Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспериментальная психология как наука, проблема предмета и ее критика. Наука как форма и способ познания, ее отличительные черты и отличия от псевдонауки




Три подхода к познанию

 

 

 

Художественный Научный

 

 

В познании мира можно выделить три принципиально различных подхода: бытовой, художественный и научный.

Внимание исследователей привлекает проблема отношения человека к ситуации неопределенности. Введено понятие «толерантность к неопределенности» как одна из характеристик когнитивного стиля.

Для большинства людей неопределенность неприятна. Они стремятся снизить ее степень, даже если им приходится для этого обманывать себя. Подобное стремление служит одним из мотивов познания мира. В этом случае цель заключается в построении такой картины мира, которая могла бы объяснить его. Например, наших предков вполне устраивало, что огонь появляется потому, что этого хотят духи огня.

Самый распространенный и известный — это бытовой подход, когда познание осуществляется на основе нашего собственного опыта и опыта наших родителей.

При художественном подходе человек — писатель, живописец, фотохудожник и т.д. — строит картину мира на основе саморефлексии, т.е. пропускает реальность через собственную душу.

В основе этих двух подходов к познанию лежит стремление к снятию неопределенности путем построения непротиворечивой — на уровне знаний субъекта — картины мира, пусть даже в ущерб истине.

Научный подход принципиально отличается тем, что стремится построить модель реальности, максимально приближенную к истинному положению дел, учитывая, что истина недостижима.

В основе научного подхода тоже лежит стремление снизить уровень неопределенности, но это достигается не построением картины мира, которая не противоречит априорным представлениям о нем того или иного субъекта (первые два случая), а изменением своих представлений в сторону согласования с предполагаемой картиной мира.

Кроме того, есть люди с повышенной толерантностью к неопределенности. Они ищут неопределенных ситуаций, сами их создают. Отчасти прогресс науки обусловлен наличием таких людей.

 

 

Эмпирическая загруженность теории (схема Хольцкампа)

 

Эмпирическая загруженность теории — термин, введенный Хольцкампом для оценки связи теории с эмпирическими данными. Им же даны описания сочетаний основных видов загруженности.

Настоящая загруженность соответствует теории, построенной на основании эмпирически полученных данных.

Ненастоящая загруженность отличает теорию, построенную без предварительного проведения эмпирических исследований.

Подлинная загруженность отвечает полному соответствию теоретических положений результатам эксперимента.

Неподлинная загруженность встречается в тех случаях, когда эмпирические исследования, проведенные в рамках данной теории, потерпели неудачу.

В отображенной схематически иерархии теорий общности с учетом степени эмпирической загруженности можно выделить три главных типа теорий:

1. Теории нижнего уровня используют объяснительные схемы, которые максимально эмпирически загружены, т. е. непосредственно соотносятся с экспериментом.

2. Теории среднего уровня не прямо соотносятся с эмпирическими результата­ми, а позволяют выдвигать гипотетически мыслимые следствия, доступ­ные эмпирической проверке.

3. Теории верхнего уровня не связаны с формулированием эмпирически на­груженных гипотез. Используемые понятия имеют максимальную сте­пень общности, приобретая статус категорий.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.