КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая и неорганическая химия 5 страница
Задание «Чтение». Предложите ребенку почитать слоги вместе с Буковкой. Читайте их слитно, «растягивая»гласный звук. Если ваш малыш уже читает слоги достаточно хорошо, можно перейти к словам. Читайте их послогам, слитно, «растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на последующую гласную, чтобы при чтении он сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними. Слоги для чтения: ал, ул, ол, эл, ыл, ил. Слова для чтения: лак, лама, лапа, лупа, луна, лужа, мыло, лопата, полка, ландыш. А потом друзья сделали подарок для капитана-мышонка — нарисовали его портрет. Задание «Рисунок по клеточкам "Мышонок-капитан"». Предложите ребенку помочь Слышу и Буковке нарисовать мышонка. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см. рис. 31). Звук и буква «Р» Рядом с аквапарком стояли огромные качели. Конечно же, наши друзья захотели на них покататься. Но только они подошли ближе, как лохматый пес, стороживший качели, грозно зарычал: — Р-р-р, стойте, проход закрыт. — Но почему? — удивилась Буковка. — Вон сколько детей дружно катаются на этих качелях. — Р-р-р, — ответил пес, — я пропускаю только техпосетителей, которые могут выполнить три моих задания. — Мы их готовы выполнить, — отозвался Дракоша. — Хорошо, повторите три раза, быстро и не ошибаясь, скороговорку: «Раз дрова, два дрова, три дрова». Дракончик повторил скороговорку три раза без единой ошибки. А вы, ребята, так сможете? Игра «Повтори скороговорку». Предложите малышу тоже повторить скороговорку три раза, не сбиваясь. — Второе задание, — продолжал пес. — Назовите цветы, в названии которых есть звук [р]. Игра «Назови цветы, в названии которых есть звук [р]». Предложите ребенку вспомнить как можно больше названий цветов со звуком [р]. — Роза, ромашка, нарцисс, — стала перечислять цветы Буковка. — И с этим заданием вы справились. Тогда — третье и самое сложное задание: соберите из звуков слова. Игра «Составь слово из звуков». Называйте ребенку звуки слова в нужной последовательности, но поочередно, делая между ними паузы, — ребенок слушает все звуки и «собирает» слово. Слыш назвал все слова правильно, и собачка пропустила друзей на качели. Но прежде чем сесть накачели, Слыш решил повторить песенку собачки. Для этого он потренировал свой язычок — сделал упражнение. Упражнение для язычка «Барабанщик». Предложите ребенку потренировать язычок вместе со Слышем: улыбнуться, открыть рот. На выдохе стучать кончиком языка за верхними зубами по бугоркам: д-д-д-д-д-д-д-д (следите за тем, чтобы ребенок не поднимал плечи и не двигал подбородком). Упражнение выполняйте перед зеркалом 5—7 раз. — Р-р-р, — зарычалСлыш как сердитая собачка. (Язык не хотел пропускать воздух, он поднялся наверх, к верхним зубам,прислонился к бугоркам (альвеолам), поставил воздуху преграду. А воздух все равно прорвал ее. Язык бился о бугорки, сердился, рычал.) Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести новый согласный звук правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за положением губ, языка, работой горлышка и дыханием. Слышу захотелось узнать о новом звуке побольше, и он попробовал описать его. Задание «Опиши звук». Вместе с ребенком помогите Слышу описать звук [р]. Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Теперь попросите определить место преграды и описать ее; воздуху мешает язычок, который поднялся к бугоркам за верхними зубами и вибрирует. Далее спросите: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на ваш вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести звук [р]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [р] (помогите себе кулачком — сильно его сожмите). Затем произносите этот звук мягко: [р'] (кулачок сжимается слабо, губы улыбаются). Далее попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный, звонкий, может быть твердым или мягким. Буковка достала листочек, волшебный карандаш и записала: А вот и стихотворение про новую букву: Буква Р согнула ручку, Ну-ка, с кем пройти под ручку? (А. Шибаев) Игра «Напиши букву». Предложите ребенку написать новую согласную букву в альбоме или в тетради. Сначала вы напишите большую печатную букву «Р», читая вслух стихотворение. Затем малыш пишет эту же букву и сам рассказывает стихотворение про нее. Когда большая буква «Р» будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе с малышом написать маленькую печатную букву «р». А чтобы пес больше ни на кого не рычал, Буковка нарисовала его портрет на листочке в клеточку и подарила свой рисунок строгому псу. На рисунке пес получился добрый и веселый. Задание «Рисунок по клеточкам "Собачка"». Предложите ребенку превратить строгого пса в добрую собачку. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см. рис. 32). Задание - «Чтение». Предложите ребенку вместе с Буковкой почитать слоги. Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Если малыш читает слоги достаточно хорошо, можно перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на последующую гласную, чтобы при чтении он сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними. Слоги для чтения: ра, ро, ру, ры, рэ, ри. Слова для чтения: руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск. Звук и буква «Й» Наконец-то Дракоша, Слыш и Буковка сели на огромные качели. Буковка села на скамеечку, Слыш крепко взялся за ручки, а Дракоша стал раскачивать качели. Они раскачивались сначала медленно и невысоко, а потом начали раскачиваться быстрее, сильнее и выше. Качели взмывали вверх, а потом опускались вниз с веселым свистом: «й-й-й», «й-й-й»! У друзей захватывало дух, и им хотелось кричать от радости и счастья, ветер раздувал их одежды, свистел в ушах, а качели все скрипели: «й-й-й». Когда друзья вдоволь накатались, они сошли на землю, поблагодарили лохматого пса и пошли погулять по парку. Слыш запомнил песенку качелей. Он размял свой веселый язычок, вспомнив несколько упражнений. Упражнение для язычка. Предложите ребенку вместе со Слышем потренировать язычок, выполните упражнение перед зеркалом 5—7 раз. Повторите следующие упражнения: «Большие качели» — улыбнуться, открыть рот, поднимать кончик языка на верхнюю губу, опускать на нижнюю. «Маленькие качелъки» — улыбнуться, открыть рот, поднимать кончик языка за верхние зубы, опускать за нижние. — Й-й-й,— произнес Слыш. (Язык не хотел пропускать воздух — он выгнул спинку, прижал ее к нёбу, но воздух все равно весело загудел.) Задание - «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести звук [й| без ошибки, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием. Слышу захотелось узнать о новом звуке побольше, и он попробовал описать его. Задание «Опиши звук». Предложите ребенку помочь Слышу описать звук [и]. Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Теперь попросите определить место преграды и описать се: воздуху мешает язычок, который спинкой прижимается к небу. Далее спросите: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на ваш вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести звук [и]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе с ребенком этот звук: [и] (помогите себе кулачком — кулачок сжимается слабо, губы улыбаются). Обратите внимание ребенка на то, что этот звук всегда мягкий. В заключение попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный, звонкий, может быть только мягким. Дракоша предложил друзьям новую игру со звуком [и]. Игра «Подбери рифму». Предложите ребенку поиграть с Дракошсй: вы называете слово, а ребенок подбирает слова так, чтобы они подходили по рифме. Например: майка — лайка, гайка, сайка, зайка..; Зойка — стройка, мойка..; змейка — лейка, копейка, канарейка... А Буковке захотелось написать новую букву: Буковка посмотрела на свой рисунок и сказала; Ты ей шляпку подари Станет краткой буква И. (А. Шибаев) Игра «Напиши букву». Предложите ребенку написать еще одну согласную букву в его альбоме или в тетради. Сначала вы сами пишете большую печатную букву «Й», читая ребенку вслух стихотворение. Затем малыш пишет эту же букву и рассказывает стихотворение про нее. Когда большая буква «Й» будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе написать маленькую печатную букву «й». Буковка нарисовала качели, на которых катались друзья, чтобы потом показать их маме и рассказать о том, как на них нужно качаться. Задание «Рисунок по клеточкам "Качели"». Предложите ребенку вместе с Буковкой нарисовать качели. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите его отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см. рис. 33). Задание «Чтение». Предложите ребенку почитать слоги вместе с Буковкой. Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Если малыш уже достаточно хорошо читает слоги, можно перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на последующую гласную, чтобы при чтении он сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними. Слоги для чтения: ай, ой, уй, эй, ый, ий. Слова для чтения: дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка. Буквы «Я», «Е», «Ё», «Ю» Недалеко от качелей раскинулся красочный балаган, в котором выступали четыре малюсеньких гномика: они пели песенки, рассказывали смешные истории, танцевали. У каждого гномика на футболке были написаны буквы — имена гномиков: Я, Е, Ё, Ю. Только Буковка смогла их прочитать, а потом и записать: А Слыш придумал про новые буквы стихи: Я — бродяга с рюкзаком, Путешествует пешком. (Г. Виеру) Ева гребнем причесалась — В нем три зубчика осталось. (Г. Виеру) Есть у мамы дочка У нее две точки. (Г. Виеру) О я к столбику прибью, Чтобы вышла буква Ю. (Г. Виеру) Игра «Напиши букву». Предложите ребенку написать эти буквы в его красивом альбоме или в тетради. Сначала вы пишете печатные буквы «Я», «Е», «Ё», «Ю», читая стихотворения про них. Затем малыш пишет эти же буквы и сам рассказывает про них стихотворения. Когда написание больших букв будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе написать маленькие печатные буквы «я», «е», «ё», «ю». Если малышу тяжело сразу написать все четыре буквы, отложите задание до следующего раза. Слыш потренировался, чтобы произнести новые звуки. Упражнение для язычка. Предложите ребенку потренировать язычок вместе со Слышем, выполняя упражнения перед зеркалом по 5—7 раз. Повторите следующие упражнения: «Грибок» - улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке. Присосать язык к нёбу. «Лошадки» — вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать язычком (как цокают копытами лошадки). «Резиночка» — улыбнуться, сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к нёбу). Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать). Слыш заметил, что каждое имя состоит из двух звуков, но обозначается одной гласной буквой. Задание «Назови звуки». Предложите ребенку медленно произнести звуки [я], [е], [ё], [ю]. Попросите его определить, из каких двух звуков состоят данные буквы: Я - [и] и [а]. Е - [й] и [э]. Ё - [и] и [о]. Ю - [и] и [у]. После того как Дракоша, Слыш и Буковка посмотрели представление веселых гномиков, они отправились на станцию. Задание - «Чтение». Предложите ребенку почитать буквы и слова вместе с Буковкой. Читайте слова по слогам, слитно, «растягивая» гласный звук. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на последующую гласную, чтобы при чтении он сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними. Буквы для чтения: я, е, ё, ю. Слова для чтения: Яша, ем, юг, ёж, ёлка, Яна, юла, Ева, яблоко, яма. Буковка успела нарисовать веселых гномиков. Задание «Рисунок по клеточкам "Гномики"». Предложите ребенку нарисовать веселых гномиков, рассмотреть, из каких фигур они состоят, назвать эти фигуры. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, оставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см. рис. 34). Буквы «Ь» и «Ъ» Дракоша пошел провожать наших друзей на станцию. Когда они пришли на вокзал, то обнаружили, что их поезд уже ушел. А следующий подходящий поезд отходил только на следующий день. На улице стало темнеть, Слыша и Буковку ждали дома их мамы. Дракоша предложил им остаться у него на ночь, но друзья решили все-таки вернуться домой, так как мамы наверняка уже вол ковались. Но Дракоша нашел выход из положения: недалеко от станции жили два его знакомых — пони, и он попросил ихотвезти Слыша и Буковку домой. Пони с радостью согласились помочь, друзья попрощались и поскакали на веселых коньках в свой волшебный город. Пони были очень похожи, но на спинке одного из них было пятнышко, похожее на мягкий знак «Ь», а у другого — на твердый знак «Ъ». — Что обозначают эти буквы? — спросила Буковка. — Буква «мягкий знак» показывает, что надо читать предыдущую согласную мягко, — ответил один пони. — А твердый знак помогает увидеть при чтении слов, что звуки произносятся раздельно, — проговорил другой пони. «Интересно,— задумался Слыш, — эти буквы не обозначают никаких звуков!» Буковка достала свой волшебный карандаш и нарисовала: А Слыш проговорил: Эти буквы, каждый знает, Звуков не обозначают. Могут только показать, Как согласные читать. (Г. Виеру) Игра «Напиши букву». Предложите вашему ребенку написать эти новые буквы в альбоме или в тетради. Сначала вы сами пишете большие печатные буквы «Ь», «Ъ», читая вслух стихотворения про них. Затеммалыш самостоятельно пишет эти же буквы и рассказывает про них стихотворение. Когда написание больших букв будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе написать маленькие печатные буквы «ь», «ъ». Если малышу тяжело написать две буквы сразу, отложите задание до следующего раза. Задание - «Чтение». Предложите ребенку почитать слова вместе с Буковкой. Читайте слова по слогам, слитно, «растягивая» гласный звук. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на последующую гласную, чтобы при чтении он сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними. Обратите внимание ребенка на знаки «ь» и «ъ». Подскажите, как нужно правильно читать слова с этими знаками. Слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь, рысь. Слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела. Так, незаметно, за чтением слов, друзья подъехали на веселых коньках к своему волшебному городу. Пони довезли друзей до дома, где их уже ждали мамы. Друзья поблагодарили лошадок, попрощались с ними и друг с другом, а потом начали рассказывать своим мамам об интересных приключениях со звуками и буквами. А Буковка даже нарисовала пони, на которых друзья добирались домой. Задание «Рисунок по клеточкам "Пони"». Предложите ребенку вместе с Буковкой тоже нарисовать добрых пони. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см. рис. 35). Вот и закончились веселые приключения Слыша и Буковки, которые вместе с вами, ребята, познакомились со звуками и буквами нашего языка. Вы многое узнали о гласных и согласных звуках, о том, чем они отличаются, что согласные звуки бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими. Вы знаете буквы: одни обозначают один звук, другие — два звука, а некоторые — ни одного. Вы можете читать слоги и слова. Но на этом ваше путешествие в страну звуков и букв не заканчивается. Продолжение знакомства со звуками и буквами ждет вас в школе. Слыш и Буковка желают вам удачи! ЛИТЕРАТУРА 1. Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997. 3. Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001. 4. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2000. 5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: «Гном и Д». 2000. 6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000. 7. Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995. 8. Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997. 9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владеем, 1997. 10. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002. 11. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998. 12. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000. контрольные задания для студентов заочного отделения
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |