Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о Православном Катихизисе




Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

1. Знать: значение дисциплины в общем курсе богословских наук и значение текста пространного Катехизиса для истории русского богословия в частности и Священного Предания в целом;

2. Уметь: работать с богословскими текстами, применять богословские знания во взаимосвязи с благочестием;

3. Владеть: навыками свободного объяснения основ Православной веры, не только используя символы и цитаты Священного Писания, но и инструментарий основного богословия; понятиями о сущности богословского знания.

4. Демонстрировать способность и готовность: к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач; к применению полученных знаний в исследовательской деятельности, а также в частной духовной практике.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 033400– «Теология»:

а) общекультурных:

В результате освоения дисциплины формируются компетенции:

- приверженность нормам традиционной морали и нравственности; способность к социальной адаптации;

- наличие базовых знаний по всем предметам профессионального цикла;

- способность приобретать и интерпретировать с использованием современных информационных и образовательных технологий новые знания по всем разделам теологии и смежных дисциплин;

б) общепрофессиональных:

- готовность применять стандартные методы решения проблем, имеющих теологическое содержание;

- способность использовать в практической деятельности знание о теологических основаниях, принципах, методах и различных формах этой деятельности; готовностью участвовать в исследованиях практической деятельности религиозной организации и применять результаты этих исследований;

- способностьюиспользовать базовые знания в области теологии.

1.1. Значение слова “катихизис”

Слово “катихизис” происходит от греческого глагола kathcevw, что значит “говорить кому-то”, “устно наставлять”, “оглашать”. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете.

“Достопочтенный Феофил”, к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия, “был наставлен” (Лк. 1, 4) в учении христианской веры.

Александрийский иудей Аполлос, пришедший с проповедью в Ефес, “был наставлен в начатках пути Господня.” (Деян. 18, 25).

Первоначально “катихизисом” называлось устное научение основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на записанные наставления. Таким образом “катихизис” превратился в жанр христианской вероучительной литературы.

По определению “Пространного Христианского Катихизиса”

“Православный Катихизис есть наставление в православной Вере Христианской, преподаваемое всякому Христианину для благоугождения Богу и спасения души” [1].

1.2. Что такое вера?

а) Прежде всего под верой понимают состояние психологической уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытно проверены.

Применительно к христианской религии вера означает уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетований. Ап. Павел определяет веру как

“осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11, 1).

По истолкованию “Пространного Катихизиса”, это означает

“уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем” [2].

Такая вера является основанием религиозной жизни как таковой,

“ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает” (Евр. 11, 6).

б) Верой называется также и самый предмет уверенности, то есть некоторое учение, в истинности которого человек убежден. В таком значении использует слово “вера” ап. Павел, когда говорит о людях, которые “отвергли прежнюю веру” (1 Тим. 5, 12), о “невеждах в вере” (2 Тим. 3, 8). В таком смысле можно говорить о христианской, мусульманской, иудейской и другой вере.

в) Бог Библии не есть отвлеченная сущность, но живая Личность, свободно-разумное Существо, с Которым человек может вступить в непосредственное личностное общение, соединиться теснейшим внутренним союзом. Верой мы получаем доступ к Божественной благодати, верою Христос вселяется в наши сердца (Еф. 3, 17). Христианская вера изначально есть вера именно в Личность, а не в доктрину, поэтому вера христиан в принципе не может быть ограничена лишь формальным признанием истинности христианского учения. По словам выдающегося русского богослова первой половины XX в. В. Н. Лосского, “вера — не психологическое состояние”, а “онтологическая связь ( то есть связь по бытию. — О. Д.) между человеком и Богом, связь внутренне объективная” [3].

С субъективной стороны такая вера раскрывается, прежде всего, как доверие — доверие тому, что Бог открывает нам в Своем слове, доверие Промыслу Божию.

“Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность” (Рим. 4, 3).

Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Божие — в этом он не сомневался и ранее, — а в том, что он доверился Богу, всецело предал себя воле Божией.

Доверие Богу, Его повелениям и обетованиям порождает в человеке желание хранить верность Богу. На низких степенях духовного развития стремление быть верным Богу может быть обусловлено страхом наказания или желанием получить награду. Однако ни страх, ни корыстный расчет не могут сообщить верности положительного нравственного основания и потому несовместимы с христианским совершенством. Таким основанием может быть только любовь как “совокупность совершенства” (Кол. 3, 14).

“Бог есть любовь” (1 Ин. 4, 8; 16), и вера в Бога — Любовь по мере своего роста срастворяется любовью, любовь же побуждает хранить верность тому, кого любишь:

“Если любите Меня, соблюдите мои заповеди” (Ин. 14, 15); “кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое” (Ин. 14, 23).

В этом смысле ап. Павел говорит о “вере, действующей любовью” (Гал. 5, 6).

г) Таким образом, христианская вера не может быть сведена ни к простой уверенности в истинности христианского учения, ни к состоянию души, ни даже к личному отношению человека к Богу. Можно сказать, что вера есть, прежде всего, определенный образ жизни. С одной стороны, его содержание — стремление к богообщению, к соединению с Богом. С другой стороны, этот образ жизни непременно включает в себя твердую решимость исполнять волю Божию, привести свою жизнь в соответствие с Божественным замыслом о человеке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.