КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преимущества и недостатки метода наблюдения
Преимущества метода наблюдения: ü непосредственность; ü возможность анализировать поведение групп; ü предпочтительность по сравнению с собственным описанием своего поведения; ü независимость от готовности наблюдаемых лиц; ü многомерность охвата; ü широта. Недостатки: ü настроение наблюдателя во время опыта; ü социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемым; ü тенденция ожидания у наблюдателя; ü однократность наблюдаемых обстоятельств; ü предшествующие личные встречи наблюдаемого с наблюдателем; ü психологическое насыщение. Галоэффект (ореол престижа). Основан на общем впечатлении, которое наблюдаемый производит на наблюдателя. Ошибка осреднения. Состоит в боязни крайних суждений. Ошибка контрастности. Склонность наблюдателя - в большинстве случаев неосознанная - при оценке других людей игнорировать или отрицать у них наличие черт характера, наблюдаемых у самого себя, что приводит к подчеркиванию тех признаков, которые якобы противоположны его собственным. Ограниченность применения наблюдения определяется также: ü большими затратами времени, людских и материально-финансовых ресурсов, необходимых как для составления надежных систем наблюдения, так и для его непосредственного осуществления; ü ограниченностью круга наблюдаемых лиц, который едва ли может оказаться репрезентативным для крупных генеральных совокупностей; ü субъективной подверженностью наблюдателя влиянию мешающих факторов, поскольку он представляет в одном лице и реципиента и судящего. Наличие определенных недостатков и достоинств показывает, что наблюдение особенно ценно в сочетании с другими методами психологического исследования.
В. В. Никандров приводит виды наблюдения, различая их по целям, объектам и ситуациям исследования: 1. Объективное наблюдение — самонаблюдение. Объективное — наблюдение за внешними по отношению к наблюдателю объектами. Самонаблюдение — наблюдение субъекта за самим собой. 2. Полевое — лабораторное. Полевое — наблюдение за объектом в естественных условиях его повседневной жизнедеятельности. Лабораторное — наблюдение за объектом в искусственно созданных условиях. 3. Индивидуальное — коллективное. Индивидуальное наблюдение осуществляется одним наблюдателем. Коллективное ведется группой наблюдателей. 4. Случайное — преднамеренное. Случайное — незапланированное заранее. Преднамеренное — заранее запланированное, преследующее намеченные цели исследования. 5. Систематическое — несистематическое. Систематическое — распределены последовательности актов наблюдения во времени. Несистематическое — акты наблюдения распределены случайным образом. 6. Полное — неполное. Полное — наблюдатели стараются охватить и зафиксировать максимум доступной информации. Неполное — фиксируется только определенный ряд характеристик ситуации, имеющих непосредственное отношение к целям и задачам исследования. 7. Сплошное — выборочное. Сплошное — постоянное, без перерыва. Выборочное наблюдение проводится в отдельные промежутки времени, график которых составляется и обосновывается наблюдателем заранее. 8. Констатирующее — оценивающее. Констатирующее — характеристики только фиксируются без обсуждения и оценки. Оценивающее — производится оценка результатов наблюдения. 9. Стандартизированное — нестандартизированное. Стандартизированное — строго подчинено заранее разработанному, четкому плану. Нестандартизированное — позволено отходить от заранее составленного плана. 10. Открытое — скрытое. Открытое — наблюдаемые знают, что за ними наблюдают. Скрытое проводится незаметно для наблюдаемых. 11. Включенное — невключенное. Включенное — наблюдатель входит в состав исследуемой группы. Невключенное осуществляется без взаимодействия наблюдателя с объектом. 12. Прямое — косвенное. Прямое — проводимое самим наблюдателем. Косвенное — наблюдение, проводимое через посредников. Обычно имеется в виду получение данных от свидетелей и участников интересующих наблюдателя событий. Разновидностями косвенного наблюдения можно считать изучение документов, освещающих исследуемые события (отчеты, переписка и т. п.), опрос, изучение биографической информации. Опосредование может осуществляться не только другими людьми, но и техническими средствами. Например, автоматически без присутствия наблюдателя работающей видео- или звукозаписывающей аппаратурой. 13. Спровоцированное — неспровоцированное. Спровоцированное — наблюдение, в ходе которого исследователь провоцирует наблюдаемого на какие- либо действия и поступки. Этот прием употребляется об^1чно для акцентирования изучаемого явления и для его совпадения во времени с процедурой наблюдения. Кроме того, определенные действия и поступки, которые желательно изучить, в обычных условиях сознательно маскируются, что сильно затрудняет их наблюдение. Например, обман в торговле. Неспровоцированное наблюдение не предусматривает провоцирующего вмешательства в исследуемую ситуацию. Это пример явно избыточной классификации, так как многие виды не попадают под определение категории «научное наблюдение»
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |