Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы полиции по обеспечению правопорядка




В пределах своей компетенции она имеет право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки и документы, вызывать их по делам и материалам, находящимся в производстве полиции.

В соответствии с законодательством полиция может задерживать лиц, совершивших административные правонарушения, составлять протоколы о правонарушениях и налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на виновных лиц; производить в соответствии законом необходимые уголовно – процессуальные действия.

Для обеспечения правопорядка полиция имеет право патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно – пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка.

Полиция в силу своих обязанностей:

1. Принимает и регистрирует заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

2. Прибывает незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекает противоправные деяния, устраняет угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документирует обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивает сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.

3. Оказывает первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений.

4. Обнаруживает обстоятельства преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимает в пределах своих полномочий меры по их устранению.

5. Обеспечивает безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах.

6. Обеспечивает совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных безопасность граждан и общественный порядок, оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.

7. Принимает при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра.

8. Возбуждает уголовные дела, производит дознание и предварительное следствие.

9. Осуществляет оперативно – розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.

10. Пресекает административные правонарушения и осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.

11. Осуществляет розыск лиц, совершивших преступление, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания наказания, от призыва на воинскую службу, а также без вести пропавших и иных лиц.

12. Принимает меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов.

Полиция участвует в мероприятиях по борьбе с терроризмом, контрабандой, осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, с незаконными вооруженными формированиями.

На полицию возлагается защита значимых государственных объектов, чрезвычайно важных и режимных объектов, собственности юридических и физических лиц по контрактам. Помимо этого, ее обязанностью считается государственная защита судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей и иных должностных лиц при угрозе посягательства на их жизнь, здоровья, имущество указанных лиц, а также их близких.

Специальные подразделение органов внутренних дел выдают и аннулируют специальные разрешения (лицензии) на занятие деятельностью, лицензирование которой отнесено к ведению Министерства внутренних дел Российской Федерации (например, частная и охранная детективная деятельность).

Органы внутренних дел гарантируют выполнение требований транспортно – визовой и разрешительной систем. Эти органы участвуют в разработке правил, стандартов и иных нормативов в области обеспечения безопасности дорожного движения, принимают меры по предупреждению дорожно – транспортных происшествий. Они реализуют государственную регистрацию и учет автотранспортных средств, выдают удостоверение на право управления этими средствами.

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и его органов организуются и ведутся федеральные учеты, формируются автоматизированные банки данных оперативно – справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, необходимой для эффективной деятельности по указанным выше направлениям.

Деятельность полиции направлена осуществлять анализ состояния правопорядка и преступности, разрабатывать прогнозы развития криминогенной ситуации в стране и ее регионах. На этой основе они вносят в соответствующие органы власти и управления предложения об укрепления законности, обеспечении правопорядка, предупреждении преступности. Органы внутренних дел призваны участвовать в разработке и реализации целевых программ в сфере борьбы с преступностью.

 

Современные и новые проблемы, встающие перед полицейскими, нуждаются в качественном и эффективном правовом регулировании их организации и деятельности. Министерство внутренних дел, его органы внутренних дел, полиция ведут тщательную ежедневную работу, нацеленную на обеспечение правопорядка, безопасности граждан, защиту их основных прав и свобод, сохранение целостности государства, усиление конституционного строя, борьбы с преступностью и коррупцией. При этом беззаконность регулярно видоизменяется, перерождается, принимает на себя скрытые и изощренные формы, просачивается абсолютно во все сферы жизни и деятельности нашего общества. Данное проявление требует четкой организации функционирования полиции, органов внутренних дел, формирование правовых условий для наиболее эффективной оперативно – служебной и служебно – боевой деятельности всех звеньев полиции. Это возможно только при наличии соответствующего правового обеспечения организации и деятельности полиции и органов внутренних дел в целом.

Правовой основой для деятельности полиции выступает совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и регулирующих различные аспекты организации и деятельности полиции, включая правовое нормирование содержания полицейской деятельности, субъектов ее осуществления, условия, порядок и основания применения полицией мер государственного принуждения, гарантии законности деятельности полиции и т.д.

На сегодняшний день в нашей стране действуют приблизительно 600 федеральных законодательных актов, нормативных указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, устанавливающих основные положения организации и деятельности полиции и органов внутренних дел. Основная масса из них считаются базовыми законодательными актами, определяющими организационно – правовой статус полиции, органов внутренних дел, внутренних войск, отдельные направления их деятельности.

Правовое обеспечение деятельности полиции, органов внутренних дел как задачу, стоящую перед МВД России, не удается решить, если не развивать активность и инициативу российских граждан и самих сотрудников полиции, органов внутренних дел, не повысить их чувства гражданственности и государственности, как необходимых для жизни общества институтов.

Федеральные законодательные акты об организации деятельности полиции, органов внутренних дел могут быть развернуты и реализованы с помощью законодательства субъектов Российской Федерации.

Отличительная черта правового регулирования деятельности полиции – множественность его субъектов и источников, обусловленная множественностью и разнообразием решаемых полицией задач. Основными направлениями нормотворческой деятельности органов законодательной власти субъектов РФ в сфере организации и деятельности полиции являются:

1.Принятие законов, иных нормативно – правовых актов, устанавливающих административную ответственность за те или иные правонарушения.

2.Принятие законов, иных нормативно – правовых актов, направленных на усиление борьбы с преступностью.

3.Принятие законов, иных нормативно – правовых актов, устанавливающих организационно – правовые основы деятельности полиции.

4. Принятие законов, иных нормативно – правовых актов, регламентирующих социальную защищенность сотрудников полиции.

В настоящее время законодательными органами субъектов РФ принят ряд нормативно – правовых актов, направленных на дополнительную защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности, развитие статуса полиции и социальной защищенности сотрудников полиции и органов внутренних дел.

Полиция как служба органов внутренних дел является одним из субъектов нормотворчества, под которым принято понимать специальную мыслительную и практическую деятельность, направленную на создание и изменение или отмену правовых норм, путем принятия нормативных правовых актов. Эта их деятельность носит подзаконный, ведомственный характер и служит конкретизации, детализации и организационному обеспечению действия законов, регулирующих организацию и функционирование органов внутренних дел.

В настоящее время имеется около 3,5 тысяч действующих ведомственных нормативно правовых актов, которые изданы подчас по одному и тому же предмету, порой противоречат друг другу, имеют многочисленные изменения и дополнения и т.д.

Подзаконные правовые акты, в том числе, естественно, ведомственные выполняют функцию достаточно эффективного механизма обеспечения действия закона, то есть относятся к правовым средствам реализации права. Считается, что одним из признаков качественного закона является его прямое действие, но на практике и законы прямого действия, в том числе Конституция РФ, в силу комплекса причин, имеющих сильнодействующий характер, могут бездействовать или действовать не эффективно.

Можно выделить две разновидности нормотворческой деятельности рассматриваемых субъектов – компетенционную и делегированную и соответственно виды нормативно – правовых актов. Компетенционное нормотворчество имеет своими адресатами преимущественно саму полицию и ее сотрудников, т. е. регулирует, главным образом, организационные, управленческие отношения. Делегированное нормотворчество касается в значительной мере и степени отношения полиции и ее сотрудников с юридическими и физическими лицами.

Службы полиции, входящие в систему МВД России, готовят следующие виды нормативных правовых актов: приказы, инструкции и указания, а так же виды систематизированных или комплекс нормативно – правовых актов, как правила, положения, уставы и наставления.

Основаниями для разработки и принятия нормативных и правовых актов являются:

1. Акты и поручения высших органов государственной власти и управления.

2. Решения руководства министерства.

3. Утвержденный в установленном порядке план работы МВД России.

4. Инициатива других министерств и ведомств.

5. Инициатива подразделений министерства.

Общее руководство нормотворческой деятельностью осуществляет Министр внутренних дел, а непосредственное руководство – Первый заместитель министра в соответствии с распределением обязанностей.

Организация этого процесса, координация деятельности участников подготовительный рабочих групп и контроль за обеспечением нормотворческого процесса в аппарате министерства возлагаются на Главное правовое управление, соответствующие юридические службы нижестоящих органов.

В структуре нормотворческого процесса принято выделять четыре этапа, каждый из которых имеет ряд стадий:

1. Нормотворческая инициатива.

2. Подготовка проекта нормативного правового акта и его согласование с заинтересованными службами.

3. Принятие нормативного правового акта.

4. Государственная регистрация в Министерстве юстиции.

5. Опубликование и доведение до адресатов.

Ответственность за качество подготовки нормативных правовых актов несут начальники подразделений полиции министерства, а за состояние нормотворческой по направлениям деятельности МВД – соответствующий заместитель Министра.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.