Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы опыта сознания




Вундт обозначил следующие основные задачи экспериментальной психологии:

· Проанализировать процессы сознания посредством исследования его основных элементов;

· Выяснить, как эти элементы соединяются;

· Установить принципы, согласно которым такое соединение происходит.

Вундт считал, что ощущения являются первичной формой опыта. Ощущения возникают, когда на органы чувства действует какой-либо раздражитель и возникающие импульсы достигают мозга. Ограниченность данной позиции в том, что он не проводил различия между ощущениями и возникающими на их основе мысленными образами.

Чувства – еще одна форма первичного опыта. Ощущения и чувства возникают одновременно в процессе одного и того же непосредственного опыта. Причем чувства непосредственно следуют за ощущениями:

Раздражитель ощущение чувство

В процессе проведения сеансов самоанализа Вундт разработал трехмерную модель чувств (эксперимент с метрономом).

Трехмерная модель чувств построена в системе трех измерений:

1) «удовольствие – дискомфорт» (когда удары метронома ритмичные – очень частые);

2) «напряжение – расслабление» (очень редкие удары, когда ждешь удара, и расслабление, наступающее после него);

3) «подъем (чувств) – угасание» (частый темп ударов – медленный).

Следовательно, любое чувство располагается в некоем диапазоне трехмерного пространства.

Эмоции – это сложное соединение элементарных чувств, которые могут быть измерены при помощи трехмерного континуума. Таким образом, Вундт сводил эмоции к элементам мышления, но эта теория испытания временем не выдержала.

Основав лабораторию и журнал, Вундт наряду с экспериментальными исследованиями обращается к философии, логике, эстетике.

Он считал, что простейшие психические процессы – ощущения, восприятие, чувства, эмоции – необходимо изучать с помощью лабораторных исследований. А для высших психических процессов – обучаемость, память, язык, которые связаны с аспектами культурного воспитания, нужны другие методы исследования, не экспериментальные, а заимствованные из социологии и антропологии.

Согласно Вундту, психология начинается с непосредственного опыта субъекта. Самоделение человеческого знания на непосредственное и опосредствованное Вундт заимствовал из философии. Но он вкладывал эти понятия иной смысл. Для философа непосредственному относятся чувственное и интуитивное знание, опосредствованному — рациональное. Вундт полагал, что чувственное знание тоже может быть опосредствованным, например прошлым опытом субъекта, его ранее приобретенным знанием о воспринимаемом предмете. Восприятие, по Вундту, - это естественный процесс, целиком обусловленный 3-мя детерминантами:

- физической стимуляцией,

- анатомическим строением воспринимающего органа,

- прошлым опытом индивида.

Вундт выделил 3 базовые категории, лежащие в основе психических явлений: ощущение (sensation), восприятие (perception), чувствование (feeling).

Ощущение является простейшим элементом сознательного опыта; на нем фиксируется отдельное свойство воспринимаемого предмета, не предмет в целом. Такая ситуация встречается редко. Обычно органы чувств одновременно реагируют на несколько свойств предмета, поэтому в сознании одновременно присутствует множество элементарных ощущений. Объединяясь вместе, они дают новое качество восприятие целостного предмета. Отчасти такое объединение может осуществляться автоматически, пассивно, помимо воли субъекта, благодаря механизму ассоциации. Ассоциативные комплексы образуют поле восприятия. В этом поле есть часть содержания, на которую направлено внимание субъекта. И здесь Вундт вводит очень важное в его концепции понятие апперцепции.

В отличие от автоматически, пассивно протекающей перцепции, апперцепция - это произвольный акт, целиком управляемый волей субъекта. Благодаря апперцепции элементы, входящие в поле восприятия, могут группироваться и перегруппировываться волей субъекта в качественно новые целостные образования, в том числе и такие, которые ранее не встречались в опыте субъекта. Вундт называл это творческим синтезом. Не только восприятие, но и вся наша душевная жизнь складывается из динамики переходов перцепции и апперцепции друг в друга. В упомянутом издании Вундт приводит интереснейшие жизненные наблюдения и собственные экспериментальные данные, подтверждающие эту его идею.

Предмет психологического исследования, как представлял себе его Вундт, оказался довольно сложным. Даже если взять только процесс восприятия, то вырисовывается фантастически сложная картина. Действительно, каждая из трех его детерминант имеет множество возможных состояний, из которых контролировать можно только мизерную их часть. Огромно и разнообразие тех конкретных сочетаний и взаимодействий, в которые вступают эти детерминанты.

