих формах: - письменной; - устной; - конклюдентной - это действия лица, выражающие его волю, но не в форме письм. / уст. волеизъявления, а в поведении или иной форме, по кот. можно сделать заключение о таком намерении.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |