Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий. Тема 2.3. Этика и культура служебных отношений




Тема 2.3. Этика и культура служебных отношений. Служебная этика руководителя.

Вопросы для самоконтроля:

1.Место и роль руководителя в системе административного управления.

2.Проблема ответственности руководителя: основные подходы и концепции. 3.Понятие «органических функций» руководителя.

4.Общие, конкретные и специфические нравственные качества руководителя.
5.Руководитель и лидер: соотношение понятий, типология, методика развития профессионально-важных качеств.

6.Классификация стилей руководства и их особенности.

7.Автократический, демократический и либеральный типы руководителей.

8.5 стилей руководства в «управленческой решетке» Блейка-Мутона.
9.Служебная этика руководителя. Руководитель и подчиненный: этика поручения, поощрения, взыскания, увольнения. Проблема делегирования полномочий: основные противоречия и препятствия.

10.Проблема лояльности государственного служащего по отношению к руководителю или учреждению.

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 180-202], [6.4.1, с. 205-239], [6.4.2, с. 150-172], [6.7.2].

 

Тема 2.4. Культура поведения и деловой этикет в государственной службе

Вопросы для самоконтроля:

1.Принципы современного этикета деловых отношений и их воплощение в нормах и правилах поведения государственного служащего в различных служебных ситуациях. 2.Шесть заповедей делового этикета Дж. Ягера.

3. Руководитель и подчиненный: этикет взаимоотношений.

4.Речевой этикет в деловом общении: культура устной речи.

5.Культура письменной речи и административный речевой этикет.

6.Культура делового спора.

7.Этикет телефонных переговоров, деловых встреч и переговоров.

8.Невербальные средства общения и деловой этикет.

9.Кинессика и деловой этикет.

10.Внешний облик государственного служащего: одежда, манеры поведения. Этнокультурные особенности делового этикета на государственной службе.

Рекомендуемая литература: [6.4.1, с. 413-429], [6.4.2, с. 196-205].

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭТИКА - вид профессиональной этики (профессиональной морали), связанный с проблемами государственного управления, спецификой бюрократических организаций. Как кодекс поведения государственных служащих и как наука о приложении моральных принципов к поведению и деятельности государственных служащих и должностных лиц,
АМОРАЛИЗМ – характеристика взглядов, линии поведения и образа жизни личности, а также политики, проводимой политической группой или партией, коррумпированными кланами и корпорациями, которые основываются на нигилистическом отношении к общественным, и в первую очередь общечеловеческим, нормам морали.
ГЕДОНИЗМ (греч. hedone – наслаждение) – широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели – получению наслаждения и избежанию страданий. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму.
ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ – нормы поведения человека в конкретных, заранее оговоренных ситуациях. Д. э. оформляет внешнюю сторону отношений и поведения.
ДЕНТОЛОГИЯ (греч. deon – должное и logos – учение; наука о должном) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний).
ДЕОНТИЧЕСКАЯ ЭТИКА (этика долга) – направление этики, в противовес утилитаризму исходящее из приоритета внутренних мотивов поступков человека, а не из последствий действия. Наиболее последовательно обоснование Д. э. дано в работах немецкого философа И. Канта.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, другими государственными учреждениями и дипломатическими представительствами, а также официальными и частными лицами в международном общении.
ДОБРОДЕТЕЛЬ – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности и указывающее на их моральную ценность. Понятие Д. подчеркивает, во-первых, деятельную форму усвоения добра (добродеять – делать добро) в противоположность простому знанию моральных принципов, которое не делает человека добродетельным, во-вторых, роль отдельного человека как активного носителя той или иной нравственности.
ДОЛГ – одна из основных категорий этики; общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Категория Д. тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими, как ответственность, самосознание, совесть, мотив.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ – ситуация, при которой у сотрудника или государственного служащего есть личная или семейная финансовая или иная заинтересованность в какой-либо иной организации, которая может получить выгоду от решений, принимаемых этим сотрудником или государственным служащим при исполнении им служебных обязанностей; либо от осведомленности сотрудника (государственного служащего) относительно действий организации (учреждения, органа власти) или ее планов на будущее.
КОДЕКС этический (лат. codex – книга) – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В современных условиях основные принципы и правила делового поведения формулируются в Этических кодексах. Выделяют корпоративные, профессиональные, национальные и всемирные К. э. Государственная служба в большинстве стран также имеет свой этический (моральный) кодекс поведения государственных служащих.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭТИКЕТ – совокупность общепринятых правил и норм поведения, как в официальной, так и в неофициальной обстановке.
МОРАЛЬ (лат. moralis – нравственный; mores – нравы) – предмет изучения этики, форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.
НОРМЫ моральные (лат. norma –правило, образец) – наиболее простые нравственные требования; выступают в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания.
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – часть бытующей в обществе морали, позитивно-ценностное содержание которой включает выработанные веками общечеловеческие представления о добре, справедливости, совести, долге, счастье и соответствующие им образцы поведения и отношений. Состояние Н. к. является одним из показателей уровня культуры в обществе.
НРАВЫ - обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений. К Н. относятся и обычаи, представляющие собой часто встречающиеся отступления от требований нравственности, т. е. заключающие в себе отрицательную нравственную ценность.
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ЭТИКА – вид профессиональной этики, регулирующей отношения, возникающие в результате законотворческой и иной парламентской деятельности, а также внепарламентской деятельности, связанной с исполнением функций народного представителя.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА (мораль) – подразумеваемый или конкретно определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.
РИГОРИЗМ (лат. rigor – строгость) - разновидность формализма в морали; моральный принцип, характеризующий способ выполнения нравственных требований, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновении долгу, даже вопреки целесообразности, интересам людей и общества. Р. часто связан с фанатизмом, аскетизмом и иногда перерастает в моральное ханжество и фарисейство.
СЛУЖЕБНАЯ ЭТИКА – совокупность норм и принципов, регулирующих отношения (формальные и неформальные, горизонтальные и вертикальные) внутри учреждения или организации. Наряду со служебной этикой руководителя, его моральными принципами и нравственными качествами С. э. включает в себя в качестве составляющей этические стороны исполнительной дисциплины.
СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ – система личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами, основанная на принципе сотрудничества и взаимопонимания. С. э. обеспечивает установление личных контактов, содействует решению деловых вопросов, формирует благоприятную социально-психологическую атмосферу в коллективе.
УТИЛИТАРНАЯ ЭТИКА – направление этики, определяющее моральность поступка исходя из последствий совершенного поступка. К утилитаристским этическим системам обычно относят те этические учения, которые ориентируются на достижение утилитарного блага и, как правило, не связывают его достижение с моральным благом. В данном случае поступок или деяние оправдывается достижением пользы,
ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ – система этических принципов и нравственных норм, используемых руководителем по отношению к подчиненным при принятии решений и выдаче распоряжений в процессе управления и делового общения. Э. р. во многом определяет успех руководства. Она основана на понимании и учете психологии работников, знании закономерностей межличностных отношений и управленческого общения, культуре управления и умении управлять своими чувствами, эмоциями в процессе личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами.
ЭТИКЕТ (фр. etiquette –ярлык, этикетка) – совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда и др.). Э. – составная часть внешней культуры человека и общества.
ЭТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА - совокупность факторов внутреннего и внешнего контроля, обеспечивающих реальную возможность для регулирования поведения работника, воздействуя на различные стороны его деятельности и тем самым управляя его этическим поведением. Во многих западных странах реализация этих факторов способствовала созданию целостной «этической инфраструктуры» в системе государственной власти и управления.
ЭТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ – совокупность приемов и методов повышения этического уровня сотрудников организации или учреждения.

Раздел 6. Учебно-методическое и




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.