Не только в гуманитарных, но и в естественных науках путь от простого к сложному часто оказывается не столько руководящим принципом конкретного исследования, сколько способом представления его результатов для того, кто впервые знакомится с ними. И здесь возникает иллюзия, что познание текста познание описываемой в нем реальности - это одно то же, то есть путь от простого к сложному. На самом деле познание реальности начинается с осознания чего-то неизвестного, какой-то проблемы, то есть как раз чего-то сложного. В уме исследователя это сложное начинает приобретать свои конкретные очертания виде новой конструкции. В нее могут входить как уже известные, так предполагаемые, гипотетические элементы или отношения между ними.

Эксперимент как раз и призван обнаружить гипотетическое реальном. Вундт тоже руководствовался принципом от простого к сложному. Но проблема для него заключалась в том, что это простое должен был находить не он сам, а тот человек, психические процессы которого он изучал. Если вы хотите понять, что происходит моем сознании, когда вы показываете мне красную розу, то вас не устроит мой ответ: «вижу красную розу», потому что это не начало не середина процесса, его предсказуемый и очевидный финал. Вундт считал, что обнаружить самые начальные элементы сознания можно помощью специально тренируемого самонаблюдения, или внутренней перцепции. По существу это была разновидность метода интроспекции, начало которому было положено еще Сократом. Но оказалось, этом позже убедился сам Вундт, что даже тренированная интроспекция не способна решить поставленную им задачу.

В университетских лабораториях Вундта, созданных им для реализации своей обширной исследовательской программы, применялись разнообразные методы. Среди них особой популярностью пользовался метод времени реакции. На нем следует остановиться подробнее, тем более, что и сейчас во многих экспериментальных работах применяются различные модификации «ментальной хронометрии».

Исследуя время реакции, Вундт пытался определить временные параметры четырех выделенных им «элементов психики» — перцепции, апперцепции, опознания, и ассоциации. Собственно, только эти элементы, по убеждению Вундта, и могли быть предметом экспериментальной психологии.

Герман Эббингауз (1850-1909) имя которого неотделимо от истории экспериментальной психологии, Он был в высшей степени независимым ученым, не принадлежа ни к одной из психологических школ своего времени, не имея сотрудников и учеников, работая без всякой официальной поддержки со стороны каких-либо учебных и прочих учреждений.

Эббингауз заразился идеей строгого математического подхода к исследованию психических явлений. Независимость Эббингауза и, возможно, незнание им всех тонкостей вундтовской психологии, ограничивавшей применение экспериментального метода только элементарными психическими явлениями, позволили ему совершить чудо: с помощью объективных измерений исследовать память человека.

Он сам выбрал предмет своих научных изысканий, сам разработал целую серию экспериментальных процедур, сам анализировал получаемые результаты и был единственным испытуемым в проводимых им исследованиях, основные из которых продолжались в течение чуть более двух лет.

Вклад Эббингауза в развитие экспериментальной психологии следует оценивать еще в одной перспективе, на которую почему-то не обращают внимания. Эта перспектива ясно вырисовывается в параграфе о методе исследования, предваряющем изложение основных результатов (см. его работу «О памяти»). По существу это было, пожалуй, первое длительное исследование, продолжавшееся систематически небольшими перерывами в течение нескольких лет.

Были приняты меры, чтобы объективные условия жизни во время периода проведения экспериментов были по возможности контролируемы для предотвращения слишком больших изменений и неожиданностей. Конечно, поскольку эксперименты длились многие месяцы, это оказалось возможным только в известных пределах. Тем не менее, те эксперименты, результаты которых подлежали прямому сравнению, проводились настолько подобных жизненных условиях, насколько это было возможно. В частности, характер деятельности, непосредственно предшествующей испытаниям, охранялся неизменным. Поскольку умственное, так же как и физическое состояние человека, подвержено колебаниям периодом 24 часа, одинаковые экспериментальные условия создавались одно то же время дня.

В 1859г. вышла книга Ч.Дарвина «О происхождении видов...», сыгравшая решающую роль в определении круга психологических интересов Гальтона. Дарвинизм стал на долгое время мировоззрением эпохи или по крайней мере главной компонентой образа мира для большинства ученых. Идея эволюции живого (Жан-Батист Ламарк, 1809г.) и неживого (геолог Чарлз Лайель) миров была оппозицией идеи их божественного происхождения: в основе развития мира лежит не воля Бога, а внутренние, естественные движущие силы.

