Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПОМНИТЕ: только в читающей семье растут читающие дети!




Ребёнок должен видеть, что жизнь его родителей немыс­лима без книг. Тогда они органично войдут и в его жизнь. Хорошо, если в семье есть традиция семейного вечернего чтения вслух или привычка чтения ребёнку перед сном.

После того как книга прочитана, обязательно побеседуй­те о ней с вашим ребёнком: «Понравилась книга или нет? Почему?», «Что запомнилось, удивило, огорчило?», «Кто из героев понравился? Почему?», «Чему учит эта книга?» Такая беседа поможет ребёнку лучше понять содержание произведения, заставит его читать внимательно и вдумчи­во, а главное — создаст хорошее настроение от доверитель­ного общения с вами.

Вот ещё несколько советов, которые помогут вашим де­тям подружиться с книгой:

1. Приучайте ребёнка к книге с малолетства. Яркаякнижка должна занимать почётное место среди игрушек. А часы, проведённые за чтением с родителями, должны запомниться ребенку как самые счастливые. Но не про­пустите момента, когда книга должна перекочевать из ва­ших рук в руки ребенка. Этот переход обычно происходит в возрасте 7—8 лет.

2. Если ваш сын или дочь читает плохо, используй­те кассеты с литературными записями и аудиодиски. Вначале ребёнок будет только слушать, но потом посове­туйте ему внимательно следить за читаемым текстом по книге.

3. Читайте вслух! Сначала можно читать с ребёнком по очереди (по строчке, по странице, по главе), но постепенно передавайте инициативу ребёнку, не забывайте хвалить его за выразительное чтение и артистизм.

4. Просите ребёнка делать рисунки к прочитаннымкнигам. Это разовьёт его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее.

5. Собирайте домашнюю библиотеку!

! Чем больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет ориентироваться в жизненных ситуациях и разбирать­ся в людях.

Как правильно сформировать навык письма

у младшего школьника?

Письмо — это способ передавать мысли, а красивое пись­мо — это ещё и искусство, графика. Внушите ребёнку, что всё, что будет выходить из его рук, должно быть красивым. Красивый почерк - это в какой-то мере выражение внимательного отношения к другим людям; неряшливый почерк в такой же мере свидетельствует об обратном. Хотя и говорят, что почерк зависит от характера человека, его темперамента, наследственности, всё-таки добивайтесь от ребёнка во время письма аккуратности, внимательности.

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Очень важ­но поставить руку, подготовить её к письму. Тут эффек­тивна штриховка предметов, развивающая мелкие мышцы пальцев и кисти ребёнка.

Правила штриховки нетрудно за­помнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковые рас­стояния между линиями (штрихами). Сначала для штри­ховки можно использовать трафареты с геометрическими фигурами, потом с изображением предметов и животных, причём ребёнку особенно интересно составлять композиции из различных фигур. Штриховать можно не только параллельными линиями в различных направлениях, но и вол­нистыми и круговыми линиями, полуовалами и петлями.

Следующий этап формирования навыка письма — уме­ние писать элементы письменных букв.

Ребёнок должен усвоить, что элементы букв должны быть одинаковой высоты и ширины; если в буквах есть элемен­ты, выходящие за верхнюю и нижнюю строки, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки сверху или снизу; расстояния между элементами букв и расстояния между буквами в слове должны быть одинаковыми, а все линии при письме — параллельными и ровными.

Далее из выученных элементов ребёнок составляет бук­вы и учится их писать. На этом этапе очень важно, что­бы у него сформировался зрительный образ буквы. Дляэтого предложите ему смоделировать букву из проволоки, пластилина, «написать» её пальчиком на столе, на руке взрослого, в воздухе.

Научите ребёнка игре «Угадай-ка!»: вы пишете любую букву на спине или ладошке ребёнка, а он её угадывает, или наоборот — он пишет, а вы угадывае­те. Не ленитесь постоянно просить ребёнка проговаривать алгоритм написания буквы («ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, веду короткую прямую наклонную до нижней линии рабочей строки, делаю закругление и до­вожу до середины рабочей строки»).

Ни в коем случае на этом этапе не требуйте от ре­бёнка писать быстрее, чем он может! Чрезмерное уве­личение скорости письма приводит к тому, что ребёнок не успевает закрепить правильный способ написания буквы, и в результате закрепляются каракули.

Оптимальная скорость письма в этот период для 6-летнего ребёнка 4-6 знаков в минуту в начале года и 10-12 зна­ков в минуту в конце года, для 7-летнего ребёнка — на 3-4 знака в минуту больше.

Об особенных детях

Как воспитать отличника или как привить ребенку амбициозность в учебе?

Очень важно дать детям правильные инструменты для достижения успеха - как в школе, так и в дальнейшей жизни. И научить правильно ими пользоваться.

Главный принцип здесь: помогите своим детям делать что-то важное и значимое в жизни - и они гарантировано будут хорошо учиться.

1. Ребенок должен знать, к чему стремиться. Учеба ради учебы - это не дело. Помогите ребенку понять, чего же он хочет достичь в этом учебном году.

Пусть ребенок запишет на листке бумаги свою цель, которой он будет добиваться, а также составьте промежуточные цели на пути к главной. Например, ребенок, который хочет улучшить результат по прыжкам в длинну, будет ежедневно столько-то раз заниматься с тренером и самостоятельно дома и т.п.

2. Подталкивайте ребенка к цели.

Объясните важность прохождения "промежуточных" целей. Например, чтобы изучить новый иностранный язык, надо заниматься по 30-40 минут ежедневно и т.п. И двигаться в направлении цели необходимо сразу же, не откладывая.

3. Используйте все возможные ресурсы.

Старайтесь (по возможности), чтобы в школе и за ее пределами вашего ребенка окружали люди, которые будут мотивировать его к достижению поставленных целей. Например, если он интересуется экономикой, поищите знакомых в этой сфере, которые могли бы рассказать ему больше интересного.

4. Поддерживайте ребенка.

Это очень важно для него - вы должны стать, если так можно выразиться, его самым большим фанатом. Радуйтесь его успехам в достижении промежуточных целей, постоянно подбадривайте его, даже если у него что-то не получается. А главное - дайте ему понять, что путь, который он выбрал, хоть и не прост, но зато открывает перед ним множество новых возможностей.

Что делать, если ваш ребёнок слишком застенчив?

Избавляться от застенчивости следует ещё в до­школьном возрасте. Иначе в 1-м классе застенчивый ре­бёнок не сможет ответить ни на один вопрос учителя, даже если будет прекрасно знать ответ.

Чтобы ребёнок смог побороть свою робость, чаще созда­вайте ему такие ситуации, когда возникает необходимость общения с незнакомыми людьми. Например, поручите ему отвечать на телефонные звонки или, гуляя со своим ребёнком, попросите его узнать у прохожего, который час.

Чаще берите ребёнка с собой в гости, на различные ме­роприятия. Не забывайте и к себе приглашать ребят, при­думывайте различные игры для них.

Ваш ребёнок должен принимать активное участие и в подготовке, и в проведении различных семейных торжеств. Пусть он надувает воздушные шары, накрывает стол к чаю, читает стихи, поёт песни. Не забудьте обязательно похва­лить ребенка в тот момент, когда он смог преодолеть свою робость. Если ваш ребёнок не посещал детский сад, то обя­зательно запишите его в какой-нибудь кружок или секцию, где он смог бы приобрести первые навыки общения в детском коллективе. Необходимо также посещать подготови­тельные курсы в школе, если они есть.

Ваше доброжелательное отношение, поддержка, уверен­ность, что всё получится, принесут свои плоды: ребёнок не­пременно преодолеет застенчивость.

Что делать, если ваш ребёнок — левша?

 

Существует мнение, что довольно часто левши — это, простите, маленькие грязнули и лентяй. Они медлитель­ны, рассеянны и несобранны. В их тетрадях, в комнатах и в мыслях постоянный беспорядок. Левши часто «уходят» в свой внутренний мир и не слышат обращенного к ним вопроса. Иногда они обманывают, не преследуя при этом никаких личных интересов.

Впрочем, левши умеют нестандартно ответить на про­стые вопросы, у них богатый внутренний мир.

Все вышеперечисленные качества связаны с особенно­стями организации мозговой деятельности левшей, у ко­торых доминирует правое полушарие, «отвечающее» за пространственно-образное, художественное мышление (в отличие от левого полушария, «отвечающего» за аналити­ческое мышление). В повседневной жизни это проявляется так: ребёнок, повторим, не слышит, что ему говорят, не мо­жет объяснить смысл слова, иногда делает неправильные выводы из прочитанного рассказа, трактует жизненную ситуацию нестандартно.

Отсюда — богатое воображение, фантазии и страхи. У левшей гораздо позже, чем у правшей, формируется фонема­тический слух, а любой недостаток речи устной, естествен­но, отражается на речи письменной. Левша часто талантлив. Но только хорошо воспитанный и организованный левша.

Вот несколько советов родителям, чьи дети — левши:

1. Выделите ребёнку комнату или её часть, которая ста­нет его собственной территорией. Рабочий стол поставьте так, чтобы перед собой ребёнок видел гладкую стену, чтобы его ничто не отвлекало. Простота, спокойный цвет, порядок помогут ему сконцентрироваться на занятиях;

2. В нерабочей части обитания левши организуйте всё, что необходимо для его творчества и фантазии;

3. Семья, в которой есть ребёнок левша, должна жить по чёткому распорядку дня, все должны стараться быть после­довательными в своих действиях;

4. Никогда не торопите левшу!

5. Левша легко освоит материал, если его попросить «додумать самому»: например, придумать концовку рас­сказа;

6. Левша усваивает всё, что он потрогает руками, поню­хает, зарисует. Когда читаете вслух, разрешите ребёнку рисовать что-либо связанное с произведением;

7. Если у левши возникли проблемы с освоением чтения (нет чётко сложившегося образа буквы, поэтому он путает буквы), то «рисуйте» буквы и слова в воздухе, на руке, на столе;

8. Хвалите ребёнка за всё, что у него получается. Левши, когда их хвалят, буквально расцветают.

 

Невнимательный ребенок или как развить внимательность?

 

Как правило, дети дошкольного возраста обладают очень эмоциональным восприятием. Внимание детей притягивает все яркое, красивое, новое или неожиданное. Внимание детей постоянно разделено, поэтому восприятие у будущих первоклассников или детей уже обучающихся в школе значительно затруднено. Детям очень трудно сосредоточиться на чем-то однообразном, научном и не интересном, поэтому успеваемость по предметам может резко снизиться. И вот вы уже слышите от преподавателей о том, что у вас невнимательный ребенок.

Как развить внимательность у ребенка? Процесс развития произвольного внимания у детей происходит только от общения ребенка с окружающим миром. Разговоры со взрослыми людьми, различные игры, в которых преобладают специальные правила, занятия спортом по определенной системе – все это очень хорошие способы развития внимания и усидчивости в характере ребенка.

Занятия нужно проводить так, чтобы для ребенка они не были в тягость. Заставлять ребенка заниматься монотонными делами бесполезно, он все равно найдет способ их избежать, будет создавать видимость деятельности, а это очень опасно, так как может привести в будущем к развитой безответственности и сделает ребенка еще более невнимательным.

Если у вашего ребенка упала успеваемость, не стоит мучить его дополнительными занятиями в школе, так как эта деятельность может вызвать у него отвращению к школе, что соответственно не повысит не успеваемость, ни социальную адаптацию вашего ребенка. Наймите репетитора или объясните, что-то из тех знаний, которые ребенок не усвоил сами.

Развивайте внимательность и усидчивость с помощью дисциплинирующих игр и доверительных бесед. Не пускайте дело на самотек, и если ваш ребенок испытывает трудности с восприятием из-за своей неусидчивости, если ваш ребенок невнимательный, ваша задача развить в нем это качество. Поддерживайте все успехи вашего ребенка, ведь когда он поймет, что у него все получается, учеба перестанет быть для него рутиной и получать хорошие оценки для него будет уже интересно и легко, соответственно он станет более внимательным.

 

Если ребенок не такой, как все

Портрет одарённого ребенка

· Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

· Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

· Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

· Склонен к рискованным действиям.

· Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразо­ванием, улучшением общества, предметов.

· Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, ко­торые могут не казаться другим смешными.

· Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

· Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

· Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без крити­ческого изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Советы родителям одарённых детей:

v поймите ребенка и осознайте его уникальность

v помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;

v поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;

v не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;

v учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;

v спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;

v не забывайте уделять внимание физической активности малыша;

v создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;

v учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;

v считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка.

 

Как решать конфликтные ситуации?

Ниже приведен отрывок из книги «Общаться с ребенком. Как?» Юлии Гиппенрейтер.

«Дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются. Как часто они просят: «Поиграй со мной», «Пойдем погуляем» «Давай повозимся», «Возьми меня с собой» «А можно я тоже буду...». И если у вас нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один: «Да!».

А что бывает, когда родители регулярно отказывают? Приведу в качестве иллюстрации разговор в психологической консультации.

МАТЬ: У меня ребенок какой-то странный наверное, ненормальный. Недавно сидим мы с мужем на кухне, разговариваем, а он открывает дверь, и прямо на нас с палкой идет, и прямо бьет!

КОНСУЛЬТАНТ: А как вы с ним обычно проводите время?

МАТЬ: С ним-то? Да никак не провожу. А когда мне? Дома все кручусь по хозяйству. А он хвостом ходит: поиграй да поиграй со мной. А я ему: «Да отстань ты, сам играй, тебе что игрушек не хватает?»

КОНСУЛЬТАНТ: А муж ваш, он с ним играет?

МАТЬ: Что вы! Муж как придет с работы, так сразу на диван и телевизор смотрит...

КОНСУЛЬТАНТ: А ваш сын к нему подходит?

МАТЬ: Конечно, подходит, но он его прогоняет. «Не видишь, я устал, иди к матери!».

Так ли уж удивительно, что отчаявшийся мальчик перешел «к физическим методам воздействия»? Его агрессия — реакция на ненормальный стиль общения (точнее, не-общения) с ним родителей. Подобный стиль не только не способствует развитию ребенка, но порой становится причиной его серьезных эмоциональных проблем.

Теперь посмотрим на каком-нибудь конкретном примере, как применять Правило 2.

Известно, есть дети, которые не любят читать. Их родители справедливо огорчаются и пытаются любыми способами приучить ребенка к книге. Однако, часто ничего не получается.

Одни знакомые родители жаловались, что их сын совсем мало читает. Оба хотели, чтобы он вырос образованным и начитанным человеком. Они были очень занятые люди, поэтому ограничивались тем, что доставали «самые интересные» книги и выкладывали их сыну на стол. Правда, они еще напоминали, и даже требовали, чтобы тот сел читать. Однако мальчик равнодушно проходил мимо целых стоп приключенческих и фантастических романов и отправлялся на улицу играть с ребятами в футбол.

Есть более верный способ, который открыли и постоянно переоткрывают родители: читать вместе с ребенком. Во многих семьях читают вслух дошкольнику, еще не знакомому с буквами. Но некоторые родители продолжают это делать и потом, когда их сын или дочь уже ходят в школу, Сразу замечу, что на вопрос: «Как долго надо читать вместе с ребенком, уже научившимся складывать буквы в слова?» — однозначно ответить нельзя. Дело в том, что скорость автоматизации Чтения у всех детей разная (это связано с индивидуальными особенностями их головного мозга). Поэтому важно в трудный период освоения чтения помочь ребенку увлечься содержанием книги.

На родительских курсах одна мать поделилась тем, как ей удалось пробудить интерес к чтению у своего девятилетнего сына:

"Вова не очень любил книги, читал он медленно, ленился. А из-за того, что мало читал, не мог научиться читать быстро. Вот и получалось что-то вроде заколдованного круга. Что делать? Решила его заинтересовать. Стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь. Он забирался в кровать и ждал, когда я закончу свои домашние дела.

Читали — и оба увлекались: что будет дальше? Уже пора свет гасить, а он: «Мамочка, ну пожалуйста, ну еще одну страничку!». А мне самой интересно... Тогда договаривались твердо: еще пять минут — и все. Конечно, он ждал с нетерпением следующего вечера. А иногда и не дожидался, дочитывал рассказ до, конца сам, особенно если мало оставалось. И уже не я ему, а он мне говорил: «Прочти обязательно!» Я, конечно, старалась прочитать, чтобы вместе вечером новый рассказ начать. Так постепенно он начал брать книгу в руки, и теперь, бывает, его не оторвешь!".

Эта история — не только прекрасная иллюстрация того, как родитель создал зону ближайшего развития для своего ребенка и помог ее освоить. Он также убедительно показывает: когда родители ведут себя сообразно описанному закону, им легко сохранять дружеские благожелательные отношения с детьми.»

Прочитайте эту книгу. Она полна конкретных примеров, а не теоретиеских рассуждений. Книга очень легко читается и поистинне открываются глаза на многие казалось бы неразрешимые вопросы.

 

ЕСЛИ РЕБЕНОК СКВЕРНОСЛОВИТ

 

Ваш малыш подрастает и говорит все больше и больше. И каково же было ваше удивление, когда из уст крошки вылетели бранные слова! «Откуда он этого нахватался?» – первая мысль родителей. Однако если это слово вылетело единожды и забылось, это можно считать случайностью, и не зацикливаться на этом. А если подобные словечки ребенок произносит регулярно – это уже повод для серьезного разбора ситуации и ее исправления.
Откуда словечки? Дети – они как губка: впитывают всю информацию, которая витает вокруг них, будь то хорошие слова или плохие. В маленьком возрасте они еще не способны фильтровать плохие слова и хорошие. Такие слова ребенок мог слышать и запомнить в программах телевидения и фильмах, которые смотрели родители, в речи взрослых, в детском саду и даже от собственных родителей.

Взрослые не всегда замечают за собой произношение слов-«паразитов», но их зеркалом становятся дети. Естественно, для детей слова, которые произносят мама и папа – пример для подражания, и они активно начинают вставлять их в свою речь. Кстати, к плохим словам относятся не только матерные выражения, но и грубые оценочные слова, ругательные и оскорбительные выражения. «Паразитами» являются и жаргонные словечки, выражения эмоций – «вау», «круто» и т.д. Они совершенно не нужны в разговоре ребенка.

 

Почему дети начинают сквернословить?

 

Зачастую родители или воспитатели садика отмечают, что ребенок начинает употреблять подобные выражения все чаще, справляться с таким поведением становится сложно – дети мало реагируют на замечания или они помогают ненадолго, либо ребенок сознательно употребляет подобные слова. Причин тому несколько, но если выявить их – устранить проблему можно достаточно быстро.

Примерно до 5-ти лет ребенок может употреблять эти слова неосознанно, не понимая их дурного смысла, считая, что это обычное слово в разговоре. Самое главное, родителям при употреблении подобных слов сразу не впадать в ступор или панику, реагировать ровно и адекватно.

Дети часто ставят эксперименты с речью и действиями, проверяя и оценивая реакцию родителей. Возможно, ваш ребенок ждет от вас именно острой реакции, и если не получит ее, интерес к плохим словам пропадет. Вы можете мягко сказать: «У нас в семье не принято говорить таких слов», - но ругать ребенка нельзя.

После 5-ти лет дети при употреблении подобных слов испытывают чувство вины, и если ребенок после вашего замечания снова и снова повторяет эти слова, скорее всего, у него есть для этого психологические причины.

Прежде всего, дети ругаются у очень занятых или интересующихся только собой родителей. Это своеобразный способ привлечения внимания своих же родителей к себе и своим проблемам, внутренним переживаниям. Таким образом дети могут выражать протест: ведь окрики, наказания – это все равно внимание, лучше такое, чем совсем никакого.

В этой ситуации необходимо пересмотреть свои отношения с ребенком, уделить ему больше своего времени и внимания, проводить c ним вечера, гулять, играть – и проблема уйдет.

Другим вариантом может стать подражание старшим детям или взрослым, которые всегда перед глазами ребенка. Ведь их скверные выражения ассоциируются в уме ребенка с храбрым, сильным и уверенным в себе человеком. Малыш хочет казаться взрослее и серьезнее, начиная повторять дурные слова за другими.

Полностью отгородить ребенка от внешнего влияния и мира не получится, но вот создать у него правильные примеры и ассоциации в данном случае – вполне возможно. Оградите ребенка от общения с негативными героями, внимательно следите за тем, что он смотрит по телевизору, и избегайте сцен насилия и жестокости с использованием брани.

 

Брань как компенсация


Иногда сквернословие является своего рода «выпусканием пара» из-за неудач и стресса в отношениях со сверстниками, братьями-сестрами, родными. Ребенка критикуют и упрекают в том, чего он не может сделать, и он использует бранные слова в качестве своего рода щита. Либо старается выглядеть плохим, раз его и так все считают плохим.

Подобное поведение могут провоцировать и родители своей критикой, когда говорят ребенку, что он ленивый, неаккуратный, плохой, злой и т.д. В глазах родителей малыш всегда хочет быть самым хорошим, и если ему дают понять, что он плохой, он старается «поддерживать имидж» плохого парня.

Исправить эту ситуацию легко, если осознать собственные ошибки в воспитании и речи, обращенной к ребенку, вовремя заметить отношения в коллективе малыша и «разрулить» ситуацию. Всегда можно найти в личности и способностях ребенка уникальность, черты, которыми он выгодно будет отличаться от других, и дать ему понять, что он не хуже остальных детей.

Что делать родителям?


Самым правильным шагом будет устранение причин сквернословия. Это значит, нужно внимательнее присмотреться к малышу, проявить заботу и внимание к его проблемам, но при этом – не ущемляя его личного пространства и прав. Помогите ребенку развить свои способности и таланты, почувствовать себя особенным. Важна роль папы, чтобы помочь ребенку стать храбрым и сильным.

Кроме того, если ваш кроха произносит нецензурные слова, не ругайте его сильно и тем более не шлепайте. Но и игнорировать и пропускать мимо ушей этого не стоит. Игнорирование может дать ребенку понять, что он поступает верно.

Поэтому объясните ребенку, что те слова, что он сказал, «плохие, и употребляют их не очень хорошие люди; наш малыш хороший и такие слова ему не нужны». Причем не нужно это делать нравоучительно, делайте это, как если бы вы говорили с супругом. Дети отлично понимают, когда с ними разговаривают на равных.

Помните, вы – пример для подражания. И если вы будете говорить плохие слова, последует логичный вопрос: «Почему тебе можно, а мне нельзя ругаться?» И вы окажетесь в глупом положении, а то и сойдете с пьедестала идеальной мамы или папы. Ведь говорят плохие слова только плохие дяди и тети!

Что бы там ни говорили, а большинство проблем с дурными выражениями у детей – это наших с вами рук дело, и воспитание ребенка нужно начинать с себя, смены своего стиля общения и лексикона. Если вы сами подаете пример красивой и культурной речи, на вашем фоне ребенок не захочет выглядеть дурно, даже если его окружение не слишком воспитанно.

 

О школе и учителях


Психологи советуют помнить следующее при общении с педагогами вашего будущего школьника:

1. Ведите конструктивный диалог: заранее определите для себя цель вашего визита, наметьте конкретные вопросы, которые собираетесь задать.
2. Учителю обязательно нужно рассказать о возможных проблемах ребенка, его семьи.
3. Ни в коем случае не берите с собой ребенка, чтобы тот при всех рассказал, как учитель его обидел. Если вы все же взяли чадо с собой, спросите учителя, нужен ли он во время беседы. Если нет — пусть подождет за дверью.

4. Диалог надо начинать не с обвинения ("Вы виноваты!"), а с себя ("Я огорчена, я переживаю"). Тогда больше шансов увидеть раскаяние, получить извинения, наладить обратную связь (а не усугубить конфликт).
5. Помните, что контраргументы типа "У меня тоже были двойки, я тоже срывал уроки и бесился на переменах, а теперь смотрите, какой я хороший и сколького добился" неразумны.
6. Хотите подарить учителю подарок - сделайте это в нужное время. Проявите благодарность, когда есть за что сказать спасибо, когда проблема разрешилась.
7. Прежде чем выяснять у учителя, за что "двойка", проверьте ребенка сами. Может, и в школу ходить не придется.
8. Если "двойка" справедлива, объясните ребенку: отметка — не попытка его обидеть, а результат его труда. Не оценка личности ребенка, а то, что он заработал на данный момент по данному предмету.
9. Если у вас вымогают деньги на частные уроки — первым делом протестируйте школьника у независимого учителя, чтобы понять, насколько все серьезно. Не можете справиться своими силами — берите репетитора, но другого.
10. И самое главное! Не ждите, пока вызовут в школу. Если вы заметили, что у ребенка, к примеру, проблемы с математикой, нужно сразу же идти общаться с педагогом и не ждать конца учебного года.

Если ребенок боиться…

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира.В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы.
• В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется на прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.
• Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье.
• В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным.
Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития.

 

Ребенок чего-то боится, если:
• Беспокойный сон с кошмарами.
• Трудности при засыпании.
• Боязнь темноты.
• Пониженная самооценка.

На заметку:
• Если ребенку часто снится Бармалей, Кощей и он его боится, то, вероятно, у малыша проблемы в отношениях с отцом.
• Если же ребенку снится Баба Яга – это отблеск конфликта с матерью.


Как избежать возникновения и закрепления страхов

v Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.

v Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).

v Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса)

 

Если ребенок не хочет идти в школу

 

Далеко не все будущие школьники воспринимают 1 сентября как праздник – некоторые с неприязнью ждут этот день, капризничают, а то и вовсе, наотрез отказываются идти в школу.

Первоклашки как правило боятся того, что в школе их встретят злые учителя, что они не смогут завести друзей, что учиться будет трудно и им будут ставить плохие оценки.

Младшеклассники зачастую не хотят идти в школу, так как они уже осознают, что придется рано вставать, делать уроки, а первые опыты плохих оценок не очень-то приятны – за них ругают учителя и родители.
Советы психолога:

v Расскажите своему чаду подробно о том, что и как происходит в школе, что все это нестрашно, вспомните свои истории из начальной школы – забавные и интересные;

v Пообещайте, что за плохие результаты вы не будете его наказывать и ругать, а просто будете вместе разбирать причину неудач и добиваться хорошего результата. И пообещайте, что за хорошую учебу и успехи вы обязательно поощрите его долгожданным подарком или сюрпризом;

v В первые учебные дни постарайтесь как-то радовать ребенка, сходите с ним в развлекательный центр, поиграйте, прокатитесь куда-нибудь;

v Это важно, чтобы у него был плавный переход из летних радостей в «трудовые будни», и у него не было сильного стресса и ощущения "несчастья" от школьной поры.

Учим ребенка правилам безопасности!
Первые шаги во взрослую жизнь


Все родители понимают: сколько бы они ни водили за ручку своего малыша, сколько бы ни оберегали, однажды наступит момент, когда он должен будет сделать первые самостоятельные шаги. Когда-то ему придется одному возвращаться из школы, переходить улицу и оставаться дома одному.
К этому времени ребенок уже должен приобрести необходимые навыки безопасности, которые чаще всего, к сожалению, сводятся лишь к теоретическим знаниям.

 

Детские психологи поясняют, что детское сознание устроено таким образом, что в теории они могут отлично знать, как следует поступать в той или иной ситуации, однако на практике не использовать свои знания. Дети легко ведутся на все интересное, новое и необычное. Поэтому мало повторить сто раз, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах.

Родителям следует учитывать особенности детского мышления и в соответствии с этим строить тактику обучения своего малыша. Любые правила безопасности следует не только сообщать ребенку, но и вводить в практику ежедневного поведения. Они должны настолько прочно засесть у него в голове, что в нужный момент сработают практически на уровне рефлексов. Тогда ваш малыш не растеряется и при необходимости сумеет сориентироваться и повести себя правильно.

Обучаем играючи

 

При этом обучать ребенка правилам безопасности следует как можно раньше. Психологи утверждают, что знания, внушенные в раннем детстве, запоминаются надолго. Очень действенны для восприятия малышей неназойливые комментарии, которые вы можете делать, рассказывая или читая сказку. Такие вставки сосредотачивают внимание детей на том, что может случиться, если ты остался дома один, если нарушишь запрет и выглянешь в окошко (откроешь дверь), если при встрече с незнакомцем поведешь с ним разговор. Безусловно, не стоит ограничиваться только сказками – всегда, когда малыш сталкивается с опасной ситуацией, следует акцентировать внимание на том, в чем заключается опасность и как ее можно избежать.

С самого раннего возраста дети должны уметь твердо сказать при необходимости «нет», они должны уметь закричать, убежать, обратиться за помощью к первому попавшемуся человеку. Некоторые малыши теряются или стесняются так поступать, поэтому играйте с ними в игры вроде «Как убежать от злодея», «Кто громче крикнет», «Отыщи помощника».

 

Опыт без шишек!

Помогайте ребенку приобретать собственный опыт. Мало сказать, насколько опасен весенний лед, важно показать ему это. Проходя мимо пруда с малышом, возьмите камешек и бросьте в воду. Пусть он увидит, как легко проломится лед, как брошенный камень пойдет ко дну.

Детям можно бесконечно повторять, что нельзя открывать дверь, не узнав, кто за ней находится. Чтобы эта истина отложилась у них в голове, поиграйте с ним на эту тему. Когда раздается звонок, предложите ребенку самому подойти к двери, посмотреть в глазок и спросить «Кто там?». В следующий раз малыш может действовать сам, без подсказки, родители со своей стороны могут понаблюдать и сделать вывод – что он усвоил, а что нет.

Пример для подражания

Помните, что ваши слова ни в коем случае не должны расходиться с делом. Наши дети – как маленькие обезьянки, они подсознательно запоминают и повторяют то, что делаем мы. Подавайте ребенку пример предусмотрительности и осторожности – это станет надежным примером для подражания. При этом никогда не перебегайте с ним дорогу в неположенном месте. Возможно, он не будет так поступать, пока маленький, но обязательно начнет это делать, когда подрастет.

Иногда бывают ситуации, когда детям что-то запрещено, но взрослым так делать разрешается. Например, вы требуете от ребенка не заходить в лифт с посторонними дядями, а сами заходите в кабину, где уже есть незнакомец. Объясняйте малышу такие моменты и побуждайте его самого задавать вопросы.

Вообще родителям следует как можно чаще стараться комментировать свои действия, которые касаются безопасности, и обсуждать их с ребенком. Если вы сумели вовлечь его в беседу, это хороший признак: значит малышу интересно, и новые знания он усвоит гораздо лучше.

Что лучше: быть своим детям правильным родителем
или понимающим другом?

 

У мамы множество ролей. Она и учитель, и врач, и психолог...
А также понимающий друг, всегда готовый помочь и поддержать в трудный момент. Однако порой бывает, что "помочь и поддержать" - это совсем не педагогично в данный момент по отношению к ребенку.

Так как найти правильный баланс?

В раннем детстве у ребенка есть твердое понимание, что лучшее и самое надежное место - рядом с родителями. Здесь он найдет и тепло, и любовь, и безопасность.

Однако дело обстоит иначе в подростковом возрасте, когда тинейджеру нужно все больше пространства. В этот период родители даже могут рассматриваться как недруги, т.к. они обеспечивают дисциплину и соблюдение правил, в то время, как сын или дочка жаждет свободы и покорения новых горизонтов. Это приводит к конфликту поколений, ребенок может стать скрытным, агрессивно реагировать на расспросы о своих друзьях, хобби и даже местонахождении в данный момент.

Стремление быть в первую очередь другом с одной стороны имеет ряд преимуществ: ребенок будет делиться с вами, советоваться о своих трудностях, задавать вопросы, когда столкнется с проблемами курения, алкоголя, секса и наркотиков. Однако есть риск, что вы узнаете то, что вам бы совсем не хотелось знать.

Кроме того, мама-друг наверняка будет проявлять излишнюю мягкость касательно вопросов дисциплины, чтобы не испортить отношения с ребенком. И ребенок быстро поймет это и наверняка будет пользоваться. Также такая мама может из собственнических побуждений препятствовать дружбе ребенка со сверстниками.

Дайте ребенку совершить собственные ошибки.
Для того чтобы стать взрослыми, ваши дети должны развивать уверенность, самостоятельность и ответственность, и они должны делать ошибки самостоятельно и страдать от последствий.

Поэтому пусть ваши дети знают, что они всегда могут прийти к вам с любой проблемой, и вы всегда выслушаете и поможете. Но и пусть они знают, что ваша роль в их жизни, прежде всего, родителя - а не друга.

Если они нарушают правила, установленные в семье, они будут нести ответственность за последствия.

 

Несколько золотых правил

 

Чтобы помочь своему ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям, родители, а особенно мамочки, должны усвоить несколько незыблемых правил.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.