К ним, согласно Дарвину, относятся:

- изменчивость в целях приспособления организмов к среде;

- наследуемость приобретенных признаков;

- естественный отбор наиболее приспособленных особей;

- борьба за существование (межвидовая и внутривидовая).

Гальтон не просто высказал идею наследования гениальности. Он «обосновал» её с помощью статистики, позволившей массе известных всем фактов выделить определенную закономерность. Собрав многочисленные биографические данные знаменитых ученых врачей, он показал, что выдающиеся люди большей вероятностью имеют выдающихся сыновей, чем люди со средними способностями. Если взять выборку детей только одаренных родителей сравнить ее со случайной выборкой, то в первом случае знаменитых мужчин станет впоследствии больше, чем во втором. Но для того чтобы создавать такие выборки, нужно, во-первых иметь критерии одаренности, и, во-вторых, уметь отличать одаренного человека от посредственности. В связи с этим Гальтон предложил разработать специальные интеллектуальные тесты по выявлению одаренных людей. Тестирование на гениальность Гальтона имело еще один, как потом оказалось не безобидный смысл. Гальтон полагал, то, отбирая «качественные личности» создавая из них семьи, можно со временем создать новую высокоодаренную человеческую расу. Такого рода искусственная селекция была названа им евгеникой.

Так, он обнаружил, что разброс отметок, полученных на университетских экзаменах, подчиняется закону нормального распределения. Вообще, он считал, что многие человеческие свойства могут быть описаны двумя основными параметрами: средней оценкой распределения математическим ожиданием и диапазоном разброса вокруг средней оценки (стандартным отклонением). Движимый своей центральной идеей наследования психических свойств, Гальтон сделал очень важное открытие существования корреляции. Первое упоминание о ней появилось в 1888г. Например, он установил, что сыновья очень высоких людей в среднем ниже своих отцов, а сыновья низкорослых мужчин оказываются выше своих отцов. Впоследствии студент Гальтона — Карл Пирсон вывел формулу коэффициента корреляции, которая используется и в наше время.

Теперь возвратимся к мысли Гальтона о тестировании. Уровень интеллекта человека прямо зависит от уровня его сенсорного функционирования: «...у наиболее одаренных индивидуумов появляются более тонкие ощущения. Тот факт, что умственно отсталые люди нередко имеют неразвитые чувства, по-видимому, подтверждает эту мысль».

Тесты Гальтона - это своеобразные психофизические пробы различных видов чувствительности. Именно пробы, то есть разовые и быстрые измерения, проведенные на большом количестве людей, а не длительные и утомительные опыты фехнеровского типа.

Гальтон изобрел множество устройств для быстрого и точного измерения сенсорики у большого количества людей; среди них - гальтоновский свисток, фотометр, калиброванный маятник для измерения времени реакции, набор бутылочек с различными веществами для оценки обоняния, инамометр, спирометр и т.п. В антропометрической лаборатории Гальтона с помощью этих и других приборов определялся рост, объем легких, предельное усилие различных мышц, частота дыхания, острота зрения и слуха, точность цветового восприятия. Чем выше были все эти показатели, тем выше оценивался интеллект.

Важнейшим свойством интеллекта, как принято, было считать то время, является ассоциирование идей. Чувственный опыт содержит отдельные ощущения; объединение или ассоциация чувственных данных функция разума. И здесь Гальтон оставил свой след.

Для изучения ассоциаций он разработал словесно-ассоциативный тест: ответ на предъявленное слово человек должен быстро ответить пришедшим на ум другим словом или несколькими словами. Гальтон измерял время ассоциативной реакции и анализировал их содержание.

Его поразили два твердо установленных факта:

1) при повторном тестировании одними тем же набором слов имеется тенденция отвечать на одно то же слово одинаковой ассоциацией;

2) большая часть ассоциаций относилась событиям далекого детства. Поскольку все ассоциации следовали почти сразу же после предъявленного слова, Гальтон заключил, что существует какой-то очень глубокий слой умственных операций, который лежит за пределами сознания. И, наконец, еще одна сфера интересов Гальтона - это психические образы. Здесь Гальтон впервые применил метод опросников. Испытуемым нужно было вспомнить какой-нибудь случай и вызвать в памяти его образ. Затем путем ответа на вопросы экспериментатора испытуемый составлял описание образа: был ли он смутным или отчетливым, светлым или мрачным, цветным или черно-белым и т.д. Оказалось, что у многих ученых друзей Гальтона не возникало никаких образов! При более широком обследовании, проведенном среди различных слоев населения, были обнаружены значительные индивидуальные различия содержании образов, степени их абстрактности, интенсивности и т.д. Проводя статистическую обработку полученных данных, Гальтон установил, что они также подчиняются закону нормального распределения. На материале психических образов он еще раз продемонстрировал роль наследственности: оказалось, что близкие образы большей вероятностью появляются у единокровных братьев и сестер, чем у людей, не связанных родственными узами. Итак, благодаря Гальтону, в экспериментальной психологии появились новые разделы, новые методы и новые приборы. Вместе с тем изменилось и само содержание эксперимента.

Во-первых, он приобрел более жизненную, практическую ориентацию, перестав быть инструментом кабинетных психологов.

Во-вторых, гальтоновский эксперимент направлен не столько на установление причинно-следственных связей между элементами исследуемой структуры (или, выражаясь современными терминами, закономерных отношений между зависимыми и независимыми переменными), сколько на выявление гипотетических фактов и явлений второго порядка», которые обнаруживаются путем статистической обработки диагностических данных; другими словами, - это поиск фактов, а не законов, эмпирический, а не теоретически обоснованный эксперимент.

Практику тестирования продолжил ученик Вундта и горячий поклонник Гальтона - Джеймс МакКин Кеттел (1860-1944). Движимый практическими интересами и высокоразвитым познавательным инстинктом, Кеттел провел массу исследований человеческих способностей в духе гальтоновских тестов с целью выявления индивидуальных различий (в то время это была нетрадиционная тема). Именно он ввел понятие умственных тестов.

Идея измерения человеческих способностей была изначально мотивирована не только чисто познавательным интересом, но и своей потенциальной практической важностью. В начале XX в. возникли очень благоприятные возможности для развития этой идеи прежде всего в плане ее практических приложений. Быстро развивалась и усложнялась техника, применяемая на производстве; ее эксплуатация требовала высококвалифицированной рабочей силы. Потенциальных рабочих нужно было не только обучать и тренировать, но и отбирать по признаку профессиональной пригодности. В условиях роста избытка рабочей силы профотбор служил для предпринимателей удобным средством выбора наилучшего из кандидатов на вакантную должность. Чрезвычайно актуальная и острая социальная потребность в соответствующих психологических знаниях в то время могла быть удовлетворена (да то не в полной мере) только путем внедрения практики тестирования. Ее несовершенство, даже если оно осознавалось, не очень пугало деловых людей, руководствовавшихся принципом: лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе. Поэтому тестирование стало составной частью бизнеса. Разрабатывались все новые и новые тесты, создавались психологические консультирующие организации, быстро росла армия тестологов, инансировались фундаментальные исследования. В 1888г. Д.Кеттел впервые встретился Ф.Гальтоном в их мировоззрениях было много общего, оба были изобретателями. Занимаясь вначале измерениями времени реакции, Д. Кеттел усовершенствовал хроноскоп и схему управления им, сконструировал губной и голосовой ключи. С помощью губного ключа можно было останавливать отсчет времени на хроноскопе непосредственно перед началом речевого ответа испытуемого, голосовой ключ останавливал отсчет при произнесении испытуемым первого звука. Д.Кеттел модифицировал вундтовскую методику измерения времени реакции, сделав ее более объективной. Для этого, в соответствии с правилами статистики, он отбрасывал из первичных данных экстремальные значения, которые до этого безосновательно рассматривались как отключения внимания. На основании полученных им данных Д.Кеттел составил таблицы «времени восприятия» (perception-time) и «волевого времени» (will-time) для разных стимулов онохроматических цветных световых вспышек, букв, картинок слов. Он разработал новый психофизический метод, в котором сенсорное различение измерялось через величину, обратную времени реакции.

Д.Кеттел критически относился к фехнеровской психофизике за ее, как это ни парадоксально звучит, субъективность; он имел в виду то, что в своих ответах испытуемые опираются на интроспекцию. По этой же причине он не соглашался с тем смыслом, который Титченер вкладывал в понятие «ошибка стимула». Д.Кеттел заявлял, что испытуемый оценивает стимулы, а не ощущения; поэтому проблема заключается в точности оценочных суждений, которую можно измерить, применяя закон распределения ошибок наблюдения.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.